КОНСУЛЬТАЦИИ


Abstract

SPEED-POWER TRANING LOADINGS AT DIFFERENT STAGES IN LONG TERM PREPARATION OF MIDDLE DISTANCE RUNNERS G.I. Narskin

Key words: middle distance runners, long term training, stages, means methodology of coachings.

The purpose of this paper was to analyze the methodology of the speed-power training of middle distance runners at different stages of many years preparation. The results of researches and practical experience had served as a material for analysis.

The stages of many yeart training and their methodological content had been classificated. The practical recommendations for coaches are represented.


В ПОМОЩЬ ТРЕНЕРУ

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ЭТАПАХ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

Кандидат педагогических наук, доцент Г. И. Нарскин
Гомельский государственный университет

Ключевые слова: бегуны на средние дистанции, многолетняя подготовка, этапы, средства и методы воздействия.

Подготовка бегуна международного класса требует раннего начала занятий спортом, многолетней упорной тренировки, отсутствия в ней серьезных методических изъянов.

Глубоко заблуждаются те, кто утверждают, что бегун бежит только ногами. Средневик должен быть атлетом, ведь мышечная сила ног, спины, брюшного пресса имеет большое значение для достижения высоких результатов, и чем они сильнее, тем легче ему даются тренировки, тем успешнее выступление в соревнованиях.

Еще в 1966 г. А.Н. Макаров отмечал, что для пробегания в высоком темпе 800 и 1500 м спортсмен должен иметь сильные мышцы, эластичные и прочные связки, подвижные суставы. Показателями хорошей физической подготовленности бегуна считали способность подтягиваться на перекладине не менее 10 раз, прыгать в длину с места на 2 м 70 см - 2 м 80 см, тройным на 8 м 25 см - 8 м 50 см, уверенно держать "угол" в висе на гимнастической стенке, приседать на одной ноге 10 и более раз. Со временем требования к скоростно-силовой подготовке значительно возросли. Элементарная логика подсказывает: чтобы бежать 800 м за 1.45,0, необходимо прыгать тройным с места на 9 и более метров,10-кратным прыжком с места - на 33-34 м, бежать 100 м за 10,6-10,7 (Ю.В. Верхошанский,1985). Каким же должен быть уровень этих показателей, чтобы побеждать на крупных международных соревнованиях и бежать на уровне мирового рекорда в настоящее время?

Отметим, что для достижения высоких результатов в беге на средние дистанции необходим высокий уровень развития специальной выносливости и ее составляющих: общей выносливости, скоростной и силовой подготовки. Достижение высокого уровня скоростно-силовой подготовленности надо считать одной из важных задач для бегуна на средние дистанции, так как только такой уровень позволит:

- бежать в режиме, характеризующемся высокой концентрацией усилий в основных фазах, что, в свою очередь, определяет эффективность и экономичность, высокую стабильность техники бега;

- вооружит бегуна средствами тактической борьбы, поскольку средневику мирового класса требуется умение развивать несколько раз по ходу бега и на финише такую скорость, которая специфична для бегунов на 400 м;

обеспечит профилактику травматизма, исключив нарушения биомеханики движений.

Можно выделить четыре специфических вида проявления силы:

- абсолютная как максимальное мышечное усилие, которое можно развивать в статическом и динамическом режиме;

- взрывная как способность мышц достигать максимума проявления силы по ходу движения в возможно меньшее время;

- быстрая, которая во многом обусловливает скоростные возможности;

- силовая выносливость как способность совершать длительные мышечные напряжения без снижения их рабочей эффективности.

Практический опыт работы и результаты ряда исследований показали, что уровень развития абсолютной силы мышц для бегунов на средние дистанции не играет существенной роли в достижении высоких спортивных результатов. Более значимы взрывная и быстрая сила и особенно динамическая силовая выносливость, обусловливающие уровень развития специальной выносливости бегунов.

В процессе многолетней скоростно-силовой подготовки средневика можно выделить несколько этапов.

1. Этап начальной тренировки.

Основная цель - содействие гармоничному формированию растущего организма, укрепление здоровья занимающихся, всестороннее развитие физических качеств, устранение недостатков физического развития.

Развитие скоростно-силовых качеств на этом этапе подготовки носит комплексный характер:

кроме специальноподготовительных упражнений в тренировочном процессе значительное место отводится подвижным и спортивным играм, всевозможным эстафетам, которые вызывают эмоциональный подъем и большую заинтересованность занимающихся.

В комплексах специальноподготовительных упражнений их количество должно колебаться от 6 до 11, оптимальное повторение упражнений на "станции" - от 6 до 15 раз, время выполнения комплекса с учетом общего времени, затраченного на упражнения и активный отдых, - 12-15 мин. Дети этого возраста более расположены выполнять кратковременные скоростно-силовые упражнения, поэтому в тренировке чаще используются прыжковые, акробатические и динамические упражнния.

Основные методы: метод повторного выполнения скоростно-силового упражнения без отягощения и с небольшим отягощением, метод упражнения, выполняемого при смешанном (ауксотоническом), режиме работы мышц, применение игрового метода с широким использованием упражнений из различных видов спорта и подвижных игр.

2. Этап специализации.

Основная цель - повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок, более специализированная работа над совершенствованием физических качеств.

Стремление многих тренеров увеличить объем беговых средств, выполнить достаточно высокий разрядный норматив приводит к быстрому росту результатов, что в дальнейшем неизбежно сказывается на становлении спортивного мастерства. Разносторонняя подготовка на этом этапе при небольшом объеме беговых средств более благоприятна для последующего спортивного совершенствования, нежели специализированная.

Основные задачи: развитие мускулатуры бегуна в целом (в частности - укрепление мышечного корсета), укрепление здоровья, создание двигательного потенциала, предполагающее освоение разнообразных двигательных навыков, в том числе и скоростно-силовых.

Скоростно-силовая подготовка на этом этапе, направленная на развитие быстроты движений и силы мышц, включает следующие направления:

- скоростное, где решается задача повышения скорости бега: бег со старта, ускорения, бег под гору, по ветру;

- скоростно-силовое - сочетание упражнений без отягощений или с небольшими отягощениями в виде пояса, жилета, бег и прыжки против ветра, в гору, по опилкам, песку и т.д.;

- силовое - парные и групповые упражнения с сопротивлением, акробатика, гимнастические упражнения на снарядах (прыжки через коня, лазание по канату и т.д.), силовые упражнения со штангой небольшого веса - 20-30 кг.

Основные методы: метод динамических усилий, метод повторного выполнения статического и динамического силовых упражнений, широкое применение игрового метода.

3. Этап спортивного совершенствования.

Основная цель - неуклонное повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок, специализированная работа по совершенствованию основных физических качеств.

Важной задачей является то, что развитие скоростно-силовых качеств необходимо осуществлять главным образом путем применения скоростно-силовых упражнений, где силовые способности бегуна достигают максимума преимущественно за счет увеличения скорости сокращения мышц: бег на короткие дистанции, всевозможные "короткие" прыжки, "длинные" прыжки на отрезках 30-60 м, метание (ядер, камней, набивных мячей) относительно небольшого веса - 2-4 кг). На этом этапе подготовки целесообразно использовать физические упражнения, которые воздействуют на мышечные группы, испытывающие основную нагрузку в беге.

Основные методы: метод повторного упражнения, круговой метод, комплексное использование методов, рекомендованных на предыдущих этапах подготовки.

4. Этап реализации спортивного потенциала. Основная цель - значительное повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок, в том числе и скоростно-силовых.

Основная задача - максимальное использование тренировочных средств, способных вызвать бурное протекание адаптационных процессов. Значительно возрастает число занятий в недельных микроциклах.

Скоростно-силовая подготовка строго дифференцирована. Средства, методы, режим работы мышц, величина сопротивлений, интенсивность выполнения упражнений, количество повторений, длительность и характер отдыха дают возможность решить в методическом плане важную проблему специальной подготовки, которая во многом предопределяет рост спортивных результатов.

Основные методы: метод повторного выполнения силового упражнения с отягощениями малого и среднего веса, метод повторного выполнения статического и динамического силовых упражнений, комбинированный и круговой методы.

Выполнение значительного объема скоростно-силовых упражнений на этом этапе препятствует стабилизации уровня быстроты; возникновению так называемого "скоростного барьера". Ведущая роль в процессе увеличения скорости бега должна быть отведена методу повторного использования скоростно-силовых упражнений.

5. Заключительный этап соревновательной карьеры.

Основная цель - сугубо индивидуальный подход к тренировочным и соревновательным нагрузкам, поскольку большой тренировочный опыт спортсмена помогает всесторонне изучить присущие только ему способности, найти резервы в вариантах планирования тренировочной нагрузки, выявлении наиболее эффективных средств и методов скоростно-силовой подготовки.

Следует отметить, что бегуны на средние дистанции к этому времени достаточно хорошо адаптированы к самым разнообразным средствам и методам тренировочных воздействий и, как правило, ранее применявшиеся средства и методы, варианты планирования тренировочного процесса уже не дают прежнего прогресса в результатах. Поэтому на данном этапе, как никогда ранее, следует варьировать тренировочную и соревновательную нагрузки, применять комплексы упражнений, не использовавшиеся ранее. Решению этих задач могут способствовать значительные колебания объема и интенсивности тренировочной нагрузки, использование наиболее эффективных средств и методов скоростно-силовой подготовленности, значительный объем тренировочной работы, выполняемой в условиях среднегорья, планирование "ударных" микро- и мезоциклов с исключительно высокой интенсивностью.

В целом предложенный материал поможет тренеру и спортсмену конкретно определиться в выборе средств и методов скоростно-силовой подготовки на пути спортивного совершенствования от новичка до спортсмена международного класса.

Подводить бегунов на средние дистанции к параметрам тренировочной работы, характерным для этапа подготовки к высшим достижениям, необходимо постепенно, на протяжении ряда лет. К сожалению, на практике это правило часто игнорируется. Тренеры любыми путями стремятся добиться максимальных результатов за короткий промежуток времени, увлекаются большими объемами и высокой интенсивностью беговых средств, копируют тренировку сильнейших бегунов мира с характерным для них арсеналом средств и методов в ущерб разностороннему планомерному развитию спортсмена. В результате происходят быстрая адаптация и исчерпание приспособительных возможностей растущего организма, а игнорирование разностороннего развития путем использования разнообразных скоростно-силовых средств ведет к перенапряжению и травмам.

Отказ от форсирования подготовки чреват менее ярким выступлением подростков в юношеских соревнованиях, однако это совершенно необходимо, если тренер ставит перед своими воспитанниками задачу достижения результатов международного уровня.

Поступила в редакцию 04.04.95


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: