ПРОФЕССИ-
ОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ


Abstract

ADAPTATIVE PHYSICAL CULTURE IN THE SYSTEM OF THE HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

S.P. Yevseyev, professor
L.V. Shapkova, professor
T.V. Fedorma, lecturer
St.-Petersburg state P.F. Lesgaft academy of Physical culture.

Key words: disabled persons, adaptative physical culture, educational discipline, professional field, scientific school, specialists' training.

The aim of this paper was to consider the main ways for the theory's and methodics's development of adaptative physical culture for disabled persons and for persons with limited functional opportunities.

Adaptative physical culture as a learning course is based on the knowledges of psychological-pedagogical and medical-biological cycles of disciplines. Their content is transformed taking into consideration the professional orientating of future specialists.

The adaptative physical culture as a scientific school is concentrated on the problems of physical education for invalids and persons with limited functional opportunities, on the complex investigations in the adaptative sports' area, on the problems of physical recreation for invalids of various groups and categories, on the rehabilitational school of adaptative physical culture.

The creation of the new scientific and learning discipline is determined by society's demands and can solve the important task - to organize the system of the skilled specialists' training on physical culture - health improvement and sports works with invalids.


АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Доктор педагогических наук, профессор С.П.Евсеев
Кандидат педагогических наук, профессор Л.В.Шапкова
Кандидат педагогических наук, доцент Т.В.Федорова

Ключевые слова: адаптивная физическая культура (адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация и физическая реабилитация), учебная дисциплина и специальность, научное направление, подготовка специалистов.

Адаптивная физическая культура - физическая культура для инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями.

Цель статьи - рассмотреть основные пути развития теории и методики адаптивной физической культуры как учебной дисциплины, научного направления, специальности для подготовки кадров в системе высшего профессионального образования.

Накопленный практический опыт и научные исследования убедительно показывают, что физические упражнения как организованная форма движения имеют глубокую биологическую и психофизиологическую основу и являются естественным стимулятором жизнедеятельности больного (В.М. Мошков, 1995).

Как средство и метод физической культуры физическое упражнение не имеет аналогов, равноценных по силе воздействия на различные стороны реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями. Рациональная двигательная активность позволяет обрести самостоятельность, социальную, бытовую, психическую независимость, совершенствоваться в профессиональной деятельности, отдыхать, развивать физические способности, достигать высоких результатов в спорте.

Однако на сегодняшний день не создано обобщающей теории физической культуры для данных лиц, в системе высшего профессионального образования нет специальности для подготовки кадров, способных осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность с этой категорией населения; отсутствует наименование данного научного направления в Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации;

не разработана спортивная классификация для большинства видов спорта инвалидов; не решен целый ряд научных, методических, правовых, финансовых, материально-технических проблем этой важной сферы деятельности.

Надежда на позитивное решение указанных проблем заложена в наметившейся тенденции гуманизации общества, стратегической нацеленности на формирование здорового образа жизни каждого человека и особенно инвалидов и лиц с выраженными нарушениями в состоянии здоровья. Эта категория людей составляет 10% населения страны и больше всего нуждается в компетентных специалистах по движению.

Поэтому создание новой кафедры "Теория и методика адаптивной физической культуры" в Санкт-Петербургской государственной академии им. П.Ф.Лесгафта можно рассматривать как оперативный отклик на запрос общества, как социальный заказ на разработку актуального научного и учебного направления.

Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и специальность для подготовки кадров

Адаптивная физическая культура базируется на знаниях дисциплин психолого-педагогического цикла (педагогика, психология, теория и методика физической культуры и др.) и медико-биологического цикла (анатомия, биохимия, физиология, биомеханика, спортивная медицина, лечебная физическая культура, гигиена), содержание которых трансформируется с учетом профессиональной направленности будущих специалистов.

В качестве основной концепции выдвинуто положение о том, что выпускник Академии физической культуры прежде всего педагог и вся его дальнейшая профессиональная деятельность будет связана с педагогической практикой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с контингентом инвалидов и лиц, нуждающихся в физической реабилитации. Поэтому ведущей дисциплиной, синтезирующей необходимые знания, является "Теория и методика адаптивной физической культуры", которая имеет 4 раздела:

теория и методика физического воспитания, теория и методика рекреации, теория и методика спорта (оздоровительного и элитного), теория и методика двигательной реабилитации для инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями.

Эти разделы раскрывают теоретические и методические аспекты физической культуры всех категорий инвалидов (глухих, слепых, с поражением опорно-двигательного аппарата, с проблемами интеллекта и др.) во все возрастные периоды жизни. Каждый из разделов имеет свои направления, задачи, формы организации, специфическое содержание, особенности методики и рассматривается с позиций двигательной реабилитации (в широком понимании), конечная цель которой не просто сохранение жизни, а максимальное восстановление способности инвалида к независимому существованию, активной трудовой, социальной, бытовой, творческой деятельности.

Такая структура основной деятельности обусловлена, во-первых, преемственностью с параллельно осуществляемым базовым образованием по теории и методике физической культуры (В.М.Выдрин, 1977); во-вторых, она охватывает все возможные формы двигательной активности людей с физическими недостатками; в-третьих, опирается на конкретную практику, передовой опыт работы специалистов этой области.

Однако роль и место педагога по адаптивной физической культуре определяется не только его профессиональными знаниями и умениями, уровнем его общей культуры, но и нравственно-
психологической зрелостью, гуманистической ориентацией. Такие личностные качества, как милосердие и сострадание, чуткость и великодушие, доброжелательность и тактичность, выдержка и твердость, являются как бы системообразующим началом, вокруг которого формируются другие необходимые качества, знания и умения (А.В.Сахно, Е.Ф.Гусева, 1993). Поэтому гуманистическая психология должна стать своеобразным фундаментом формирования личности специалиста.

Известно, что инвалидность, травмы, увечья, заболевания кроме физической неполноценности влекут за собой целый комплекс психических отклонений, изменяя характер, мышление, поведение, личностные качества, коммуникабельность, социальную активность человека. Формирование у инвалидов потребности, интересов, мотивов к самосовершенствованию путем рациональной двигательной активности входит в содержание педагогического процесса. Поэтому знание специальной психологии этой категории людей является обязательной составной частью образования специалистов данного профиля.

Отличительной особенностью обучения новой специальности является включение в учебную программу общих основ патологии в том объеме медицинских знаний, который необходим для педагогической деятельности. Зная причины, следствия и характер протекания заболевания (или травмы), показания и противопоказания, закономерности компенсаторно-адаптационных перестроек в организме, специалист адаптивной физической культуры способен контролировать и корректировать состояние занимающихся, составлять индивидуальные программы для занятий, дифференцируя средства и методы педагогических воздействий в различные стадии протекания болезни.

Теоретически приведенные аргументы в пользу дополняющих циклов дисциплин: психологического и медицинского - кажутся вполне логичными. Но на практике эти дисциплины фактически сливаются в единую систему знаний о человеке с нарушенными физическими и психическими функциями и о путях социальной, медицинской и психологической адаптации. Выделение основной и дополнительных дисциплин отражает специфические особенности новой специальности и определяет общую идеологию обучения.

В академии им. П.ФЛесгафта завершена работа по подготовке пакета документов, необходимых для открытия в системе высшего профессионального образования (включения в классификатор государственного образовательного стандарта) новой специальности: "Адаптивная физическая культура".

Научная значимость специальности состоит:

- в создании методологии комплексной адаптации различных категорий инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями с помощью физических упражнений;

- в создании новой дисциплины "Теория и методика адаптивной физической культуры" для недостаточно охваченного физическим образованием контингента;

- в разработке профессионально-образовательной программы, представляющей собой новую область знаний, синтезирующую знания теории и методики физической культуры, гуманистической психологии, дефектологии, медицины, патологии, протезирования, биологической адаптологии и др. Практическая значимость специализации определяется диапазоном возможностей профессиональной деятельности выпускника. Его педагогическая деятельность может осуществляться с инвалидами:

- в сфере физического воспитания, физической рекреации, оздоровительного и элитного спорта, физической реабилитации;

- с людьми любого возраста, разных групп и категорий инвалидности; с поражением слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, внутренних органов и др.;

- в разных звеньях физкультурного движения инвалидов: в дошкольных учреждениях, специальных школах-интернатах, лечебных учреждениях, спортивных клубах, сборных командах по видам спорта и др.

Адаптивная физическая культура как научное направление

Создание нового направления в любой отрасли знаний всегда опирается на исследования смежных и родственных дисциплин, передовую практику и предусматривает перспективный характер развития.

Проблемы адаптивной физической культуры столь обширны, что требуют комплексного научного подхода, участия специалистов разных областей знаний - педагогов, врачей, психологов, дефектологов и др. В нашей стране и за рубежом накоплен положительный опыт по практической работе с инвалидами разных категорий и возраста, в разных сферах физической культуры. Однако методические разработки, публикации носят частный, а иногда противоречивый характер и не представляют целостной научно обоснованной системы знаний по адаптивной физической культуре.

В этой связи представляется вполне логичным открытие нового научного направления - адаптивная физическая культура - и включение его в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации.

Остановимся на некоторых научных и практических проблемах отдельных видов физической культуры.

Адаптивное физическое воспитание, основной целью которого является формирование жизненно и профессионально важных умений и навыков, развитие и совершенствование физических и психологических качеств инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями, осуществляется в основном в государственных специальных образовательных учреждениях, ориентированных на тот или иной профиль заболеваний, а также в общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях с учащимися и студентами специальных медицинских групп.

К сожалению, программы в этих учебных заведениях разрабатываются не специалистами физической культуры, а медицинскими работниками, что приводит, по нашему мнению, к недостаточному использованию потенциальных возможностей движения в решении задач физического воспитания. Особенно это относится к разделам профессионально-прикладной физической подготовки студентов.

Подобная ситуация сложилась в специальных образовательных учреждениях Министерства образования, для которых ни одно высшее физкультурное заведение не готовит специалистов по адаптивному физическому воспитанию с детьми, имеющими патологию зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др. Выпускники физкультурных вузов ориентированы на работу со здоровыми, двигательно одаренными детьми, а изъявившие желание работать с детьми-инвалидами оказываются профессионально несостоятельными и вынуждены заниматься самообразованием или учиться у коллег, имеющих опыт работы. Еще более парадоксальная ситуация наблюдается в специальных образовательных учреждениях Министерства социальной защиты, где вообще отсутствуют ставки специалиста физической культуры (учителя, тренера, методиста и др.). Эти негативные факты, естественно, снижают возможный эффект оздоровления детей через двигательную активность.

Наиболее перспективными проблемами в адаптивном физическом воспитании являются следующие:

- создание научно обоснованных программ физического воспитания для инвалидов разных категорий;

- интеграция здоровых и инвалидов в процессе занятий физическими упражнениями;

- пути реализации межпредметных связей на уроках физической культуры;

- специфические способности обучения двигательным действиям инвалидов разных категорий и возраста;

- формирование и коррекция основных движений инвалида;

- специфические особенности методики развития физических качеств у инвалидов разных категорий и возраста.

Адаптивный спорт в настоящее время развивается приемущественно в рамках Параолимпийского и Специального Олимпийского движений. Он предполагает осуществление целенаправленной учебно-тренировочной работы и обязательное участие в соревнованиях.

Наиболее острой проблемой адаптивного спорта является недостаточная разработка правовых основ его организации. В частности, отсутствуют положение о государственных детских спортивных школах для инвалидов; спортивная классификация и порядок присуждения спортивных разрядов по адаптивным видам спорта; положение о мастере спорта, заслуженном тренере по адаптивному спорту.

К важным проблемам адаптивного спорта, требующим комплексных научных исследований, относятся:

- разработка критериев нормирования физической нагрузки с учетом сохранных функций, медицинских показаний и противопоказаний;

- рациональное планирование круглогодичной спортивной тренировки инвалидов всех нозологических групп и категорий;

- ориентация инвалидов в выборе спортивной специализации;

- особенности совершенствования технико-тактической, психической, волевой, интеллектуальной подготовки спортсмена-инвалида;

- комплексный (врачебный, педагогический, психологический) контроль в тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена-инвалида;

- использование традиционных и нетрадиционных средств восстановления в тренировочном процессе спортсменов-инвалидов;

- разработка новых технических средств и тренажеров на основе передовых технологий;

- совершенствование организации и методики проведения соревнований спортсменов-инвалидов;

- разработка системы самовоспитания спортсмена-инвалида (самоконтроль, самоанализ, самовнушение) для психологической независимости.

Физическая рекреация - вид двигательной активности, где инвалиды и люди с ограниченными функциональными возможностями имеют полную свободу выбора содержания занятий, времени, места, продолжительности. В основе мотивации лежат сугубо личные индивидуальные интересы, наклонности и потребности. Преимущество физической рекреации состоит в том, что она имеет множество разновидностей, включает элементы игры, развлечения, состязания и представляет широкие возможности для общения со средой, природой и т.п. Это направление может стать толчком для формирования здорового образа жизни, активного саморазвития и самосовершенствования инвалида.

Наиболее значимые проблемы адаптивной физической рекреации:

- выявление потребности в естественной двигательной активности и определение адекватных форм, средств и методов физической рекреации и их влияния на организм инвалидов различных категорий;

- разработка программ физической рекреации для инвалидов различных категорий и возраста для занятий дома, в условиях специальных образовательных и медицинских учреждений;

- использование восточных форм физической рекреации в оздоровительных целях инвалидами разных категорий;

- разработка и систематизация подвижных игр для развлечения и отдыха детей-инвалидов различных категорий.

Реалибитационное направление адаптивной физической культуры (лечебная физическая культура) имеет свою большую историю и значительные достижения. Дальнейшие научные разработки в области физической реабилитации связаны с совершенствованием методик лечения движением после травм и заболеваний.

Это далеко не полный перечень проблем адаптивной физической культуры, требующий экспериментальной проверки и научного обоснования. Есть и собственные проблемы, связанные с подготовкой специалистов. В силу характерологических и личностных особенностей не каждый человек может работать с инвалидами. На сегодня не до конца выяснены система требований к специалисту адаптивной физической культуры, критерии профотбора при поступлении абитуриентов на эту специальность и другие проблемы.

Итак, создание новой учебной и научной дисциплины диктуется социальными потребностями общества и решает важную государственную задачу - системную подготовку квалифицированных специалистов-педагогов по физкультурно-оздоровительной и спортивной работе с инвалидами всех групп и категорий, что будет способствовать их физической реабилитации, социальной и психической интеграции в жизни современного общества.

Направление соответствует Федеральной программе развития физической культуры Российской Федерации и вносит серьезный вклад в формирование здорового образа жизни инвалидов.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: