ПРОФЕС-
СОРСКИЕ ЧТЕНИЯ


Abstract

CONTROL OF TECHNICAL AND TACTICAL PREPARADENESS IN MOUNTAIN SKIING: PROBLEM AND SOLUTION

A.F. Lisovsky, professor

Chaikovsky state institute of physical culture, Chaikovsky

Key words: mountain skiing, technical and tactical preparadeness, structure, technical manners, classification, evaluation, accuracy, standard route of skiing.

The aim of this lecture was to analyse the problem of the technical and tactical preparadeness control in mountain skiers.

The concept of mountain skiing technique is formulated as a system of a person's motor actions on the special apparatus (mountain skies) directed to the formation of outer powers for interactions with a help of the inner actions' technology and orientated to creation the minimum of the braking powers' work.

The classification of the technical manners in mountain skiing was elaborated as well as the parameters of the standard skiing routes for the evaluation of the mountain skiers' technical-tactical preparadeness.


КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В ГОРНОЛЫЖНОМ СПОРТЕ: ПРОБЛЕМА И РЕШЕНИЕ

Профессор А.Ф. Лисовский
Чайковский государственный институт физической культуры

Ключевые слова: горнолыжный спорт, технико-тактическая подготовленность, структура, технические приемы, классификация, оценка, точность, стандартная трасса.

С позиции теории управления техническая и тактическая подготовка (ТТП) является подсистемой в общей системе подготовки спортсменов. Для оценки ее уровня на разных этапах тренировочного процесса необходимо знать параметры подсистемы, подлежащие оцениванию. В свою очередь, это предполагает изучение структуры подсистемы и характера ее взаимодействия с другими подсистемами, в нашем случае - с подсистемами двигательной, функциональной, психологической и т.д. Если известны только выходные параметры подсистемы при внешних воздействиях ("черный ящик"), то можно рассчитывать на частичную осведомленность об особенностях ее функционирования. При знании структуры самой подсистемы ТТП, ее подсистем второго и других порядков, их взаимодействия ("белый ящик") появляется возможность целенаправленного их улучшения и совершенствования. Если все эти вопросы решены, то проблемы нет, если они хотя бы частично не решены, то проблема есть.

Рассмотрим, как обстоит дело с означенной проблемой в горнолыжном спорте.

Первые в СССР работы с описаниями технических приемов горнолыжного спорта (в то время - слалома) подготовлены А.А. Жемчужниковым (1927), Д.Д. Донским (1936), И.А. Череповым (1940). Впервые классификацию поворотов на лыжах по признаку взаимного положения лыж предложил В.Э. Мауэр (1946). Эта классификация используется в горнолыжном спорте до сих пор. Вопросами классификации приемов занимались далее Д.Е. Ростовцев (1959, 1963), В.Б. Мельников (1971), Л.П. Ремизов (1978, 1979), С.Ф. Николенко (1975, 1980), Ю.А. Адамов, К.Ю. Данилов, В.И. Жуков (1986). Неоднократ но делались попытки экспериментального определения параметров технических приемов в горнолыжном спорте (Г.П. Богданов, 1952; Л.П. Ремизов, 1972; А. Цветков, Д. Демчев, 1978; В. Хеллебрандт, 1980; Б.В. Миненков, Т.Б. Миненкова, С.Ф. Николенко, 1983; Г.Г. Ощепков, 1979, 1980). Предложены показатели технического мастерства спортсменов -горнолыжников (Г.А. Петросян, 1969; В.Б. Мельников, 1971; В.К. Плотников, 1984; Ю.В. Аверин, Е.А. Грозин, В.М. Карлышев, 1986). Вопросы тактической подготовленности изучены гораздо слабее. Л.Ф. Егупов (1952) изучал особенности запоминания спортсменами трасс слалома, Л.П. Ремизов (1972) с использованием математических методов решал задачи оптимальной тактики спусков на лыжах.

Однако, несмотря на наличие определенного числа работ в литературе теоретического и экспериментального характера, их практическая реализация в практике горнолыжного спорта очень слаба. Вопросы структуры специальных двигательных действий горнолыжников в подавляющем большинстве случаев решаются эмпирически, на уровне описаний. В то же время практически все авторы учебников и учебных пособий говорят о большом значении технической и тактической подготовки в горнолыжном спорте. Это мнение подтверждается и расположением соответствующих материалов: во всех изданиях они на первом месте.

Из сказанного следует констатировать, что теоретические разработки в области горнолыжного спорта пока не дают ясной картины структуры ТТП, а практические их аспекты не реализованы в виде системы оценок ее уровня. Поэтому и проблема контроля технической и тактической подготовленности в горнолыжном спорте - налицо и ее решение может способствовать повышению мастерства спортсменов-гор нолыжников России.

Решение проблемы невозможно без определения самих понятий техники и тактики горнолыжного спорта. В основу формулировки техники нами положены два системообразующих фактора. Первый: управление спуском на лыжах происходит за счет формирования необходимых по величине и направлению внешних сил по отношению к системе "лыжник - лыжи", действие которых и обеспечивает нужные траектории, скорости и ускорения системы.

Однако цель двигательных действий горнолыжника по управлению спуском как второй системооб разующий фактор (П.К. Анохин, 1975) может быть совершенно различной.

Для горнолыжников-спортсменов целевой функцией управления следует считать максимальную в данных условиях с учетом подготовленности горнолыжника скорость спуска за счет создания минимума работы внешних тормозящих сил. В основе такой деятельности лежит осознание "личностного смысла" достижения спортивного результата (А.Н. Леонтьев, 1975). Совсем другую цель преследуют люди, катающиеся на горных лыжах для отдыха, физического и психического совершенствования, олицетворяющие собой массовый горнолыжный спорт. Для них целью специфической деятельности является управление спуском на лыжах с регулированием скорости спуска в пределах, соответствующих уровню владения техническими приемами. Мотивация такой деятельности значительно отличается от мотивации спортсменов.

Наконец, для тренеров и инструкторов горнолыжного спорта, проводящих тренировку и обучение горнолыжников, цель деятельности состоит в формировании собственных специфических действий на лыжах по принципу наибольшей наглядности для обучаемых.

Исходя из мотивов спортивной деятельности, направленной на достижение высоких результатов, формулировку техники горнолыжников-спортсменов можно представить в следующем виде: "Техника горнолыжного спорта - это система специфических двигательных действий человека на специальном снаряде (горные лыжи), направленная на формирование внешних сил взаимодействия путем технологии внутренних действий и имеющая целью создание минимума работы тормозящих сил". Технология внутренних действий (по В.Б. Коренбергу, 1996) предусматривает формирование комплекса внутренних сил (мышечных тяг), которые за счет взаимного перемещения частей системы "лыжник - лыжи" создают условия для возникновения и изменения необходимых по величине и направлению внешних сил.

Такие формулировки позволяют рассматривать и систематизировать специфические приемы горнолыжного спорта с определенных, научно обоснованных позиций. Действительно, коль скоро в основе управления спуском лежат механизмы взаимодействия систем "лыжник - лыжи" и "окружающая среда", то структура ТТП определяется именно этими особенностями. В таком случае классификация технических приемов горнолыжного спорта может быть представлена в следующем виде (табл. 1).

Таблица 1. Классификация технических приемов горнолыжного спорта

Виды приемов Условия взаимодействия с опорой Конкретная реализация
Прямые спуски Реакция опоры постоянна Спуски по гладкому склону (прямо, наискось)
Реакция опоры непостоянна Спуски по неровному склону
Повороты Перестановка лыж Повороты переступанием, выход "с конька"
Вход в поворот постановкой лыжи
(лыж) под уклон к движению
Повороты "плугом", "полуплугом", "ножницами", на параллельных лыжах
Вход в поворот за счет инерции массы туловища Поворот "от склона", "авальман", поворот "сваливанием"
Вход в поворот за счет асимметрической загрузки закантованной лыжи Разные повороты
Торможения Разворот лыж под углом к движению Торможение "плугом", глиссирование
Использование силы тяжести Продолжение поворотов в гору
Использование силы сопротивления воздуха Изменение стойки лыжника

На этой же основе должна базироваться и система оценок ТТП горнолыжников. Однако этому мешают трудности в определении величин и моментов взаимодействия лыж со снежной поверхностью.

Регистрация их представляет собой очень сложную задачу (Д.Л. Местер, Г. Бруггман и др., 1995) и трудновыполнима в практике горнолыжного спорта из-за нестабильности условий спуска и сложной аппаратуры. Поэтому остается изучать кинематические и временные характеристики движения, что и делается большинством ученых и тренеров.

Нами произведен анализ действий горнолыжников на основе необходимости формирования внутренних сил системы для обеспечения нужных внешних сил. В результате разработаны оценки технической подготовленности горнолыжников, учитывающие многоуровневую систему специфических действий горнолыжников.

Мы рассматривали не одиночные повороты на лыжах, а серию сопряженных поворотов - систему как совокупность подсистем первого уровня. Это "скольжение по дуге" и "сопряжение поворотов". Выделение подсистем не является произвольным, а основано на принципах теории деятельности (В.А. Демин, 1975, В.В. Давыдов, 1965), в соответствии с которой деление приемов специфической деятельности спортсменов определяется целью, преследуемой в конкретный момент. В нашем случае цель горнолыжника в первой подсистеме деятельности - скольжение по дуге поворота с обходом флагов. К концу поворота цель спортсмена меняется - необходимо совершать действия для формирования другой траектории движения. Именно качество выполнения этих действий в виде двух подсистем с разными целями деятельности и должно оцениваться у горнолыжника в первую очередь. Далее наступает очередь оценки подсистем второго, третьего порядков и т.д. в соответствии со своими целями специфической деятельности.

Тактическая подготовленность в горнолыжном спорте рассматривается нами как специальное свойство, носящее психологический характер. Критерием тактических действий при спуске на лыжах является их цель. С позиций теории деятельности каждый элемент таких действий должен рассматри ваться как целевая функция. Для горнолыжника -спортсмена целью тактических действий является минимальное время спуска, при котором решаются тактические задачи выбора оптимальной траектории движения. Если рассматривать их как систему тактических действий, то подсистемами будут тактические вопросы выбора вариантов технических приемов и последовательности используемых элементов техники. Такой выбор, несмотря на наличие доведенных до автоматизма наборов элементов и приемов технических действий, затруднен вследствие дефицита времени при больших скоростях спусков. Поэтому в горнолыжном спорте предусмотрен просмотр трасс перед стартом. Составление спортсменами тактического плана будущего спуска представляет собой реакцию антиципации высших уровней (Е.Н. Сурков, 1986). Таким образом, горнолыжники проходят трассу сначала мысленно, а затем в действительности в виде двух стадий: "установочной" и "реализационной", однако тактические задачи принципиально не меняются.

Кроме того, тактические действия включают и поведение спортсмена при просмотре трассы, перед стартом, в промежутках между попытками в виде поведенческого комплекса (В.А. Демин, 1975; Р.А. Пилоян, Ю.А. Шахмурадов, 1997).

Исходя из вышесказанного можно следующим образом сформулировать понятие тактики горнолыжников: "Тактика в горнолыжном спорте - это реализация конкретных двигательных действий по формированию оптимальной траектории спуска с учетом особенностей трасс и подготовленности спортсмена с целью достижения наибольшей скорости спуска. Она сводится к выбору и выполнению в определенной последовательности отдельных технических элементов в структуре приема, отдельных приемов в структуре спуска или отдельных поведенческих комплексов в структуре соревнования для достижения минимального времени спуска".

Из сформулированных нами определений следует, что техническая и тактическая подготовленность горнолыжника представляет собой единый комплекс и разделение ее на виды подготовленности является искусственным приемом. Это мнение подтвердилось в дальнейшей работе при практических оценках ТТП спортсменов.

Практическая реализация разработанной нами методики оценки ТТП основывалась на методе экспертных оценок, который широко используется в видах спорта с качественной оценкой результатов (Ю.И. Смирнов, И.Н. Шарабарова, О.А. Дудкина, 1978). Для экспертов была разработана инструкция с рекомендациями, в которых реализован принцип многоступенчатого построения технической и тактической подготовленности горнолыжников. Оценки давались по 10-балльной шкале. Обработка результатов экспертизы проводилась в соответствии с методами квалиметрии: рассчитывались коэффициенты конкордации (согласованность мнений экспертов) и коэффициенты корреляции (надежность мнений). ТТП оценивалась на тренировочных сборах и соревнованиях горнолыжников, в зависимости от характера задач оценивания использовалась глубина экспертизы по ступеням ее построения.

Первые же измерения, связанные с оценками ТТП большого количества горнолыжников на соревнованиях по заказам Госкомспорта России, выявили две трудности. Первая состояла в трудоемкости процедуры оценивания в условиях соревнований. Поэтому была разработана комплексная методика, состоящая в экспертных оценках только призеров соревнований и пересчете результатов хронометража отрезков трассы в оценки ТТП для остальных участников. Это значительно упростило экспертизу, оценки рассчитывались по следующей формуле в баллах:

Oi=ti · O1/t1

где: О1 и Оi - оценки ТТП победителя и любого участника соревнований, t1 и ti - время спуска на отрезке трассы или среднее время на нескольких отрезках соответственно победителя и любого участника.

Вторая трудность состояла в определении точности выставляемых оценок как точности измерений. Погрешность экспертизы ("Пэ") находилась по полуразмаху мнений экспертов следующим образом:

Пэ= (Эср. - Эmax)

где: Эср. - средняя арифметическая из всех оценок экспертизы; Эmax - оценка с наименьшим или наибольшим отклонением от Эср; n - число экспертов. При неудовлетворительной точности групповых оценок использовалась многоступенчатая экспертиза (метод Делфы). Такая методика позволяет оценивать уровень ТТП горнолыжников с требуемой точностью. Для практических целей считалась достаточной точность экспертизы до 0,5 балла.

Такие методики оценок ТТП использовались нами в практической работе со сборной командой СССР в 1982-1988 гг., при обследовании участников VIII-X зимних Спартакиад народов РСФСР 1985, 1989, 1993 гг., юных спортсменов на соревнованиях "Олимпийское движение России" 1985-1987 гг., летнего Чемпионата и летних первенств РСФСР по гор

нолыжному спорту 1988-1991 гг., этапах Кубка России 1993, 1994 гг., в учебно-тренировочном процессе студентов специализации "горнолыжный спорт" ЧГИФКа.

Одновременно проводился поиск методик количественных оценок ТТП горнолыжников.

Мы обратили внимание на способ оценок мастерства горнолыжников (Г.А. Петросян, 1969), который в дальнейшем был представлен как метод "тестовых" трасс Л.П. Ремизовым (1981), Л.И. Ореховым, П.А. Дельвером (1983). Однако каких-либо количественных результатов не имеется и, самое главное, неизвестно, отвечают ли они метрологическим требованиям как средство тестирования спортсменов.

Мы провели некоторую модернизацию параметров трасс (табл. 2), которые в дальнейшем применялись как стандартные.

Таблица 2. Параметры стандартных трасс

Наименование трасс Расстояние от старта до финиша, м Количество ворот Смещение от оси склона, м Количество ворот Смещение поперек Количество ворот
Слалом "Змейка" (ЗМ) 8 11 4,5 - - -
Слалом "Виражи" (ВИ) 8 2 6,5 9 1,5 9
Слалом "Аритмичная" (АР) 8 2 5,0 8 8,0 4
Слалом-гигант
(ГИ)
10
20
1
1
20
-
5
-
3,0
-
4
-
Супер-гигант
(СУ-1)
15
30
1
1
30
-
4
-
4,0
-
4
-
Супер-гигант
(СУ-2)
20
40
1
1
40
-
4
-
5,0
-
4
-
Серия бугров (СБ) 8 2 5,0 10 - -

Стандартные трассы использовались для оценок ТТП студентов, которые давались по величинам коэффициента технического и тактического мастерства (КТТМ), рассчитываемого по формуле:

КТТМ=tтр./tср.пр.,

где: tтр. - лучшее время спуска спортсмена по трассе (из двух попыток); tср.пр. - среднее время прямого спуска всех участников рядом с трассой. Для снижения погрешностей методики за счет нестандартного трогания лыж с места участники тестирования проходили стартовые ворота с разгона. До первых ворот после старта им не разрешалось делать ускорений за счет действий лыжами или палками.

При использовании трасс возникла потребность в определении взаимосвязей результатов спусков на трассах. Проведенный корреляционный анализ дал следующие результаты (показаны только части коэффициентов корреляции после запятой):

Корреляция результатов спусков по стандартным трассам

ВИ 420
АР 564 420
ГИ 369 0 369
СУ-1 551 0 549 491
СУ-2 0 0 0 0 362
ЗМ ВИ АР ГИ СУ-1

По данным корреляционного анализа результаты на трассах "Виражи", "Гигант", "Супер-гигант 2" следует считать независимыми.

Проведенная проверка методик на аутентичность показала, что наибольшую информативность имеют данные по трассе "Аритмичная" (0,90), у нее же оказалась и наибольшая надежность (0,96), у остальных трасс все показатели ниже. Из этого следует, что аутентичность этих методик оценки ТТП горнолыжников может оцениваться как приемлемая и хорошая (В.М. Зациорский, 1979), что дает основание для их использования в горнолыжном спорте. Однако следует обратить особое внимание на точность расстановки ворот и тщательно контролировать состояние снежного покрова. Например, недопустимо использовать метод стандартных трасс при свежевыпавшем снеге.

Можно предполагать, что в будущем соревнования по горнолыжному спорту (слалому) будут проходить в закрытом помещении с искусственным снегом. В этом случае стандартные трассы могут использоваться как основная дистанция спусков, на которой появится возможность регистрации рекордов.

Таким образом, проблема, поставленная нами в начале лекции, решена на уровне, доступном в настоящее время для горнолыжного спорта. Разработанный нами комплексный метод оценок ТТП горнолыжников доступен для тренеров и может использоваться в любых условиях тренировок и соревнований.

Мы считаем, что на крупнейших соревнованиях России необходимо ввести обязательную экспертизу ТТП всех участников. Для этого следует сформировать постоянные экспертные группы, в которые должны входить тренеры сборных команд России. Их мнение при коллективных оценках должно иметь решающее значение. Полученные на соревнованиях оценки ТТП будут модельными для последующего оценивания уровня подготовленности юных спортсменов на местах - в ДЮСШ, СДЮШОР. Таким образом можно создать экспертную систему, которая, несомненно, будет способствовать повышению уровня технической и тактической подготовленности горнолыжников России.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: