Abstract TOWARDS THE PROBLEM OF THE ATHLETES' PHYSICAL PREPARADENESS RELIABILITY Yu.V. Menhin, professor Moscow state academy of physical culture Key words: reliability of preparadeness, functional reserve, principle of impeded activity, integrated fitness, systems fern of training process. The problem of reliability is one of the most serious in training processes. To reveal the main reasons of its forming and the ways to overcome these difficulties was the aim of this study. As a result of the performed theoretical research it had become possible to identify the next reasons of this contradiction coming up: - the physical training performs without any connection with sports technique's improving; - the physical training is based on the principle "the more - the better" which conflicts with the tasks of technical improving; - physical training, as a rule, does not form shape itself as an accurate system with the certain corelations of its separate structural parts. The methodical principles of physical qualities' development must be based upon the natural regularities of the athlete's organism functioning in the zones of extreme and over-extreme loading which are demanded by the contemporary elite sports.
|
К ПРОБЛЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ Доктор
педагогических наук, профессор Ю.В. Менхин Ключевые слова: надежность подготовленности, функциональный резерв, принцип затруднения деятельности, комплексная готовность, системность процесса подготовки. Проблема физической подготовленности, вероятно, всегда будет актуальной. Но при всей своей колоссальной значимости она - лишь подспорье в достижении главной цели спортивного совершенствования - технического мастерства, поскольку именно в нем реализуются все физические кондиции. С этим, скорее всего, согласятся многие, по крайней мере на словах. В практике же, к сожалению, чаще наблюдается иная картина. Во-первых, физическая подготовка осуществляется вне связи с подготовкой технической. Во-вторых, она основывается на принципе "чем больше - тем лучше", становится самоцелью и таким образом вступает в противоречие с задачами технического совершенствования. В-третьих, как правило, физическая подготовка не оформляется в четкую систему с ясно представляемыми взаимоотношениями составляющих ее частных структурных образований. Пример. Спринтер-барьерист развивает силу ног, в результате чего увеличивается длина его беговых шагов. Но такое "достижение" входит в явное противоречие с биомеханическими особенностями его спортивной деятельности. Она требует атаки барьеров с определенного (удобного спортсмену) расстояния и под совершенно определенным углом; траектории надбарьерного шага-полета тоже определенной: "не выше - не ниже, не ближе - не дальше"; преодоления межбарьерных отрезков обязательно в три шага, строго определенной и отнюдь не максимальной длины. То есть, как ни странно, все эти важнейшие параметры бега, оказывается, вовсе не зависят от результатов силовой подготовки - работы многотрудной, объемной, требующей колоссальных затрат времени, энергии и многого другого. Результат барьеристов в значительно большей степени зависит от специфических проявлений быстроты: двигательной реакции, одиночных и темповых движений. А значит, акцент в физической подготовке барьериста смещается в иную область - в совершенствование быстроты, силовая же подготовка по принципу "чем больше - тем лучше" здесь ни при чем. Во всяком случае, в том вице, в каком она применяется. Противоречия, проявляемые в физической подготовке, доходят до абсурда. Так, исповедуя вышеназванный принцип, практики тем не менее идут в силовой тренировке по пути облегчения условий выполнения упражнений и снижения их физической трудности. Вспомним: предлагаются подтягивания в висе лежа вместо выполнения из виса, отжимания не в упоре лежа, а опорой бедрами или с их помощью и т.п. В этих случаях организм всегда работает лишь на том уровне энергетических затрат, который не требует оперативной и последующей продолжительной мобилизации резервных возможностей спортсмена, а значит, не вызывает требующихся адаптационных морфофункциональных и управляющих перестроек. В результате при огромной затрате времени прирост показателей силовой подготовленности оказывается явно недостаточным (если вообще происходит). И главное - процесс развития силовых качеств перестает быть управляемым, осознанным, становится спонтанным и непонятным. А вот и примеры: многолетние безуспешные попытки развить прыгучесть, неудачная беговая подготовленность, фиаско в овладении статическими упражнениями, отсутствие должной соревновательной выносливости и т.п. Значит, при развитии любого физического качества необходимо не облегчение, а такое затруднение деятельности, при котором в работу включаются функциональные резервы организма. Методический смысл этого приема заключается в том, что нагрузка в развивающем упражнении задается, исходя из истинных возможностей спортсмена, которые в обычных условиях тренировки не известны ни тренеру, ни самому спортсмену. Как обычно определяется нагрузка в силовом упражнении? Устанавливается, сколько спортсмен может поднять ("выжать", "рвануть", "толкнуть"...). Предположим, 100 кг - это его видимый максимум. Поэтому в силовых упражнениях он работает с 90-94 кг и лишь в одной-двух попытках выходит на "предельные" 100 кг. Между тем истинные силовые возможности у него - на 15-25, а иногда и на 50% больше. Таким образом, околопредельные веса в методически оправданных упражнениях должны составить не 90-94, а 104-118 кг. Более того, для быстрого и существенного прироста силы недостаточна работа и с такими напряжениями. Необходимо выводить спортсмена на сверхпредельный уровень. Как обеспечить такие напряжения - это особый вопрос. Но должно быть очевидным (и это подтверждают специальные исследования), что в решении задачи развития силы такая тренировка намного эффективнее, ибо приводит к значительно более высокому результату при несравнимо меньших затратах времени. Если же тренироваться с меньшими нагрузками (теми, которые определяются, исходя из "очевидной" подготовленности), то они принесут результат при очень большом количестве повторений упражнений, дадут прирост показателей не столько силы, сколько силовой выносливости и будут сопровождаться увеличением объемов и массы тела, что нежелательно не только гимнастам, прыгунам, борцам и т.п. специализациям, но и тяжелоатлетам, ибо, как давно известно, рост мышечной массы не приводит к пропорциональному увеличению активной (относительной) силы. В целом ряде случаев, оправдывая неудачи в физической подготовке, ссылаются на некую абстрактную (среднестатистическую) возрастную динамику функционального развития организма, якобы не позволяющую в том или ином возрасте добиваться высоких результатов или сдерживающих их рост. Спорт убедительно опровергает такие ссылки. В действительности эта динамика всегда индивидуально конкретна. Значит, нужен индивидуальный подход при выборе и методов, и средств подготовки. Если 13-летний мальчик "укладывается" в закономерности, присущие не вообще среднестатистическому индивидууму и даже не пловцу или футболисту, а гимнасту, то это должно найти четкое отражение в методике его подготовки. Если индивидуальная динамика функционального развития гимнаста согласуется с одной из общих закономерностей, согласно которой в 15-16 лет темпы прироста веса тела значительно опережают темпы прироста относительных силовых показателей, то это должно, как набат, предупреждать: работай над относительной силой, проявляемой в трех известных режимах с преимуществом скоростно-силового, но не занимайся развитием силовой выносливости. Ибо в последнем случае упражнения приведут к еще большему росту массы тела и отставанию в силовой подготовленности. Однако для штангиста, возможно, как раз наоборот в этот период целесообразно применение именно тех упражнений, которые согласуются с ростом массы. Но направлены они должны быть опять-таки на развитие силы, а не силовой выносливости. Следовательно, упражнения нужно выполнять с очень большими напряжениями, но с небольшим количеством повторений, причем дискретных, а не серийных. Иначе увеличится масса тела и от нее отстанет сила. Если же в такие периоды вообще не заниматься развитием именно относительной силы и ждать, когда снизятся темпы прироста веса тела, мы получим "большого дядю", по составу тела не пригодного к занятиям спортом, по крайней мере с целью высших достижений. Именно специфика деятельности спортсмена во многом определяет выбор применяемых упражнений и правил их использования. Особо осторожным следует быть тогда, когда в силовой подготовке используются изученные спортсменом двигательные действия, попросту - спортивные упражнения. Всякое непрерывное выполнение силового элемента на количество раз связано со значительной ломкой техники в последних повторениях, нарушением стабильного двигательного навыка. Значит, в этом случае нужно применять другие упражнения, модифицировать условия и способы выполнения и нагрузку. Опасно и широко распространенное мнение о том, что выполнение силового элемента (например, силовой стойки на кольцах) с большим количеством повторений якобы способствует развитию проявляемого при этом силового качества. Это заблуждение вошло в практику из-за неверного понимания закономерностей работы организма при утомленном состоянии мышц. Кто-то выдумал, что утомленная мышца "развивает большее напряжение". Между тем она всегда развивает меньшее усилие; для того чтобы сохранить уровень первоначального напряжения, нужно большее волевое усилие. Но оно направлено на продолжение работы, и в данном случае нет фактора, который мог бы вызвать повышенное физическое усилие по его величине (если не считать электростимуляцию). Даже на начальных этапах специализированных занятий наблюдаемое увеличение показателей силы связано не с функциональной перестройкой в организме (на что требуется много времени), а лишь с появлением некоторого умения проявлять силу в конкретном движении. Да и на более поздних этапах тренировки, включая высшее мастерство, силовая подготовка должна быть направлена не столько на увеличение физического потенциала, сколько на формирование умений его реализовать в конкретной деятельности (об этом И. П. Ратов писал лет 15 назад). Все это лишний раз подтверждает, что для решения разных задач силовой подготовки нужны разные средства и что правила их применения должны быть обоснованы отнюдь не общежитейской логикой. Методические принципы развития качеств должны опираться на естественные закономерности функционирования организма в целом и его систем в зонах предельных и запредельных значений нагрузки, которые требуются в современном спорте высших достижений. Тогда и в показателях так называемой естественной динамики функционального развития организма непременно произойдут существенные поправки, по-иному оценятся закономерности этой динамики, и методическое обеспечение можно будет привести в соответствие с задачами подготовки спортсмена экстра-класса, а не статистического "разрядника". Мы вынуждены говорить о частностях, ибо они наглядно характеризуют общие закономерности. Во многих видах спорта при современной технической сложности и физической трудности соревновательной деятельности особое значение приобретает комплексная физическая готовность, часто связываемая с "функциональной избыточностью". Между тем это разные, хотя и взаимосвязанные понятия. "Функциональная избыточность" - не что иное, как запас двигательного потенциала, превышение того уровня подготовленности, которого требует программная двигательная деятельность. Согласно нашим данным, надежность готовности гимнаста по отдельным качествам обеспечивается в случае, если уровень развития силовых качеств превышает требуемый для выполнения сложнейшего в структурной группе элемента в пределах 11-20%, активная подвижность в суставах на 94-99% приближается к анатомически возможному пределу, а сердечно-сосудистая система (по показателям ЧСС) имеет "запас" в 13-15% по сравнению с уровнем, при котором обеспечивается качественное выполнение соревновательной комбинации. По данным И.Н. Скопинцевой, "силовой запас", обеспечивающий техническую надежность у борцов, составляет 25%. Комплексная физическая готовность выражается совокупной надежностью по каждому параметру двигательной деятельности спортсмена (силовым качествам, силовой выносливости, вращательной подготовленности, гибкости, видовой и многоборной выносливости), но в конечном счете - выносливостью соревновательной. Если оценивать ее по функциональной стоимости стандартной работы, выполняемой, например, гимнастом, то по сравнению с тренировочной она в 1,3 раза выше. Это значит, что обычно используемые в тренировке дискретные исполнения коротких упражнений (элементов, соединений) не обеспечивают комплексной соревновательной выносливости. Более того: надежное владение отдельным элементом не гарантирует успешного выполнения его в составе комбинации, а надежность комбинационной готовности нарушается уже от одного изменения порядка выполнения элемента в комбинации или графика прохождения видов многоборья. Данные закономерности проявляются, по нашим данным, у игровиков и кикбоксеров. Вероятны они и в других специализациях. Тем важнее в каждом случае находить особые, адекватные методы и средства подготовки. Что касается надежности комплексной физической подготовленности, то она должна оцениваться в неразрывной связи с технической подготовленностью. Поэтому роль критерия успешно может выполнять отношение оценки за выполнение комбинации или количественной оценки раунда, тайма, боя или игры в целом и т.п. к величине пульсовой стоимости выполненной работы. Необходимо также учитывать, что использование стандартной нагрузки, например многократное повторение соревновательных комбинаций или беговых упражнений даже с максимальной скоростью, не может обеспечить надежность физической подготовленности, потому что приводит к адаптации организма к одной и той же нагрузке (одним и тем же действиям, выполняемым с одними и теми же усилиями и скоростями), перестает мобилизовать резервы и в конце концов снижает физическую тренированность, которую приходится восполнять все большими объемами работы опять-таки по физической подготовке: силовыми сериями, комплексами, круговой тренировкой и т.п. Все начинается сначала. Схема результативности деятельности спортсмена в зависимости от физической подготовленности и пути ее обеспечения Переработка же по координационно сложным комплексам и комбинациям, в "чисто" спортивной специализированной деятельности (прыжках, игровых заданиях, в целом в игре и т.п.) приводит к техническим срывам, нарушению стабильных навыков и надежности уже подготовленности технической. Поэтому бесполезно пытаться совершенствовать технику тех же двигательных действий, в которых наступила усталость координационно-управленческого характера: останавливать игру и отрабатывать точность бросков по кольцу, работать над техникой педалирования в конце напряженной тренировки, содержанием которой было бы то же педалирование. Никакого технического совершенствования здесь не происходит; может достигаться некое волевое воздействие или происходит попросту физическая "заминка" за счет снижения нагрузки, восстановление функций, но не возрастают точность и результативность действий, которые в первую очередь и в главном характеризуют технику. Значительно более эффективным, без технических срывов и именно в соответствии с задачей обеспечения надежности подготовленности, представляется использование работы по технической подготовке на фоне утомления относительно индифферентного характера. У гимнастов и кикбоксеров, например, это достигается круговой тренировкой, проводимой в начале специализированного занятия по технической подготовке с нагрузкой в 60-65% от максимальной и включающей общее воздействие на основные группы мышц в типичных режимах работы, но исключающей действия, входящие в состав соревновательной деятельности. В этом случае достигается дозированная локальная усталость мышц при сохранении достаточной координационной свежести спортсмена. Поэтому последующую работу по техническому совершенствованию он выполняет при повышенной мобилизации физических способностей, но не нарушая техники выполнения соревновательных действий, а, наоборот, по возможности сосредоточиваясь на их точности. Таким образом и обеспечится комплексная подготовленность спортсмена. Функциональная же стоимость стандартной соревновательной нагрузки при этом снижается до 20%, а значит, там, где это возможно и необходимо (например, в боксе, борьбе, кикбоксинге), и количество результативных двигательных действий может быть соответственно увеличено, поскольку "физико-техническая" спортивная деятельность надежна у того спортсмена, потенциал которого превышает запланированный соревновательный уровень расходов, необходимых для достижения соревновательного результата. Раньше существовало правило: никогда на тренировках не показывать соревновательного результата, "копить силы", чтобы "выстрелить" на соревнованиях. И ведь "выстреливали"! Вспомним хотя бы наших прославленных штангистов!.. Да и в других специализациях тренировка по такому правилу давала очень высокие результаты. Но было много и осечек. Их количество значительно возросло с увеличением числа календарных соревнований. Причины этого были разные. Но одна из самых главных - отсутствие четких представлений о том, на что спортсмен способен. Ибо многотонные объемы средних нагрузок у штангистов, многокилометровые заплывы и забеги со скоростями, далекими от максимальных, у пловцов, бегунов, конькобежцев и т.п. не создавали у спортсменов ни представлений о своих истинных возможностях, ни психологической подготовленности к борьбе с "запредельными" нагрузками. Более того, не обеспечивали не только какого-либо запаса физического потенциала, но и его соответствия запланированному результату. А ведь во многих видах техника чуть ли не напрямую зависит от уровня проявляемого физического качества или их совокупности. Одно дело конькобежцу бежать 500 м за 40 с, а иное - за 36 с. Тут и биомеханика двигательных действий и их взаимодействия с физическими параметрами среды - совершенно различны; спортивно-технический двигательный навык не соответствует решаемой задаче. Отсюда и результаты: или недобор, или падение. А ведь в то же самое время примеры обеспечения именно функционального запаса являли хоккеисты под руководством А.В. Тарасова, В. Сальников, борцы, гимнасты. К этому в свое время призывали В.М. Дьячков, В.В. Кузнецов, И.П. Ратов... Вероятно, должно было пройти какое-то время, чтобы стала очевидной необходимость целенаправленного управления физической подготовкой в соответствии с задачами обеспечения надежности запланированного результата. В каждом виде спорта своя специфика реализации этой необходимости. Тем не менее общая ее закономерность может быть выражена следующей схемой. Смысл схемы достаточно прост. Физическая подготовленность спортсмена определяется наличием способности осуществлять двигательную деятельность на строго определенном уровне физических и психических затрат, дающих конкретный результат. При недостаточной подготовленности достижение запланированного результата невозможно, поэтому необходимо применить соответствующую систему развития двигательного потенциала. Если разница между подготовленностью и требованиями соревновательной деятельности велика и недостаток потенциала неприемлем, первый блок системы подготовки предусматривает только развитие требуемых качеств. Если разница мала, можно параллельно или используя метод сопряженного воздействия одновременно развивать качества и формировать умения их реализовать в спортивном упражнении. Но реализация произойдет только в том случае, если потенциал окажется достаточным. В свою очередь, достаток потенциала может предельно соответствовать требованиям предстоящей деятельности - в этом случае достижение запланированного результата возможно, но не гарантировано. А если подготовленность превышает требуемый уровень, имеется запас потенциала, - достижение запланированного результата надежно гарантировано. Более того, в этом случае при благоприятном стечении обстоятельств возможно достижение более высокого, чем запланировано, рекордного результата. Но это произойдет не случайно, а в соответствии с расчетом, который должен явиться составной частью системы обеспечения надежной подготовки спортсмена. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |