Abstract SPECIAL PROFESSIONAL EDUCATION AT THE PHYSICAL CULTURE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF TODAY S.P. Yevseyev, professor O.V. Kolody, professor V.F. Kostyuchenko, professor St. -Petersburg state P.F. Lesgaft academy of physical culture named Key words: training, empathia, eclectism, final education, special professional education, elemented training. The aim of this paper was to discuss the opportunities of the special professional education's development in the system of the higher physical culture educational institutions at the contemporary period. The historical and theoretical analysis of special literature and the own researches' data was performed. As a result it had become possible to conclude that in the contemporary conditions of social order the tendency of the specialists' training for physical culture's services is characterised by the fundamentalization of education. This tendency determines the necessity of methodological knowledges' assimilation without lowering the level of the professionally-applied training of graduates.
|
СПЕЦИАЛЬНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗАХ Проректор по учебной работе,
доктор педагогических наук, профессор С.П.
Евсеев, Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта Ключевые слова: подготовка, подготовленность, эмпатия, эклектизм, конечное образование, специальное профессиональное образование (СПО), поэлементное обучение. Система образования - главный источник воспроизводства и повышения интеллектуального потенциала общества. Реформирование высшей школы направлено на решение проблемы повышения качества подготовки выпускников. Образование является одним из основополагающих факторов экономического и социального прогресса, духовного обновления общества. Будущее Отечества в большой мере обусловлено эффективностью работы выпускников вузов педагогического профиля. Педагог - важнейшее действующее звено в процессе обновления общества. Роль педагога физкультурного профиля по мере развития общества, безусловно, будет повышаться. Сфера деятельности выпускников вузов физической культуры предполагает изменения в связи с потребностью общества в расширении и вариативности сферы услуг, оказываемых средствами физкультуры. Современный этап в развитии общества, характеризующийся динамизмом социальных процессов, обнаружил целый ряд проблем, накопившихся в системе профессионального физкультурного образования. Стабильный социальный заказ на выпускников вузов, государственная система трудоустройства молодых специалистов на протяжении десятилетий обусловливали относительное постоянство структуры и содержания физкультурного образования в стране. К настоящему времени резко сократилась (около 30%) потребность в тренерских кадрах в связи с закрытием спортивных школ и секций в КФК, обществах и ведомствах и возрастает потребность в специалистах по оздоровительной физической культуре. Сохраняется рынок преподавательского труда во всех звеньях системы народного образования. Потребность в преподавателях в обозримом будущем будет стабильной. Учитывая социальную значимость физической культуры в современных условиях, в Государственном образовательном стандарте особо выделена учебная дисциплина "Физическая культура", которая вне зависимости от регионов, специфики учебных заведений и прочих обстоятельств является обязательной для всех учебных заведений, и программа по данному курсу не может быть сокращена, в то время как объем других учебных дисциплин (кроме иностранного языка) может быть уменьшен в объеме решением ученых советов вузов или деканатов. Физические упражнения в оздоровительных целях применяются для повышения функциональных возможностей основных систем жизнеобеспечения организма и профилактики воздействия на организм отрицательных факторов производственной деятельности. Ощущается необходимость широкого использования средств физической культуры с целью повышения социальной активности лиц, имеющих физические недостатки. Для разработки теории и методики этого направления и подготовки специалистов данного профиля в 1995 г. в Академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта организована кафедра адаптивной физической культуры. На фоне возрастающего интереса населения к нефармакологическим средствам оздоровления наблюдается недостаточное педагогическое обеспечение массовой физкультуры [8,9]. В современных условиях актуальна проблема вовлечения широких масс населения в сферу, физической культуры [1]. В стране сложилась катастрофическая ситуация со здоровьем населения: из 10 призывников 7 непригодны к службе в армии по состоянию здоровья, средняя продолжительность жизни - меньше 60 лет. Возрастает значимость пропаганды здорового образа жизни и физической культуры [4]. В связи с этим наряду с профессиональной компетентностью особую значимость приобретают коммуникативные и организаторские способности специалистов - выпускников вузов физической культуры. Основные организационные формы, структура и методика профессиональной подготовки специалистов сложились к концу 30-х - началу 40-х гг. нашего столетия. Этот процесс стимулировало выделение в 1934 г. в старейшем вузе страны, ИФКе им. П.Ф. Лесгафта, спортивно-педагогических выпускающих кафедр в самостоятельные структурные подразделения. Анализ учебных программ того времени по курсу специализаций (важнейшего звена в системе специального профессионального образования, где интегрируются межпредметные связи и нивелируются недостатки "поэлементного" обучения) свидетельствует, что основное учебное время (около 75%) отводилось практическим занятиям (включая повышение спортивного мастерства), около 17% - методическим и семинарским занятиям и около 8% - лекционному курсу. Структура учебного процесса и его основные организационные формы с незначительными вариациями в программах разных лет сохраняются и по сей день. Традиционно в вузах физической культуры много времени уделялось учебно-тренировочному процессу. Это объясняется тем, что на пути профессионального становления спортивного педагога обязателен чувственно-эмпирический компонент познания. На данном этапе усвоения предмета профессиональной деятельности будущий специалист как бы пропускает через себя гамму ощущений и образов, сопровождающих занятия физической культурой. Без собственного практического опыта, полученного в результате учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, осложняется, если не становится невозможным, приобретение чувства эмпатии, без которого немыслима спортивно-педагогическая деятельность. Следовательно, большой объем практических занятий, включая и повышение спортивного уровня, необходимое и обязательное звено в системе специального профессионального образования. Такой подход был правомерен в начале XX столетия, когда абитуриентами ИФКа становились энтуазисты, подхваченные волной Всеобуча и практически не имевшие опыта систематических учебно-тренировочных занятий. Система образования изначально была рассчитана на получение выпускниками определенного объема знаний, умений и навыков, которые сохраняли бы свою ценность и профессиональную пригодность на протяжении всей трудовой деятельности специалиста. Сформировался своеобразный тип "конечного" образования, в основе которого был заложен принцип передачи обобщенной информации в виде своеобразных, жестко конструированных методических алгоритмов. При этом отмечается превалирование двигательных умений над педагогическими [10]. В настоящее время студентами становятся молодые люди, имеющие 5-10 [7,3] лет систематических занятий в рамках СШ, спортивных классов, ШИСП и др. В стране сложилась система довузовского "допрофессионального" [2] образования. Это уникальное явление в профессиональном образовании не имеет аналогов, за исключением некоторых направлений в искусстве. На воспроизводство нового поколения физкультурных кадров требуется 12-15 лет, учитывая, что довузовская специализированная подготовка занимает 5-8 лет, вузовский этап - 5 лет и этап становления молодого специалиста - 2-3 года. Традиционно сложившаяся система специального профессионального образования в сфере физической культуры представляет собой совокупность четырех параллельно-последовательных этапов: - общеобразовательный школьный; - специализированный довузовский; - вузовский; - послевузовский. За редким исключением [5] решение проблемы повышения качества подготовки специалистов связывалось в основном с совершенствованием вузовского этапа образования [6,10 и др.]. До- и послевузовские этапы оставались вне поля зрения исследователей или рассматривались как автономные, самостоятельные структуры. Так, например, довузовское специальное образование изучалось преимущественно с позиции профориентации [10,12 и др.]. Сложившаяся многоуровневая система подготовки кадров не является функциональной в силу отсутствия взаимообусловленности отдельных ее этапов, для нее характерны признаки эклектизма. Квалифицированные специалисты-практики (106 человек - тренеры, преподаватели вузов, школ), из которых 77,03% имеют звания заслуженных тренеров, заслуженных учителей, профессоров, доцентов, со стажем работы более 15 лет, отмечают важность всех этапов профессионального образования, при этом особо выделяя способность к критической самооценке и самообразованию после окончания вуза. С учетом этого правомерно рассматривать уровень подготовленности студентов-выпускников не только как цель образования, но и как средство дальнейшего совершенствования специалиста. Как основные формы самообразования выделяются работа с литературой, участие в научно-методических конференциях и неформальное общение с коллегами. Эффективность самообразования определяется уровнем фундаментальных специальных знаний, коммуникативными качествами и познавательной активностью специалиста. Формирование познавательной активности и навыков самостоятельной работы может успешно осуществляться в рамках СПО, реализуя принцип бинарности в обучении. В данном контексте бинарность рассматривается не с точки зрения соответствия методов обучения методам усвоения знаний, а с позиции признания студента в качестве субъекта процесса образования. "Учись делая" -так сформулировал свое педагогическое кредо J. Dewey [13]. В рамках курса профилирующих учебных дисциплин студентам предоставляется возможность интегрировать знания, полученные по другим учебным дисциплинам, и на их основе добывать специальные знания в естественных условиях педагогического процесса. Для более полного использования возможностей курса профилирующих дисциплин следует усилить их методологическую направленность и организовывать их в виде педагогической практики (включая курс СПС) с последующим анализом по разработанной схеме деятельности студентов, проводящих урок. Такой подход интенсифицирует приобретение студентами профессиональных знаний и умений, способствует развитию их организаторских и коммуникативных возможностей. При обучении двигательным умениям традиционно реализуется методика, сформировавшаяся в 30-е годы, при которой каждый отдельный вид изучается вне связи с другими. Идея об обобщении в обучении [3] не нашла своего отражения в теории и практике подготовки вузовского образования. Наши исследования [7] показали, что первоначальное изучение общих базовых элементов движений с учетом довузовского опыта позволяет не только сократить (до 30%) время на обучение технике движений группы видов, но и повысить уровень профессиональной подготовленности студентов, расширить их возможности по интеграции предметных знаний и систематизации педагогических фактов. До настоящего времени недостаточно эффективно используются возможности педагогического контроля для повышения активности студентов. Традиционно результаты оперативного и текущего контроля практически имеют двухбалльную систему оценки - "зачет" и "незачет" и никаким образом не влияют на результаты этапного контроля: итоговая оценка выставляется по результатам экзамена. Проведенный в Академии эксперимент на кафедрах легкой атлетики и лыжного спорта, где итоговая оценка была обусловлена в том числе и результатами оперативного и текущего контроля, показал, что такое педагогическое решение позволяет улучшить посещаемость студентами учебных занятий (на 20,6%) и повысить уровень усвоения программного материала. В современных условиях высшее образование выступает в качестве базового образования специалистов. Педагогическое образование должно строиться с опережением, предвосхищением перспектив социальной динамики. В современных условиях, когда объем новых знаний стремительно растет и прикладные знания быстро устаревают, актуальна задача фундаментализации профессионального образования и вооружения студентов инструментарием получения необходимых знаний. Разработка методических карт по организации, содержанию (проблематике) самостоятельной работы, формам и срокам контроля за ее эффективностью и внедрением их в учебный процесс способствует развитию навыков самостоятельной образовательной деятельности студентов. Самостоятельная работа в рамках вуза должна быть управляемой и строиться с соблюдением основных дидактических правил, таких, как систематичность, прогрессирующее усложнение заданий и др. Реализация такого методического подхода показала, что если на первом курсе студенты испытывают трудности в подборе необходимой литературы, то на выпускном - в интерпретации педагогических явлений и формализации методических обобщений. В результате изучения опыта специалистов, научных данных и собственных исследований представляется возможным сделать следующее заключение: в современных условиях вариативности и расширения социального заказа на услуги физической культуры тенденции профессиональной подготовки специалистов характеризуются фундаментализацией образования, она направлена в первую очередь на приобретение методических знаний, не снижая при этом уровня профессионально-прикладной подготовленности выпускников. Это становится возможным в результате перестройки вузовского этапа образования с учетом "допрофессионального" и специального образования и понимания необходимости пополнения знаний на протяжении всей профессиональной деятельности. Реализация идеи обобщения в образовании потенциальных возможностей педагогического контроля позволяет повысить эффективность учебного процесса на основе стимулирования познавательной активности студентов и формирования навыков самообразования. Литература 1. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания здорового образа жизни человека. "Теор. и практ. физ. культ.",1990, № 1. 2. Бутин И.М., Соловьев С.Я. Допрофессиональное образование в условиях педагогического лицея. "Теор. и практ. физ. культ.",1995, № 3. 3. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М.: Педагогика,1972. 4. Джон К. Эндрюс. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии. "Теор. и практ. физ. культ.",1992, № 1. 5. Железняк Ю.Д. Подготовка учителей физической культуры в системе непрерывного педагогического образования. "Физическое воспитание и школьная гигиена". М.,1991, с. 179-180. 6. Корецкий В.М. Профессионально-педагогическая подготовка студентов физкультурных вузов в системе дисциплин "Специализация". Докт. лис. М.,1989. 7. Костюченко В.Ф., Войнова С.Е. Обучение видам легкой атлетики со сходным режимом двигательной деятельности. /Физическая культура и спорт в современном обществе: методология и практика. - С.-П.:ВИФК,1993. 8. Костюченко В.Ф. Бег оздоровительный, бег спортивный. С.-Пб.,1995. 9. Макарова Г.А., Локтев С.А., Алексанянц Д.Д. Врачебно-педагогическое обеспечение оздоровительных форм физической культуры. - Краснодар: Советская Кубань,1992. 10. Петунин О.В. Теоретические основы подготовки студентов к профессиональной деятельности учителя физической культуры. Докт, дис. Воронеж,1994. 11. Стрелец В.Г. и др. Профессиональная ориентация. на уроках физической культуры. "Теор. и практ. физ. культ.",1990, № 7. 12. Шадрин А.А. Педагогические условия формирования у школьников интереса к профессии учителя физической культуры. /Пути реализации перестройки высшего физкультурного образования. - Л.: ГДОИФК,1990, с. 128-133. 13. Dewey D. My Pedagogical Credo. - Wash.,1929, p. 12. Поступила в редакцию 01.02.96 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |