ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ


Abstract

APPLICATION OF PHYSICAL CULTURE: CONCEPTUAL PRINCIPLES AND THEIR CONCRETIZATION IN CONTEMPORARY CONDITIONS

L.P. Matveyev, professor

V.P. Polyansky

Russian state academy of physical culture

Key words: physical culture, application, professionally-applied physical training, plant physical culture, professionaty-applied physical culture, definition of concept, theoretical-methodical principles' improvement, labour, professional activities.

The purpose of this study was to make the concept of "application" more accurate and to consider the concrete function of this concept in the contemporary applied physical training and physical culture. The theoretical research of the problem had made it possible to discribe the wide and narrow comprehension of physical culture's application, to show the contemporary state of the professionally-applied physical culture in the perspectives of its improvement.

Three directions of the professionally-applied physical culture's development are to be elaborated in order to ensure the positive changes in the elements of its content and organizational forms.

First, it is necessary to determine the evolution on correlation between the direct and indirect application of physical culture in labour's area.

Secondly, to determine in details, what can ensure the concrete enrichment of the professionally- applied physical culture's content to increase its significance for the professional activities of everybody.

Thirdly, to work out the firm legislative guarantees of universal physical culture education and obligible using of physical culture' factors of the labour's conditions optimization.


ПРИКЛАДНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ПОНЯТИЙНЫЕ ОСНОВЫ И ИХ КОНКРЕТИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Доктор педагогических наук, профессор Л.П.Матвеев, В.П.Полянский Российская государственная академия физической культуры

Ключевые слова: физическая культура, прикладность, профессионально-прикладная физическая подготовка, производственная физическая культура, профессионально-прикладная физическая культура, определение понятия, совершенствование теоретико-методических основ, труд, профессиональная деятельность.

Предварительные замечания. Перспективы развития физической культуры в изменяющемся мире не могут не заботить специалистов и всех понимающих ее значимость для индивида и общества. Размышления на этот счет в отечественных публикациях все чаще содержат тревожные ноты, вызванные деструктивными процессами в сфере культуры, которые обусловлены известными социально-экономическими причинами кризисного характера, ставшими особенно ощутимыми в последнее десятилетие жизни нашего общества [5, 9, 13, 17]. В такой ситуации особенно важно не упускать из виду магистральные тенденции развития культуры, в том числе физической. Затронем в этой связи одно из основных направлений функционирования и развития физической культуры, выраженное в ее прикладности.

Термин "прикладность" достаточно давно вошел в лексикон, принятый в теории и практике физической культуры, но все еще часто, даже в профессиональном общении, используется без строгой определенности. Уместно поэтому начать хотя бы с краткого этимологического экскурса. К сожалению, в качестве базового этот термин в основных толковых словарях отечественного языка не обнаруживается, однако тут содержатся предпосылки к его отправному истолкованию. У В.И.Даля, например [б], "прикладной" означает "к прикладу относящийся", а "приклад" - это то, что приложено, что прикладывают. В словаре С.И.Ожегова "прикладной /-ая, -ое/" - имеющий практическое значение, применяемый на практике (отсюда словосочетания - прикладные науки, прикладные знания, прикладное искусство и т.д.). Тут же глагольные формы "прикладывать" и "прикладываться" связуются по смыслу с такими словообразованиями, как "приложить", "дополнить", "добавить", "применить" и подобные, включая и обозначающие направленность действия чего-либо на что-либо [23, с. 544-545].

По логике этих языковых предпосылок "при-кладностью" в самом общем смысле правомочно называть, говоря предельно кратко, свойство чего-либо быть прикладным. То есть свойство быть пригодным в качестве приложения к чему-то основному, дополнить его и (или) воздействовать на него в определенном направлении. Конечно, в таком истолковании нет еще содержательной конкретики прикладности - к ней можно подойти лишь путем предметного рассмотрения ее реальных фактологических основ.

Широкое и узкое понимание прикладности физической культуры. Прикладность физкультурной деятельности по отношению к главным сферам жизнедеятельности индивида и общества интуитивно представляется самоочевидной. Тем не менее в трактовке ее нередко возникают расхождения даже у специалистов. Этому способствует, в частности, забвение того обстоятельства, что само понятие "прикладность" обрело в сфере физической культуры неоднозначный смысл - широкий и узкий.

В широком смысле под "прикладностью" физической культуры подразумевается так или иначе издавна обнаруженный факт ее пригодности и незаурядной полезности в деле подготовки индивида к жизненной практике и оптимизации его дееспособности применительно к требованиям избранной основной деятельности. Конкретнее говоря, основу такой прикладности составляет действенность факторов физической культуры (физических упражнений и других) в качестве средств интегративного увеличения функциональных возможностей организма и создания богатого индивидуального фонда жизненно важных двигательных умений и навыков. Благодаря переносу этого эффекта систематической физкультурной деятельности за ее пределы она оказывается полезной для освоения и повышения результативности ряда иных видов деятельности, в том числе трудовой.

В таком, широком, смысле прикладность свойственна не одной какой-либо части или разделу физической культуры, а всей ей в целом как одно из ее общих существенных свойств. Не случайно исследователи генезиса этой отрасли культуры сходятся в том, что ее становление и развитие обусловлено кроме прочего массовидным использованием присущих ей факторов для обеспечения физической подготовленности подрастающих и взрослых поколений к трудовой и военно-служебной деятельности [11, 14, 19, 25 и мн. др.]. Примечательно также, что в качестве одного из коренных отправных положений развитых социальных систем физического воспитания утвердился принцип прикладности. В отечественной системе физического воспитания он, как хорошо известно, детально конкретизирован в смысле связи физкультурного движения с трудовой и оборонной практикой общества и получил развернутое программно-нормативное воплощение в комплексе "ГТО" и в других установочных положениях, Прикладная ориентация здесь отнюдь не сводится к узкоспециализированной физической подготовке к одной избранной деятельности, напротив -предполагает прежде всего общую физическую подготовку, которая обеспечивает комплексное развитие качеств, определяющих индивидуальную физическую кондицию, и тем самым создает универсальные предпосылки готовности к самым разнообразным видам двигательной деятельности. Вообще говоря, в изложенном широком смысле прикладность социальной системы воспитания никак не противостоит интересам свободного развития индивида, если принцип прикладности реализуется в единстве и в субординации с принципом всемерного содействия всестороннему развитию индивидуальных способностей. Усматривать тут непреодолимую коллизию (к чему склонны любители противопоставлять личностные и общественные начала человеческого бытия) - значит не замечать реальной диалектики в этой сфере.

Узкое понимание "прикладности" физической культуры возникло как отражение практики избирательно направленного использования ее определенных факторов, пригодных к тому в процессе специальной подготовки к избранной профессиональной деятельности (что получило наименование "профессионально-прикладная физическая подготовка"), а также непосредственно в сфере производства для оптимизации работоспособности и воздействия труда на его исполнителей (что названо "производственной физической культурой"). В совокупности такая практика явилась основанием для выделения особого раздела физической культуры - "профессионально-прикладной физической культуры" [3]. Таким образом, термин "прикладность" здесь подчеркивает сугубо утилитарную профилированность части физической культуры применительно к деятельности, занимающей основное место в образе жизни индивида и общества (профессии).

Приоритет в научно-практической разработке проблематики профессионально-прикладной физической культуры принадлежит, как известно, отечественным специалистам, активно развернувшим исследование этой проблематики еще в 30-40-е годы текущего столетия [22, 27, 31]. К настоящему времени довольно детально рассмотрен ряд закономерностей, определяющих эффект профессионально-прикладной физической подготовки и внедрения элементов физической культуры непосредственно в сферу труда. Это, в частности, с одной стороны, закономерности "переноса" на трудовую деятельность кумулятивного эффекта тренировки в упражнениях, моделирующих требования профессиональной деятельности к функциональным возможностям, умениям и навыкам, осуществляющих ее, с другой - закономерности ближайшего положительного влияния на динамику оперативной работоспособности в процессе труда так называемых вводной гимнастики, физкультурных пауз, послерабочих восстановительных упражнений и других элементов производственной физической культуры. Согласующиеся исследовательские факты такого рода получены как в системе специального профессионального образования [2, 8, 10, 12, 26 и др.], так и в различных сферах производительного труда и военно-служебной деятельности [4, 7, 21, 24, 28 и мн.др.; общее число посвященных этому публикаций к настоящему времени настолько велико, что с трудом поддается обзору).

В целом понятие прикладности физической культуры (и в узком, и в широком смысле) получило основательную объективизацию и наполнение в социокультурном, социально-экономическом, биосоциальном, методическом и других аспектах. Кроме прочего оно отобразило распространенную практику включения этой отрасли культуры в систему социальных факторов, прямо или косвенно обеспечивающих качественное функционирование производительных сил общества и его обороноспособность. По отношению к сфере труда такая прикладность физической культуры имеет исторически непреходящий характер, поскольку труд был, есть и будет основой человеческого существования.

О состоянии и перспективах совершенствования профессионально-прикладной физической культуры. К началу организационного оформления прикладной физической культуры в нашей стране можно отнести появление в 20-х годах столетия таких ее форм, как физическая подготовка в рамках Всевобуча и пролеткультовская "трудовая" гимнастика. Создавшиеся тогда научно-исследовательские коллективы и лаборатории по проблемам физической культуры и спорта были призваны обеспечить научное обоснование, определить наиболее рациональные направления процесса использования физической культуры для нужд народного хозяйства и обороны. Естественно, что в годы войны физическая культура носила по большей части военно-прикладной характер, а в послевоенные годы активно развивавшаяся структура прикладной физической культуры все более приобретала профессионально-прикладную направленность. Оформление основ социальной структуры ведущих форм-направлений профессионально-прикладной физической культуры (ППФК) в основном произошло к 60-м годам. На период конца 60-х, 70-х и на начало 80-х годов приходится наибольшее число научных работ по прикладной тематике. В это время в программы физического воспитания включается раздел "Профессионально-прикладная физическая подготовка", также активно развивается физическая культура на производстве.

В настоящее время профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) как направление физической культуры представлена в государственных программах для высших и средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ, а в 1985 - 1987 гг. - и в школьных программах. Имеются соответствующие учебные пособия и рекомендации [8, 10, 12, 26]. Наиболее широко физическое воспитание с прикладной направленностью проводится в военных учебных заведениях и в армии. Хотя в специальной литературе определения ППФП не вполне совпадают [2, 8, 10, 21 и др.], как правило, подчеркивается ее специфическая направленность. В одних случаях это связывается с достаточно узкой специализацией ее содержания. Так, у Б. И. Загорского, анализировавшего основные понятия ППФП, находим: "...О ППФП в полном смысле этого слова можно говорить, когда специализированный педагогический процесс составляет по своему содержанию определенный курс специальной физической подготовки... предметом обучения в ППФП являются главным образом прикладные навыки..." [8, с.4]. Очевидно, что речь здесь идет о непосредственно прикладном эффекте целенаправленных физических упражнений - о прямом "переносе" формируемых двигательных навыков и достигаемых сдвигов в развитии физических качеств на сферу профессионального труда. В то же время многие специалисты не ограничивают ППФП достижением лишь непосредственно прикладного эффекта и предполагают в ее рамках решение задач более широкого спектра:

- "...воспитание профессионально важных для данной деятельности волевых и других психических качеств; повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов специфических условий труда" [8, с. 16];

- "... формирование профессионально важных свойств и качеств личности..." [26, с.35];

- "... ускорение профессионального обучения;

... выполнение служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе..." [10, с.319];

- "... повышение и поддержание работоспособности, профилактическое и корригирующее противодействие неблагоприятному влиянию факторов производства, закрепление знаний о ППФП, привитие интереса и привычки к самостоятельным знаниям, содействие в формировании интереса к осваиваемой профессии..." [15, с.25];

- "... сообщение учащимся знаний, необходимых для успешного применения приобретаемых умений, навыков и качеств в будущей трудовой деятельности..." [12, с.9, и др.].

Суть другого раздела профессионально-прикладной физической культуры - производственной физической культуры - усматривается в ее направленности на оптимизацию самого процесса труда и его воздействия на человека [18]. При этом подчеркивается, что ее формы и содержание диктуются прежде всего особенностями влияния на человека условий, характера и организации труда [18, 21, 24, 28]. Различают формы производственной физической культуры, непосредственно включенные в режим труда, и формы, лежащие вне его рамок, но тесно связанные со спецификой трудовой деятельности. К первым относят производственную гимнастику (вводную, "физкультурные паузы" и "физкультминутки", малые игровые формы в межрабочих перерывах (настольный теннис, бильярд, дартс...), сеансы в комнатах психофизической разгрузки и др. Ко вторым - участие в соответствующим образом организованных занятиях на физкультурной базе предприятия и вне ее: восстановительные комплексы упражнений сразу после работы, посещение восстановительных и оздоровительно-профилактических центров на производстве, занятия в специализированных группах здоровья и секциях, в профилакториях, санаториях, на загородных базах отдыха и т.п. Достигаемая в процессе занятий цель в той или иной интерпретации чаще всего трактуется как укрепление здоровья и повышение производительности труда, а задачами становятся:

- подготовка к труду;

- восстановление работоспособности во время работы и по ее окончании;

- профилактика возможных влияний неблагоприятных факторов труда;

- формирование сознательного и творческого отношения к труду;

- воспитание трудовой и общественной активности и т. д. [7, 21, 28].

Можно, конечно, с разных позиций оценивать состояние сложившейся в нашей стране прикладной физической культуры, ее структуру, организованную и самостоятельную физкультурную деятельность, ее материальное и методическое обеспечение. Объективно есть основания выделить такие положительные, на наш взгляд, особенности описываемой системы, существовавшей до конца 80-х годов, как заинтересованное и активное участие государства (один перечень госпостановлений займет более страницы), массовость, если не всеобщность "охвата" почти всех основных кон-тингентов населения (вспомним, что почти каждый из нас участвовал в каких-то прикладных физкультурных занятиях: на производстве, в загородных домах отдыха или санаториях-профилакториях, мужчины во время допризывной подготовки или службы в армии и т.д.), централизованность научно-методического обеспечения, наличие разнообразных организованных форм занятий, кадровое обеспечение, регулярное (хотя и не вполне достаточное) финансирование... Наряду с этим прослеживаются и негативные черты: в психологическом аспекте - это невысокая по разным причинам мотивация занимающихся; в плане физиолого-гигиенического обоснования - акцент на использовании в основном непосредственно прикладного эффекта занятий; в организационном аспекте - преобладание официальных интересов при недостаточном обращении к личностным началам, "заорганизованность" форм вовлечения и регламентации, недостаточность материально-технического обеспечения и другое. В теории и методике прикладной физической культуры можно заметить некоторую как бы настороженность в отношении использования неспецифических, новых и нетрадиционных средств и недостаточную дифференцированность методик в связи с поверхностным изучением профессиональной деятельности как объекта физкультурной оптимизации.

На современном состоянии профессионально-прикладной физической культуры у нас в стране происходящие социально-экономические преобразования пока сказались, к сожалению, негативно. Деструктивно повлияли такие факторы, как сокращение производства, закрытие и переориентация предприятий, конверсия, вынужденная миграция населения, растущая безработица. На многих из вновь создаваемых предприятиях (ТОО, АО, ИЧП и т.п.) руководство часто не заинтересовано в оптимизации условий труда, государственный контроль ослаб и находится в стадии реорганизации, а профсоюзы действуют недостаточно эффективно. В этой ситуации возрастает вероятность нарушения правил охраны труда, физических и, особенно, психофизических перегрузок, повышений допустимых норм воздействия профессиональных вредностей. По разным причинам в России значительно сократился институт инструкторов-методистов производственной физической культуры: с 1990 по 1994 год на 59, 5% (по данным Госкомстата), а большинство из оставшихся штатных ставок, по всей вероятности, используются не по назначению. Переориентируется, а в ряде случаев прекращает свое существование физкуль-турно-оздоровительная база предприятий (по сведениям, полученным из того же источника, за три последних года исчезло 2272 единицы). Практически упразднены такие органы управления производственной физической культурой, как научно-методические советы по внедрению производственной гимнастики в НОТ и др. Неудачным, а по большей части неподготовленным оказалось включение раздела "Профессионально-прикладная физическая подготовка для юношей и девушек IX-XI классов" в программу физического воспитания общеобразовательных школ. Ухудшилась работа по профессионально-прикладной физической подготовке молодежи. Так, при опросе студентов обнаружено отсутствие у них элементарных представлений о требованиях, которые предъявляет выбранная ими профессия к состоянию здоровья, двигательной подготовленности и работоспособности. Многие отрицали саму возможность влияния факторов ППФК на эффективность освоения специальности и на будущую профессиональную деятельность (возможность осуществления профилактики и коррекции профзаболеваний отрицали 14%, формирование организаторских способностей - 38%). Около 56% из числа опрошенных студентов на просьбу описать условия будущего труда ответили "не знаю", хотя на вопрос о возможности развития профессионально значимых физических качеств положительно ответили более 90% опрошенных.

Ясно, что функционирование и эволюция физической культуры обусловлены, кроме прочего, многими специальными факторами и отношениями, прежде всего социально-экономическими и государственно-политическими (развернутых иллюстраций этого в специальной литературе достаточно - см., напр. [11, 25]). Не вызывает также сомнений, что на прикладную сторону физической культуры особенно существенно влияет научно-технический прогресс общественного производства, изменяющий производственную деятельность трудящихся. Касаясь перспективных тенденций ее изменения, отчетливо проявляющихся уже в настоящее время, многие отмечают убывание доли затрат мускульных усилий и возрастание доли интеллектуальных начал во все большем числе видов профессионального труда [ 1, 20, 30, 32]. Это подтверждается и нашими исследованиями, выполненными с применением модернизированных профессиограмм.

Автоматизация, кибернетизация и компьютеризация производственных процессов настолько радикально меняют роль и место "рабочей силы" в производстве, что она перестает быть энергетическим источником производства и становится силой регулирующей, направляющей, управляющей. Соответственно возрастают требования к интеллектуальным способностям, знаниям и умениям работников производства. Их трудовые функции существенно изменяются и там, где труд остается пока преимущественно или в значительной мере физическим. В таких сферах труда тотальные затраты мышечных усилий все больше уступают место относительно локальным, тонко скоординированным двигательным действиям и микродвижениям, возрастают требования к экстренной переработке большого объема сенсорной информации (как, например, у операторов, работающих на многосигнальных пультах) и скоротечным психомоторным реакциям.

В интересующем нас аспекте отметим далее, что, по имеющимся данным, современным труженикам производства приходится из-за обновления технической базы производства постоянно пополнять свои знания, которые устаревают примерно через 10 лет [29], или на 10-25% в течение года [16], а нередко вообще менять специальность, в среднем 3-5 раз за период трудовой деятельности [33].

Касаясь перспектив профессионально-прикладной физической культуры, есть смысл в качестве отправной позиции подчеркнуть то, что является для специалистов почти тривиальной истиной: подлинно гуманное общество, независимо от того, как называется его социально-экономическое устройство, не может (не имеет никакого объективно оправданного права) беззаботно относиться к культуре, в том числе к рассматриваемой стороне культуры. Ведь бесспорно доказано, что от состояния профессионально-прикладной физической культуры в обществе существенно зависит сохранение и умножение его самой большой ценности ("капитала") - народного здоровья и производительных сил. Поэтому надо сделать все, чтобы в условиях происходящих у нас в стране социально-экономических и политических пертурбаций не утратить положительных традиций государственной и общественной заботы о развитии рассматриваемой стороны культуры и ее нормальном функционировании в системе профессионального образования и в сфере труда, независимо от того, организуется ли он в государственных или негосударственных предприятиях и учреждениях.

Вместе с тем представляется необходимым обеспечить позитивные изменения в сложившихся ранее элементах содержания и формах организации производственно-прикладной физической культуры с учетом рассмотренных тенденций изменения трудовых процессов и условий труда. В этом отношении перед специалистами выдвигаются кроме других следующие проблемы:

Во-первых, четко определить, как должно измениться соотношение непосредственной и косвенной прикладности физической культуры в сфере труда. Тенденция прогрессирующего убывания доли значительных мышечных усилий в ряде видов профессионального труда во многих (но не во всех!) случаях уменьшает вероятность прямого "переноса" эффекта занятий физическими упражнениями на сферу профессиональной деятельности ("переноса" двигательных навыков и избирательных сдвигов в развитии физических качеств). Но это не исключает здесь возможностей иного "переноса", который выражается в том, что общее повышение уровня функциональных возможностей организма, упрочение здоровья, возрастание сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям, достигаемые посредством использования факторов физической культуры, положительно сказывается на любом виде профессиональной деятельности и на последствиях ее воздействия на исполнителя. Предстоит конкретно определить соотношения факторов общей и специальной физической подготовки, потребные для оптимизации различных типов профессиональной деятельности на современном этапе и в перспективе. При этом, по всей вероятности, во многих случаях необходимо будет существенное увеличение "удельного веса" общей физической подготовки как фактора интегративного обеспечения общей дееспособности, упрочения здоровья и расширения предпосылок для освоения изменяющихся форм профессиональной деятельности. Иначе говоря, в этом отношении ППФП, очевидно, будет сближаться с общей физической подготовкой.

Во-вторых, детально определить, чем конкретно следует обогатить содержание профессионально-прикладной физической культуры, с тем чтобы увеличить ее значимость в формировании у каждого знаний и умений, необходимых для самостоятельного использования ее ценностей с целью увеличения эффективности профессиональной деятельности, предотвращения и нивелирования вероятного отрицательного воздействия производственных нагрузок и условий труда на общее состояние, дееспособность и здоровье индивида. То есть речь идет о необходимости углубленной разработки и внедрения конкретных физкультур-но-образовательных программ, профилированных по типам профессионального труда (опыт их разработки мы намереваемся обсудить в отдельной публикации). Очевидно, настало время вместо программ ППФП ввести более емкие программы профессионально-прикладной физической культуры, имеющие расширенное культурно-образовательное и жизненно-прикладное значение.

В-третьих, выработать для внесения в трудовое законодательство и законодательство по физической культуре твердые гарантии по всеобщему физкультурному образованию и направленному использованию факторов физической культуры для оптимизации условий труда, предусмотреть жесткие санкции против подрывающих эти гарантии частных предпринимателей и государственных чиновников.

Литература

1. Алаберт К.Э. Воздействие научно-технической революции на занятость: современные концепции. - Таллинн: АН Эстонии, 1990.

2. Белинович В.В. Вопросы организации физического воспитания учащихся профтехучилищ с учетом профессиональной подготовки. - М.: Высшая школа, 1967.

3. Введение в теорию физической культуры: Учебн. пос. для ин-тов физ. культ. /Под ред. Л.П.Матвеева. - М.: ФиС, 1983.

4. Вейднер-Дубровин Л.А., Джамгаров Г.Г. В сб.: Физическая культура и научная организация труда. - М., 1973, вып. 3, с.89-91.

5. Виленский М.Я. "Теор. и практ. физ. культ.", 1994, № 3.

6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка - М.: Русский язык, 1978.

7. Жолдак В.И. Труд и физическая культура. - М.: Знание, 1982.

8. Загорский Б.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка в советской системе физического воспитания. - М.: ГЦОЛИФК, 1981.

9. Зволинская Н.Н., Маслов В.И. "Теор. и практ. физ. культ.", 1994, № 3-4.

10. Ильинич В.И. В кн.: Физическое воспитание /Под ред. В.А.Головина, В.А.Маслякова, А.В.Коробкова и др. - М.: Высшая школа, 1983, с. 318-342.

11. История физической культуры и спорта: Учебн. для ин-тов физ. культ. /Под ред. В.В.Столбова. - М.: ФиС, 1983.

12. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. - М.: Высшая школа, 1991.

13. Карпушко Н.А., Приходько В.В., Лубышева Л.И. "Теор. и практ. физ. культ.", 1993, № 9-10.

14. Кун Л. Всеобщая история физической культуры. - М.: Радуга, 1982.

15. Леонова Л.А., Полянский В.П. "Теор. и практ. физ. культ.", 1989, № 3.

16. Максимова Ф.П. Особенности воспроизводства рабочей силы в современных условиях НТР: Учебн. пособие. М., 1990.

17. Матвеев А.П., Непопалов В.Н. "Теор. и практ. физ. культ.", 1994, № 9.

18. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС, 1991.

19. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Общие основы теории и методики физического воспитания. - М.: ФиС, 1976.

20. Мергаутова Я. Автореф. докт. дис. М., 1978.

21. Мусаелов Н.А., Нифонтова Л.Н. Производственная физическая культура в трудовом коллективе. - М.: ФиС, 1985.

22. Ненюков Д.В. "Теор. и практ. физ. культ.", 1925, III сборник.

23. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 21-е изд. /Под ред. Н.Ю.Шведовой. - М.: Русский язык, 1989.

24. Панаев В.Г. Физическая культура на производстве. - М.: Знание, 1985.

25. Пономарев Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. - М.: ФиС, 1974.

26. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. - М.:Высшая школа, 1985.

27. Рудик П.А. "Теор. и практ. физ. культ.", 1931, № 1.

28. Саноян С.Г. Физическая культура в режиме дня трудящихся. - М.: ФиС, 1979.

29. Современный этап НТР и проблемы использования трудовых ресурсов в развитых капиталистических странах: Под науч. ред. И.Б.Деткова. М., 1991.

30. Струмилин С.Г. Технический прогресс и общественная производительность труда. - М.: Ин-т мировой экон. и междунар. отнош., 1959.

31. Физическая культура на производстве: Материалы 1-й выездной сессии научно-методического совета комитета ВОФК СССР. - М.: ОГИЗ - Физкультура и туризм, 1932.

32. Фролов И.Т. Перспективы человека. - М.: Изд-во полит, лит-ры, 1983.

33. Kanawati G. Traning for a changing wold: Some general reflections. Intern. labour rev. Geneva, 1985 vol. 124, № 4

Поступила в редакцию 13.12.95


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!