Abstract OPPORTUNITIES OF ACTIVITY APPROACH TO ATHLETE'S PSYCHOLOGICAL TRAINING K.P. Korolyova Kuban state academy of physical culture Key words: activities, personality, psychological image, neurolinguistic programming. The aim of this paper was to open the ways о the activities theory principles' use when forming the athlete's psychological readiness state. The next principal ideas can be mentioned in connection with this theory realizing in practice: the transformation of the basic foundation of competitive activities, motivations and goal orientation accented "to overcome oneself"; ensurance of conditions for development the athlete's demands to his (her) personality's self changing; the employment of the technologies, subjectively acting with the psychological image. The principles foundations of the new technology for neurolinguistic programming are considered. One of the selfcorrection methods which can be used by an athlete for retransformation of dissiciated states and psychosomatic phenomena as well as for release of phobias and psychological traumas.
|
ВОЗМОЖНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНА Т.П. Королева Ключевые слова: деятельность, личность, психический образ, нейролингвистическое программирование. В аспекте структуры деятельности "мотивация - действие - целеполагание" учебно-тренировочный процесс редко дает рассогласование этих трех компонентов (почему, как и во имя чего я тренируюсь). По существу тренировка - это труд над специфическим конкретным объектом - самим собой. Недаром основное положение психологии спорта - понятие о спортсмене как о деятельной личности [6]. Но соревнование - мощный стрессор, сила психофизиологической нагрузки которого не может быть снижена, в чем, наверное, вся притягательная прелесть спорта. И "понимание" всеми уровнями психики спортсмена экстремальности предстоящего старта приводит к нарушению гомеостаза. Нарушение гомеостаза обусловливается, во-первых, конфликтом мотива и цели, вследствие чего личностная проблема загоняется внутрь и продолжает подпитывать, провоцировать стресс. Во-вторых, переход от тренировочной деятельности к соревновательной ставит перед спортсменом своеобразный психофизиологический блок: не допустить выхода на запредельный режим. Это обусловлено тем, что на тренировке спортсмен постоянно закрепляет стереотип двигательных действий на заведомо заниженном уровне психической нагрузки. В-третьих, меняются требования к нейродинамике спортсмена. Так, специфичный для спринтера типологический комплекс "реактивности" не может обеспечить психическую выносливость, необходимую на соревновании, особенно когда предварительные забеги - утром, а финал - вечером. К сожалению, в последние годы не принято проводить тренировки в соревновательном, хотя бы временном, режиме. Откуда же тогда взяться умению мобилизоваться? Работая со спортсменом, мы сами забываем об элементарном физиологическом законе: 5-7 повторений - и в тренировке выработан динамический стереотип: выполнять двигательную деятельность без существенной психической нагрузки. Но тогда получается, что психологическая подготовка к соревновательной деятельности должна осуществляться на самих соревнованиях. Действительно, в основе успеха наших выдающихся спортсменов, особенно середины века, бесконечные старты, состязания любого ранга, среди которых "на приз нашего двора" занимали не последнее место. Понятно, что в современном спорте иные физические нагрузки. Но, не изобретая нового, мы можем использовать "хорошо забытое старое": вернуться к содержанию мотивационно-целевой структуры деятельности спортсменов того времени. Таким образом, первым направлением применения деятельностного подхода в современной психологической подготовке является изменение базового основания деятельности. Поскольку соревнование - деятельность в экстремальных условиях, содержание ее структурных компонентов должно стать иным. МОТИВ - не "хочу получить приз; соперничать; общаться; достичь цели", а "хочу преодолеть себя; пережить азарт, вдохновение"... ЦЕЛЬ - не "победить соперника или показать результат", а "преодолеть себя". Другое направление связано с, ответом на вопрос: что же главное в психологическом портрете чемпиона и рекордсмена? Образно говоря, выдающиеся спортсмены поворачиваются к своим соперникам той гранью, которая доведена у них до не доступного другим уровня. Вспомним чарующую эмоциональность Натальи Кучинской, честолюбие Валерия Брумеля, чувство товарищества Валерия Борзова и уникальную способность Виктора Санеева показать лучший результат в последней попытке. Следовательно, нужно нащупать такую личностную грань, зацепиться за нее и сделать стержнем, вокруг которого нанизываются уже индивидуальные приемы саморегуляции. Если мы принимаем, что спортсмен - деятельная личность, то и стратегическим направлением психологической подготовки должно быть развитие активности этой личности, обеспечение ее самоизменения, а не воздействие на нее. Иными словами, выбрать одну из альтернатив: взрыхлять и поливать почву или тянуть деревце за ветки? Шлифовать недоступную другим грань или подтягивать отстающее качество и получить усредненный профиль - "железного" зачетника? Наконец, третье направление - практическое - использование технологий, "сквозным" предметным действием которых является психический образ. Одна из них - методика идеомоторной и психомышечной тренировок доктора А.В. Алексеева [1]. Другая - нейролингвистическое программирование (НЛП) [2,4]. Существенное отличие последней - однократность работы со спортсменом и спортсмена со своим мозгом по какой-либо проблеме. Рассмотрим принципиальную основу технологии НЛП. На первом этапе работы вместе со спортсменом выявляются стратегия мышления и структура временной линии. Стратегия мышления определяется последовательностью репрезентативных систем, которые человек использует для обработки информации. Оценивается по движению зрачков глаз, которое связано с определенным сенсорным каналом: вверх - видео, горизонтально - аудио, вниз - кинестетика, эмоции, внутренняя речь. Соответствует функциональной асимметрии: в сторону логического полушария - знакомое; образного - представляемое, воображаемое. Структура временной линии устанавливается по характеру модальностей образа, его позиции, размеру, форме, направлению и т.д. [5]. Вся дальнейшая работа со спортсменом строится с учетом его индивидуальной стратегии мышления и линии времени на основе "якорной" техники и подстройки - к позе, дыханию, предикатам речи. "Якорь" - стимул, запускающий механизм условного рефлекса. Положительный эмоциональный "якорь" развивает, оживляет реакцию, а отрицательный ее гасит. Правила постановки "якорей": удачно выбранные момент постановки (на высоте переживания) и тип "якоря" (в неведущей модальности), а также точность его воспроизведения (как и ставился). На втором этапе спортсмену показываются модели решения проблем путем гетеровоздействия. Ситуации предстартовой лихорадки, спортивных фобий, внутренних и внешних конфликтов можно описать своеобразной формулой. "Проблема в том, что в ситуации А я испытываю чувство X. Вместо него я хотел бы испытывать чувство У, которое у меня бывает в ситуации В". Следуя этой формуле, мы берем чувство У из контекста В и переносим его в контекст А, заменяя там чувство Х на У путем совмещения "якорей" обоих контекстов. Заметим, что собственно самим содержанием проблемы НЛП деликатно не занимается, а работа идет только с процессом изменения образов. Чтобы понять, как действует данный метод, вспомним важные свойства образов, создаваемых нашим воображением. Когда мы вспоминаем положительные ситуации, то испытываем сильные чувства и представляем что-то большое, яркое, красочное, расположенное поблизости от нас. Быстрое прохождение вперед по линии времени сквозь приятные переживания обычно усиливает и укрепляет их. Однако, когда мы снова переживаем неприятные, травмирующие ситуации, то видим себя как бы со стороны, более объективно, представляя что-то маленькое, удаленное, часто серое. Быстрое прохождение сквозь неприятные переживания стирает цвет, они становятся прозрачными, потухшими или вообще выпадают из временной линии. После гетеровоздействия мы показываем спортсмену, как можно самостоятельно перекодировать свой негативный соревновательный опыт (X) в положительный (У). Негативный образ помещается на линии времени в область прошлого, удаляется в черно-белом изображении, уменьшается и зажимается в кулак. Сильный, яркий, положительный образ (из другого контекста!) помещается на ладонь в области будущего, максимально приближается и тоже "зажимается" в другом кулаке. Здесь сжатие кулаков - "самоякори". Затем ладони раскрываются и медленно сближаются навстречу друг другу до соединения, замыкая функции логического и образного полушарий. Обязательно нужна самопроверка: поместить Х (негатив) в ладонь будущего и посмотреть, вслушаться, почувствовать, как он ослаб. Поняв принцип работы со своим мозгом, спортсмен уже может в дальнейшем самостоятельно построить программу стратегии и тактики своего поведения на соревновании, изменить отношение к конкретной ситуации и людям, к самому себе; в случае заболевания - перекодировать свой организм на самоисцеление. Первые результаты работы по использованию элементов НЛП в практике психологической подготовки спортсменов показали большие возможности этой технологии в плане формирования самоизменяющейся и, главное, способной к изменениям личности [3]. Литература 1. Алексеев А.В. Себя преодолеть. М.,1985. 2. Андреас Ст., Андреас Кон. Сердце мозга. Екатеринбург,1993. 3. Барабанов А.Г., Королева Т.П., Мищенко К.В. Нейролингвистическое программирование в системе психологической подготовки спортсмена. Мат. 9-го Европейского конгресса по психологии спорта. Брюссель,1995. 4. Гриндер Дж., Бендлер Р. Рефреминг. М.,1993. 5. Мак-дональд В. Руководство по субмодальностям. Воронеж,1994. 6. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. - М.: ФиС,1969. Поступила в редакцию 12.01.96 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |