Abstract COOPERATIVE CHARACTERISTICS OF SPECIALIZED PREPARADENESS INDICIES IN WOMEN BASKETBALL PLAYERS OF DIFFERENT QUALIFICATION L. V. Kostikova, doctor of pedagogy, professor E.V. Chernova Russian state academy of physical culture Key words: specialized preparadeness, women basket-ball players - sport schools' leavers, elite women players, lines. The purpose of this study was to reveal of the qualificational differences in the level of preparadeness between the women elite basket-ball players and girls basket-ball players - sport schools' leavers. 56 girls basket-ball players - sport schools' leavers aged from 16 to 17 and 33 elite women basket-ball players - candidates to Russian national team and the highest league's players acted as subjects of this research. Everyone of them was investigated over 74 indicies including the characteristics of physical and technical preparadeness, psychological and morphological status, the parameters of competitive activities. As a result of the study the differences between qualificational groups of women and girl basket-ball players had been revealed in their indicies of preparadeness. The specialized preparadeness's differences had been opened in women and girls basket-ball players of various lines.
|
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОК РАЗНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ Кандидат
педагогических наук, профессор Л.В. Костикова; Российская государственная академия физической культуры Ключевые слова: специальная подготовленность, баскетболистки - выпускницы ДЮСШ, баскетболистки высокой квалификации, игровые амплуа. Как указывали многие исследователи и специалисты баскетбола, при переходе юных баскетболистов в команды высшей лиги выпускники ДЮСШ уступают игрокам более высокой квалификации в уровне специальной подготовленности [ 1,7,8]. Большинство авторов объясняют это перераспределением значимости показателей специальной подготовленности баскетболистов разного возраста и квалификации для эффективности соревновательной деятельности и их количественным изменением [1,2, б]. Для выявления квалификационных различий между баскетболистками - выпускницами спортивных школ и баскетболистками высокой квалификации был проведен сравнительный анализ показателей специальной подготовленности. Организация и методы исследования. В исследовании приняли участие 56 баскетболисток -выпускниц ДЮСШ в возрасте 16-17 лет и 33 баскетболистки высокой квалификации - кандидатки в сборную команду России и игроки женских команд высшей лиги России. Каждая из баскетболисток обследовалась по 74 показателям, охватывающим параметры соревновательной деятельности (СД), физическую и техническую подготовленность, психологическую подготовленность и морфологические особенности. В процессе педагогического наблюдения за СД баскетболисток регистрировались 11 игровых показателей. Уровень физической и технической подготовленности определялся с помощью тестов, широко апробированных в теории и практике баскетбола [3-6,9] . Антропометрические измерения проводились по общепринятой стандартной методике [10]. При тестировании психологической подготовленности исследовались психофизиологические характеристики, наиболее специфичные для баскетбола [2,6,11]. Результаты исследования. Проведенное исследование показало, что внутри каждой из квалификационных групп у баскетболисток разного игрового амплуа имеются достоверные различия в уровне подготовленности, а также квалификационные различия в уровне специальной подготовленности баскетболисток каждого из игровых амплуа. Центровые игроки. Центровые игроки разной квалификации проводят на площадке в среднем одинаковое количество времени (свыше 21 мин). По эффективности выполнения 2-очковых и штрафных бросков достоверности различия не обнаружено (р > 0,05). Обращает на себя внимание тот факт, что в отличие от центровых - выпускниц спортивных школ центровые команд мастеров используют 3-очковые броски. По количеству подборов на своем щите и щите противника, по количеству потерь, совершаемых за матч, у центровых достоверных квалификационных различий не обнаружено (р > 0,05). Игроки более высокой квалификации за матч выполняют большее количество перехватов, чем центровые спортивных школ, и более часто используют голевые передачи в нападении (р < 0,05). Также наибольшее количество очков в копилку команды приносят центровые высокой квалификации. Их разница по сравнению с более молодыми центровыми составляет 5,9 очка. Различий в количестве набранных фолов и общей эффективности соревновательной деятелъности у центровых разной квалификации не обнаружено (р > 0,05). Сравнительный анализ показателей физической и технической подготовленности центровых разной квалификации достоверных различий ни по одному из показателей не обнаружил. Это касается быстроты бега на 20 м, высоты прыжка с места и с разбега, прыжка в длину, скоростной прыгучести, быстроты и ловкости защитных перемещений, скоростной выносливости, скоростной техники, стабильности средних и дальних бросков, стабильности штрафных бросков (р > 0,05). В морфометрическом аспекте у центровых выявлены следующие квалификационные различия. По длине тела достоверных различий не обнаружено (р > 0,05). Вес тела центровых высокой квалификации на 6,7 кг больше веса более молодых центровых. Они отличаются от юных баскетболисток также большей мощью, о чем говорит их весо-ростовой индекс - 428,7 ед. Центровые - выпускницы спортивных школ уступают более квалифицированным центровым в обхвате плеча на 2,4 см, в обхвате бедра - на 2,8 см, в экскурсии грудной клетки - на 2,4 см. По показателям пропорции тела центровые высокой квалификации отличаются более длинным туловищем (на 3,5%) и более широкими плечами (на 0,8%) по сравнению с юными центровыми. По другим показателям пропорции тела достоверных различий не обнаружено (р > 0,05). Также не выявлено квалификационных различий в процентном содержании компонентов состава массы тела - жировом, мышечном и костном (р > 0,05), по абсолютной площади поверхности тела (р > 0,01), по обхватным размерам грудной клетки и голени, по длине кисти (р > 0,05), индексу отношения длины голени к длине бедра (р > 0,01). Исследование психологической подготовленности баскетболисток разной квалификации показало, что центровые команд высокой квалификации имеют достоверные различия с центровыми - выпускницами спортивных школ лишь по двум психофизиологическим характеристикам: сложной реакции и распределению внимания. Так, было выявлено, что по времени ответной реакции в реакции выбора центровые-девушки проигрывают более квалифицированным центровым 37,2 мс. В тесте на распределение внимания не выявлено различий между центровыми ни по времени решения задачи (р > 0,05), ни по общей ошибке счета (р > 0,05), но центровые более высокой квалификации рисуют меньшее количество "6" по сравнению с центровыми-девушками (р < 0,05). В простой реакции и реакции на движущийся объект квалификационных различий между игроками не обнаружено (р > 0,05). Также не выявлено различий в показателях оперативного мышления, устойчивости и переключении внимания (р > 0,05), объему внимания, точности воспроизведения амплитуды движения, дифференцировке мышечных усилий (р > 0,05), скорости переработки информации (р > 0,01). Нападающие. Результаты обследования СД нападающих разной квалификации показали, что по игровым показателям нападающие более высокой квалификации отличаются от более юных баскетболисток меньшей их вариативностью, что говорит о более стабильной технике. По эффективности 2-очковых и штрафных бросков у нападающих разной квалификации различий не обнаружено (р > 0,05). У нападающих команд спортивных школ данный показатель более стабилен (r = 38,9%). Не обнаружено достоверных различий в количестве перехватов за матч, потерь мяча и количестве набранных фолов (р > 0,05). Нападающие разной квалификации активно борются за отскочивший мяч как в защите, так и в нападении, но по данному показателю квалификационных различий не обнаружено (р > 0,05). Не выявлено достоверных различий и в общей игровой эффективности баскетболисток (р > 0,01). Однако нападающие - выпускницы спортивных школ играют крайне нестабильно. Зафиксирована большая вариативность v = 309%, в то время как у нападающих высокой квалификации v = 94,7%. Как показало обследование СД, нападающие команд высокой квалификации чаще используют голевые передачи, чем более юные баскетболистки (р < 0,05), принесли в копилку команды на 4,1 очка больше, но уступают более молодым игрокам в эффективности 3-очковых бросков (5,1%). Тестирование физической и технической подготовленности нападающих разной квалификации выявило ряд достоверных различий. Так, в высоте прыжка с места нападающие высокой квалификации выигрывают 3,7 см у нападающих спортивных школ и 6,1 см - в высоте прыжка с разбега. Более высокие результаты они показывают также в стабильности бросков. В тесте на стабильность средних и дальних бросков нападающие высокой квалификации набирают на 6,2 очка больше, чем нападающие команд спортивных школ. Кроме того, они обгоняют более юных баскетболисток также в тесте на стабильность штрафных бросков (на 6,9 очка). Не выявлено достоверных различий у нападающих в длине прыжка и быстроте защитных перемещений (р > 0,05), в быстроте бега на 20 м и в скоростной прыгучести (р > 0,05). Кроме того, не обнаружено различий в скоростной выносливости и скоростной технике (р > 0,05). В морфометрическом аспекте у нападающих различной квалификации выявлены незначительные различия. Так, нападающие высокой квалификации на 3,1 см выше нападающих спортивных школ, имеют на 4,3% более длинное туловище. По другим показателям пропорции тела достоверных различий не обнаружено (р > 0,05). Кроме того, нападающие команд высокой квалификации отличаются от нападающих - выпускниц спортивных школ более развитым мышечным компонентом. Разница составляет 4%. По таким показателям морфометрии, как вес тела, обхватные размеры тела (плеча, предплечья, бедра, грудной клетки, голени), при р > 0,05, индекс отношения длины голени к длине бедра (р > 0,01), процентное содержание жирового и костного компонентов состава массы тела, абсолютная площадь поверхности тела (р > 0,05), весо-ростовой индекс (р > 0,01), квалификационных различий не обнаружено. Анализ результатов психологической подготовленности нападающих не выявил достоверных различий во времени реагирования в простой реакции, реакции на движущийся объект, показателях оперативного мышления (р > 0,05), показателях внимания - устойчивости, переключении и объеме внимания, скорости переработки информации (р > 0,01), точности воспроизведения амплитуды движения, в дифференцировке мышечных усилий (р > 0,05). Достоверные различия зафиксированы лишь по двум показателям - времени реагирования в сложной реакции и времени решения числовой задачи по распределению внимания (р < 0,01). Так, нападающие более высокой квалификации в сложной реакции на 29,2 мс быстрее, чем более юные нападающие, и затрачивают на 12 с меньше на решение задачи, требующей распределения внимания. Защитницы. Исследование СД игроков задней линии показало, что защитницы высокой квалификации более эффективно выполняют 2-очковые броски (разница составляет 7,3%), чаще используют голевые передачи (в среднем 7 передач за матч). Но защитницы - выпускницы спортивных школ активнее борются на своем щите по сравнению с более взрослыми игроками (р < 0,05). В борьбе на щите противника достоверных различий не выявлено (р > 0,05). Не выявлено достоверных различий и в эффективности 3-очковых и штрафных бросков (р > 0,05), количестве перехватов и персональных замечаний (р > 0,05). Играя в нападении, защитницы разной квалификации приносят одинаковое количество очков (р > 0,05). В общей игровой эффективности различий не обнаружено, хотя защитницы высокой квалификации проводят на площадке на 5,3 мин больше. Обращает на себя внимание тот факт, что общая игровая эффективность защитниц разной квалификации имеет большую вариативность: коэффициент вариации у высококвалифицированных защитниц равен 173,3, а у девушек - 175%. Результаты тестирования физической и технической подготовленности защитниц разной квалификации не выявили достоверных различий в быстроте бега на 20 м (р > 0,01), прыжке в длину (р > 0,05), в скоростной выносливости (р > 0,01), а также в показателях технической подготовленности: скоростной технике, стабильности средних и дальних бросков, стабильности штрафных бросков (р > 0,05). Защитницы высокой
квалификации показывают лучшие результаты в
прыжках в высоту. Так, в высоте прыжка с места они
выигрывают у более молодых спортсменок 5,7 см и в
высоте прыжка с разбега 10,8 см. Защитницы высокой
квалифика Анализ морфометрических показателей защитниц разной квалификации выявил достоверные различия лишь по трем признакам: экскурсии грудной клетки (р < 0,05), жировому и мышечному компонентам состава массы тела (р < 0,05). Как показали исследования, у защитниц - выпускниц спортивных школ жировой компонент на 5,1% больше, чем у защитниц более высокой квалификации. В свою очередь, у защитниц команд мастеров хорошо развит мышечный компонент состава массы тела по сравнению с выпускницами спортивных школ (на 3,6%), у них также больше экскурсия грудной клетки. У защитниц разной квалификации не выявлено различий в показателях длины и веса тела (р > 0,05), обхватных размерах тела (обхват плеча, бедра, голени, грудной клетки), ни в одном из показателей пропорции тела (р > 0,05). Не различаются у защитниц разной квалификации длина кисти (р > 0,05), индекс, характеризующий отношение длины голени к длине бедра (р > 0,01), костный компонент состава массы тела (р > 0,05), абсолютная площадь поверхности тела (р > 0,01), весо-ростовой индекс (р > 0,01). Результаты тестирования психологической подготовленности защитниц разной квалификации свидетельствуют об их различии по трем показателям. Так, время реагирования в сложной реакции у защитниц высокой квалификации на 41,6 с лучше, чем у защитниц команд спортивных школ, более точны они и в реакции на движущийся объект (на 0,013 с). При решении задачи, требующей распределения внимания, у защитниц разной квалификации не выявлено достоверных различий ни по времени ее решения (р > 0,05), ни по общей ошибке счета (р > 0,05). Но защитницы-выпускницы рисуют больше "б", чем более квалифицированные баскетболистки. Задачи, требующие проявления оперативного мышления, защитницы разной квалификации решают в среднем за одинаковое количество ходов и затрачивают одинаковое время (р > 0,05). Также не выявлено достоверных различий в показателях устойчивости и переключения внимания (р > 0,05), объема внимания, быстроты простого реагирования, скорости переработки информации, точности воспроизведения амплитуды движения и дифференцировке мышечных усилий (р > 0,05). Таким образом, на основании результатов тестирования с использованием комплексной методики получены квалификационные различия в уровне специальной подготовленности баскетболисток - выпускниц спортивных школ и баскетболисток высокой квалификации разного игрового амплуа. Так, у центровых игроков разной квалификации зафиксированы различия по 12 показателям (рис. 1), из них по трем показателям соревновательной деятельности (количество набранных очков, перехватов, голевых передач), по 7 показателям морфометрии (вес тела, весо-ростовой индекс, обхват плеча, предплечья, экскурсия грудной клетки, индекс отношения длины туловища и ширины плеч к длине тела), по двум показателям психологической подготовленности (реакция выбора, распределение внимания). Рис. 1. Квалификационные различия в уровне подготовленности центровых: 1 - количество перехватов,2 - количество голевых передач,3 - результативность,4 - вес тела,5 - весо-ростовой индекс,6 - обхват плеча,7 - обхват бедра,8 - экскурсия грудной клетки,9 - длина туловища/длина тела,10 - ширина плеч/длина тела,11 - реакция выбора,12 - распределение внимания (количество "б")
Рис. 2. Квалификационные различия в уровне подготовленности нападающих: 1 - эффективность 3-очковых бросков,2 - количество голевых передач,3 - результативность,4 - прыжок в высоту с места,5 - прыжок в высоту с разбега,6 - стабильность средних и дальних бросков,7 - стабильность штрафных бросков,8 - длина тела,9 - длина туловища/длина тела,10 - мышечный компонент состава массы тела,11 - реакция выбора,12 - распределение внимания/время
Рис. 3. Квалификационные различия в уровне подготовленности защитниц: 1 - эффективность 2-очковых бросков,2 - количество подборов на своем щите,3 - количество голевых передач,6 - скоростная прыгучесть,7 - быстрота и ловкость защитных перемещений,8 - экскурсия грудной клетки,9 - жировой компонент состава массы тела,10 - мышечный компонент состава массы тела,11 - реакция выбора,12 - реакция на движущийся объект,13 - распределение внимания (количество "б") У нападающих разной квалификации зафиксированы достоверные различия по 12 показателям специальной подготовленности. Из них по трем показателям СД (эффективность 3-очковых бросков, количество голевых передач, результативность), по двум показателям физической подготовленности (высота прыжка с места и с разбега), по двум показателям технической подготовленности (стабильность средних и дальних бросков, стабильность штрафных бросков), по трем антропометрическим показателям (длина тела, индекс отношения длины руки к длине тела, относительный показатель мышечного компонента), по двум психофизиологическим характеристикам (реакции выбора, распределение внимания). Следует отметить, что нападающие - выпускницы спортивных школ выполняют более эффективно 3-очковые броски во время матча, чем более квалифицированные игроки. У защитниц разной квалификации выявлены достоверные различия по 13 показателям (рис. 2). Из них по трем показателям СД (эффективность 2-очковых бросков, количество подборов на своем щите, количество голевых передач), по четырем показателям физической подготовленности (высота прыжка с места и с разбега, скоростная прыгучесть, быстрота защитных перемещений), по трем антропометрическим показателям (экскурсия грудной клетки, жировой и мышечный компоненты состава массы тела), по трем психофизиологическим показателям (реакция выбора, РДО, распределение внимания). Но защитницы высокой квалификации уступают более молодым игрокам в активности борьбы на своем щите и в продуктивности внимания. Литература 1. Андрющенко Л.Б. Специальная подготовка юных баскетболисток к соревновательной деятельности в командах высшей лиги и группах высшего спортивного мастерства. Автореф. лис. М.,1988. 2. Бабушкин В.З. Учет психологических показателей при определении игровой специализации юных баскетболисток. //В сб. "Научно-методические основы подготовки юных баскетболистов". М.,1986, с. 7-11. 3. Баскетбол. Программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ (нормативная часть). - М.: Советский спорт,1989, с. 16. 4. Белякова С.Н. Методы комплектования сборных команд СССР по баскетболу. Автореф. дис. М.,1988. 5. Ботагариев Т.Б. Особенности скоростно-силовой подготовленности квалифицированных баскетболисток разных игровых амплуа. Автореф. дис. М.,1990. 6. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. - М.: ФиС,1980, с. 127. 7. Гомельский А.Я., Луничкин В. Завтра начинается сегодня. //Спортивные игры. 1985, № 3, с 1719. 8. Коваленко Е.А. А резервы то есть. "Спортивные игры",1981 № б, с. 4-5. 9. Корягин В.М. Структура и содержание современной тренировки баскетболистов. Докт. дис. М.,1994. 10. Методы исследования в спортивной антропологии. Метод. пос. /Под ред. Э.Г. Мартиросова. - М.: ВНИИФК,1977, с. 145. 11. Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. - М.: ФиС,1973, с. 216. Поступила в редакцию 14.05. 96 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |