СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ


Abstract

MOSCOW STATE ACADEMY OF PHYSICAL CULTURE FROM PEDAGOGICAL COLLEGE'S DIVISION TO ONE OF THE LEADING HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE BRANCH (PAST, PRESENT, VIEW INTO THE FUTURE).

V.V. Gromyko, rector of academy, Honoured coach of the USSR, professor

Key words: physical culture college, branch of the institute, institute, academy, history, present, future.

This article is dedicated to 20-th anniversary of the Moscow state academy of physical culture. But it is an official date. In reality the very begining of Moscow academy' history is antedated by 1931, when at the pedagogical college situated in Malakhovka - the summer cottage community near Moscow, the division of Physical Education had been organized. In 1933 the pedagogical college was transformed into the Moscow regional college of physical culture. In 1968 the Malakhovka branch of the Smolensk state institute of physical culture was opened, and in 1976 this branch was transformed into the Moscow Regional State Institute of Physical culture, which had received the status of Academy in 1994.

Moscow State academy of physical culture is the modern higher educational institution with glorious traditions now. The collective of Academy had added a good deal of glorious chapters to the history of physical culture and sports in the Soviet Union, the Russian Federation and the international Olympic movement.


МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ -ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Ректор академии, заслуженный тренер СССР,
профессор В.В.Громыко

65-летняя история Московской государственной академии физической культуры уникальна. Она полностью отражает основные вехи развития физической культуры и спорта в стране, отношение руководства государством, народа к укреплению здоровья нации средствами физической культуры и престижу отечественного спорта на международной арене.

Достижения любой отрасли находятся в прямой зависимости от уровня подготовки специалистов и соответствия их лучшим международным стандартам. Поэтому даже в самые сложные периоды в жизни нашей страны подготовке высококвалифицированных специалистов уделялось первостепенное значение.

ПРОШЛОЕ

Московская государственная академия физической культуры как специальное учебное заведение по подготовке специалистов физической культуры и спорта ведет летоисчисление с 1931 г., когда в педтехникуме, расположенном в пос. Малаховка, было организовано отделение физического воспитания. До этого даже в самом техникуме занятия по физической культуре не проводились, так как не было преподавателя. Первый набор учащихся составил всего 60 юношей и девушек. Для проведения занятий были приглашены такие известные педагоги, как А.А. Тер-Ованесян, М.В. Медведев, В.Г. Яковлев ... Заведующим отделением был назначен А.П. Илларионов.

Однако такое малочисленное отделение не могло решить проблему подготовки специалистов по физической культуре для Московской области (особенно учителей и инструкторов).

Встал вопрос о значительном увеличении контингента учащихся, создании специального учебного заведения.

В 1933 г. педтехникум был преобразован в Московский областной техникум физической культуры. В его состав вошел Московский вечерний техникум физической культуры.

По сравнению с учащимися педтехникума учащиеся техникума физической культуры были старше по возрасту, лучше физически подготовлены, значительная их часть имела опыт практической инструкторской работы. Многие пришли по путевкам и с рекомендациями комсомольских первичных организаций

С целью подготовки будущих преподавателей техникума в нем создается специальная учебная группа с продленным сроком обучения. Ее выпускники в последующем и составили основной костяк преподавательского коллектива.

Первый смотр спортивного мастерства учащихся состоялся в 1934 г. на I Спартакиаде институтов и техникумов физической культуры (в ее программу входили лыжные гонки, конькобежный спорт, гимнастика, стрельба). Хорошо организованная подготовка к Спартакиаде способствовала значительному росту спортивных результатов учащихся. Отбор осуществлялся на конкурсной основе. Отдельные учащиеся претендовали на выступление сразу в нескольких видах программы. В соревнованиях Спартакиады результат I разряда по лыжным гонкам показала будущая рекордсменка мира по легкой атлетике Тамара Быкова.

Для учащихся техникума эта Спартакиада явилась первым спортивным крещением. Выиграв 1-е место в общекомандном зачете, делегация техникума завоевала переходящее Красное Знамя и получила премию в 10 000 рублей. В последующем учащиеся техникума, как правило, становились победителями соревнований, проводимых Советом физкультуры г. Москвы.

В январе 1935 г. техникум военизируется. Из личного состава формируется строевой батальон, вводятся высшая военная подготовка для юношей и знаки различия для командного состава из числа преподавателей и студентов. С апреля весь личный состав переводится в лагерь (палаточный городок). Приказом по полку Московской пролетарской дивизии за образцовую выучку учащихся военной учебной части техникума и командиру студенческой роты Колмакову объявляется благодарность.

Начиная с 1935 г. техникум самостоятельной колонной участвует в общемосковском параде физкультурников.

В конце года спортсмены техникума выступают с показательной спортивной программой перед делегатами Х съезда ВЛКСМ.

Набор в техникум увеличивается до 150 учащихся.

Силами студентов оборудуются футбольное поле, легкоатлетическая дорожка, игровые площадки, закладывается 4-этажное здание (ныне общежитие).

В техникуме вводятся специализации по легкой атлетике, лыжным гонкам, спортивной и художественной гимнастике, акробатике, боксу, плаванию. Повышаются учебные требования к учащимся. Не выполнившие к концу 2-го года обучения нормативов минимума по специализации и комплекса ГТО II ступени отчисляются.

Широкий отклик у учащихся нашел призыв руководства страны к молодежи овладевать оборонными специальностями. Большая группа учащихся с отличной оценкой заканчивает курсы парашютистов при Ухтомском аэроклубе. В техникуме проводятся соревнования по гранатометанию и стрельбе.

Развивается соцсоревнование на лучшую группу, в результате значительно повышается общая успеваемость учащихся. На повторный курс обучения оставляется лишь 4 человека.

В 1937 г. набор в техникум увеличивается до 215 человек, открываются курсы "Спартака". В 1938 г. набор увеличивается уже до 250, а контингент учащихся достигает 500 человек.

Как по материальной базе, так и по квалификации преподавательского состава, уровню учебно-воспитательной, военно-патриотической и спортивной работы техникум становится признанным лидером в стране среди средних специальных учебных заведений.

В 1939 г. в связи с событиями в Польше и финской кампанией часть преподавателей и группа учащихся-активистов призывается в РККА. Многие из учащихся зарекомендовали себя хорошими бойцами. От командования воинских частей, в которых они служили, в адрес техникума поступило много благодарностей . Вот один из таких приказов по техникуму (№ 86 от 23.04.1949 года):

"п. 1. Студентов III курса тт. Абрамову, Брагину, Забелина премировать в размере 250 рублей за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной - будучи добровольцами в лыжных отрядах".

Финская кампания выдвинула перед техникумом, готовящим кадры специалистов по физической культуре как для школ, так и для Красной Армии, задачу значительного улучшения лыжной подготовки учащихся. Из личного состава техникума формируется лыжный батальон, заметно повышаются спортивные результаты учащихся. Команда техникума выигрывает первенство г. Москвы и Московской области по лыжным гонкам.

С началом Великой Отечественной войны летом и осенью 1941 г. практически все учащиеся юноши и 90 процентов преподавателей-мужчин призываются в действующую армию. Остальные мобилизуются на трудовой фронт по сооружению защитной зоны вокруг Москвы. Почти все помещения и территорию техникума занимают воинские части. С приближением фронта к Москве в Малаховку переводится техникум физкультуры из Рузы Московской области.

Несмотря на тяжелые военные годы учебный процесс в техникуме продолжается. До двух лет сокращаются сроки обучения.

В 1942 г. из техникума выпускается всего 16 специалистов. В этом же году сюда переводится группа учащихся из числа слушателей подготовительного отделения ГЦОЛИФКа.

В 1944 г. расквартированные здесь воинские части освобождают помещения техникума. Это дает возможность осуществлять набор учащихся (около 200 человек).

В 1945 г. демобилизуются из армии и возвращаются в техникум преподаватели и учащиеся. Значительно активизируется учебная и спортивная работа. Студенты вместе с преподавателями проводят большие ремонтные работы в зданиях техникума, заготавливают топливо и овощи.

Многие участники Великой Отечественной войны получили правительственные награды, в том числе посмертно...

Начиная с 1946 г. техникум возобновляет участие во Всесоюзном физкультурном параде в Москве.

В 1946 г. техникум вновь занимает лидирующее положение в спорте, завоевав первое командное место во Всесоюзной спартакиаде институтов и техникумов физической культуры (по легкой атлетике, плаванию, гимнастике).

Рекордным становится набор в техникум: его ряды пополняют 300 учащихся. Учебное заведение снова переходит на 3-летний срок обучения.

За период своей деятельности техникум подготовил около трех тысяч специалистов-организаторов физического воспитания в коллективах физкультуры Москвы и Московской области.

Учащиеся техникума в своих видах спорта превысили 26 мировых рекордов!

В 1955 г. на базе техникума начинает функционировать Республиканская учебно-спортивная база, на которой проходят учебно-тренировочную подготовку сборные команды РСФСР по ряду видов спорта.

Достижение высот в мировом спорте требует массового развития детского и юношеского спорта, а также большого количества тренеров.

В I960 г. на базе техникума открывается Центральная школа тренеров РСФСР. Ее директором назначается Н.К. Прытков. Таким образом, в Малаховке создается уникальный учебно-научно-спортивный комплекс по физической культуре и спорту.

Отличное сочетание в ЦШТ преподавателей-теоретиков и практиков позволяет уже в 1964 г. открыть здесь спортивный факультет, а 1968 г. - Малаховский филиал Смоленского ГИФКа. Директором филиала назначается А.Д. Солдатов, вложивший много труда в становление этого учебного заведения, в развитие его материально-технической базы.

В 1976 г. филиал преобразуется в Московский областной государственный институт физической культуры, его ректором назначается выдающийся спортсмен и ученый А.Н. Воробьев.

Последующий период характеризуется активизацией научной деятельности, спортивной работы. Значительная часть спортсменов высокой квалификации, многие из которых впоследствии стали выдающимися тренерами, приобретают в институте необходимые профессиональные знания.

В 1994 г. по результатам государственной аттестации институту предоставляется статус Академии.

Главными достижениями предыдущего периода следует считать:

- последовательное выполнение требований времени по обеспечению физкультурно-спортив-ного движения в стране высококвалифицированными кадрами специалистов;

- формирование профессорско-преподавательского, научного, учебно-вспомогательного состава вуза, уровень которого позволяет обеспечить дальнейшее развитие прогрессивных направлений высшей школы;

- вклад более 20 000 выпускников в укрепление здоровья народа средствами физической культуры, в достижения страны на международной спортивной арене.

НАСТОЯЩЕЕ

Московская государственная академия физической культуры сегодня - современный вуз с богатыми традициями, по праву занимающий место в первом ряду среди академий и институтов отрасли.

В состав учебно-научно-производственного комплекса Академии входят Воронежский государственный институт физической культуры, НИИ спортивных технологий, Московский спортивный лицей (в стадии решения находится вопрос преобразования его в колледж).

При Академии успешно функционируют аспирантура, факультет повышения квалификации, диссертационный совет. Учебная база Академии широко используется для проведения учебно-тренировочного процесса детско-юношеских спортивных школ, спортивных секций, групп здоровья, довузовской подготовки школьников, занятия с которыми проводят преподаватели и студенты вуза.

На дневном и заочном отделениях в Академии обучаются почти 2,5 тысячи студентов. 65,3 процента профессорско-преподавательского состава имеют ученые степени и звания, среди них 19 докторов наук, профессоров, 90 кандидатов наук, доцентов; 24 удостоены высших почетных званий.

Профессора Н.Д. Граевская, B.C. Фомин, Ю.Ф. Удалов, В.Г. Петрухин, Г.С. Деметр, Ю.И. Смирнов, Н.Г. Сучилин, Н.Л. Семиколенных, В.П. Кубаткин, Р.А. Пилоян, А.Д. Воробьев, И.Н. Решетень, А.В. Сахно внесли большой вклад в развитие отечественной науки, подготовку научных кадров, высококвалифицированных специалистов по физической культуре и спорту. О результатах научной, спортивной работы коллектива Академии и ее предшественников красноречиво свидетельствуют высокие достижения самих преподавателей, студентов и выпускников в большом спорте, педагогической деятельности, научных исследованиях. Их имена, научные труды известны во всем спортивном мире.

Подготовка специалистов в вузе проводится по специальности 0303 - "физическая культура", а также в виде эксперимента по ускоренной программе по специальности 52190 - "физическая культура" (3 года) и 022300 - "физическая культура и спорт" (4 года).

По окончании обучения выпускникам присваивается квалификация "преподаватель физической культуры", "тренер" (по 20 видам спорта). С учетом требований времени в последние годы вуз приступил к подготовке специалистов по физкультурно-оздоровительной работе, менеджменту, оздоровительным видам гимнастики, реабилитации средствами физической культуры.

Большое внимание уделяется подготовке тренеров для спорта инвалидов, прежде всего из числа самих студентов-инвалидов.

При построении модели выпускника вуза по специальности 022300 (третий уровень профессионального образования) Академия исходит из следующих профессиональных требований.

Выпускник должен:

- соответствовать по уровню общеобразовательной подготовленности общим стандартам высшей школы;

- иметь современный уровень системных знаний на основе взаимоувязанных дисциплин учебного плана;

- уметь находить и творчески использовать в своей деятельности специальную информацию, владеть технологией получения новых знаний;

- быть всесторонне физически подготовленным, владеть одним из видов спорта;

- приобщать к ценностям физической культуры окружающих;

- иметь ярко выраженную мотивацию, необходимые навыки самостоятельной работы в избранной деятельности, а также потребность в постоянном пополнении своих знаний, совершенствовании профессиональных умений и навыков.

Требования эти не новые, однако до настоящего времени нет (и не может быть) единых рецептов по их претворению в жизнь. Ищет свой путь и коллектив Академии, при этом максимально используя опыт других вузов, их интересные подходы, свои и "чужие" находки.

Так, минимум содержания образовательной программы государственного образовательного стандарта по ряду входящих в нее дисциплин значительно расширен и дополняется по выбору студентов чтением спецкурсов по культуре речи, углубленному изучению иностранных языков, этике и эстетике, кибернетике в спорте, основам педагогического мастерства, возрастным особенностям воспитания и ряду других.

Увеличение объема учебного материала, введение новых дисциплин потребовало более детальной проработки межпредметных связей, устранения дублирования учебного материала, систематизации и последовательности его прохождения и распределения для аудиторной и самостоятельной работы студентов, повышения эффективности форм, средств и методов обучения.

Поиск путей формирования системных знаний осуществлялся и в прежние годы в рамках специальности 0303. Подтверждением эффективности избранного пути является успешная государственная аттестация выпускников вуза 1994/95 гг. на основе междисциплинарного экзамена.

Практика тестирования физической подготовленности студентов на протяжении всего периода обучения в вузе обнаружила тенденцию снижения физических кондиций у значительной части выпускников вследствие прекращения ими активной спортивной деятельности, занятий физическими упражнениями в развивающем режиме на старших курсах.

Рассматривая физическую подготовленность специалистов физической культуры и спорта как одно из основных условий их успешной профессиональной деятельности, Ученый совет Академии ввел тестирование физической подготовленности выпускников в перечень государственных испытаний.

Повышаются требования к выпускникам и по овладению педагогическими навыками профессиональной деятельности. Практический экзамен по будущей профессии стал непременным условием государственной аттестации, по результатам которой лучшим , выпускникам присваиваются тренерские категории.

Однако предусмотренная прежним учебным планом (0303) система педагогических и тренерских практик оказалась явно недостаточной. Поэтому новым учебным планом (022300) предлагается уже годичная стажировка студентов выпускного курса по профилю их будущей деятельности под руководством преподавателей выпускающих кафедр и специалистов-практиков с привлечением для научно-методического обеспечения преподавателей других специальных дисциплин.

В последние годы подготовка кадров в Академии приобретает все более выраженный региональный характер. В настоящее время более 80 процентов студентов являются постоянными жителями Москвы и Московской области. Отсюда приоритетной для вуза становится целевая подготовка и переподготовка специалистов на договорной основе по конкретной номенклатуре для данного региона.

Приближаясь к своему 65-летнему рубежу, Московская государственная академия физической культуры на основе опыта, накопленного коллективом и предшественниками, сложившихся традиций определила для себя наиболее рациональную программу действий с учетом возможностей вуза, потребностей общества, а также минимальных затрат на ее реализацию.

Оглядываясь на пройденный путь, подводя итоги своей деятельности, правомерно утверждать, что коллектив Академии вписал немало ярких страниц в историю и развитие физической культуры и спорта в Советском Союзе, Российской Федерации.

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования РФ "Академия - высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры... и является ведущим научным и методическим центром в сфере своей деятельности, в широких масштабах осуществляющих подготовку специалис-тов высшей квалификации...".

Именно с этих позиций мы рассматриваем роль и место нашего вуза в системе высшего профессионального образования.

По примеру Сибирской государственной академии физической культуры нам предстоит совместно с органами управления физической культурой и образованием Москвы и Московской области создать ассоциацию физкультурного образования для координации деятельности учебных заведений всех типов, готовящих кадры специалистов по физической культуре различных уровней, с целью обеспечения преемственности профессионального образования, повышения качества подготовки специалистов, повсеместного внедрения передового опыта работы.

Сегодня наиболее злободневная проблема региона - обеспечение образовательных школ учителями физической культуры. Здесь предстоит поиск новых форм работы, направленных на повышение престижа атлетической подготовки учащихся.

Требуется обратить внимание на подготовку специалистов по традиционно русским видам спорта: единоборствам, тяжелой атлетике, спортивной гимнастике, конькобежному и лыжному спорту. В последние годы вуз испытывает затруднения при наборе студентов на эти специализации.

Как никогда раньше остро встает вопрос о подготовке специалистов, способных средствами физической культуры укреплять здоровье, повышать физический статус всех слоев населения, восстанавливать двигательную активность после травм и заболеваний.

Для решения этих задач требуется предметное обучение будущих специалистов, экспериментальные полигоны. Поэтому в первую очередь в рамках учебно-научно-спортивного комплекса Академии необходимо создать все типы образовательных и физкультурно-спортивных первичных организаций (спецклассы, СДЮШОР, училище олимпийского резерва, колледж, центры по проведению постоянно действующих учебно-тренировочных сборов юношеских и молодежных команд РФ и по предоставлению образовательных и физкультурно-оздоровительных услуг населению). Многое из перечисленного претворено в жизнь уже сегодня.

В истории подмосковного вуза было немало сложных периодов, которые коллектив с достоинством преодолел. Последние "преобразования" по разрушающей силе не имеют аналогов. Псевдорыночная политика, обнищание значительной части народа, смещение духовных ценностей, повсеместная пропаганда культа насилия, различных извращений, реклама алкогольных напитков и табачных изделий пагубно сказываются на здоровье населения, особенно детей и молодежи. Популистские заявления, законы, указы и распоряжения "верхних эшелонов власти", не подкрепленные конкретными действиями по их реализации, постоянная смена руководителей отрасли, бесконечная реорганизация аппарата управления, отсутствие федеральной программы развития физической культуры, откровенное пренебрежение к нуждам вуза, скудное, а в последние два года и полное прекращение финансирования учебной и хозяйственной деятельности поставили перед Академией целый ряд трудноразрешимых проблем.

Но даже в этих условиях коллектив вуза с оптимизмом смотрит вперед, продолжает развиваться, решать поставленные перед ним задачи. Этому способствует убежденность, что физическая культура является приоритетной ценностью общества и в значительной степени формирует генофонд нации.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!