Abstract EVOLUTION OF SCIENTIFIC SPECIALITY "THEORY AND METHODS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS TRAINING" IN PEDAGOGY N.I. Zaguzov, lecturer, Chief Specialist of the Higher Sertification Commission of Russia Key words: thesis, dissertation counsil, scientific speciality, list of scientific specialities, evolution. The important factor of the main scientific specialities for preparation of candidate and doctorate dissertation. The purtose of this study was to reveal the main features of sports pedagogy scientific specialities' list in Russia. The evolution of specialities on pedagogy had began in 1934, when three specialities were differentiated: pedagogy, pedology and psychology. At this period the dissertations on physical culture and sport were to be prepared in the limits of above mentioned specialities. The specialities directly connected with the problems of physical culture and sports training were separated in 1957 for the first time. They were: "Theory and methods of physical education and sports training" and "History of physical culture". This title was changed in 1962 into "Theory and methods of physical education and sports training (including sports medicine). The present title of this speciality was formulated and affirmed in 1988 as "Theory and methods of physical education and health improvement physical culture. The process of structural evolution in scientific space can initiate the new specialities creation. One of them is valeology as a complex scientific discipline orientated to the problems of human health's improvement.
|
ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ" В ПЕДАГОГИКЕ Кандидат педагогических наук,
доцент, Ключевые слова: диссертация, диссертационный совет, научная специальность, номенклатура научных специальностей, эволюция. Развитие основных научных направлений тесно связано с совершенствованием научных специальностей, по которым осуществляется подготовка кандидатских и докторских диссертаций. Редко кто из исследователей задумывается о характере и эволюции тех или иных научных специальностей в различных отраслях научного знания. Однако история их развития своими корнями уходит в далекие 30-е годы, когда в СССР по решению Совета Народных Комиссаров впервые было принято постановление "Об ученых степенях и ученых званиях", на основании которого в СССР вводились две основные ученые степени: кандидат и доктор наук по определенным отраслям научного знания, и можно считать, что оно послужило основой для создания своеобразной и оригинальной государственной системы аттестации научных и научно-педагогических кадров в СССР, включающей в себя Высшую аттестационную комиссию при Всесоюзном комитете по высшей технической школе и ученые советы по присуждению ученой степени кандидата и доктора наук (впоследствии специализированные советы, а с 1995 года - диссертационные советы). Однако важным в этот период был и другой шаг научной общественности - это создание своеобразного перечня отраслей наук и научных специальностей, по которым разрешалось готовить диссертации и проводить их защиты, не по кафедрам, как это было до 1917 года (см.: А.Е. Иванов. Ученые степени в русской империи XVIII в. - 1917 г. М., 1994). Так, было решено, что: I. "Высшая аттестационная комиссия присуждает ученые степени по: 1. Физико-математическим наукам. 2. Геолого-минералогическим наукам. 3. Биологическим наукам. 4. Химическим наукам. 5. Сельскохозяйственным наукам. 6. Ветеринарным наукам. II. Квалификационные комиссии Наркоматов союзных республик присуждают ученые степени по: 1. Физико-математическим наукам. 2. Геолого-минералогическим наукам. 3. Биологическим наукам. 4. Химическим наукам. 5. Историческим наукам. 6. Педагогическим наукам. 7. Литературе и искусствоведению. 8. Языкознанию". (См. Бюллетень комитета по высшему техническому образованию. 1934, № 10, с. 3-4). Данное постановление СНК не предусматривало деления отраслей наук на отдельные, более мелкие специальности. Однако его можно считать основой номенклатуры специальностей научных работников, которая создается впоследствии. Учитывая, что проблемы теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки и в целом физической культуры в основном разрабатывались в области педагогической и психологической науки, мы остановимся на развитии только этих специальностей. Хотя совершенно неправильным было бы говорить о том, что проблемами физической культуры и спорта не занимались физиология, биология, техника и медицина, однако это может стать предметом научных осмыслений других ученых. Эволюция научных специальностей по педагогике начинается также с 1934 года, когда выделяется три специализации: Педагогика, Педология, Психология с присуждением ученой степени кандидата и доктора педагогических наук. В этот период предполагалось, что диссертации по проблемам физического воспитания и спорта будут готовиться в рамках указанных специализаций. Следует отметить, что содержание каждой научной специализации концентрировало в себе большой объем теоретических и прикладных знаний, которыми должен был обладать исследователь, а подготовка кандидата наук включала в себя теоретические разделы, которые отражались в программах кандидатских экзаменов, и требовалась подготовка квалификационной работы - кандидатской диссертации. Соискатели ученой степени доктора наук освобождались от сдачи каких-либо экзаменов, от них требовалась только диссертация на соискание ученой степени доктора наук. Поиск оптимального определения научных дисциплин (специальностей) постоянно продолжался. Так, в 1937 году был установлен новый перечень дисциплин по педагогическим наукам, по которым могли защищаться диссертации. Были установлены следующие дисциплины: "Дошкольная педагогика, логопедия, история педагогики, педагогика с частными методиками, психология, олиго-френо-педагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика" (См. Бюллетень комитета по ВТО, 1937, № 11, с. 3-18). Однако самостоятельной специальности, предусматривающей исследование проблем теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки, в этот период еще не было. Таким образом, перечень дисциплин по педагогическим наукам предоставил возможность соискателям ученых степеней проводить научные исследования по более узким направлениям, что способствовало повышению уровня квалификации научных и научно-педагогических кадров. Следует отметить, что до 1957 года приоритетным правом подготовки предложений по совершенствованию перечня научных дисциплин обладала Высшая аттестационная комиссия, в ее функции входило и их утверждение, а с 1957 года это право было передано Министерству образования, при котором функционировала Высшая аттестационная комиссия. Министерство образования 19 декабря 1957 года утвердило "Номенклатуру специальностей аспирантской подготовки и перечень предметов кандидатского экзамена". В это время в научный оборот впервые вводится понятие "Номенклатура научных специальностей" и выделяются специальности, непосредственно связанные с проблемами теории и методики физической культуры и спортивной тренировки:
(См.: Бюллетень Министерства высшего образования. 1958, № 1, c. 2-82). Таким образом, развитие теоретических и прикладных исследований в области теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки и научное обоснование предмета этой специальности как одного из самостоятельных начинается с 1957 года. В подтверждение важности и своевременности этого решения можно привести пример, связанный с защитой докторских диссертаций по проблемам физической культуры и спорта. Так, до 1958 года, по подсчетам автора, была защищена только одна докторская диссертация - А.Ц. Пуни на тему: "Психология спорта". М., 1952. А с 1958 года начинаются защиты докторских диссертаций по новым специальностям, среди них - диссертация М.И. Земцова "Пути компенсации слепоты". М., 1958. С 1962 года все ранее имеющиеся научные специальности, а их только по педагогическим и психологическим наукам насчитывалось 27, были укрупнены, получили новые шифры и названия. Так специальности 22 - "Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки" и 23 - "История физической культуры" были объединены и получили новый шифр 735 и название "Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки (включая спортивную медицину)". В таком виде данная специальность просуществовала до 1972 года. Теоретические разработки ученых позволили им защитить диссертации по различным направлениям данной научной специальности, среди них - докторские диссертации В.В. Белиновича "Принципы и методы обучения двигательным действиям в процессе физического воспитания". Л., 1963, Г.В. Николайшвили "Общие основы физического воспитания учащихся". Тбилиси, 1963, Н.И. Пономарева "Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания". М., 1967, А.М. Шлемина "Исследование процессов формирования двигательных функций у детей и подростков (на материале гимнастики)". М., 1968, И.П. Ратова "Исследование спортивных движений и возможности управления изменениями их характеристик с использованием технических средств". М., 1972. Таким образом, с 1962 года происходит укрупнение специальностей научных работников и введение в научный оборот единых шифров, что в дальнейшем позволило повысить теоретический уровень диссертационных исследований и осуществлять подготовку специалистов по более емким специальностям. Приказом Министерства высшего и среднего специального образования от 23 августа 1972 года устанавливаются новые шифры и названия научных специальностей, специальность "Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки" обозначается шифром 13.00.04, который она имеет и по настоящее время, однако впоследствии содержание научной специальности корректируется. В 1988 году ГКНТ СССР вновь пересмотрел номенклатуру специальностей научных работников. Решением ГКНТ СССР специальность 13.00.04 дополняется довольно большим разделом, который развивался в рамках теории и практики физической культуры - это "Оздоровительная физическая культура". А специальность 13.00.04 получила более емкое название - "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры". С 1991 года основные вопросы создания и переутверждения научных специальностей перешли в ведение Министерства науки и технической политики Российской Федерации. После большой работы с научной общественностью, учебными заведениями и научными учреждениями в феврале 1995 года номенклатура специальностей научных работников была существенно пересмотрена. Однако специальность 13.00.04 - "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры" осталась без изменений. На наш взгляд, определенный интерес для специалистов в области физического воспитания и спорта могут иметь новые специальности, введенные в номенклатуру специальностей научных работников в 1995 году, - это 13.00.07 - "Теория и методика дошкольного образования и, учитывая, что в дошкольном возрасте основное внимание может быть уделено физическому развитию детей, 13.00.08 - "Теория и методика профессионального образования". Специальность, которая направлена на интенсификацию исследовательской работы по разработке теоретических и методических аспектов профессионального образования, в том числе исследование проблем подготовки высококвалифицированных специалистов (преподавателей и тренеров) в области физической культуры и спорта. Введение данной специальности в номенклатуру специальностей научных работников можно считать актуальным и своевременным, в связи с тем что до настоящего времени диссертаций по различным направлениям высшего профессионального образования защищалось примерно в 20 раз меньше, чем по проблемам общего среднего образования. Требуют дальнейшей научной проработки проблемы теории и методики преподавания в высших учебных заведениях различных типов, чему могут способствовать теоретические и прикладные разработки, осуществляемые в области специальности 13.00.08 - "Теория и методика профессионального образования". Следует отметить и то, что дорогу в науку себе пробивает новая комплексная специальность - "Валеология". На наш взгляд, специальность имеет право на существование только тогда, когда ее предмет обоснован и понятен специалистам не только специалистам в этой области, но и в смежных с данной специальностью областях и, конечно, предполагаем, пользователям теоретических и прикладных разработок. Предметом научных исследований по данной специальности, на наш взгляд, могут стать проблемы, связанные с изучением фундаментальных закономерностей сохранения и укрепления здоровья; исследование взаимодействия организма с окружающей средой и изучение влияния на него различных природных процессов, социальных, экономических и психологических факторов; разработка критериев оценки уровня здоровья, умственной и физической работоспособности лиц разного пола и возраста; систем сохранения и укрепления здоровья; средств и методов, направленных на повышение работоспособности и сохранение здоровья. Таким образом, анализ развития научных специальностей за период с 1934 по 1995 год по проблемам физической культуры и спорта позволил сделать вывод о том, что номенклатура специальностей научных работников постоянно совершенствуется, что способствует расширению исследова- тельского пространства отдельных отраслей науки и стимулирует количество и качество защит кандидатских и докторских диссертаций по основным направлениям педагогической науки, в том числе и по проблемам физического воспитания и спорта. Так, если с 1934 по 1952 год была защищена только 1 докторская диссертация, т.е. через 18 лет после введения ученых степеней в СССР, то в 1994 году только по одной специальности 13.00.04 - "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры" - 14 докторских и 31 кандидатская диссертации, а в 1995 году - соотвественно 17 и 45. Так что интерес к научной разработке проблем теории, методики и организации физкультурно-спортивной деятельности в России и за ее пределами постоянно повышается, расширяются проблематика научного поиска и исследовательское пространство научных специальностей, что может порождать создание новых научных направлений и специальностей. Литература 1. Бюллетень Комитета по высшему техническому образованию. 1934, № 1-12; 1938, №№ 1-12. 2. Бюллетень Министерства высшего образования СССР. 1958, № 1; 1969, № 2; 1972, № 8. 3. Бюллетень ВАК СССР. 1989, № 1-12. 4. Бюллетень ВАК России. 1995, № 4. 5. Гусев К.В. Кадры советской науки (к 50-летию советской системы аттестации научных и научно-педагогических кадров). - М.: Знание, 1982. - 82 с. 6. Загузов Н.И. Докторские диссертации по педагогике (1934-1994 гг.). - Москва - Краснодар: Изд-во КГУ, 1995. - 92 с. 7. Иванов А.Е. Ученые степени в Российской империи XVIII в. 1917. - М.: ИРИ РАН, 1994. - 198 с. Поступила в редакцию 02.04.96 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |