Abstract THE ACTIVITIES APPROACH WHEN TRAINING THE SPECIALISTS FOR PHYSICAL CULTURE AREA R.A. Piloyan, professor Moscow state academy of physical culture Key words: activities, motivation, informational structure, concept of long standing training, programme of coaches' training, transformation. The problem of specialists' training efficiency's raising in order to prevent their living the physical culture and sport area had become one of the acute now-a-days. The purpose of this study was to analyze the ways of this problem's solution. As a result it had become possible to offer the method of theoretical transformation of the long standing training conception into the process of coaches "forming". The main ideas of this approach are the next: 1. The process of professional coach's forming consists of two stages. At the first stage a student assimilates the historical knowledges, conceptual and investigational apparatus of the sport and the ideas of training and education. At the second stage a student studies the methodics of the long-standing training in the choosen kind of sport. 2. The content and methodical warront of coach's "forming" programme are focused on the elaboration the own student's conception of an athlete's long-standing training. 3. The programme and methodics of teaching ensure of the forming the student's steady motivation to coaching activities.
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Доктор педагогических наук,
профессор Р.А. Пилоян Ключевые слова: деятельность, мотивация, информационная структура, метод трансформации концепции многолетней подготовки спортсменов в программу формирования тренеров. Объектом настоящего исследования является деятельность по подготовке специалистов с высшим образованием в сфере физической культуры. Предмет исследования - информационная структура системы подготовки специалистов в вузе, мотивация студентов, а также программно-содержательное обеспечение этого процесса с позиции теории деятельности. Постановка проблемы. В нашей отрасли в деле подготовки кадров высшей квалификации возникла проблемная ситуация. Более половины выпускников академий и институтов физической культуры не работает по своей специальности (тренерами по виду спорта, преподавателями физической культуры, инструкторами - организаторами физкультурно-массовой работы и др.). Так, по данным Ю.А. Фомина [33] из 3661 окончивших в 1994 г. учебные заведения системы Комитета по физической культуре и туризму распределилось 51,9%, а к работе в отрасли приступило около 48,0% выпускников. Это положение обусловлено не только социально-экономическими причинами (низкой заработной платой, отсутствием учета потребностей в кадрах, заниженным социальным статусом физической культуры и т.п.), но, и по нашему мнению, главным образом недостаточным вниманием в стенах высшей школы вопросам мотивации студентов. Ведь за фактом смены выпускником одной деятельности на другую стоят глубокие изменения в его сознании (ценностные ориентации, мотивы, личные смыслы действий, поступков и жизни в целом). Сегодня перед нами стоит проблема, которая сводится к вопросу о том, как повысить эффективность подготовки специалистов с высшим образованием в отрасли физической культуры с тем, чтобы снизить вероятность их ухода в другие сферы, с одной стороны, и добиться высокого профессионализма - с другой. Пути решения проблемы. Помимо надежд на экономическую и политическую стабилизацию в обществе решение поставленного вопроса мы связываем с перспективой углубления научного обоснования всей системы профессионального образования. Остановимся на этом подробнее. Прежде всего педагогический процесс, как явление сложное и многофакторное, можно совершенствовать, только опираясь на системную теорию, к которой может быть отнесена психологическая теория деятельности Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Наибольший вклад в ее развитие и становление внес А.Н. Леонтьев [7,8], он всего себя отдал построению теории, которая объясняет: каким образом идет формирование личности, как инстинктивный уровень жизни биологических существ и животных сменяется осознанным управлением своим поведением, которое присуще только человеку, достигшему высшего развития. Отправным моментом этой концепции является мысль о том, что включенным в конкретную деятельность индивидом можно считать лишь того, кто имеет адекватную мотивацию. Другое не менее важное положение теории деятельности связано с тем, что только от субъекта, мотивированного к данной деятельности, можно ожидать как полной самоотдачи и творческой активности, так и самореализации всех заложенных природой способностей и накопленных в прижизненном опыте знаний, умений и навыков. И наконец, кульминационным моментом данной теории является утверждение о том, что только при условии включенности индивида в конкретную деятельность происходит формирование его сознания, развитие его как личности, а также овладение будущей профессией. Таким образом, взгляд на процесс подготовки специалистов в условиях вуза с позиции теории деятельности позволяет несколько по-иному раскрыть суть этого дела. Становится понятным, почему его эффективность зависит не только от содержания обучения и методов его организации, но и в большей степени от того, удастся ли в ходе учебы сформировать у студента адекватную предстоящей профессии мотивацию. Более того, содержание обучения и методика должны быть подчинены этой центральной задаче, поскольку в противном случае мы получим человека с дипломом, не собирающегося работать по специальности, в нем записанной. Итак, приложение к учебному процессу в вузе теории деятельности приводит к необходимости строить его на основе тщательного контроля за изменениями мотивации студентов. В этой связи интерес представляют работы, направленные на исследование ценностных ориентации студентов, их личностных предпочтений относительно будущей специальности [10,22,25]. Однако эти работы страдают существенным недостатком, так как авторы их при исследовании столь интимной стороны личности студентов пользуются методом анкетирования, не обладающим достаточной валидностью. Определенный прогресс был достигнут в работах [26,29,30], выполненных под влиянием идей В.А. Демина [4]. Дальнейшее углубление этого подхода [9,15] дало интересные результаты. Так, Я.Ц. Мартузан обнаружил, что только 30,4% студентов Латвийской академии спортивной педагогики имели в 1989/90 учебном году устойчивую мотивацию к деятельностям, связанную с профилем вуза. Конечно, это повод для серьезного разговора об эффективности учебного процесса и для объяснения того, почему выпускники не идут трудиться по специальности. В то же время работы по изучению мотивации студентов поставили перед высшей школой новые вопросы, и среди них как наиболее важный о том, как все элементы подготовки специалиста подчинить центральной задаче - формированию из абитуриента вуза адекватно мотивированного профессионала. Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует как можно более полно представить сам процесс подготовки специалистов в виде замкнутой системы. С этой целью обратимся к схеме, на которой изображена информационная структура системы подготовки специалистов в вузах, то есть то, как идет обмен информацией (в широком смысле) между участниками процесса в ходе этой созидательной деятельности. Она важна не только потому, что отражает внутренние связи, но и потому, что выявляет звенья, которые позволяют придать учебному процессу научную строгость и повысить его эффективность. Согласно схеме наибольший вклад наука может внести в следующие компоненты: 1. Изучение мотивации студентов валидным методом. 2. Адекватное строго научное познание преподавателем деятельности, к которой он готовит студента, и перенос этих знаний в программу подготовки специалиста. 3. Переход на современную методику подготовки специалистов. Поскольку первый вопрос мы частично затронули и обозначили пути его решения, а по третьему существует целое направление [2,5,12,32], выскажем свою точку зрения на научное обоснование программ подготовки специалистов на примере выпускающей кафедры по спортивной борьбе. По нашему мнению, одним из главных условий повышения эффективности подготовки тренеров является такая организация этого процесса, которая передачу знаний студенту и формирование у него профессионально необходимых умений и навыков рассматривает не как самоцель, а лишь как средство достижения главной цели обучения - пробуждения в конкретном субъекте деятеля, способного творчески и самостоятельно решать задачу приобщения детей, подростков, молодежи и других групп населения (через свой вид спорта) к физической культуре и помощи наиболее способным из них в достижении высших спортивных результатов. Решить эту задачу можно только на основе программы, представляющей собой развернутое во времени, последовательное овладение знаниями и способами решения практических задач, возникающих перед специалистом в ходе многолетней подготовки спортсменов. Анализ программ по различным видам спортивной борьбы, вышедших в середине 80-х гг. и написанных известными специалистами А.П. Купцовым [б], В.Я. Шумилиным [35], Е.М. Чумаковым [34], И.Д. Свищевым [23], позволил обнаружить две присущие им всем особенности. Первая связана с тем, что они написаны на основе разработанной научно-методическим объединением отрасли типовой программы, предусматривающей подготовку тренеров - преподавателей по всем видам спорта на основе четырех дисциплин: теории и методики тренировки; методики преподавания и спортивно-педагогического мастерства; медико-биологических и психологических особенностей вида спорта; спортивных сооружений и материально-технического обеспечения вида спорта. Вторая особенность заключается в самой методологии как анализа конкретного вида спорта, так и овладения им. Учитывая важность отмеченных особенностей, попытаемся дать собственную их оценку. Прежде всего следует поддержать первую попытку создания типовой программы группой авторов под руководством А.Я. Корха [31]. Они сделали поистине пионерски важную, но весьма сложную работу, и поэтому, естественно, не избежали некоторых издержек. Главное возражение вызывает сам принцип выделения дисциплин. Авторам не удалось убедительно показать, почему теория и методика тренировки должны быть рассмотрены в отрыве от методики преподавания или почему медико-биологические и психологические особенности вида спорта можно продуктивно рассматривать в отрыве от педагогических особенностей обучения и тренировки? Отсутствие удовлетворительных ответов на поставленные вопросы требует при совершенствовании программы устранения этого. Еще более серьезные возражения следует высказать по второй особенности анализируемых программ. Суть их в следующем. В теории и практике спорта используется традиционная методология анализа, заимствованная из теории физического воспитания, которая базируется на идее о том, что различные упражнения воздействуют на те или иные физические качества или стороны подготовленности занимающегося (техническую, тактическую, психическую и т.п.). Поэтому традиционный способ исследования, а следовательно, и осуществления физического воспитания связан с рассмотрением этого процесса с точки зрения улучшения различных сторон подготовленности воспитуемого. Перенос этой методологии в теорию и методику спорта обернулся тем, что спорт стали анализировать, расчленяя его на отдельные стороны подготовки спортсменов, а тренеров обучать по программам, рассматривающим воспитание, обучение и тренировку как постепенное улучшение физических возможностей спортсмена и совершенствование отдельных сторон его подготовленности. Сторонников этого подхода можно назвать тренерами-примитивистами. Дело в том, что в соревновательном противоборстве ни одна из рассматриваемых сторон мастерства не проявляется изолированно и методика должна это учитывать. Поэтому тренеры, не понявшие этой особенности спорта, не заслуживают более лестного названия. Такое положение вещей вызывает возражение начиная с 70-х гг. до сегодняшних дней. В ряде работ [4,13] было показано принципиальное отличие спортивной деятельности от физического воспитания и был поставлен вопрос об использовании при изучении этих явлений только им присущих подходов. Поэтому нами была выдвинута методология системного анализа спортивной деятельности в целом и единоборств, в частности [16,18]. К сожалению, противоречия между разными взглядами на конкретное явление не сразу приводят к попытке их разрешения, потому что существует инерция в развитии науки. Этим объясняется тот факт, что ошибки, допущенные в первые годы развития теории спорта, позже были усугублены. Так, Г.С. Туманян [27,28], не дав критической оценки методологии анализа спортивной деятельности с точки зрения отдельных сторон мастерства, выдвинул идею о том, что многолетняя подготовка борцов - это педагогический процесс, направленный на длительное изолированное совершенствование физических возможностей, техники, тактики, психики спортсмена и т.п. Этот взгляд не просто ошибочен, он принципиально вреден. Будучи типичным примером функционализма [1], то есть неспособности к синтезу, такой подход преумножает в геометрической прогрессии ошибки, сделанные на начальном этапе тренером-примитивистом. Более того, он вообще исключает возможность подготовки из новичка мастера спорта международного класса. Приведенный критический анализ был положен в основу предложенного нами метода создания учебных вузовских программ по единоборствам. Мы назвали его методом теоретической трансформации концепции многолетней подготовки спортсменов в процесс формирования тренеров. Более подробно с сутью метода и результатами его применения можно познакомиться в работах автора и его коллег [3,11,14,17,18]. Основные положения нашего подхода заключаются в следующем: 1. Процесс формирования профессионального тренера состоит из двух этапов. На первом (1-й год обучения в вузе) студент овладевает историей, понятийным и исследовательским аппаратом вида спорта, а также представлениями об основах воспитания, обучения и тренировки. На втором этапе (2-4-й год обучения в вузе) он постигает методику многолетней подготовки спортсмена в избранном виде борьбы. Причем многолетнюю подготовку мы рассматриваем как постепенное формирование из новичка мастера спорта международного класса. За 5-7 лет спортсмены в три этапа проходят путь от массового спорта - через углубленное совершенствование - к спорту высших достижений. При этом все содержание подготовки пропущено через призму практических задач, стоящих перед тренером на каждом из выделенных этапов и направленных на достижение уровня мастерства, соответствующего данному периоду становления спортсмена. 2. Содержание и методическое обеспечение программы формирования тренера прежде всего направлены на выработку у студента собственной концепции многолетней подготовки спортсменов. Под ней мы понимаем систему взглядов, реализация которых приводит тренера к постановке перед спортсменом реальной цели и к достижению ее с оптимальной затратой духовных и физических сил и минимальными моральными издержками. В ней есть место всем ученикам, несмотря на то, что они имеют разные уровни способностей, неодинаковую подготовленность на данный момент, разнообразные мотивы, приведшие их в спортивные залы, и многое другое. Примиряющим началом для совмещения всего разнообразия индивидуальностей учеников служат, во-первых, неприятие системы естественного отбора; во-вторых, вооруженность выпускника эффективными педагогическими средствами и методами воздействия на каждого из них в большинстве ситуаций; в-третьих, понимание неоценимой роли всякого борца (спарринг-партнера) на пути становления мастера международного уровня. 3. Программа и методика преподавания дисциплин работают на формирование у студентов устойчивой мотивации к тренерской деятельности. Добиться этого удается благодаря раскрытию личного и общественного смысла этого дела. Не меньшую роль играет и то, что через все годы учебы красной нитью проходит глубоко проработанная тема, связанная с формированием у спортсменов на всех этапах многолетней подготовки мотивации к избранному виду спорта [13]. Мотивацию к любой деятельности нельзя успешно формировать, не раскрыв вопроса: какая польза обществу от того, что конкретный человек посвятил себя тренерской работе, науке, искусству или какой-либо иной форме труда. Дело в том, что индивиду не безразлично, как общество через моральное и материальное стимулирование оценивает его вклад в конкретное дело. В зависимости от ответа на этот вопрос будущая профессия может приобретать притягательную или отталкивающую силу. Даже если отбросить всю парадоксальность ситуации на сегодняшнем российском рынке труда и расценивать ее как издержки перехода к демократическому и правовому обществу, никак не обойти вниманием вопрос о заниженности общественного статуса физической культуры [19-21 и др.]. Однако это тема отдельного серьезного разговора. Литература 1. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М.,1971, с. 61. 2. Борисова Н.В. Конструирование деловых игр. //Новые методы и средства обучения. - М.: Знание,1989, № 2. 3. Греко-римская борьба (рабочая программа). / С.П. Кузнецов и др. Малаховка,1991 - 76 с. 4. Демин В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности. Автореф. лис. М.,1975 - 26 с. 5. Ковальджи А.К. Проблемная ситуация и ее модель. //Новые методы и средства обучения. - М.: Знание,1989, № 1, (9), с. 53-59. 6. Купцов А.П. Вольная борьба: Программа тренерских факультетов ИФК. М.,1983 - 139 с. 7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: МГУ,1972 - 548 с. 8. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат,1977 - 703 с. 9. Мартузан Я.Ц. Особенности мотивационной сферы студентов института физической культуры. "Теория и практика физической культуры",1995, № 5-6. 10. Маслов В.В. О перестройке системы профессиональной подготовки специалистов в ИФК (системно-деятельностный подход). "Теория и практика физической культуры",1988, № 5. 11. Начальный этап в многолетней подготовке борцов (Под общ. ред. Р.А. Пилояна). Малаховка,1991. - 89 с. 12. Неверкович С.Д., Дятловская И.С. Методы и средства активизации познавательной деятельности (деловые игры, учебно-познавательные задачи). Метод, указания.- М.: ГЦОЛИФК,1988. - 66 с. 13. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. - М.: ФиС,1984. - 104 с. 14. Пилоян Р.А. Узловые вопросы многолетней подготовки борцов. Малаховка,1988. - 28 с. 15. Пилоян Р.А. Особенности мотивации студентов, стажеров, соискателей. В кн.: Проблемы совершенствования системы высшего физкультурного образования. Малаховка,1988, с. 61-79. 16. Пилоян Р.А. Индивидуализация подготовки спортсменов в видах единоборств. Автореф. докт. дис. М.,1985. - 48 с. 17. Пилоян Р.А. Почему теория не всегда работает на практику? Научно-спортивный вестник,1990, № 3, с. 28-32. 18. Пилоян Р.А. Методология познания спорта высших достижений. //В кн.: Спорт, политика, компьютер: Материалы Всероссийской конференции 13-15 сентября 1991 г. М.,1992, с. 20-22. 19. Пилоян Р.А. Демин В.А. - ученый и человек. Малаховка,1995 - 70 с. 20. Пилоян Р.А. Физкультура и спорт: пути перестройки. "Теория и практика физической культуры,1990, № 7. 21. Пилоян Р.А. Исторические аналоги в судьбе современного спорта. В кн.: Научно-информационные основы физкультурного образования. Вып. 1. Малаховка,1995, с. 24-32. 22. Пономарев Н.И., Рейзин В.М. О формировании потребности человека в физкультурно-спортивной деятельности (теоретический аспект). "Теория и практика физической культуры",1988, № 10. 23. Свищев И.Д. Дзюдо: Программа тренерских факультетов ИФК. М.,1984. - 138 с. 24. Смирнова О.В. Проблемы автоматизации планирования подготовки специалистов с высшим образованием. - В кн.: Социально-экономическая эффективность высшего образования и пути ее повышения. М.,1988, с. 47-57. 25. Сургучев В.А. Воспитание у студентов ИФК потребности в труде в сфере физической культуры и спорта. "Теория и практика физической культуры",1988, № 3. 26. Тараненко А.Ф. Формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями в зависимости от профессиональной ориентации. Автореф. дис. Малаховка,1992. - 24 с. 27. Туманян Г.С. Спортивная борьба. - М.: ФиС,1985. - 144 с. 28. Туманян Г.С. Методология разработки многолетних учебных программ для различных видов спорта. "Теория и практика физической культуры",1989, № 9. 29. Tурченко Д.А. Исследование мотивационной ориентации студентов институтов физкультуры. //Комсомол, физическое и нравственное совершенствование молодежи. Малаховка,1988, с. 58-59. 30. Tурченко Д.А. Модифицированный метод выделения значимых факторов для индивидуальной работы со студентами. //Индивидуальная работа со студентами - важный фактор повышения качества подготовки специалистов. Великие Луки,1990, с. 64-65. 31. Типовая унифицированная программа по дисциплинам специализаций тренерского факультета ИФК. (сост. А.Я. Корх). - М.: ГЦОЛИФК,1980. 32. Фейгенберг И.М. Проблемные ситуации и развитие активности личности. - М.: Знание,1982. 33. Фомин Ю.А. Обеспеченность физкультурно-спортивной сферы России кадрами. "Теория и практика физической культуры",1995, № 5-6. 34. Чумаков Е.М. Самбо: Программа тренерских факультетов ИФК. М.,1983. - 139 с. 35. Шумилин В.Я. Классическая борьба: Программа тренерских факультетов ИФК. М.,1984. - 132 с. Поступила в редакцию 13.02.96 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |