ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ


Abstract

LABYRINTHES OF METHODOLOGY

M.Ya. Vilensky

Moscow pedagogical state V. I. Lenin university

Key words: research, object, subject.

The aim of this paper was to analyze the main features of the investigation's object and subject as the categories of the scientific metodology in the theory and methodics of physical culture's, sports's and the health improvement physical activity's area.

The research work as a creative process becomes possible in that case, when a person, performing this work acquired the main rules and procedures as well as the ways of his activities' evaluation which contain in its way "the grammar" of scientific work, the minimum of methodological demands to it. The subject and the object of an investigation are related to the minimal list of methodological categories, characterizing the pedagogical research.

The object of cognition comes out as a given ones, as that what is discribed by the theory. The subject is that, what is to be found. The concept "subject of the investigation" is more concrete than the concept "object of investigation".


ЛАБИРИНТЫ МЕТОДОЛОГИИ

Доктор педагогических наук, профессор М.Я.Виленский
Московский государственный педагогический университет им. В.И.Ленина

Ключевые слова: объект и предмет исследования.

Наука - сфера человеческой деятельности, функции которой проявляются в выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности. Педагогическая наука отражает отрасль специфической деятельности, связанной с изучением и познанием реальных явлений воспитания, образования, обучения и развития человека. Она включает в себя две части, между которыми лежит беспрерывно меняющаяся граница: то, что ею изучено, и то, что предстоит изучить. Деятельность в сфере науки - это научное исследование, выступающее особой формой процесса познания, применением в нем систематического и целенаправленного изучения объектов с использованием соответствующих средств и методов науки. Завершается оно формированием знаний об изучаемых объектах.

Педагогическая теория - итог и результат научной деятельности. Это система знаний, описывающая и объясняющая строго вычлененный круг педагогических явлений и предписывающая, как управлять ими. Педагогическая теория призвана давать целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Теория всегда имеет свой объект и предмет.

Объект познания выступает как заданное, как совокупность реальных явлений, то что описывает теория. Предмет теории - то, что отыскивается, устанавливается, что она объясняет, т.е. закономерные связи и отношения, функционирующие в структуре объекта. Так как теория - относительно самостоятельная система, ее элементы не должны противоречить друг другу.

Принадлежность процесса и результатов деятельности к области педагогической науки возможно определить по следующим признакам:

характеру целеполагания, выделению специального объекта исследования, применению специфических средств познания и однозначности терминов. Отсутствие хотя бы одного из этих признаков ставит под сомнение возможность отнесения работы к числу научных.

Исследовательская работа как творческий процесс возможна в том случае, если выполняющий ее человек овладел основными правилами и процедурами, а также способами оценки своей деятельности, составляющими своего рода "грамматику" научной работы, методологический минимум требований к ней. К минимальному перечню методологических категорий, выступающих как характеристика педагогического исследования, относятся его объект и предмет. Рассмотрим основные требования к построению объекта и предмета исследования как к компонентам его структуры, вызывающим наибольшие трудности у соискателей ученых степеней по специальности "теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры".

Педагогическая действительность бесконечно разнообразна, а исследователь должен получить некоторые конечные результаты в научном поиске. Если он не выделит в том объекте, на который направлено его внимание, главный ключевой аспект или связь, он может "расплыться мыслью по древу". Поэтому необходимо различать, с одной стороны, всю объективную сферу, на которую направлено внимание исследователя, а с другой - то, относительно чего он обязуется получить новые педагогические знания. Для решения конкретных задач исследования потребуется привлечь многие другие, уже не новые знания, полученные не только педагогической наукой, но и психологией, социологией, медициной и др. Однако новое слово будет сказано лишь о чем-то одном, выделяемом как специальный и оригинальный предмет изучения. Это и будет реальным вкладом в педагогическую науку. Если это условие не соблюсти, то выводы исследования могут повторить общеизвестные положения. А это означает, что исследование фактически не состоялось, ибо не достигнута конечная цель - получение нового знания.

Под объектом в философии принято понимать часть объективной реальности, которая на данном этапе становится предметом практической и теоретической деятельности исследования. Предметом познания считаются зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объекта, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах. По мере развития знаний об объекте открываются его новые стороны, которые в дальнейшем становятся предметом познания. Таким образом, предмет исследования является более узким понятием, чем объект. Он является частью, стороной, элементом объекта. Например, объектом может быть профессиональная подготовка специалиста физической культуры в целом, а предметом - только часть ее - психолого-педагогическая подготовка. Понятия "объект" и "предмет" относительны. В роли объекта, например, может выступать психолого-педагогическая подготовка студентов, а предмета - ее часть - методическая подготовка.

Объект должен быть назван не безгранично широко, а таким образом, чтобы это был именно непосредственно следующий за самим предметом исследования круг объективной реальности. Этот круг должен включать в себя предмет в качестве важнейшего элемента, который характеризуется в непосредственной взаимосвязи с другими составными частями данного объекта и может быть однозначно понят лишь при сопоставлении с другими сторонами объекта. Например, когда мы исследуем формы обучения, то в качестве объекта исследования выступает именно процесс обучения, составной частью которого и являются организационные формы обучения. Если же в качестве объекта избрать более широкую систему, допустим профессиональную подготовку специалистов в вузе вообще, то связи между формами организации обучения и профессиональной подготовкой будут широко опосредованы через многие другие объекты, и прежде всего через сам процесс обучения.

Понятие "объект исследования" не тождественно понятию "объективная реальность". Гносеология в качестве объекта познания определяет те связи, отношения, свойства реального объекта, которые включены в процесс познания. Любой объект исследования - это какая-то совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, объективно, но отражается им. Это привносит в объект научного познания определенную долю субъективного.

По этой причине грубой методологической ошибкой, например при разработке темы "Формирование коммуникативной готовности специалиста физической культуры в процессе профессиональной подготовки", будет определение как объекта исследования - "студентов I-IV курсов института физической культуры"; или при теме "Педагогическое руководство спортивно-игровой деятельностью подростков" - "подростков 14-15 лет".

Объект характеризует педагогическую реальность, данную нам через призму определенной системы знаний. Поэтому при выделении объекта необходимо оценивать его с определенных научных позиций, например концепции системного или функционального подхода. Нужно не просто указать объект, а описать то его понимание, которого исследователь будет придерживаться в своем исследовании и через призму которого он будет ставить цели и задачи. Такое понимание объекта поможет лучше разобраться в педагогических концепциях, увидеть более прогрессивные, отвечающие требованиям времени.

Определение объекта исследования - это не просто формальная, а существенная, содержательная научная акция, которая призвана ориентировать исследователя на выявление места и знания предмета в его более целостном и широком понятии, которым является объект исследования, на использование характеристик этого объекта в качестве более широких и целостных ориентиров для выявления функций предмета.

В свою очередь, предмет исследования - это не просто сторона, часть объекта, а такая сторона, через которую виден объект, которая служит "входной дверью" в объект, может его в том или ином отношении замещать, исследование которого обогащает объект в целом. Чем выше взаимосвязь и выявленная зависимость объекта и предмета исследования, тем надежнее путь повышения теоретического уровня исследования, его методологической четкости и целостности.

Понятие "предмет исследования" конкретнее, чем понятие "объект исследования". Нужно учесть и то, что один и тот же объект науки может быть предметом разных исследований. В предмет отдельного исследования включаются только те элементы, связи, отношения объекта, которые подлежат изучению в данной работе. Определение предмета поэтому означает и определение "ракурса" рассмотрения, установление границ поиска, предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, допущение о возможности их временного вычленения и объединения в одну систему.

В предмете познания в концентрированном виде заключены направление, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими познавательными средствами и методами. Исходя из приведенных выше требований, в структуру предмета изучения включаются история развития объекта и учений о нем; существенные свойства, качества и закономерности развития объекта;

логический аппарат и методы, необходимые для формирования предмета. Предмет исследования, таким образом, формируется на объективной основе и в свете научных представлений самим исследователем, придающим ему, в соответствии с принятыми им исходными концепциями, определенное истолкование и логическую форму выражения.

Точное определение предмета избавит исследователя от заведомо безнадежных попыток "объять необъятное", сказать все, притом новое, об эмпирическом объекте, имеющем, в принципе, неограниченное число элементов, свойств, отношений. Формулирование предмета исследования - результат учета задач, реальных возможностей и имеющихся в науке эмпирических описаний объекта, а также других характеристик исследования. Нельзя признать удачным выделение в качестве предмета участка действительности без указания на аспект или способ рассмотрения этого фрагмента изучаемой объективной сферы.

Обозначение объекта и предмета - важный шаг в развертывании педагогического исследования, и служит он одним из показателей его осуществления, показателем степени углубления исследователя в сущность объекта и продвижения в самом исследовательском процессе.

Поступила в редакцию 01.02.96


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: