Abstract SOME PROBLEMS OF PHYSICAL CULTURE THEORY'S FUNCTIONING AND DEVELOPMENT N.I.Ponomarev, Honoured Scientist of Russia, professor St.-Petersburg state P.F. Lesgaft academy of physical Culture Key words: culture, education, physical culture, problems. The purpose of this paper was to consider the essence on physical culture as a phenomenon of human life. The definition of physical culture can be considered as the "humaning" of natural essence which, every human being possesses, as the "culturing" of a man's organism activities to reach the harmonization of his relations with nature, to optimize the interaction of physical, natural and social factors of human existence. There by the necessary level of biological and spiritual activity can be formed on a level with the responsibility for one's health condition it marks the connection of social and biological, and a person appears as an aim of the social development. The most essential sign of the physical culture is the free activities for physical and spiritual self-improvement. Physical in a human being acts as mechanisms, realizing his (her) social functions. At the same time the biological essence of a man contains in himself, but social is out of him in the system of social relations. It might be worth while to pick up the social and, actually, the cultural significance of the physical culture. All this forms its content and we must study it from the sociological and culturological positions, first of all. At the same time the physical culture is the social-pedagogical phenomenon, first of all. It means that from auxiological positions it is the creative activities in the field of creation the valuables' assimilation and creation in the area of the human being's physical improvement.
|
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Заслуженный деятель науки
РСФСР, доктор педагогических наук, профессор
Н.И.Пономарев Ключевые слова: культура, образование, физическая культура, проблемы. Дальнейшее развитие теории физической культуры как науки и учебного предмета немыслимо без учета исследований, имеющихся в сфере общей теории культуры. В частности, представляют несомненный интерес работы, в которых характеризуются взаимосвязанность сторон содержания культуры как социального явления в разных ее аспектах. Культура здесь рассматривается прежде всего в виде процесса активной деятельности человека, направленной на освоение, познание и преобразование мира. Его отражение в чувствах и идеях людей, их индивидуальном и общественном сознании представляет гносеологический аспект культуры. В аксеологическом плане культура определяется как совокупность добытых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей, отражающих уровень достижений в этой области, и сами эти ценности выступают как специфический объект освоения. В гуманистическом аспекте культура - основной фактор духовного развития человека, раскрытия его творческих способностей. Соционормативный характер культуры состоит в том, что она обеспечивает регулирование социальных отношений людей в обществе, его стабильность. Культура представляет собой деятельность исторически конкретного социального субъекта. Обусловленность явлений культуры социально-экономическими отношениями определяет социологический аспект культуры [19, с.82]. Само по себе понятие "культура" весьма полисемантично. Как известно, сложилось несколько направлений в трактовке культуры, о которых говорится в публикациях периодического характера и в книгах. Одни авторы (В.Е. Давыдо-вич, Ю.А.Жданов, Э.С.Маркарян и др.) рассматривают культуру как технологическую характеристику деятельности по освоению природы. Исследователи другого направления (А.И.Арнольдов, Э.А. Баллер, Н.С.Злобин, Л.Н.Коган, Межуев и др.) трактуют культуру в виде общественно выработанной формы саморазвития и самоутверждения человека, подчеркивают связь культуры с универсальным характером деятельности субъекта. В третьем, философско-мировоззренческом направлении (В.И. Шинкарук, М.А. Булатов, А.И. Иванов и др.), за основу изучения культуры берется общественно-историческая практика, которая рассматривается как всеобщий способ бытия общественной деятельности и как реальный процесс преобразования и обобщения человеческой и внешней природы. Таким образом, в первом случае практика в сфере природы и общества образует соответственно технологический и человекообразующий смысл культуры; во втором она выступает формой культуры, соответствующей специфике ее конкретных проявлений. В одной из последних работ по философским и социологическим проблемам культуры высказывается соображение о том, что на базе третьего направления возможен синтез первых двух ориентации изучения культуры. Тогда комплексное ее определение имеет следующий вид: "Культура - это общественно выработанный способ человеческой деятельности, направленной на преобразование природы, человека, социума и закрепленный в соответствующих материально-вещественных, логико-понятийных, знаково-символических, ценностно-ориентационных средствах" [14, с.53-55]. Не меньший интерес вызывают и работы о культурологическом смысле содержания образования, основная задача которого заключается в развитии способности личности во всех сферах ее деятельности через приближение к достижениям мировой и отечественной культуры, овладение системой знаний о природе, обществе и человеке. Культурологический смысл содержания образования может быть реализован двумя способами: через достижение взаимосвязи культурологического смысла с социальным и индивидуально-личностным и через системную организацию содержания образования. При этом следует учитывать, что социальный и индивидуально-личностный смысл содержания образования связан, в свою очередь, с двумя значениями объекта познания и изучения. Объективное значение содержания образования определяется социальным заказом, теми задачами, которые оно ставит перед образованием, исходя из уровней развития производства, науки, культуры, потребностей общества. В содержании образования выражается его социальный смысл, он заключен в тех целях и задачах, которые общество выдвигает перед ним и в котором должны быть учтены интересы личности. Субъективное значение содержания образования выражено в его индивидуально-личностном смысле. Методологической основой системной организации содержания образования должна являться реальная картина мира, включающая рациональный и чувственный компоненты мировоззрения (миропонимание и мироощущение), рациональный и чувственный уровни познания мира. Это позволяет синтезировать различные типы культур и стили мышления. Основополагающим принципом модели высшей школы в подобном случае служит управляемое преподавателями самообразование студентов. Учебно-познавательный процесс при этом строится по схеме: противоречие - его разрешение - новое противоречие. Это позволяет заменить информационное обучение методологическим, осуществляя переход от трансляции готового знания к формированию творческого мышления и способностей. Для их развития может быть использована диалоговая форма обучения при раскрытии научных знаний. Главное здесь - выявление и формулировка противоречий при освоении учебного материала, их разрешение и раскрытие механизма возникновения новых противоречий на базе новых и новейших знаний [32, с. 173-178]. В связи с этим при развитии отечественной системы учебного планирования и переходе ее в открытую за основу может быть принята распространенная за рубежом система управляемой факультативности, в которой имеются сводные и элективные (по выбору) курсы [8,9]. Следует отметить, что первая научная сессия отделения образования Петровской академии наук и искусств (ПАНИ) прошла в 1993 г. под девизов "Образование: будущее России и человечества", на которой был раскрыт ряд проблем становления системы наук и теорий образования [7,12,13, 15,16,18,20,27-29,33,36]. Что касается собственно теории физической культуры, то ее проблемы были освещены в публикациях ряда авторов, касающихся культуроведческого аспекта [11,12], социально-биологических основ физической культуры [I], молодежи и современности [б], спортивных перспектив третьего тысячелетия [31], роли спорта в обществе [30,38]. Особое значение в настоящих условиях приобрела проблема достаточной физической активности. В свое время этот вопрос был широко раскрыт в известной книге В.К.Бальсевича и В.Л.Запорожанова, где авторы писали:"...мы попытались сформировать концепцию физической активности человека как систему представлений об основных закономерностях управляемого развития и утилизации двигательного потенциала индивидуума, о путях и средства воспитания активного отношения личности к процессу физического совершенствования, о путях и формах организации индивидуальной физической активности людей. Отличительной особенностью этой концепции является интегративный характер формируемой на ее основе области знания, органическое единство социального и биологического ее аспектов, целенаправленное объединение научного и технологического начал в сфере ее практической реализации. Ведущей идеей концепции является необходимость физического совершенствования каждого человека с учетом его индивидуальных морфо-функциональных и возрастных особенностей, а также специфики его моторных способностей и личностных мотиваций" [2, с.212]. Известны публикации в специальной периодике [3,4,5]. Теоретически и практически значимы работы Л.П.Матвеева [21-26]. Проблемы развития спортивной деятельности отражены в ряде публикаций зарубежных авторов [37,39,40]. Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Основу содержания физической культуры составляют рациональное использование двигательной деятельности, совокупность достижений общества в создании специальных средств и методов направленного развития физической дееспособности подрастающего и взрослого поколения. Данный вид культуры имеет гуманную ориентацию, поскольку содействует духовному развитию человека, формирует ценности, имеющие общекультурное значение. В сознании современного человека культура общества и личности не может быть полноценной без прогресса культуры физической. Общая проблема функционирования физической культуры заключается в несоответствии ее состояния объективным требованиям развития страны в условиях новых экономических отношений. Это является следствием наличия противоречий между существующей необходимостью в физической культуре и реальными условиями ее развития. Частная проблема функционирования физической культуры состоит в противоречии организационной структуры ее управления по месту работы, жительства и отдыха. Задача дальнейшего развития физической культуры становится важным направлением социальной политики. В государственных документах последних лет о развитии физической культуры отмечается, что в современных условиях она должна рассматриваться как существенный вид культуры общества, как средство воспитания всесторонне развитой личности. Физическая культура должна более органично интегрироваться в образ жизни, стать показателем цивилизованности. Физическая культура способствует решению таких актуальных практических задач, как совершенствование культуры труда, быта, досуга, рациональное использование свободного времени, искоренение вредных привычек, осознание необходимости рационального питания. Она обеспечивает элементарное понимание закономерностей развития и функционирования организма, тела человека, способствует ломке старых и формированию новых привычек и стереотипов поведения людей, соответствующих современному образу, темпу и качеству жизни. Физическая культура в современном образе жизни становится показателем культуры человека, отдельного народа и общества в целом. Никогда за всю историю общества физическая культура не была столь необходимой для страны, как в наши дни, когда массовая гипокинезия, ухудшая состояние здоровья населения, повышает потребность в движениях и вместе с тем ограничивает возможности их восприятия. Вот почему такое исключительное значение сегодня приобретает выяснение потенциальных возможностей средств физической культуры как наиболее мощных и используемых далеко не всегда с наибольшей результативностью стимуляторов здоровья. В последние годы достаточно широко поднят вопрос о "человеке телесном" и развитии в связи с этим физической культуры. Так, И.М.Быховская [10] выделяет понятия "природное тело" - биологическое тело индивида, подчиняющееся законам существования, функционирования, развития живого организма: "культурное тело" - продукт культуросообразного формирования и использования телесного начала в человеке; "социальное тело" - результат взаимодействия естественного данного человеческого организма с социальной средой. Что тогда, на наш взгляд, в данном случае можно понимать под термином "физическая культура"? Это - очеловечивание имеющейся у людей природной сущности, прежде всего - их телесности, "окультурование" деятельности организма человека с целью достижения гармонизации отношений с природой, оптимизации взаимодействия физического и психического, природного и социального. Тем самым формируется необходимый уровень биологической и духовной активности, ответственности за состояние здоровья, обозначается связь социального и биологического, а сам человек предстает целью общественного развития. Наиболее существенным признаком физической культуры является свободная деятельность по физическому и духовному совершенствованию. Физическое в человеке играет роль механизмов, с помощью которых осуществляются его социальные функции. При этом нужно иметь в виду, что биологическая сущность человека заключена в нем самом, социальное находится вне его, в системе общественных отношений. В трактовке этих положений следует опираться на работы исследователей разных лет. Так, М.С.Каган писал, что "физическая культура по праву называется культурой, поскольку она является способом и результатом преобразования человеком его собственной природной данности" [17, с.201]. Этот вид культуры развивается в рамках культурной среды как единство специфических духовных и материальных ценностей и учреждений. Культурная среда - это элемент развития самой культуры (в данном случае - физической), ее институтов и учреждений, она представляет собой целостное единство ценностей, средств их объективизации и распространения. Культурная среда, и это хочется подчеркнуть особо, выступает сферой реализации социальных функций культуры. При этом подавляющее большинство отечественных авторов анализирует культурную среду на основе "динамической" концепции культуры, когда она рассматривается не просто как отдельная сфера общества, а как "сквозная система", пронизывающая все общество, совокупность социальных отношений и форм жизнедеятельности. Культура понимается как система, развивающаяся в единстве субъектно-объектных связей. Это положение в полной мере относится и к физической культуре, чем и обусловлена ее многофункциональность. В физкультурной деятельности осуществляются создание, усвоение, сохранение, преобразование, распространение, обмен и потребление добытых ценностей. Есть смысл выделять социальную и собственно культурную значимость физической культуры. Все это и образует ее содержание, изучение которого должно вестись прежде всего с социально-культурологических позиций. Но физическая культура, несомненно, социально-педагогическое явление. Тогда, с аксиологических позиций, она - творческая деятельность по освоению и созданию ценностей в сфере физического совершенствования человека. Как элемент общей культуры, физическая культура есть специфический результат человеческой жизнедеятельности, средство и способ развития людей с целью выполнения ими своих социальных обязанностей. Литература 1. Бака М.М., Бойко B.C., Гурвич С.С., Муравьев И.В. - Социально-биологические проблемы физической культуры и спорта. - Киев: Здоровье, 1983. 2. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. - Киев: Здоровье, 1987. 3. Бальсевич В.К. Феномен физической активности как социально-биологическая проблема // Вопр.филос. 1981, № 8. 4. Бальсевич В.К. "Теор. и практ. физ. культ." 1990, № 1. 5. Бальсевич В.К. "Теор. и практ. физ. культ." 1991, № 7. 6. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. "Теор. и практ. физ. культ." 1995, № 4. 7. Баранова Л.А. Социальные цели, задачи и функции послевузовского образования. Перв. научн. сес. отд. обр. // ПАНИ. СПб., 1993. 8. Бомова Н.Б. Модификация учебных планов подготовки специалистов по рекреационному спорту с учетом зарубежного опыта: Автореф. лис. СПб., 1993. 9. Бомова Н.Б. "Теор. и практ. физ. культ." - 1994, № 3-4. 10. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. Общ-во социологов РАН. - М. РИО ГЦОЛИФК, 1993. 11. Выдрин В.М. Теория физической культуры. Культуроведческий аспект. - ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта. Л., 1986. 12. Выдрин В.М. Культурологические проблемы в системе физкультурного образования. - Перв. научн. сес. отд.обр.. // ПАНИ. СПб., 1993. 13. Демиденко В.П., Коритчук В.В. Понятие и система показателей эффективности учебного процесса. - Перв. науч. сес. отд. обр. // ПАНИ. СПб., 1993. 14. Загороднюк В.П. Целесообразность культуры и смысл человеческого бытия // "Филос. и социол. мысль". 1992, № 9. 15. Засорина Л.Н. Педагогика и образование будущего. - Перв. научн. сес. отд. обр. // ПАНИ. - СПб., 1993. 16. Исаев И.И. Обучение качеству: состояние и проблемы. - Перв. научн. сес. отд. обр. //ПАНИ. - СПб., 1993. 17. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., 1974. 18. Карпов В.В. Квалиметрические параметры педагогической деятельности преподавателя вуза. - Перв. научн. сес. отд. обр.//ПАНИ. - СПб., 1993. 19. Кефели И.Ф. Культура и общество//Соц.-политич. журн. 1995, № 3. 20. Колесникова А.И. Образование как фактор изменения человека. - Перв. научн. сес. отд. обр.//ПАНИ. - СПб., 1993. 21. Матвеев Л.П. Опыт анализа и систематизации форм и функций физической культуры .//Очерки по теории физической культуры. - М: ФиС, 197_ 22. Матвеев Л.П. "Теор. и практ. физ. культ. 1975, № 11. 23. Матвеев Л.П. "Теор. и практ. физ. культ." 1978, № 3. 24. Матвеев Л.П. "Теор. и практ. физ. культ." 1980, № 12. 25. Матвеев Л.П. Вопросы формирования общей теории физической культуры.// "Общественные науки АН СССР". 1980, № 3. 26. Матвеев Л.П. "Теор. и практ. физ. культ." 1982, № 7. 27. Николаев И.В. Точное знание о будущем образовании//Перв. научн. сес. отд. обр.//ПАНИ. - СПб, 1993, 28. Орлов В.Н. Культурологический аспект современного образования. - Перв. научн. сес. отд. обр.//ПАНИ. - СПб., 1993. 29. Петленко В.П. Основные проблемы педагогической валеологии. - Перв. научн. сес. отд. обр. //ПАНИ. - СПб., 1993. 30. Пономарев Н.И. Спорт и социальные проблемы общества. //Спорт в современном обществе. - М.: ФиС, 1980. 31. Ратов И.П., Бальсевич В.К. //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 7. 32. Ростовцев А.Н. Культурологический смысл содержания образования. //Соц.-политич. журн., 199_ № 3. 33. Субетто А.И. Качество и образование. Перв. научн. сес. отд. обр. //ПАНИ. - СПб., 1993. 34. Субетто А.И. Закон роста идеальной детерминации в истории и философии образования. Перв. научн. сес. отд. обр. //ПАНИ. - СПб., 1993. 35. Суходольский Г.В. Психологические основы гуманизации образования. Перв. научн. сес. отд. обр. //ПАНИ. - СПб., 1993. - 36. Щеголев В.А., Панасюк В.П. Некоторые проблемные вопросы совершенствования системы физического воспитания. Перв. научн. сес. обр. //ПАНИ. - СПб., 1993. 37. Gratton С., Taylor P. Sport and Recreation. - An Economic Analysis. London, 1985. 38. Ponomarev N. Sport and Society. - M.: Progress, 1981. 39. Sieger W. Theorie des Sports. - Theorie der Sportarten? //Theor. und Prax. der Korperkult." 1983, № 1. 40. Trogsch F. Bemerkungen zum theoretischen Objektverstandnis in der Sport wissenschaft und zu emer Theorie des Sports.//Theor. und Prax. der Korperkult., 1981, № 10. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |