"ПТЕНЦЫ ГНЕЗДА ПЕТРОВА"


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


ЗАКОНЫ ГАРМОНИИ

Не знаю, случайно или закономерно, но, по моему разумению, вполне справедливо первым заслуженным тренером СССР в 1956 году был назван неоднократный чемпион и рекордсмен страны в метании копья заслуженный мастер спорта ленинградец Виктор Алексеев.

Наследство, оставленное этим выдающимся Мастером и Учителем, воспитателем чемпионов и рекордсменов мира, - богатейшее. Истоки "Школы Алексеева" уходят к 1936 году. Выпускник Высшей школы тренеров при Ленинградском инфизкульте, отметивший свое 22-летие первой победой на чемпионате страны, собрал в секцию при оптико-механическом заводе окрестных ребятишек. Работал "вдали от шума городского", тихо, ничем себя не афишируя.

Потом в мирную жизнь ворвалась война, а когда она завершилась, все пришлось начинать заново - с ребятней, пережившей ленинградскую блокаду. Прошло несколько лет, и о "Школе Алексеева" узнал весь спортивный мир. Несколько поколений великолепных легкоатлетов выросло под началом Виктора Ильича. На счету "алексеевцев" 23 олимпийских медали, в том числе 8 - высшего достоинства, 25 наград чемпионатов Европы, более 120 - чемпионатов страны. В его школе выросли Наталья Смирницкая, Галина Зыбина, Тамара Тышкевич, Тамара и Ирина Пресс, Надежда Чижова, Владимир Трусенев, Анатолий Михайлов и многие другие. 49 поправок внесли они в таблицу мировых рекордов, обновили массу европейских и всесоюзных достижений.

Как жаль, что вечно занятому Алексееву так по-настоящему и не удалось обобщить плоды своих практических дел, творческих озарений и находок. Между тем, не только нам, его современникам, но и грядущим спортивным наставникам есть что позаимствовать с превеликой пользой для себя из наследия Тренера.

ОБУЧАЯ - ВОСПИТЫВАТЬ

Харьков принимал в 1947 году очередной легкоатлетический чемпионат страны. Вместе со взрослыми выступала юная смена. Алексеев на равных сражался с лучшими копьеметателями - поднялся на вторую ступеньку пьедестала. Мог, возможно, и победить. До "золота" не хватило нескольких сантиметров. Но на лице ни тени уныния. Наоборот, весь светился от радости!

Не за себя. Впервые его ученица - это была Наташа Дятлова (затем - Смирницкая, чемпионка Европы, рекордсменка мира) -завоевала взрослое "серебро"!

Сам Алексеев свои выступления завершил победой, в пятый раз, на чемпионате СССР 1948 года. Дальше эстафету понесли копьеметатели - Наталья Смирницкая, Галина Зыбина, Юрий Щербаков... Однако таланты юных ленинградцев стали проявляться и в других легкоатлетических дисциплинах.

Золотые медали, которые привозили с самых престижных соревнований алексеевцы, казалось бы, для их наставника служили главным мерилом. Ничего подобного! Да, незабываемы мгновения, когда на вершину пьедестала поднимается твой ученик. Виктор Ильич таких мгновений пережил немало. Но не меньшее счастье испытал, по его словам, когда Евгений Лутковский стал кандидатом педагогических наук, Анатолий Михайлов поступил в институт киноинженером, сестры Пресс с отличием защитили дипломные работы:

- Пусть поймут меня правильно, - говорил он. - Я - за рекорды, за яркие спортивные победы. Но это не должно быть самоцелью. Мы несем большую ответственность за воспитание подрастающего поколения, за расцвет красоты человеческой, за развитие прекрасных духовных качеств в наших наследниках и продолжателях.

Подготовить рекордсмена страны, олимпийского чемпиона, просто мастера спорта - большой, кропотливый труд. Но еще сложнее, убеждал Алексеев, воспитать из безусого юнца, шаловливой девчушки мужественных, скромных, принципиальных людей:

- Одних спортивных навыков, опыта, мастерства здесь недостаточно. На первом плане должно быть воспитание! Ведь мы педагоги, а педагогика, как известно, наука о воспитании. Следовательно, наш долг не только обучать, но и воспитывать.

Настоящим педагогом не станешь без любви к своей профессии, без совершенствования профессионального мастерства. Ни один институт, никакая самая обширная программа, ни один самый гениальный профессор не в состоянии снабдить будущего специалиста физического воспитания всеми необходимыми знаниями на много лет вперед. Диплом и образование - не одно и то же. Вчерашний студент приступает к практической работе, имея в "рюкзаке" основы знаний. И если он не будет изо дня в день все глубже и глубже изучать спортивную и специальную литературу, новейшие достижения педагогики, науки, он никогда не станет вдохновенным творцом, способным побудить растущего человека к раздумьям о своем месте и поведении в жизни. Понятно, все это требует огромной самостоятельной работы, постоянной "личной академии".

Однажды, побывав в его тесноватой квартирке в старом питерском доме, я обратил внимание на небольшую самодельную записную книжку и прикрепленный к ней на шнурочке карандаш у настенного светильника рядом с кроватью.

- А как же, - оживился Виктор Ильич, - умные мысли нередко приходят во сне. Не запишешь - многое потеряешь.

ЧЕТЫРЕ СТОЛПА УСПЕХА

- Я давно понял, что подросткам необходимо прежде всего общее гармоничное физическое развитие, - рассказывал как-то Алексеев.

- Начал делать примерно то, что сейчас называют общей физической подготовкой. Прислушивался к специалистам. Но в одном никак не соглашался -будто подросткам нельзя давать большой физической нагрузки, так как она вредно отразится на их здоровье. Я же полагал - и это впоследствии доказал, - что дело не в самой нагрузке, а в ее дозировке, в правильном чередовании упражнений. Так, после упражнений, вызывающих усиленную работу сердца, следует давать упражнения, восстанавливающие в организме равновесие. На занятиях в зале, к призеру, я чередую упражнения на гимнастической стенке с акробатическими, а после работы со штангой предлагаю ученикам упражнения со скакалкой.

В интервью, опубликованном в 1947 году в журнале "Физкультура и спорт", Виктор Ильич изложил четыре принципа, которыми он руководствовался при наборе ребят в школу: здоровье, характер, школьная успеваемость и тяга к спорту.

Вот выдержки из его высказываний:

"Важно, чтобы у ребенка не было никаких органических заболеваний. Что касается некоторых компенсируемых отклонений от нормы, то им я не придаю большого значения. Правильные занятия спортом помогают устранить эти недостатки...

Предпочитаю набирать в мою школу спокойных по характеру, даже несколько флегматичных с виду детей, хотя не отказываюсь и от темпераментных. Однако, по нашим наблюдениям, дети с уравновешенным характером скорее достигают успехов...

Школьная успеваемость гарантирует и прилежность в спорте...

Любовь к спорту - условие, без которого вряд ли выйдет толк, даже если молодой человек обладает всеми тремя приведенными выше свойствами. Но это условие почти всегда налицо, ибо каждый подросток склонен к движению, а следовательно, и к спорту. Долг педагога - направить эту склонность по нужному руслу...".

Как практически реализовывались алексеевские принципы? Показательный пример -спортивная судьба Галины Зыбиной. Худенькой, с не очень крепким здоровьем, подорванным блокадой, предстала .четырнадцатилетняя девчушка перед Виктором Ильичом. Трудно было предположить, что из нее получится толк. Однако новенькая оказалась с характером! Занималась усердно, как любил говаривать Алексеев, "с аппетитом". Умело подобранные общеразвивающие физические упражнения преобразили Галю.

Благодаря таланту тренера и таланту его ученицы сформировалась уникальная метательница. В Хельсинки она первой из "Школы Алексеева" завоевала в толкании ядра золотую олимпийскую медаль. Из Мельбурна привезла серебряную, а из Токио - (тогда ей шел 34-й год) - бронзовую. Восемь раз улучшала в своем коронном виде мировой рекорд. В совершенстве овладела она и другими метаниями. На двух чемпионатах страны ее копье улетало дальше всех, а на чемпионате

Европы 1950 года в Брюсселе добыла в этом виде "бронзу". Третье место заняла она и на чемпионате Европы 1954 года, но в метании диска. Кстати, там же, в Берне, Зыбина получила и "золото" - в толкании ядра.

Многие вопросы учебно-тренировочного процесса Алексеев решал по-своему. Одним из первых в стране перешел на круглогодичные занятия. Практиковал поездки в Ольгино, на "лесной стадион" у взморья. Ввел в закон: знаменитые чемпионы, опытные мастера должны помогать юной смене постигать секреты мастерства. На соревнованиях не расставался с кинокамерой: кинограммы помогали найти ошибки и наиболее эффективные пути в методике обучения и освоения сложных технических приемов.

"... Чем труднее учителю, тем легче ученику". Эта фраза Льва Толстого стала тренерским кредо Алексеева.

- Чтобы не отстать, - говорил он, - надо все время экспериментировать, изобретать, учиться самому.

Он мог бы открыть специализированную школу копьеметателей и жить без хлопот. Но -тратил уйму времени на то, чтобы освоить тонкости всех видов метаний, барьерного бега, прыжков с шестом. Когда в школе появились способные метатели молота, Алексеев все лето, тайком от ребят, "укрощал" новый для себя снаряд, а по осени поразил всех броском на 60 метров и тонкими объяснениями нюансов техники.

За всю жизнь он толком и не отдыхал ни разу. "Какой там отпуск, некогда! Да и как я могу своих оставить?"

А "своих" было более восьмисот мальчишек и девчонок, юношей и девушек, взрослых спортсменов и спортсменок. Всем им дарил жар своего сердца Виктор Алексеев, не просто соавтор побед и рекордов, но и человеческих характеров.

Виктор ГОРБУНОВ, заслуженный работник культуры России.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!