Abstract COMPUTER TESTING AS METHOD OF "SPORTS MANAGEMENT" SPECIALIZATION STUDENTS' SELECTION AND THEIR PREPARADENESS'S CONTROL V.V. Kuzin, academician of Russian Education Academy, professor V.E. Kutepov, doctor of pedagogy, professor S.G. Seyranov, professor Russian state academy of physical culture Key words: computer testing, multileveled training, questionaire MMPI, sports management. The purpose of this study was to realize the comparative Computer testing of the students specializing on "sports management to reveal the MMPI questionaire's version oportunities in the evaluation of students professional state's dynamics. The data of the interval computer testing allowed to state that the specialization's students were not ready to the rapid changes of teachers and as a result to the methodical approaches' and pedagogical style's alterations. At the same time these data give the reasons to make the correctious of the teaching process's in the "sports management" specialization.
|
КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ОТБОРА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ "СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ" И КОНТРОЛЯ ИХ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ Академик РАО, доктор
педагогических наук, профессор В.В.Кузин; Ключевые слова: компьютерное тестирование, многоуровневая подготовка, опросник ММPI, спортивный менеджмент. Использование компьютерного тестирования в практике педагогического процесса традиционно связывают в первую очередь с решением проблемы отбора конкурсантов при поступлении в высшие учебные заведения либо при переходе студентов с одного этапа многоуровневой подготовки на другой. В 1994/95 учебном году в Российской государственной академии физической культуры была открыта новая специализация - "спортивный менеджмент". Отбор студентов на эту специализацию осуществлялся после окончания ими базового этапа обучения (1-2-го курса) с использованием компьютерного тестирования, результаты которого были обсуждены в одной из авторских публикаций ("Теория и практика физической культуры", 1995, N 12). С 1996/97 учебного года отбор студентов на специализацию "спортивный менеджмент" проводился уже среди абитуриентов. Одним из элементов технологии отбора являлось компьютерное тестирование. И в первом, и во втором случае в качестве инструмента компьютерного тестирования выступал Миннесотский многофазный личностный опросник (MMPI) в модификации 4.7 БМС-1988. Использованная в процессе тестирования версия MMPI в автоматизированном режиме предоставляет данные комплексного супертеста общей профессиональной ориентации, содержащего 11 показателей направлений будущей профессиональной деятельности. Для осуществления профессиональной деятельности спортивного менеджера важнейшими из этих направлений являются административное руководство, наука, обслуживание, педагогика, программирование и производство. Таблица 1. Сравнительная характеристика показателей профессиональной ориентации кандидатов на обучение по специализации "спортивный менеджмент" (прием 1994 и 1996 годов)
Сравнение результатов тестирования студентов в процессе отбора в 1994 году на второй этап и конкурсантов в 1996 году на первый этап многоуровневой подготовки (табл. 1) позволяет сделать следующие выводы: - выделенные на основе теоретического анализа ведущие для менеджера направления профессиональной деятельности имеют наиболее высокий уровень проявления как у студентов после завершения ими первого этапа обучения, так и у абитуриентов, отобранных для обучения на специализации "спортивный менеджмент"; - результаты тестирования студентов во всех случаях выше результатов тестирования абитуриентов, однако выявленные различия статистически недостоверны (р > 0,05); - однонаправленность показателей ориентации всех кандидатов на обучение по специализации "спортивный менеджмент" подтверждается практически одинаковым рейтингом основных направлений профессиональной деятельности; - более высокие значения, характеризующие проявление основных направлений профессиональной деятельности у студентов по сравнению с абитуриентами, объясняются тем, что в процессе первого этапа обучения они изучали ряд дисциплин, имеющих прямое отношение к их будущей работе (педагогика, психология, информатика и др.). Однако возможности компьютерного тестирования только процедурой отбора кандидатов на обучение не ограничиваются. На наш взгляд, его результаты могут с неменьшим успехом быть применены и в процессе контроля подготовленности студентов на различных этапах обучения. Руководство по использованию опросника MMPI рекомендует проводить систематическое тестирование с интервалом в один год. В соответствии с этой рекомендацией студенты специализации "спортивный менеджмент", принятые в 1994 году, тестировались трижды: в процессе отбора, после 1-го года специализированного этапа обучения, т.е. по окончании 3-го курса, и после второго года специализированного этапа обучения, т.е. по окончании 4-го курса. Динамика результатов тестирования по основным показателям профессиональной ориентации на обучение по специализации "спортивный менеджмент" (табл. 2) свидетельствует, что наблюдаются положительные изменения всех показателей. Однако выявленная динамика статистически достоверна (р < 0,05) только в ряде случаев. Во-первых, различия достоверны при сравнении второго и первого срезов тестирования и недостоверны относительно третьего и второго, третьего и первого срезов. Во-вторых, достоверные различия, наблюдаемые при сравнении второго и первого срезов тестирования, характерны не для всех показателей, а только для таких, как "наука", "педагогика" и "административное руководство". Данные о динамике рейтингов различных показателей профессиональной ориентации позволяют акцентировать внимание на стабильности или положительных сдвигах только по показателям "педагогика" и "административное руководство". Таблица 2. Сравнительная характеристика показателей профессиональной ориентации студентов специализации "спортивный менеджмент" (1994-1996 годы)
Таким образом, спектр основных направлений профессиональной деятельности формируется уже до начала специализированного обучения и практически не зависит от контингента тестируемых (студенты после базового этапа обучения или абитуриенты). Следовательно, новые экспериментальные данные подтверждают сделанный нами ранее вывод о том, что компьютерное тестирование с использованием опросника MMPI позволяет адекватно осуществлять отбор кандидатов на обучение по специализации "спортивный менеджмент". Происходящие в процессе обучения положительные сдвиги влияют лишь на изменение рейтинга отдельных направлений профессиональной деятельности в их общей стабильной структуре. Значительные, а в ряде случаев и статистически достоверные, изменения показателей основных направлений профессиональной деятельности у студентов после первого года обучения на специализированном этапе (второй срез тестирования), а затем их незначительные положительные изменения, стабилизация или снижение (третий срез тестирования) связаны с организацией образовательного процесса и его содержанием. На протяжении всего периода специализированного обучения студенты испытывали на себе различные педагогические воздействия, которые с определенной долей условности можно дифференцировать на образовательные и воспитательно-образовательные. Эти воздействия осуществлялись профессорско-преподавательским составом как академии в целом, так и кафедры специализации. Образовательное воздействие происходило в процессе изучения студентами как различных дисциплин учебного плана вообще, так и дисциплин специализации в особенности. На первом году специализированного этапа обучения ими осваивался ряд учебных дисциплин, которые в большей или меньшей степени имеют отношение к будущей профессиональной деятельности в качестве спортивных менеджеров, а именно "Социальная педагогика", "Психология физической культуры" и "Спортивные сооружения и тренажеры". Успешное освоение названных учебных дисциплин можно рассматривать в качестве возможных и вполне реальных причин, повлекших за собой положительные сдвиги по таким показателям направлений профессиональной деятельности, как "обслуживание" и особенно "педагогика". По предложению кафедры специализации в программу педагогической практики был внесен ряд коррективов, суть которых сводилась к акцентированию внимания на различных вопросах управления как деятельностью общеобразовательных школ в целом, так и воспитательно-образовательным процессом среди школьников, включая внеклассную и внешкольную работу по физической культуре и спорту. Такая направленность педагогической практики способствовала, на наш взгляд, усилению профессиональной ориентации по направлениям "педагогика", "обслуживание", "административное руководство" и "наука". Основной учебной дисциплиной специализации являлся курс "Менеджмент в физкультурно-спортивных организациях", содержание учебного материала которого в основном было направлено на развитие общей профессиональной ориентации по направлениям "педагогика", "административное руководство" и "наука". Занятия по специализации вел один преподаватель. Воспитательно-образовательное воздействие осуществлялось профессорско-преподавательским составом кафедры специализации в виде рекомендательного влияния на выбор студентами специальных учебных дисциплин по выбору, содержание которых в наибольшей степени связано с будущей профессиональной деятельностью; рекомендательного воздействия на участие ряда студентов группы (с учетом тематики выпускных квалификационных работ), естественно в качестве пассивных слушателей, в работе проходившего на базе РГАФК в июне 1995 года III Международного конгресса по теории деятельности "Теория деятельности и социальная практика", в рамках которого проходили заседания таких симпозиумов, как "Теоретико-методологические основы физкультурной и спортивной деятельности", "Личность спортсмена и деятельность", "Экономика физической культуры и спорта", "Программы гуманизации физического воспитания и современного спорта" и др.; консультирования студентов по вопросам подготовки выпускных квалификационных работ; методического руководства педагогической практикой студентов со стороны преподавателей кафедры специализации и др. По ряду объективных и субъективных причин и образовательное и воспитательно-образовательное воздействие на студентов на втором году специализированного обучения изменилось. Освоение ими таких дисциплин учебного плана, как "Культурология" и "Социология физической культуры", было несвоевременным, так как некоторые основные проблемы этих курсов преподаватель специализации вынужденно должен был рассмотреть на предыдущем этапе обучения, в частности для обеспечения выполнения выпускных квалификационных работ. Поэтому единственным важным дополнением к курсу специализации была дисциплина "Экономика физической культуры и спорта", содержание которой было направлено на развитие профессиональной ориентации по направлениям "производство", "обслуживание" и "программирование". Таблица 3. Динамика изменений основных параметров проявления классических качеств и способностей менеджеров у студентов специализации "спортивный менеджмент" (1994-1996 годы)
Специализированная практика проводилась в условиях, максимально приближенных к реальным условиям будущей профессиональной деятельности - в Олимпийском комитете России, всероссийских спортивных федерациях, профессиональных спортивных клубах, территориальном спорткомитете, училище олимпийского резерва. Большое количество заданий по вполне объективным причинам было связано либо с углубленным анализом разнообразной управленческой документации, либо с разработкой такой документации. Это привело к значительному снижению показателя такого "непрофильного" направления профессиональной ориентации, как "конторская работа" (с -0,2 в 1994 году до -1,0 в 1996 году). Дисциплины специализации на втором году обучения вело значительное количество преподавателей. Такая ситуация была связана с рядом обстоятельств. Во-первых, кафедрой было принято решение о чтении ряда разделов специализации в виде авторских спецкурсов. Такое решение обосновывалось чрезвычайным разнообразием направлений профессиональной деятельности спортивных менеджеров, а следовательно, необходимостью участия в формировании знаний, умений и навыков студентов "узких" профессионалов-преподавателей, в том числе и представителей других кафедр академии. Базовой дисциплиной специализации являлся курс "Спортивный маркетинг". Кроме того студентам читались такие авторские спецкурсы, как "Основы спортивного права", "Интегративная антропология", "Социально-психологические проблемы менеджмента" и "Бухгалтерский учет". Не последнюю роль в принятии такого решения играл и исследовательский аспект, а именно попытка дать ответ на вопрос о том, применима ли к подготовке кадров различной специализации традиционно используемая практика работы со студентами на всех этапах обучения одного преподавателя. Во-вторых, студенты проходили специализированную практику в различных спортивных организациях по подгруппам под руководством ряда методистов. В-третьих, руководство выполнением выпускных квалификационных работ осуществлялось как преподавателями кафедры специализации, так и рядом преподавателей других кафедр академии. Данные интервального компьютерного тестирования свидетельствуют, что студенты специализации не готовы к частой смене преподавателей, а следовательно, к изменениям методических подходов, требований, стилей изложения учебного материала и т.п. Нельзя исключать и того, что не все преподаватели на данный момент в одинаковой степени готовы работать со студентами специализации. Выявленную ситуацию мы склонны рассматривать как своеобразные и временные издержки педагогического процесса, так как работа со студентами специализации "спортивный менеджмент" только началась. Очевидно, однако, что широкое привлечение к процессу подготовки спортивных менеджеров преподавателей различных кафедр является объективной необходимостью, а значит, требует большой работы по координации их деятельности, в первую очередь по укреплению и уточнению межпредметных связей. Основной задачей содержания обучения спортивных менеджеров является их подготовка к выполнению разнообразных ролей, для чего необходимо сформировать у студентов по крайней мере классические качества и способности. Динамика выявленных в ходе интервального компьютерного тестирования изменений основных параметров проявления классических качеств и способностей менеджеров, представленная в табл. 3, в обобщенном виде может быть интерпретирована следующим образом. Здоровье. На протяжении всего периода специализированного обучения студенты стабильно и во все возрастающей степени пренебрегали своим здоровьем. Установленный факт делает необходимым использование часов, выделяемых учебным планом на "дополнительные программы физкультурно-спортивной деятельности", по прямому назначению, т.е. для активных занятий физическими упражнениями и видами спорта. Позиция кафедры, заключающаяся в выделении определенной части данных часов на аудиторные занятия по предметам специализации, должна быть еще раз проанализирована и уточнена на основе полученных экспериментальных исследовательских данных. Ум и интеллектуальные способности. Студентам в целом не свойствен ассоциативный тип мышления, показатели которого остаются в среднем стабильными на всех этапах специализированного обучения. Следует, однако, обратить внимание на то, что данная способность в большей степени необходима для менеджеров предпринимательской, а не традиционной ориентации. Вместе с тем студенты обладают научным потенциалом выше среднего уровня, предрасположены к решению разнообразных управленческих задач, проявляя при этом значительный уровень эффективности умственного труда. Совокупность этих качеств и способностей позволила им подготовить и на высоком уровне защитить выпускные квалификационные работы (средний балл по группе 4,8), а также успешно сдать междисциплинарный выпускной экзамен (средний балл по группе 4,5). Четыре выпускника специализации сдали вступительные экзамены и поступили в аспирантуру. Моральные качества. Обследованные в динамике студенты неизменно склонны к рациональному образу жизни, следуют своим убеждениям и принципам, обладают уверенностью в правильности избранной профессии. Вместе с тем они не всегда умеют выполнять рутинную работу и в связи с этим иногда ограничивают свои потребности. В процессе специализированного этапа обучения студенты стали более самокритичны, овладели способностью анализировать свои поступки и сформировали качество выполнять данные ими обещания. Изменения последних показателей носят статистически достоверный характер. Крайне низкие уровни проявления качества "воля" на всех этапах обучения делают необходимым усиление внимания на преподавании такого раздела курса специализации, как "Аутогенный менеджмент". Хорошее общее образование. Студенты на всех этапах специализированной подготовки имели достаточно высокие академические успехи, проявляли любознательность, высказывали собственные инновационные суждения по обсуждаемым вопросам, шедшие зачастую вразрез с традиционными. Наряду с этим для всех студентов характерным оставался, а у юношей и усиливался, конвергентный тип мышления, т.е. высокий уровень проявления способности запоминать факты, что является одним из необходимых атрибутов практической деятельности менеджера традиционной ориентации. Управленческие способности. В процессе специализированного обучения студенты закрепили высокий уровень проявления таких жизненно и профессионально необходимых для менеджера качеств, как работоспособность, здоровая конкуренция, коммуникабельность, педагогический потенциал. Значительно и статистически достоверно (p < 0,05) возрос уровень проявления таких комплексных качеств, как "благосклонность" (доверие, понимание, участие, терпимость, снисходительность к недостаткам, уважение и т.п.) и "лидерство" (энергичность, общительность, уравновешенность, целеустремленность, чувство товарищества и т.п.). В качестве обобщенного вывода считаем возможным высказать следующее: результаты интервального компьютерного тестирования дают основания для внесения коррективов в организацию и содержание учебного процесса студентов специализации "спортивный менеджмент". Эти коррективы в первую очередь должны быть направлены на совершенствование учебного плана и графика прохождения учебных дисциплин, уточнение программы подготовки спортивных менеджеров с учетом их 4-летнего обучения, расширение и укрепление межпредметных связей, повышение квалификации, в первую очередь методической, профессорско-преподавательского состава кафедры специализации, усиление внимания к практической физкультурно-спортивной подготовленности студентов и др. Поступила в редакцию 25.11.96 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
|