Abstract DIRECTIVE BODIES FOR THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT ON THE FEDERAL LEVEL P.A. Vinogradov, professor Russian Federation Committee on Physical Culture and Tourism A.P. Dushanin Academy of the Governmental Job under the President of Russian Federation Key words: physical culture, sports authorities, new history of development, evaluation of effectiveness. The aim of this paper was to analyze the system of physical culture and sport authorities in Russia as well as the newest history of its development. The successfulnees of physical culture and sports' development depends in many respects on how effective are all the elements of managing system in this area. Such managing system had been created for the last years and it is functioning now basing on the legislative foundations. The governmental body - The State committee of Russian Federation on physical culture and tourism. The local authorities of physical culture and sports are included into the system of state bodies for managing and they can be created according the decision of the corresponding bodies of local self-government. The Olympic committee of Russia is related to nongovernmental bodies managing physical culture and sports. Bisides, the public associations of physical culture and sport branch function in Russia. These associations act in accordance with the "Foundations of the Russian Federation's Legislation about Physical Culture.
|
В ПОМОЩЬ УПРАВЛЕНЦУ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ Доктор педагогических наук,
профессор П.А. Виноградов А.П. Душанин Ключевые слова: физическая культура, спорт, органы управления, новая история, развитие, оценка эффективности. Успешность развития физической культуры и спорта в России во многом определяется тем, насколько эффективно работают все элементы системы управления. Конкретно речь идет о том, какие цели и задачи решают различные организации и ведомства, составляющие организационно-управленческую структуру управления физической культурой и спортом. Сегодня можно говорить о том, что такая структура создана и функционирует на законодательной основе. Согласно "Основам законодательства РФ по физической культуре и спорту" в нашей стране на федеральном уровне действует государственный орган управления физической культурой и спортом - Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму. Таблица 1. Распределение мнений экспертов о проблемах, решение которых в наибольшей степени будет способствовать развитию физической культуры и спорта (ФКиС) в России (в % от числа опрошенных, n=127)
В систему государственных органов управления физической культурой и спортом входят местные органы управления физической культурой и спортом, которые создаются по решению соответствующих органов местного самоуправления. К неправительственным органам управления физической культурой и спортом относится Олимпийский комитет России. Кроме того, в России функционируют общественные объединения физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, которые в своей деятельности руководствуются законодательством об общественных объединениях и Основами законодательства РФ о физической культуре и спорте. Необходимо отметить, что вся идеология создания системы управления физической культурой и спортом в России в новых социально-экономических и политических условиях была выработана на заседаниях ликвидационной комиссии, работавшей по распоряжению Президента РФ и возглавляемой Г. Бурбулисом в 1993 году. Было решено, что должны функционировать федеральный государственный орган управления физической культурой, самостоятельный и независимый Олимпийский комитет России, федерации по видам спорта и спортивные общества и ведомства, координационный орган при Правительстве или Президенте и Фонд физической культуры. К сожалению, за последние годы федеральный орган управления физической культурой многократно менял свое название, назначение и т.д., что вряд ли способствовало развитию физической культуры и спорта в России и эффективности деятельности органов государственного управления в стране. Следует отметить, что вопросы совершенствования системы управления физической культурой и спортом постоянно находились в поле зрения Президента Российской Федерации. Вот лишь некоторый перечень его указов, касающихся этой проблемы. Указ Президента РФ "О структуре государственного управления физическим воспитанием и спортом в РФ" № 545 от 1 июня 1992 г.; Указ Президента РФ "О Всероссийском Олимпийском комитете" № 546 от 1 июня 1992.; Указ Президента РФ "О протекционистской политике РФ в области физической культуры и спорта" № 1973 от 22 ноября 1993 г.; Положение о Координационном комитете по физической культуре и спорту при Президенте РФ (утвержденном Указом Президента РФ № 1694 от 15 августа 1994 г.); Указ Президента РФ "О внесении изменений в Указ Президента РФ от 30 мая 1994 г. № 1109" (№ 1583 от 3 августа 1994 г.). На одном из совещаний руководителей физкультурного движения России сотрудниками ВНИИФКа был проведен опрос. Ученые попросили управленцев всех рангов (от руководителей федерального уровня до местного) ответить на вопрос о том, что сегодня является наиболее важным для улучшения развития физической культуры в России. Оказалось, что в первую тройку коренных проблем вошли: улучшение финансирования отрасли; усиление работы системы госорганов по физической культуре и спорту и предоставление финансовых льгот в сфере физической культуры и спорта (табл. 1). Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1995 г. № 427 утверждено Положение о Государственном комитете РФ по физической культуре и туризму. Положением определено, что Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму (ГКФТ России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление, межотраслевую и межрегиональную координацию в сфере физической культуры, туризма, сохранения и развития курортного комплекса РФ. Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, общественными физкультурно-оздоровительными и спортивными объединениями, а также с органами управления физической культурой, спортом, туризмом и объектами курортных комплексов субъектов Российской Федерации. Основными задачами Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму являются: - разработка в пределах своей компетенции основ государственной политики в сфере физической культуры, туризма, сохранения и развития курортного комплекса; - разработка федеральных программ по оздоровлению населения средствами физической культуры и туризма, сохранению и развитию курортного комплекса, межотраслевая координация их выполнения; - подготовка проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к его ведению; - создание научно обоснованной системы оздоровления и физического воспитания населения, развития детского и юношеского спорта, координация физкультурно-спортивной работы среди инвалидов и лиц с ослабленным здоровьем; - участие совместно с заинтересованными организациями в развитии сети учреждений дополнительного образования физкультурно-оздоровительного и спортивного профиля, оказание этим учреждениям организационно-методической помощи; - обеспечение подготовки юношеских и молодежных сборных спортивных команд Российской Федерации; - пропаганда физической культуры, спорта, туризма и здорового образа жизни; - обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области физической культуры, спорта, туризма; - развитие и межрегиональная координация международного сотрудничества в сфере физической культуры, туризма, сохранения и развития курортного комплекса; - развитие совместно с заинтересованными организациями научно-исследовательской базы и совершенствование системы научно-методического обеспечения деятельности в области физической культуры, спорта, туризма, сохранения и развития курортного комплекса. Основными задачами Координационного комитета по физической культуре и спорту при Президенте Российской Федерации, который является органом, обеспечивающим согласованное функционирование органов государственной власти и общественных объединений в области физической культуры и спорта, являются: - участие в установленном порядке в разработке проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации по вопросам развития физической культуры и спорта, подготовка рекомендаций Президенту Российской Федерации по совершенствованию законодательства Российской Федерации по указанным вопросам; - подготовка и представление Президенту Российской Федерации материалов по вопросам, отнесенным к ведению Комитета; - участие совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в разработке федеральных целевых программ в области развития физической культуры и спорта, а также социальной защиты спортсменов России; - анализ эффективности работы государственных органов и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций в области физической культуры и спорта. Таблица 2. Распределение мнений экспертов об отношениях с различными организациями в области ФКиС
Олимпийский комитет России (ОКР) создан в соответствии с Конституцией, которая действует без ограничения срока существования и руководствуется в своей деятельности законами Россиийской Федерации, Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета (МОК) и Уставом ОКР. Основными задачами ОКР определены: - всемерное развитие, укрепление и защита олимпийского движения в стране и в мире; - распространение олимпизма в учебных программах по физическому воспитанию и спорту в учебных заведениях; - содействие физическому и духовному воспитанию народов, населяющих Россию, средствами физической культуры и спорта; - содействие в развитии массового спорта и спорта высших достижений во всех регионах страны; - укрепление позиций и повышение престижа российского спорта на международной арене; - обеспечение соблюдения Олимпийской хартии в стране; - популяризация массового спорта, народных игр, национальных видов спорта, содействие в организации широкого движения массового народного спорта; - реализация гуманистического, культурно-воспитательного потенциала спорта и связанных с ним нравственных, эстетических и других гуманистических ценностей; - реализация мероприятий по программе "Олимпийская солидарность" для республик, краев и областей России; - содействие в организации массовых занятий физкультурой и спортом среди инвалидов; - создание условий для тесных контактов и взаимообогащения спорта и духовной культуры; - пропаганда принципов олимпизма, чести и благородства в спорте и в жизни; - защита интересов спортсменов, тренеров, спортивных судей, ветеранов физической культуры и спорта; - создание и поддержка фондов и благотворительных организаций в пользу массового и большого спорта; - участие в акциях милосердия и организации помощи детям-инвалидам; - организация конференций и семинаров по обмену опытом по всем вопросам, входящим в сферу интересов Всероссийского олимпийского комитета; - борьба с негативными явлениями в спорте - дискриминацией и насилием, использованием препаратов и методов, запрещенных МОК или международными спортивными федерациями; - ежегодное проведение Всероссийского олимпийского дня; - активное участие в охране окружающей среды. Практика показала, что из этого жизненно, а что надуманно, и сегодня уже можно говорить о том, что в России создана достаточно стабильная система управления физической культурой и спортом на всех уровнях - от федерального до местного. На федеральном уровне схема управления физической культурой и спортом в РФ выглядит следующим образом (см. схему).
Поскольку до сих пор продолжаются разговоры о том, что вряд ли сейчас нужны государственные органы управления ФКиС, хотелось бы привести некоторые выдержки из документов и мнение международных экспертов. Международное исследование национальных законов европейских стран по физической культуре показало, что в той или иной степени везде существуют государственные организации управления физической культурой, роль которых: обеспечить взаимодействие всех спортивных ведомств с целью ускоренного развития спорта, оказания помощи в создании спортивных сооружений, сбора средств и заботы об их распределении. Национальные спортивные комитеты играют важную роль в области финансов, поскольку отвечают за распределение фондов, выделенных на развитие спорта. Согласно рекомендациям руководителей спорта стран Общего рынка "Спорт должен получать определенный процент доходов от проведения различных лотерей, не запрещенных азартных игр, бегов". Полученные суммы централизованно распределяются среди различных спортивных федераций органом, созданным при Правительстве. В Международной хартии физического воспитания и спорта отмечается, что национальные организации играют первостепенную роль в физическом воспитании и спорте. Государственные органы на всех уровнях и специализированные неправительственные организации должны содействовать осуществлению мероприятий по физической культуре и спорту, воспитательное значение которых вполне очевидно. Их участие должно заключаться в проведении в жизнь законов и постановлений, обеспечении материальной поддержки, принятии всех других мер поощрения, стимулирования и контроля. Кроме того, государственные органы должны провести налоговые положения в целях поощрения этой деятельности. В заключение (табл. 2) приведем ответы 702 экспертов, в качестве которых выступали руководители физкультурного движения России (от местного до федерального уровня). Поступила в редакцию 17.10.95 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |