II ФЕСТИВАЛЬ УЧАЩИХСЯ, СТУДЕНТОВ, АСПИРАНТОВ, ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ВЕДУЩИХ ПРОФЕССОРОВ АКАДЕМИЙ, ИНСТИТУТОВ, КОЛЛЕДЖЕЙ И ТЕХНИКУМОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

Ректор Московской государственной академии физической культуры, доктор педагогических наук, профессор С.Г. Сейранов

Фестиваль, который замышлялся его инициаторами, в первую очередь профессором В.В. Громыко и начальником Управления физвоспитания населения Госкомите та РФ по физической культуре и туризму В.И. Борисовым как праздник науки, спорта, культуры, молодости и опыта, в этом году справил свою вторую годовщину.

Сегодня уже можно с большой степенью уверенности утверждать, что данный фестиваль является единственным комплексным мероприятием, которое, как лакмусовая бумажка, позволяет выявить уровень и качество организации учебной, научной, методической и физкультурно-спортивной работы в учебных заведениях физической культуры. То есть позволяет в определенной степени подвести итоги работы учебных заведений по основным направлениям их деятельности и наметить пути и приоритеты по этим направлениям на будущее. Немаловажно заметить к тому же, что этот год был объявлен годом студенческого спорта.

Программа фестиваля предусматривала его проведение в два этапа. Первый этап - предварительные (отборочные) соревнования и конкурсы - проводился непосредственно в вузах и ссузах. Так, например, в соревнованиях по физической подготовленности "Физическое совершенство", программа которых не претерпела изменений с предыдущего фестиваля (см. ТиПФК, 1996, № 12), приняли участие до 90 процентов учащихся и студентов учебных заведений физической культуры. Следует отметить, что в этом виде программы при подведении командных результатов учитывались результаты предварительного этапа.

Второй этап - финальные соревнования, которые проводились на базе Московской государственной академии физической культуры с 19 по 24 мая 1997 года по 16 видам (номинациям) программы.

Всего в финальных соревнованиях и конкурсах фестиваля приняли участие около 300 участников из 9 академий и институтов и 5 колледжей и техникумов физической культуры.

К сожалению, в связи с финансовыми проблемами и отсутстви ем средств на командирование участников ряд учебных заведений не принял участия в финальных мероприятиях фестиваля, а некоторые учебные заведения смогли выступить не по полной программе, а лишь в отдельных номинациях.

Не хотелось бы приводить технические результаты фестиваля, так как эту информацию читатель сможет почерпнуть из протоколов, но на некоторых моментах все-таки следует остановиться подробнее.

Так, по сравнению с первым фестивалем программа была значительно дополнена. Во-первых, среди участников фестиваля появились учащиеся специальных учебных заведений физической культуры - колледжей и техникумов. Таким образом, соблюдается определенная преемственность в подготовке кадров, появляется возможность более тесного творческого, научного, учебно-методического и спортивного общения между преподавателями, студентами и учащимися высших и средних специальных учебных заведений нашей отрасли.

Учащиеся техникумов и колледжей так же, как и студенты вузов, принимали участие в соревнованиях по физической подготовленности "Физическое совершенство" и в соревнованиях по овладению общим курсом практических дисциплин "Преодоление полосы профессиональных препятствий". Кроме того, в программе соревнований среди учащихся ссузов были такие набирающие сейчас популярность виды спорта, как стритбол, пляжный волейбол и мини-футбол.

Во-вторых, по сравнению с прошлым годом в программе фестиваля появились новые конкурсы для студентов вузов.

Так, студенты делали сообщения по персоналиям на тему: "Мой идеал в спорте". В качестве персоналии мог быть представлен спортсмен, тренер, учитель физкультуры, любой иной работник сферы физической культуры и спорта. В докладах находили отражение спортивная жизнь, личностные качества, круг интересов, случаи из жизни выбранных персонажей, а также то, в чем автор стремится быть похожим на свой идеал.

Очень интересной инновацией оказался конкурс по владению иностранными языками - "В ногу со временем". Оценка результатов конкурса производилась по сумме двух этапов - рекламному докладу на тему: "Моя профессия" или "Мой вуз" и параллельному переводу с иностранного на русский язык доклада другого участника конкурса.

В конструктивных, творческих дискуссиях прошли профессорские чтения "Профессорская мантия", научно-практическая конференция аспирантов "Это только начало". Были интересные научные и учебно-методические работы профессорско-преподавательского состава вузов и ссузов, представленные на конкурсе "Через тернии к звездам". Однако в целом этот конкурс показал, что в средних специальных учебных заведениях слабо проводится работа по изданию учебно-методических пособий и разработок. По-видимому, есть и какие-то иные причины этого спада, кроме ставшего уже традиционным отсутствия средств на издательскую деятельность.

Захватывающим и эмоциональным был конкурс показательных спортивных выступлений, номеров художественной самодеятельности "Спортивный хит-парад".

В рамках фестиваля проводился спортивный праздник для детей и подростков Люберецкого района Московской области по программе "Спорт для всех" по 48 видам спортивных конкурсов и мини-соревнований, в которых приняли участие более двух тысяч участников. Все они были награждены свидетельствами и сладкими призами.

Мероприятия фестиваля проводились на стадионе, спортивных площадках, в спортивных залах и аудиториях МГАФКа. Их посетили более 6 тысяч зрителей, большинство из которых составляли дети и подростки школьного возраста.

На фестивале состоялась презентация современной аппаратуры, аналогов которой нет в учебных заведениях России. Это проекционное оборудование позволяет проецировать на большой демонстрационный экран любое изображение с монитора персонально го компьютера, видеомагнитофона или видеокамеры; сканировать и выводить на экран любое изображение или текст с обычного листа бумаги. Возможности данного комплекса намного шире, чем чисто демонстрационные. Так, например, можно сохранять на жестком диске компьютера видеоизображение целых фильмов, проводить различную их обработку с последующей демонстрацией в нужном для показа виде. Управление всем комплексом может осуществляться лектором с помощью лазерной указки, направляемой на демонстра ционный экран и служащей в данном случае аналогом компьютерной "мышки".

Эта аппаратура использовалась при проведении различных конкурсов на фестивале, а в дальнейшем, безусловно, позволит вывести учебный процесс на новый, более высокий, уровень.

В целом фестиваль прошел на высоком организационном, научно-методическом и спортивном уровне. Наилучшую подготовлен ность по всей программе фестиваля продемонстрировали делегации МГАФКа, РГАФКа и Брянского колледжа физической культуры.

Руководители всех делегаций отметили целесообразность проведения подобных фестивалей ежегодно на базе МГАФКа с внесением определенных изменений в программу с учетом развития физической культуры и спорта и совершенствования физкультурного образования в России.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!