Abstract COMPREHENSION OF PHYSICAL CULTURE'S INTEGRATIVE ESSENCE - ARTERIAL WAY OF ITS THEORY FORMATION V.M. Vydrin, academician of Peter the First Academy of sciences and arts, professor Yu.F. Kuramshin, lecturer Yu.M. Nikolayev, lecturer St.-Petersburg state P.P. Lesgaft academy of physical culture Key words: metatheory, methodology, integration, comprehension, concept, physical culture, activities, valuables, personality. The aim of this article was to consider on the approaches to comprehension of physical culture phenomenon's essence. The retrospective analysis of the theoretical ideas on the problem and the contemporary demands of their development had made it possible to mark the next orientations for its future development: - to direct the theoretical elaborations in the __ea of physical culture to interconnection with the physlosofical, general scientific, special-scientific and separate scientific methodologies and with such a categories of materialistic dialectics as the general, the specific and the single; - to take into consideration such aspects of the culture in general and the physical culture, specifically, as; a) the variety of culture's content; b) the system considering of the culture; c) the interdependence of general and special theories; d) the interaction of subsystems; e) the connection with practice; to come to theoretical-methodological substantiation and revelation of the physical culture valuables' formation and functioning; - to cognize and to comprehense the essence of the motor activity's various forms in the area of physical culture.
|
ОСМЫСЛЕНИЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ СУЩНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - МАГИСТРАЛЬНЫЙ ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЕЕ ТЕОРИИ Доктор педагогических наук,
профессор, академик Петровской академии наук и
искусств В.М. Выдрин; Ключевые слова: метатеория, методология, интеграция, осмысление, концепция, физическая культура, деятельность, ценности, личность. В последние годы в сфере физической культуры накоплен довольно обширный комплекс знаний теоретического, методического, гуманитарного и естественнонаучного характера. В связи с этим возникла острая необходимость в их объединении, систематизации и целостном осмыслении. Как известно, это привело к возникновению и формированию новой самостоятельной научно-учебной дисциплины - "общая теория физической культуры". За относительно короткий исторический период проделана большая научно-исследовательская работа, связанная с построением некоторых контуров данной теории [1, 4-8, 16-18, 20-23, 25, 26]. Прежде всего это касается интерпретации понятия "физическая культура" и непосредственно связанных с ним явлений, раскрытия ее специфической сущности и содержания, генезиса развития, морфологии (строения, состава) и функционирования физической культуры в обществе, познания закономерностей ее развития, ценностных характеристик, взаимосвязи с другими видами человеческой культуры и т.п. В частности, было показано, что понятие "физическая культура" многоаспектно по своему содержанию и может быть охарактеризовано с результативной, деятельной, ценностной и функциональной сторон. Наиболее существенными признаками его содержания являются деятельность по освоению двигательного и духовного опыта, передача его из поколения в поколение; деятельность, направленная на совершенствование сущностных сил человека; ценностный аспект в сфере физического совершенствования; функциональный аспект, связанный с выявлением роли и места физической культуры в жизни общества. Таким образом, физическая культура как часть общей культуры связана с творческой деятельностью по освоению и созданию ценностей в сфере физического совершенствования народа и ее социально-значимыми результатами. Функционирование и развитие ее можно рассматривать как акт общественного производства специфических социальных ценностей. Однако и в настоящее время, несмотря на то что теория физической культуры включена в учебные планы институтов физической культуры в качестве общепрофилирующего предмета высшего физкультурного образования, в полном смысле о такой теории говорить преждевременно. В ее разработке существует немало дискуссионных, спорных и слабо изученных проблем. Парадокс состоит в том, что чем больше изучаются проблемы, связанные с сущностью и содержанием теории физической культуры, тем больше появляется разных точек зрения, порой запутывающих и усложняющих процесс ее формирования. Это наглядно проиллюстрировали Всесоюзная научно-практическая конференция по философским и социологическим проблемам физической культуры (Москва, май 1986 г.), а также предваряющие ее дискуссионные статьи В.И. Столярова, В.М. Выдрина, Н.И. Пономарева, А.А. Зеленова и Ю.А. Лебедева и др. на страницах журнала "Теория и практика физической культуры". Выступления на конференции показали, что многие проблемы в этой области разработаны слабо или даже не обозначены. Во-первых, еще недостаточно глубоко и полно выяснена сущность физической культуры как вида, части или компонента культуры; во-вторых, нет четкого понимания методологических подходов к ее изучению; в-третьих, неполно раскрывается связь теории физической культуры с практикой физкультурного движения и др. Кроме того, сейчас теория физической культуры по существу во многих случаях рассматривается как совокупность частных теорий (теории физического воспитания, теории спорта и т.д.), разработка которых недостаточно координируется в рамках общей теории физической культуры, не в полной мере раскрываются их взаимосвязи, слабо представлен интегрирующий характер физической культуры. Поэтому понимание теории физической культуры должно быть системным. В наиболее полном смысле слова она должна характеризоваться принципиально иным, новым содержанием и представлять не сумму частных теорий, а интегра-тивно обобщенную теорию всей деятельности в сфере физической культуры, выступать в роли метатеории, быть интегрированным "единством разнообразия". В. ней должны найти отражение наиболее общие и существенные закономерности, действующие в этой области жизнедеятельности общества. К сожалению, за время, прошедшее после Всесоюзной конференции, размах и интенсивность исследований по данной проблеме несколько снизились. Вполне очевидно, что наиболее важные результаты в формировании теории физической культуры могут быть получены при использовании концепций общей теории культуры, интегративных подходов и методов исследования (в частности, системного), логико-методологических проблем построения теорий. Говоря о культуре, можно выделить концепции, затрагивающие лишь отдельные ее аспекты. К таковым можно отнести: предметно-ценностную, деятельностную, личностно-атрибутную, общественно-атрибутивную, информационно-знаковую и др. И концепции, которых пока значительно меньше, синтезирующие односторонние представления о ней в единой системной модели. Так, удивительно прозорливой оказалась концепция В.М. Лукина [15], выделившего такие взаимосвязанные подходы к ее изучению, как социально-генетический, творчески-атрибутивный, системно-функциональный, аксиологический, которые позволяют комплексно понять ее специфическую сущность. Известный теоретик М.С. Коган [12] также отмечает, что культура связана прежде всего с деятельностью по освоению социального опыта, созданием новых культурных ценностей и ее социально-значимыми результатами, отмечая односторонность вышеперечисленных концепций культуры. Концепции В.М. Лукина, М.С. Когана согласуются с общим процессом культурного развития. Весьма перспективна в этом плане концепция, устанавливающая связь культуры с духовным производством [10]. При этом система культуры состоит из следующих основных системообразующих подсистем: системы производства (освоения, созидания) духовных ценностей, их хранения, распространения и потребления. А духовное производство как процесс охватывает все разновидности деятельности, связанные с различными видами духовного освоения действительности: практически-повседневного, концептуально-теоретического и эстетико-художественного. Данная концепция, по нашему мнению, не отрицает наличия материальной, физической, социально-политической и других видов культуры, ибо последняя связана с преобразованием природной, социальной среды и природы самого человека. Поэтому данные подходы и концепции, отражающие многоаспектность содержания культуры, могут служить основой для выявления взаимосвязанных, содержательных характеристик и физической культуры, построения ее теоретических концепций, дают возможность интегрировать разнообразные аспекты изучения физической культуры человека с позиции медико-биологического, педагогического, психологического, социологического, культуроведческого и философского знания. В настоящее время в системе образования, воспитания и культуры особенно возрастает приоритетное значение общечеловеческих ценностей, гуманистических начал в развитии личности, ориентации общественного развития на интересы человека. Личность человека в ее целостности и многомерности является высшей ценностью образования и культуры. Среди многих факторов, влияющих на развитие общества и каждой личности, физическая культура занимает особое место. В современный период имеются различные подходы к выявлению сущности, компонентного состава физической культуры. Наиболее плодотворные из них связывают ее с деятельностью, направленной на физическое совершенствование человека [8, 9, 23]; с совокупностью интеллектуального, социально-психологического, двигательного компонентов [14]; с системой потребностей, способностей, деятельности, отношений и институтов, базирующейся на развитии физических качеств [9, 19, 25, 29]; с формами ее организации (компонентами, подсистемами) - физическим воспитанием, спортом, физической рекреацией и двигательной реабилитацией [6, 11, 20]. Физическая культура рассматривается с деятельной и результативной стороны [21], в единстве предметных и личностных ценностей [II]. Однако многие из этих концепций, характеризуя отдельные стороны такого сложного социального феномена, как культура физическая, чаще всего рассматриваются изолированно друг от друга. Их же необходимо рассматривать в комплексе, в единой взаимосвязи. Это дает возможность сформировать более интегративное представление о сущности физической культуры. Физическая культура реализуется в таких формах (компонентах), как физическое воспитание (связанное с освоением физических и духовных сил человека), спорт (их совершенствованием), физическая рекреация (поддержанием), двигательная реабилитация (восстановлением). Внутренним наполнением каждой из них является сочетание интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов, а также определенной системы потребностей, способностей, деятельности отношений и институтов. Это определяет специфику каждого компонента физической культуры, где преобладающим моментом будет служить одухотворенность физического. Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, предстает физкультурно-спортивная (физкультурная) деятельность, направленная на физическое совершенствование человека. По-видимому, эти суждения должны носить методологический характер и приниматься во внимание как при совершенствовании общих основ теории физической культуры, так и при формировании ее частных теорий. Физическая культура связана с приоритетом духовности в процессе формирования телесно-двигательных качеств человека. Она, как и любая сфера культуры, предполагает прежде всего работу с духовным миром человека - его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мироощущением применительно к его телесной организации. И, видимо, чрезмерное смещение акцентов при ее формировании на двигательный компонент (физическое развитие, физическую подготовленность и т.п.) в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому - одна из главных причин того, что физическая культура далеко не всегда представляется насущной потребностью каждого человека. В этом случае наблюдается разрыв ее связей с общей культурой человека, ее духовным началом, что значительно снижает ее потенциальные возможности. Нам представляется, что такой подход к пониманию сущности физической культуры дает возможность совершенно по-иному взглянуть на проблему формирования физической культуры человека и ее теоретических основ, в целом на сферу физической культуры. Ставя во главу угла взаимосвязь интеллектуального, социально-психологического, двигательного компонентов, а также исследование проблемы потребностей, способностей, деятельности, отношений и институтов в ее сфере - на основе изучения разнообразных форм физкультурной (двигательной) деятельности, связанной с физическим совершенствованием человека, возможно довести до сознания масс, общества это явление - физическую культуру. И хотя эти вопросы частично (в связи с физкультурным образованием) затрагиваются в интересных работах Л.И. Лубышевой [14], В.В. Приходько [24], Е.П. Каргаполова [13], а также в методологическом плане И.М. Быховской [3], но далеко не решают проблемы в целом. В этом плане чрезвычайно актуально высказывание В.К. Бальсевича, сделанное еще в 1981 г. и связанное с развитием теории, методики и организации физической культуры и спорта, с выработкой и освоением новых научно-методических и организационных концепций о "...целесообразности отказа от существующей ныне системы, предусматривающей отбор людей для занятий определенным видом спорта, и обоснована необходимость отбора вида спортивной деятельности для каждого человека в соответствии с его моторной и психологической индивидуальностью", ибо "...возможности современного арсенала физической культуры и спорта перекрывают известный нам диапазон индивидуальных двигательных способностей человека и, таким образом, позволяют каждому найти вид физкультурно-спортивной деятельности, который бы соответствовал его морфофункциональному, психологическому статусу и личностным мотивациям" [2, с. 43]. Физическая культура есть явление, которому присуще "материально-духовное" или "духовно-материальное" качество. Она выступает в системе культуры как базовый слой, интегрирующая часть культуры. Сочетая единство духовного и физического, физическая культура имеет большие потенциальные возможности для формирования целостной личности. Это служит гарантией того, что усилиями многих исследователей разработка теоретических вопросов в сфере физической культуры будет успешной и практике будут даны научно обоснованные рекомендации по приобщению к ней все большего числа занимающихся. В заключение отметим, что для более эффективного решения вопросов, относящихся к теории физической культуры, необходимо следующее: 1) ориентировать теоретические разработки в сфере физической культуры во взаимосвязи с методологическими уровнями рассмотрения знаний (философским, общенаучным, частнонаучным, отдельного исследования) и с такими категориями материалистической диалектики, как общее, особенное и единичное; 2) учитывать такие аспекты связей культуры вообще и физической культуры в частности: а) многообразие содержания культуры, которое позволяет комплексно раскрыть совокупность существенных признаков физической культуры; б) системность рассмотрения культуры, дающее возможность объединить различные аспекты знания о физической культуре в достаточно целостные теоретические научные концепции; в) соотносимость теорий, т.е. взаимообусловленность общей теории физической культуры и ее частных теорий, по отношению к которым она выступает методологической основой в процессе их формирования; г) взаимодействие подсистем, которое предполагает нахождение оптимальных путей управления функционированием как отдельных подсистем физической культуры, так и ее в целом, учет ее взаимосвязей со многими компонентами общественной системы; д) связь с практикой: теория физической культуры, способствуя более глубокому пониманию причинно-следственных связей в ее сфере, формирует тем самым более широкое мировоззрение специалистов как в профессиональном, так и в социальном, культурном плане; 3) в теоретико-методологическом плане подойти к обоснованию и раскрытию механизма образования и функционирования ценностей в сфере физической культуры, приобщения к ним человека с выявлением влияния на этот процесс агитационно-пропагандистских, информационных, правовых, экономических, организационно-управленческих и других факторов; 4) более глубоко познать и осмыслить сущность различных форм двигательной деятельности в ее сфере. Литература 1. Бальсевич В.К. "Теор. и практ. физ. культ.", 1991, № 7. 2. Бальсевич В.К., Громыко В.В. и др. "Теор. и практ. физ. культ.", 1981, № 8. 3. Быховская И.М. "Теор. и практ. физ. культ.", 1993, № 7. 4. Выдрин В.М. Автореф. докт. дис. М., 1980. 5. Выдрин В.М. "Теор. и практ. физ. культ.", 1984, № 6. 6. Выдрин В.М. "Теор. и прак. физ. культ.", 1986, № 5. 7. Визитей Н.И. Физическая культура личности. - Кишинев: Штиинца, 1989. 8. Введение в теорию физической культуры./Под общ. ред. Л.П. Матвеева. - М.: ФиС, 1983. 9. Зеленое Л.А., Лебедев Ю.А. "Теор. и практ. физ. культ.", 1985, № 9. 10. Ешин М.Б. Культура в системе общества. Вып. "Культура в общественной системе социализма". - М.: Наука, 1984. 11. Евстафьев Б.В. Анализ основных положений в теории физической культуры. Л., 1985. 12. Коган М.С. Системный подход и гуманитарные знания. Л., 1991. 13. Каргаполов Е.П. Автореф. докт. дис. М., 1992. 14. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. 15. Лукин В.М. Дис. Л., 1970. 16. Матвеев Л.П. "Теор. и практ. физ. культ.", 1975, № 11. 17. Матвеев Л.П. "Теор. и практ. физ. культ.", 1978, № 3. 18. Матвеев Л.П. "Теор. и практ. физ. культ.", 1980, № 12. 19. Манько Ю.В. Философско-социологические проблемы физической культуры и спорта. Л.: ВДК ИФК, 1985. 20. Николаев Ю.М. Дис. Л., 1976. 21. Пономарев Н.И. "Теор. и практ. физ. культ.", 1985, № 6. 22. Пономарев Н.И. "Теор. и практ. физ. культ.", 1974, № 4. 23. Пономарев Н.И. "Теор. и практ. физ. культ.", 1979, № 5. 24. Приходько В.В. Автореф. докт. дис. М., 1992. 25. Столяров В.И. "Теор. и практ. физ. культ.", 1985, № 2. 26. Столяров В.И. "Теор. и практ. физ. культ.", 1985, № 9. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |