Abstract INFLUENCE ON SWIMMERS' PHYSIOLOGICAL FUNCTIONS BY WORD IN STATE OF RELAXATION N.V. Mishnayevsky, doctor of medicine, M.V. Stepanova Orenburg state pedagogical institute Key words: psycho-muscular regulation, stimulation of restitutive processes, specific speed loading, influence by word. The aim of this study was to reveal the effect of psychological influence on an athlete in different state of his activity: relaxation or training work of various character and volume. The pedagogical experiment was used as the method of this research. The higher grade swimmers aged from 15 to 19 and distributed in control (n=-10) and experimental (n=10) groups acted as subjects. The essential effect of the offered formula of influence by word on vegetative functions in athletes was revealed. The effect of afferaction in this case was noticed.
|
ВОЗДЕЙСТВИЕ СЛОВОМ В СОСТОЯНИИ РАССЛАБЛЕНИЯ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПЛОВЦОВ Кандидат медицинских наук,
доцент Н.В. Мишнаевский, Оренбургский государственный педагогический институт Ключевые слова: психомышечная регуляция, стимуляция восстановительных процессов, выносливость, специфическая скоростная нагрузка, воздействие словом. Проблема восстановления работоспособности - в настоящее время одна из важнейших в практике спортивной тренировки, особенно в спорте высоких достижений. Для ее решения используются различные виды восстановительных средств, среди которых одно из ведущих занимают психологические средства воздействия. При этом особое значение имеют смысл и формулировки предлагаемых установок [2, 5, 1, 6, 3, 4 и др.]. Таблица 1. Срочный эффект воздействия словом в состоянии расслабления в условиях тренировки на выносливость, М ± m
В данной работе предпринята попытка стимуляции восстановительных процессов у пловцов высших разрядов путем воздействия тренера на спортсмена с помощью определенной словесной формулы, предложенной авторами, на основе модифицированного положения теории психомышечной регуляции А.В. Алексеева (1973). Предполагалось выяснить, насколько существен эффект воздействия" на организм в различном состоянии активности: в покое, при выполнении физических нагрузок различного характера и объема. Таблица 2. Срочный эффект воздействия словом в состоянии расслабления в условиях нагрузки (тренировка на выносливость) + специфическая скоростная нагрузка (50 м основным видом быстро на фоне неполного восстановления)
Таблица 3. Отсроченный эффект воздействия словом в состоянии расслабления после тренировки на специальную выносливость (7км)
Таблица 4. Отсроченный эффект воздействия словом в состоянии расслабления в условиях специфической скоростной нагрузки (50 м быстро основным видом)
Методы исследования. В исследованиях приняли участие пловцы высших разрядов, которые были распределены на опытную и контрольную группы, по 10 человек в каждой. Возраст спортсменов - 15-19 лет. Исследования проводились в 50-метровом бассейне на вечерней тренировке - с 15 до 18 ч. Группа согласно плану многолетней подготовки выполняла нагрузки подготовительного периода. В тренировках преобладали упражнения на специальную выносливость и на скорость. В среднем спортсмены проплывали 7-9 км, что за неделю составило 70-90 км. Воздействие словом (индивидуально или на 10 чел. одновременно) осуществлялось, когда спортсмены находились в состоянии расслабления. В качестве контрольных показателей были использованы частота сердечных сокращений и артериальное давление. ЧСС подсчитывали за 10 с. Артериальное давление измерялось ртутным сфигмоманометром. Результаты исследования. Психологическое воздействие на спортсменов в состоянии покоя приводило к статистически достоверному уреже-нию пульса с 75,0 ±1,21 до 67,8 ±1,01 уд/мин. Изучение влияния воздействия после физических нагрузок на выносливость продемонстрировало его значительный стимулирующий эффект (табл. 1). Продолжительность восстановительного периода в опытной группе фактически сократилась до 2 мин, необходимых для процедуры психологического воздействия по сравнению с контрольной группой, где ЧСС и АД восстанавливались через 5,б ±0,8 и 7,7 ±0,4 мин соответственно. Положительный эффект воздействия на восстановление получили и при выполнении дополнительной специфической нагрузки на фоне неполного восстановления (табл. 2). Продолжительность восстановительного периода сократилась в опытной группе по сравнению с контрольной с 6,6±0,6 до 2,0 мин. Проведение сеансов воздействия перед физической нагрузкой также обеспечивало стимуляцию процессов восстановления после выполнения нагрузки (табл. 3, 4). Так, ЧСС сразу после нагрузки на выносливость в опытной группе по сравнению с контрольной снижалась с 159,0 ±2,8 до 114,6 ±4,6 уд/мин. Время восстановления ЧСС после специфической скоростной нагрузки у спортсменов опытной группы составляло 1,7 ±0,3 мин, в то время как в контрольной - 5,9 ±0,4 мин (см, табл. 4). Контроль за ЧСС сразу по окончании физической нагрузки в опытной и контрольной группах дает возможность предположить, что спортсмены после проведенного с ними сеанса воздействия выполняют нагрузку при более низком пульсе (см. табл. 3, 4). Выводы 1. Выявлен существенный эффект влияния предлагаемой формулы словесного воздействия на вегетативные функции организма спортсменов. 2. Согласно изменениям ЧСС и АД прослеживается закономерная стимуляция восстановления организма спортсмена после выполнения физических нагрузок различного объема и характера. 3. Присутствует эффект "отсроченности" исследуемого воздействия. 4. Предполагается, что сеанс воздействия, предшествующий физической нагрузке, позволяет выполнить последнюю при более редком пульсе. Литература 1. Алексеев А.В. Себя преодолеть.- М.: ФиС, 1982, с. 46. 2. Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. - М.: ФиС, 1971, с. 9. 3. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: ФиС, 1986, с. 186. 4. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте. - М.: ФиС, 1991, с. 12. 5. Платонов В.Н. Специальная физическая подготовка пловцов высших разрядов. - Киев: Здоровье, 1974, с. 202. 6. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. - М.: ФиС, 1983, с. 78. Поступила в редакцию 17.10.95 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |