СОДЕРЖАНИЕ ФИЗКУЛЬТУР-
НОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Abstract

ANALYSIS OF CONTEMPORARY AIMS IN CONTENT AND FORMS OF INSTRUCTION AT PHYSICAL CULTURE EDUCATIONAL INSTITUTIONS

A.V. Tertychny, lecturer

Novosibirsk state pedagogical university

Key words: educational process, cognitive activity, positive motivation, content of education, problem instruction, individual programmes of physical training, original learning.

The purpose of this paper was to discuss the problem of modern aims in the content and forms of instructing at the higher physical culture educational institutions.

As a result of the theoretical analysis it had become possible to state:

1. Searching of answer the question "how" and "what" ar ewe to teach the students at physical culture educational institutions we must base ourselves on both domestic and international experience. They had proved the necessity to form the culture of thinking, broadmindedness, readiness to the permanent original studies, search, creation as well as in his (her) direct professional activities and in the overlapping areas.

2. The most effective for contemporary conditions is the method of problem instructing.

3. The realization of the problem instructing must be based on the objective state of the students' general positive motivation to learning in connection with the other methods and forms of educational work.


АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ УСТАНОВОК ПО ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ И НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗАХ

Кандидат педагогических наук, доцент А.В.Тертычный
Новосибирский государственный педагогический университет

Ключевые слова: образовательный процесс, познавательная активность, положительная мотивация, содержание образования, проблемное обучение, индивидуальные программы физической подготовки, самостоятельная учеба.

Анализ ситуации, характерной для современных условий обучения в системе высшего образования в целом и педагогического, в частности, свидетельствует об определенном кризисе активности. Существенно, что этот факт является достоверной особенностью деятельности представителей обоих "лагерей", как студентов, так и их наставников. Причины кризиса широко известны. Главные из них - это невостребованность обществом профессионализма, знаний, образованности. Вместе с тем для преподавателей вузов, в отличие от студентов, существуют свои специфические проблемы. Эти проблемы связаны с отсутствием сегодня ясного для всех ответа на вопрос: чему учить и как учить в создавшихся условиях, когда большая часть выпускников по сравнению с прежними годами заведомо не собираются избирать полем своей деятельности труд, связанный с основным профилем подготовки в вузе. Настоящая публикация представляет собой попытку поиска ответов на поставленные вопросы с учетом особенностей образовательного процесса, характерных для факультета физической культуры НГПУ.

Известно, что кризисные явления, свойственные высшему образованию в целом, не миновали и факультетов физической культуры. Снижение познавательной активности студентов связано с тем, что, как ни печально, работа в качестве учителя ФК, тренера не представляет сегодня интереса для многих учащихся из экономических соображений. Всем известно также, что эта профессия не дает возможности выпускнику обеспечить себе и своим близким нормальный уровень жизни.

И как следствие - парадоксальная ситуация на отделении ФК: громадный конкурс на приемных экзаменах и нежелание студентов учиться. Отсюда и главный метод работы - принуждение. Значит ли это, что мы в настоящих условиях должны опустить руки и работать вполсилы? Нет! Нельзя допустить разрыва в преемственности! Мы должны готовить тех, кто будет жить вместе с нашими детьми и внуками в обществе завтрашнего дня, через 10-20 лет. Оттого, каким будет современное молодое поколение студенческого возраста, зависит многое. Следует исходить, по моему мнению, из того, что образование и приобщение к культуре еще никому не повредили. Ясно и другое. Помимо основной специальности, наши выпускники должны получать сопутствующие специальности, в частности массажиста, инструктора ЛФК и др., дающие им возможность дополнительного заработка. Таким образом будет решена часть задач по обеспечению положительной мотивации студентов к учебе. И если для этого студентам необходимо дать, к примеру, еще и начальное медицинское образование, не стоит на этом останавливаться. Во всяком случае для учебы в указанном направлении на факультете есть соответствующие силы.

Магистральное направление работы факультета ФК должно быть в нынешних условиях нацелено, по моему мнению, на совершенствование содержания образования, форм и методов обучения, активизирующих познавательную деятельность студентов.

Логичен вопрос: каким должно быть высшее образование? Правомерен ли тезис о том, что "студенту можно давать диплом высшей школы, так как уроки проводить он сможет"? Обратимся к принципам, декларирующим государственную политику в области образования: "Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе".

Содержание образования должно обеспечивать:

- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

- формирование у учащихся адекватных современному уровню знаний;

- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества [1].

Обратимся к зарубежному опыту. Вот мнение Андриса Барблана, генерального секретаря Ассоциации европейских университетов (CRE): "Требование жизни везде одинаково: требуются студенты, способные выразить себя в письменной и устной форме, личности, способные рассуждать и отстаивать свое мнение перед коллегами, и только после этого требуются работники, обладающие сноровкой в области своей профессии" [2]. Таким образом, вузы должны уравновешивать три полюса знаний.

Правомерен и другой вопрос: чего ждут от нас студенты? Не в последнюю очередь они хотят понять себя, нуждаются в помощи при поиске себя в этом сложном мире, определить свое место в нем. Найти одобрение своим лучшим побуждениям, проявлению мысли и умения. Ведь не со сверхумными и сверхцелеустремленными мы работаем. Большинство студентов нуждаются в нашей помощи. И в нашей работе можно найти место, где и чем оказать соответствующую помощь. Для этого необходимо в равной степени действовать в трех направлениях. Я солидарен здесь с выводами Андриса Барблана: 1) учить профессиональным умениям; 2) передавать знание жизни, чтобы формировать знания, способствующие интеграции общества, определению своего места в социальной группе; 3) формировать знание бытия, чтобы помочь в предвидении и обеспечении будущего, обрести умение вдохнуть смысл в дело.

Совместная работа преподавателей и студентов в указанных направлениях становится более эффективной в условиях применения основных форм и методов проблемного обучения (ОФМПО), стимулирующих воспитание у студентов творческой активности и самостоятельности. Действительно педагогическая мысль, определяющая поиск ответов на вопрос "как учить?" в условиях неопределенности будущего, необходимости быстро ориентироваться в противоречивом потоке информации и принимать продуманные решения, уже достаточно давно обоснованно представила стержневую идею: необходимо учить студентов так, чтобы они были способны учиться самостоятельно [5]. Серьезный опыт применения ОФМПО в этих целях накоплен, в частности, в Павлодарском педагогическом институте, в Волгоградском государственном институте физкультуры [4]. Имеются определенные наработки в области теории и методики проблемного обучения и на кафедре ТиМФК Новосибирского государственного педагогического университета, у автора данной публикации. Применение ОФМПО важно уже только потому, что, получив высшее профессиональное образование, мы только тем и занимаемся, что каждодневно решаем проблемы как профессиональные, так и социальные. И если "тренировка" в указанном направлении начата уже в вузе, под руководством опытного наставника, -

это несомненное благо. В чем же отличие проблемного обучения от традиционного, объяснительно-иллюстрированного и репродуктивного? Традиционные методы обучения "наполняют память", проблемные - стимулируют мышление. Учитывая несовпадение мнений по данному тезису у отдельных авторов [3], мы считаем более приемлемой позицию, базирующуюся на том факте, что объективно существует различный уровень мышления. Есть мышление талантливого человека, есть мысль гения, но есть и просто разумная, просвещенная мысль, в основе которой лежит определенное знание. Следовательно, проблемное обучение направлено на формирование того уровня мышления, которое доступно каждому конкретному студенту. Весь фокус заключается в том, что любая проблема может быть решена и стереотипно и гениально.

Известно, что проблемное обучение осуществляется в различных формах [4]. Наш собственный опыт связан с реализацией практически всех ОФМПО: проблемное чтение лекций, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов, деловая игра, дискуссия, НИРС и УИРС. В частности, нами разработан цикл лекций по ТиМФК для студентов 1-го и 3-го курсов, реализуемых в проблемной форме. Среди них можно назвать такие, к примеру, темы, как "Методологические основы теории обучения двигательным действиям", "Сравнительная характеристика различных форм занятий физическими упражнениями, применяемых в общеобразовательной школе с точки зрения их воздействия на физическую подготовленность учащихся" и др. Подготовлена система проблемных зданий для самостоятельной работы по ТиМФК для 2-го и 3-го курсов. Они выполняются в форме рефератов, индивидуальных программ физической подготовки учащихся школ и т.д. Наиболее полно нами разработана методика формирования заданий по компоновке индивидуальных программ физической подготовки школьников (ИПФП). Основа ее заключается в выдаче каждому студенту так называемой "матрицы", отражающей посредством 24 показателей физическое развитие и подготовленность учащихся определенного класса общеобразовательной школы. При этом учебные задания могут быть самыми разнообразными: разработать ИПФП для конкретного школьника, программу ФП для отдельного класса на учебный год и т.д. Применяются такие "матрицы" и в качестве экзаменационного материала. В качестве примера формулировки темы для дискуссии можно привести следующую: "Значимость освоения разнообразных двигательных умений и навыков для выпускника общеобразовательной школы". Реализация каждой из форм проблемного обучения имеет свои специфические особенности. Но описание каждой из них достаточно объемно, поэтому требует отдельной публикации. Вместе с тем необходимо отметить, что основная трудность связана с необходимостью применения индивидуальных форм контроля. Ничто не заменит непосредственного контакта студента с преподавателем, ничто так не стимулирует доказательность выбранной студентом позиции при разработке поставленной проблемы. А время на индивидуальную работу со студентом, отведенное в плановой учебной нагрузке преподавателя, не отвечает никаким требованиям.

Те, кто приступает к применению проблемного обучения впервые, наиболее часто встречаются с вопросом: как формулируется проблема? Как определить, есть в данной теме проблема или ее нет? Основными принципами, которыми необходимо руководствоваться в данном случае, являются, по нашему мнению, следующие. Важны в первую очередь несовпадение мнений различных специалистов по данному вопросу, определенная противоречивость информации. Необходимость доказательности в выборе позиции, основанной на поиске современных научных данных по рассматриваемой ситуации. В свою очередь, важна и затрудненность получения готового ответа из литературы. Решение проблемы выглядит как представление системы доказательств. Чтобы показать образец формулировки учебной проблемы, приведем здесь следующий пример. В первом номере журнала "Физкультура в школе" за 1995 год было воспроизведено содержание беседы, состоявшейся между первым заместителем министра образования Российской Федерации В.А. Болотовым и советником министра В.Н. Шаулиным. Суть беседы можно свести к трем обобщенным вопросам: "Что происходит в физическом воспитании? Что делать? Каково наше будущее?" В ходе разговора собеседники высказали следующие мнения по вопросу о том, что является целью уроков физкультуры в школе. Позиция В.А. Болотова: "Владение своим телом, динамика развития ребенка. Эффективность урока - оздоровление". Мнение В.Н. Шаулина - "Основной результат работы школы - дать детям образование. Да и школьная физкультура - это не какой-то профилактический предмет. Это такой же, как все остальные, образовательный предмет. То есть ребята должны получить на уроках определенные знания и умения, чтобы потом во благо себе применять их". [6]. Вопрос к студентам 3-го курса и, соответственно, выпускникам: "Какая из указанных позиций предпочтительнее? Какую позицию Вы считате оптимальной? Почему?".

Представленная здесь информация была бы неполной, если бы не содержала одного очевидного факта. Серьезного улучшения познавательной активности студентов нельзя добиться за счет изменения форм и методов работы в рамках одной дисциплины или блока дисциплин. Необходима перестройка всего учебного процесса в связи с особенностями окружающей нас реальной действительности.

Изложенное свидетельствует о следующих основных фактах:

1. В поиске ответа на вопросы, как и чему учить студентов физкультурных вузов, следует опираться в равной степени на отечественный и зарубежный опыт, свидетельствующий о необходимости формирования культуры мышления, мировоззрения, готовности к непрерывной самостоятельной учебе, поиску, творчеству как в сфере своей непосредственной профессиональной деятельности, так и в смежных с ней областях.

2. В современных условиях наиболее эффективным является применение проблемного обучения.

3. Применение проблемного обучения должно опираться на объективное состояние общей положительной мотивации студентов к учебе, сочетаться с другими методами и формами работы.

Литература

1. "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "Об образовании". Принят Гос. Думой 05.07.95 г. Одобрен Советом Федерации 05.01.96 г. "Российская газета", 23.01.96 г., с.3

2. Барблан Андрис (Ген. секретарь Ассоциации европейских университетов CRE). Иерархия знания. "Alma mater", 1994, N 3, с.30-31.

3. Долженко О. Человек в точке "Омега". Алгоритм стагнации. "Alma mater". 1994, N 1, с.9.

4. Зубарев Ю.А., Шамардин А.И. Особенности применения основных форм и методов проблемного обучения в процессе активизации познавательной деятельности институтов физической культуры ТиПФК, 1995, N 12, с.9-13.

5. Моисеев Н.Н. Цивилизация XXI века - роль университетов. "Alma mater", 1994, N 5,6, с.2-6.

Поступила в редакцию 13.06.96


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!