Abstract EFFECTIVENESS OF CONTEXT APPROACH TO TEACHING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF SPORTS PROFILE J.K. Kholodov, doctor of pedagogy, lecturer V.S. Kuznetsov, doctor of pedagogy, lecturer L.N. Kiryukhina Russian state academy of physical culture H.F. Nasralla, doctor of pedagogy V.E. Dyachenko, doctor of pedagogy Moscow state pedagogical university Key words: training process, pedagogical practice, traditional method's of teaching, context teaching, knowledges, professionally-pedagogical skills and abilities, students. The purpose of this study was to evaluate the effectiveness of context approach to teaching in educational institutions of sports and physical education. Two stages of research had been performed with a help of pedagogical experiment's method. 50 students of two control and five experimental groups acted as subject. As a result it had become possible to conclude: 1. The effectiveness of teaching process depends on qualitative elaboration of subjective and social contexts of teacher's and student's activity. 2. The using of context teaching demands the special preparadeness of an instructor, as well as a student. |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗАХ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ Кандидаты
педагогических наук, доценты Ж.К. Холодов, B.C.
Кузнецов Л.Н. Кирюхина Кандидаты
педагогических наук Х.Ф. Насралла, В.Е. Дьяченко Ключевые слова: учебный процесс, педагогическая практика, традиционная методика обучения, контекстное обучение, знания, профессионально-педагогические умения и навыки, студенты. Обучение, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение ими абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности, называется контекстным [2]. Основными составляющими контекстного обучения являются предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности специалиста. Предметный контекст деятельности - это деятельность по освоению знаний, умений, навыков и опыта профессиональной деятельности, заданная с помощью системы учебных заданий, моделей и ситуаций в соответствии с целями обучения и модельными (квалификационными) характеристиками специалиста. Социальный контекст деятельности - это деятельность в системе взаимодействия участников образовательного процесса в соответствии с принятыми нормами социальных отношений и действий. Контекстное обучение не нашло еще должного выражения в учебном процессе при подготовке специалистов в вузах физкультурного профиля, и в частности при обучении студентов спортивно-педагогическим дисциплинам. Однако, как показали наши исследования, направленность на "школу творческой профессиональной деятельности" и отход от "школы памяти" делают его перспективным и незаменимым.
Эффективность усвоения студентами учебного материала (в баллах) при контекстном и традиционном обучении по предмету "футбол"
Методика и организация исследования. Исследование проходило в два этапа. Задача первого этапа - выявить уровень и качество знаний студентов при контекстном и традиционном подходе к обучению по дисциплине "футбол". На этом этапе в исследовании приняли участие студенты I курса РГАФКа специализации "футбол". В контрольной группе (n=10) учебный процесс осуществлялся по общепринятой методике преподавания: восприятие знаний (лекции) - закрепление знаний (семинарские и практические занятия) - воспроизведение знаний по памяти (семинарские занятия, контроль в виде устного или программированного опроса, зачеты). В экспериментальной группе (n=10) использовалась методика, разработанная на основе контекстного подхода к обучению. С этой целью были разработаны: 1. Предметная дидактика курса "Футбол" для 1 курса. 2. Система занятий по предмету "Футбол" и алгоритм прохождения их во времени. 3. Методика чтения лекций. 4. Учебные задания по темам курса с акцентом на предметном и социальном контекстах деятельности для выполнения их на методических занятиях, в условиях, моделирующих профессионально-педагогическую деятельность, и самостоятельно дома. 5. Алгоритмы управления учебным процессом при проведении лекций, методических занятий, учебной практики (рис. 1,2,3). Алгоритмы имеют замкнутый цикл прямой и обратной связи, что позволяет своевременно вносить коррективы в учебный процесс. Существенным моментом в процессе разработки экспериментальной методики преподавания и учения явилось определение методов чтения лекций, проведения методических занятий и занятий по учебной практике. В соответствии с типом учебного материала и учетом того, что учащиеся были студентами 1 курса, использовались в основном три метода чтения лекций: 1) информационный (при передаче знаний теоретического типа); 2) объяснительно-иллюстративный (при передаче знаний теоретико-методического типа); 3) проблемный (при передаче знаний, имеющих в своей основе разрешение проблемных ситуаций). На методических занятиях приобретенные студентами на лекциях знания уточнялись, закреплялись, приобретались новые и осуществлялся их перевод в умственные методические умения. Особенно важной здесь была работа по выполнению учебных заданий коллективно, группами, попарно (социальный контекст деятельности). Задания, как правило, несли в себе разрешение проблемных ситуаций, оптимальное решение поставленной задачи. Один час отводился методической работе, а второй - контролю знаний фронтальным способом. На занятиях по учебной практике знания, а также умственные методические умения через систему учебных заданий (предметный контекст деятельности) переводились в умения и навыки профессионально-педагогической деятельности. Так, методика развития какого-либо физического качества на методическом занятии или дома после ее уточнения на методических занятиях непосредственно реализовывалась в условиях, моделирующих профессиональную деятельность. Следует отметить, что учебные задания непосредственно вводили студента в его будущую профессионально-педагогическую сферу, значительно активизировали умственную деятельность, включали его в социальные отношения с другими студентами, преподавателем. Вся работа осуществлялась коллективно, в группах, парах устанавливались определенные взаимоотношения. Студенты выступали и в роли тренера-преподавателя и в роли учеников, арбитров, самостоятельно и коллективно оценивали свои действия, знания, профессиональные умения и навыки. Эффективность разработанной методики (предметной дидактики курса) контекстного обучения определялась на основе тестирования студентов экспериментальной и контрольной групп. Для этой цели была разработана тестовая программа контроля знаний в соответствии с четырьмя уровнями усвоения знаний [1], состоящая из четырех карточек по пять заданий в каждой. В первой карточке (1-й уровень усвоения знаний) при выполнении заданий от студентов не требовалось особых мыслительных процессов, необходимо было просто запомнить информацию, сообщаемую преподавателем, а впоследствии, опираясь на известные факты, опознать или воспроизвести ее. Во второй карточке (2-й уровень усвоения знаний) от студентов требовалось не только воспроизвести информацию по памяти, без подсказки, но и правильно ее сформулировать и оформить, т.е. предусматривалась определенная мыслительная деятельность. Третья карточка (3-й уровень усвоения знаний) предусматривала умение студентов сопоставлять, анализировать, делать выводы и применять знания в конкретной деятельности. В четвертой карточке (4-й уровень усвоения знаний) студенты должны были перевести знания в умственные практические умения и навыки, т.е. использовать знания в новой ситуации, проявить творчество при решении проблемных задач. При математико-статистическом анализе учитывались результаты только тех студентов, которые посетили не менее 95% всех учебных занятий. Кроме того, для сравнения эффективности экспериментальной и традиционной методик преподавания была разработана шкала балльно-процентных соотношений. Каждому баллу в ней соответствовало 20%-ное усвоение знаний, умений и навыков. Задача второго этапа исследования - выявить уровень и качество профессионально-педагогических умений и навыков студентов при контекстном и традиционном подходах к проведению педагогической практики в общеобразовательной школе. В эксперименте приняли участие студенты III курса РГАФКа специализации "футбол". Контрольная группа (n=10) проходила педпрактику по общепринятой методике на основе программы педагогической практики в школе, а две экспериментальные (n=10 в каждой) группы (проходившие практику в разных школах) с использованием контекстного подхода к обучению. С этой целью были разработаны следующие документы: 1. Общая схема проведения педагогической практики, которая включала в себя: - временной алгоритм прохождения всех педагогических мероприятий (что, где, когда должен выполнять студент); - перечень всех мероприятий, в которых должен участвовать студент. 2. Комплекс учебно-методических материалов различного дидактического назначения: - учебные задания с ярко выраженными предметным и социальным контекстами и с четким алгоритмом предписанных действий; - тестовая программа для определения качества и уровня освоения знаний, профессионально-педагогических умений и навыков; - перечень знаний по основным аспектам профессиональной деятельности; - перечень умений и навыков профессионально-практической деятельности; - перечень умственных умений методической направленности. Перечисленные разработки позволили в полной мере вовлечь студентов в предметную и социальную деятельность и на этой основе формировать необходимые профессиональные умения и навыки. Программа педагогической практики для экспериментальных групп была составлена таким образом, что первые три недели студенты должны были освоить все виды стандартной деятельности, а в последующие три - включались в творческую деятельность, которая осуществлялась в нестандартных ситуациях, условиях. Студентам выдавались только задания с вводными данными, и им предоставлялась возможность проявить максимум творчества в разработке мероприятий и методике их проведения. По ходу практики студентам на методических занятиях сообщались необходимые знания (если выявлялось незнание), предъявлялись задания на выполнение умственных методических действий, непосредственные практические задания, осуществляемые в стандартной ситуации, и творческие. Эффективность сформированных знаний, профессионально-педагогических умений и навыков в реальных условиях педагогической практики определялась тестовой программой четырех уровней: 1-й уровень отражал общетеоретический базис студентов, готовность осуществлять профессионально-педагогическую деятельность, 2-й - умственные методические умения, т.е. готовность студентов методически грамотно составить конспект занятий, поставить задачи, определить методику, разработать рабочий план, план-график учебного процесса и многое другое, 3-й - непосредственную практическую деятельность студентов, т.е. знания и умственные методические умения, реализуемые в педагогическом процессе. Студент должен был провести занятие в целом или его часть, организовать и провести мини-соревнования, провести и проанализировать урок и т.п. Здесь от студентов не требовалось импровизации и творчества, все проводилось по общепринятой стандартной методике, 4-й - творчество, проявление профессионально-педагогических умений и навыков в нестандартной деятельности. На этом уровне предлагались вводные данные, требующие творческой деятельности студентов. Результаты исследования первого этапа представлены в таблице. Их анализ выявил статистически достоверное различие качества знаний у студентов экспериментальной и контрольной групп на 2,3,4-м уровнях усвоения учебного материала. Высокие показатели усвоения студентами учебного материала на 1-м уровне как в экспериментальной, так и в контрольной группах объясняются тем, что здесь не требуется проявления умственных умений и творческого мышления, в основном работают механизмы памяти. Процент усвоения учебного материала на этом уровне в экспериментальной группе составил 97%, а в контрольной - 94%. На 2,3,4-м уровнях, там, где осваиваются умственные методические умения, навыки их использования в практической деятельности, и там, где необходим творческий компонент деятельности, преимущество экспериментальной методики было неоспоримым. Процент усвоения учебного материала в экспериментальной группе составил на 2-м уровне - 80,8%; на 3-м - 76; на 4-м - 77%. В контрольной группе он был значительно и достоверно ниже: на 2-м уровне - 37%; на 3-м - 55; на 4-м - 54%. Данные, отражающие показатели качественного освоения знаний, умений и навыков в конце педагогической практики, на 1,3,4-м уровнях значительно и достоверно выше в экспериментальных группах, чем в контрольной. Особенно это ярко выражено на 3 и 4-м уровнях. Так, в экспериментальных группах на 3-м уровне показатели соответствовали 72 и 70% в экспериментальных группах против 48% в контрольной, а на 4-м уровне - 84 и 78% против 46% в контрольной. 3-й и 4-й уровни отражают профессионально-педагогические умения практической деятельности, т.е. знания и умственные умения здесь переводятся в практическую деятельность. На 2-м уровне, отражающем умственные методические умения, достоверных различий средних между данными экспериментальных и контрольной групп не обнаружено. Очевидно, это можно объяснить тем, что в условиях традиционного обучения этому вопросу уделяется мало внимания, и даже те мероприятия, которые проводились в экспериментальных группах, не позволили студентам подняться на более высокий уровень. Таким образом, экспериментальные данные свидетельствуют, что контекстное обучение позволяет приблизить учебный процесс к будущей профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту, активизировать творческие способности студентов, добиваться большей эффективности и прочности в освоении ими профессиональных знаний, умений и навыков. Рис. 1. Алгоритм управления учебным процессом при групповой лекции Рис. 2. Алгоритм управления учебным процессом при проведении методических занятий Рис. 3. Алгоритм управления учебным процессом при проведении учебной практики Выводы 1. Экспериментальная методика подтвердила, что эффективность учебного процесса прежде всего зависит от качественно разработанных предметного и социального контекстов деятельности преподавателя и студента. Предметный контекст деятельности предполагает разработку дидактики курса той или иной учебной дисциплины, что предусматривает следующее: - выделение типов и определение содержания учебного материала; - оптимальный подбор средств и методов обучения, форм организации учебного процесса в соответствии с целями и задачами обучения; - разработку алгоритмов управления учебным процессом; - разработку учебных заданий, проблемных ситуаций, игровых действий, домашних заданий, максимально приближенных к условиям профессиональной деятельности, активизирующих мыслительные творческие способности студентов; - определение средств и методов текущего, рубежного и итогового контроля по освоению студентами учебного материала. Социальный контекст деятельности предполагает создание таких условий, в которых можно раскрыть социальные качества будущих специалистов, а именно: - условий ролевого взаимодействия, осуществляемого по принципу диалогического общения; - условий, в которых проявляются умения обосновывать и отстаивать свой вариант решения проблемной задачи, согласовывать свое мнение с мнением своих товарищей, оценивать свою работу и деятельность своих коллег, отвечать за принятые решения, подчинять свои действия интересам коллектива, оказывать поддержку и взаимопомощь; - условий, в которых студент ощущает себя в роли руководителя, организатора, воспитателя, тренера-преподавателя; - условий, в которых имитируется моделирование профессии, проблемное содержание деятельности, диалогическое общение партнеров. 2. Использование методики контекстного обучения требует от преподавателя и студентов определенной подготовленности, которая выражается в следующем: - для преподавателя - в глубоком освоении курса своей дисциплины; умении адаптировать учебный материал к уровню подготовленности студентов; умении четко выделить предметный и социальный контексты деятельности; умении подобрать и использовать соответствующие средства, методы и формы обучения в соответствии с их дидактическим назначением; умении активизировать и мотивировать деятельность студентов; - для студентов - в способности освоения методики учебно-познавательной деятельности, высокой мотивации учения, умении вести диалогическое общение с товарищами, коллегами, учениками; обладать хорошей физической и технической подготовленностью. Литература 1. Беспалько В.П. Программированное обучение. - М.: Высшая школа,1970. 2. Вербицкий А.А. О контекстном обучении //Вестник высшей школы, 1985, № 8, с. 27-30. Поступила в редакцию 15.05.96 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |