Abstract PROPHYLAXIS OF WRIST JOINTS DISORDER IN CHILDREN UNDER SCHOOL AGE, SUFFERING FROM DIABETES MELLITUS A.N. Shafranskaya, post graduate Supervisor - T.I. Sulimtsev, lecturer Moscow state academy of physical culture, Malakhovka Key words: diabetus mellitus, after-effects, limitations of joints mobility, prophylaxis, specially orientated physical exercises, massage, outdoor games. The aim of the study was to reveal the opportunities of the prophylaxis of the wrist joints disorders in preschool aged children, suffering from diabetes mellitus (DM). 12 boys and 11 girls 5-6 years of age suffering from DM during 2-5 years (experimental group) and 17 boys and 15 girls of the same age (control group) acted as subjects. The specially orientated physical exercises (40%) and the outdoor games (60%) used as the means of improving the functional state of the wrist's fine joints. The approving of the offered methodies had reveald it positive infliances in 86% of cases.
|
ПРОФИЛАКТИКА ТУГОПОДВИЖНОСТИ СУСТАВОВ КИСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ, СТРАДАЮЩИХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ А.Н.
Шафранская, аспирантка Ключевые слова: сахарный диабет, осложнения, ограничение подвижности в суставах, профилактика, специально направленные физические упражнения. Сахарный диабет (СД) - одно из наиболее распространенных эндокринных заболеваний, при котором снижается способность организма усваивать углеводы. По данным ВОЗ, им страдают около 3% населения земного шара, до 8% составляют дети. Число страдающих этой болезнью во всем мире неуклонно возрастает, особенно среди подрастающего поколения. Вопрос о полном излечении СД до конца не выяснен. Основными задачами физической реабилитации являются продление жизни и трудоспособности данных больных за счет сдерживания развития самой болезни и ее осложнений. Тяжесть течения СД определяется не только уровнем инсулиновой недостаточности, но и степенью поражения ЦНС, сосудов и внутренних органов. Доказана связь хронической гипергликемии с развитием осложнений СД (ангиопатией, ретинопатией, нефропатией, полинейропатией, ограничением подвижности суставов и др.), которые как утяжеляют само заболевание, так и определяют его дальнейший прогноз. Гипергликемия способствует повышенному синтезу гликозили рованного гемоглобина НВА1, содержание которого в эритроцитах больных сахарным диабетом на 30% выше, чем у здоровых людей. Гликозилированный гемоглобин НВА1 обладает повышенным сродством к кислороду, что ведет к хронической гипоксии тканей, в том числе и сосудистой стенки. Гипоксия стенок сосудов приводит к гибели капилляров и к пролиферации их новообразованных и слабофункциональных форм. Таким образом, в генезе осложнений СД лежат специфические сосудистые поражения - диабетические микроангиопатии. Преимущественное поражение при СД дистальных отделов магистральных артерий, а также межмышечных и мелких коллатеральных артерий конечностей препятствует развитию коллатерального кровообращения. Обменные нарушения, возникающие при недостаточной компенсации СД, оказывают патологическое влияние на периферические нервы, как непосредственно, так и через усиление развития микроанги опатий, и дистальных артериопатий конечностей, что влечет за собой ухудшение трофики. Частые кетоацидотические и гипогликемические комы снижают кровоснабжение периферических нервов и способствуют развитию дегенерации нервных стволов. Одним из осложнений является ограничение подвижности суставов (ОПС), которое определяется как уменьшение возможности движений в малых (чаще) и больших суставах. Эти изменения обычно манифестируют в виде безболезненных симметричных контрактур, поражающих в первую очередь проксимальные межфаланговые суставы с последующим вовлечением других, особенно пальцев, кисти и шейного отдела позвоночника. Данное осложнение является распространенным и со временем обнаруживается практически у всех больных. Это значимо для детей 5-6 лет, поскольку в этом возрасте интенсивно развивается проприорецептивная чувствительность, косвенно определяющая степень функционального созревания ЦНС. Развитие сенсомоторных функций происходит успешнее, если в процесс включается предметная деятельность. Известно, что рука, и особенно кисть, является в значительной степени продуктом социально-бы товой дифференцировки. Рука служит одним из важнейших звеньев восприятия предметного мира и воздействия на него. И если в 5-6 лет не начать профилактику ОПС, то в дальнейшем оно приводит к стойким контракту рам, а следовательно, к потере трудоспособности и инвалидизации. Вышеназванное еще раз подтверждает важность профилактики начинающегося ОПС средствами физической реабилитации. Вопрос реабилитации ОПС практически не разработан. В доступной нам литературе удалось найти данные по курсовому лечению ОПС аденолом (водорастворимой формой аспирина) и применению лазеропунктуры на область поражения, рекомендаций со стороны физической реабилитации нами не найдено. Целью исследования явилось выявление возможностей профилактики тугоподвижности суставов кисти у дошкольников, страдающих СД. Задачами исследования были следующие: 1) определение функционального состояния дистальных отделов рук; 2) разработка методики комплексной физической реабилитации для детей, имеющих ОПС; 3) апробация разработанной методики в практике ФОР. Для решения поставленных задач мы использовали такие методы исследования: анализ литературных данных и амбулаторных карт планографии, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение (динамометрия, миотонометрия, гониометрия), тестирование физической работоспособности (PWC170), статистическая обработка данных. В эксперименте принимали участие 55 человек: 12 мальчиков и 11 девочек 5-6-летнего возраста с давностью СД от 2 до 5 лет (экспериментальная группа) и 17 мальчиков и 15 девочек того же возраста, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе (контрольная группа). Для диагностики ОПС мы использовали методику Розенблюма, по которой больным предлагалось сложить ладонные поверхности кистей и пальцев на всем протяжении. При этом определялось, насколько плотно смыкаются суставные поверхности. Отпечаток ладонной поверхности документаль но фиксировался на бумаге. Определялось физическое развитие, которое оценивали как показатель длины тела ниже 10-й перцентили возрастной нормы. Средством совершенствования функционального состояния мелких суставов кисти явились специально направленные физические упражнения как с предметами, так и без них. 60% всей моторной плотности занятий составляли подвижные игры. Применялись как упражнения для мелких мышц рук, так и упражнения, предусматривающие одновременное вовлечение в движениях крупных мышц рук и плечевого пояса. При проведении занятий особое внимание уделялось обучению детей умению расслабить руки. Комплексы специальных физических упражнений для рук строились преимущественно в такой последовательности: 1) упражнения, направленные на развитие быстроты движений кисти и пальцев рук; 2) упражнения, направленные на развитие гибкости в локтевых, лучезапястных, пястнофаланговых и межфаланговых суставах; 3) упражнения, направленные на развитие силы и выносливости мышц предплечья; 4) упражнения, направленные на развитие гибкости в мелких суставах рук. Каждое занятие состояло из трех частей: разминки, задания на удержание определенного положения кистей рук и упражнений, основанных на переходе из одного положения кистей и пальцев рук в другое, игры. У детей с СД до начала занятия в течение 10-12 мин проводился сеанс предварительного массажа. Массируемые области: предплечье и кисть. 75-80% времени сеанса отводилось на такие приемы, как разминание, растирание и поглаживание. Занятия проводились 3 раза в неделю в течение 30-35 мин. Подвижные игры использовались с учетом состояния здоровья детей, степени компенсации сахарного диабета, возраста и физической подготовленности (PWC170). Нами подобрано и разработано 53 подвижных игры, которые по классификации (В.Л. Старковская, 1987) были разделены на 4 группы с учетом их психофизиологической нагрузки: I - игры с незначительной нагрузкой; II - с умеренной нагрузкой; III - с тонизирующей нагрузкой; IV - с тренирующей нагрузкой. Подвижные игры I-II групп использовались нами преимущественно с детьми с декомпенсацией СД, а также с детьми с компенсацией СД для снижения общефизиологической нагрузки на организм ребенка после проведенного занятия или после игры с большой эмоциональной насыщенностью. Игры III-IV групп использовались только с детьми с компенсаци ей СД. Величина нагрузки в игровом комплексе распределяется по "физиологической кривой". Краткая характеристика: Игры I группы: И.п. - сидя на стуле. Повторение игры 3-4 раза подряд. Амплитуда движений небольшая. В работу включаются мелкие и средние мышечные группы. Игры II группы: И.п. - сидя, стоя, в ходьбе. И.п. меняется чаще, чем при проведении игр I группы. Игру повторяют подряд 2-5 раз, смена нагрузки на разные мышечные группы. Амплитуда движений - средняя, развивают быстроту реакции, четкость выполнения и координацию движений в мелких и средних мышечных группах. Игры III группы: И.п. - стоя, в ходьбе, прерванный бег или бег в короткие интервалы времени при выполнении того или иного задания в игре. Повторение игры 2-5 раз. Амплитуда движений - средняя, допускается и большая. Развивает внимание, ловкость, точность, быстроту реакции, координацию в сложных движениях. Игры IV группы: И.п. - стоя, в ходьбе, от предыдущих отличается предъявлением значительных требований к органам дыхания, кровообращения, нервной системы. Выраженная эмоциональность, сопутствующая этим играм, также увеличивает общую нагрузку на организм. Среди обследованных детей с СД ОПС нами установлено у 86,9%. Большинство больных имели резкую степень ОПС кистей рук. ОПС было симметричным и варьировало от минимально выраженных до грубых изменений, нарушающих функциональные возможности пальцев, особенно при выполнении работы, требующей высокой дифференцировки или тонких манипуляций (игра с теннисными мячами, письмо, лепка, завязывание узелков). Частота обнаружения осложнений СД при анализе амбулаторных карт оказалась следующей: нефропатия (микроальбумипурия) 7 (58,3%), 6 (54,5%) начальная ретинопатия 8 (67,7%), 7 (63,6%) задержка физического развития 6 (50%), 5 (45,4%) ОПС 11 (91,6%), 9 (81,8%). Анализ давности СД и ОПС выявил, что чем больше давность СД, тем чаще встречается ОПС и сильнее его действие на суставы кисти. В то же время ОПС выявлено у 100% детей с СД со среднесуточной гликемией выше 13 ммоль/л. Обнаруженная взаимосвязь осложнений с большей давностью заболевания и нерегулярным контролем подтверждается литературными данными (Antonio, 1989, Klein, 1992; Roe,1992; Costin, 1991). Нами выявлена определенная зависимость между отставанием физического развития и ОПС. При задержке роста вероятность обнаружения ОПС составляла 55,5% (мальч.), 66,7% (дев.), а ее отсутствие 8% (мальч.), 9% (дев.). Сравнением результатов теста PWC170 обнаружено снижение физической работоспособности в экспериментальной группе (ЭГ) в отличие от контрольной (КГ): в ЭГ = 7,9 ± 84 кгм мин/кг р<0,05 КГ = 9,7 ± 2,28 кгм мин/кг Различие между мальчиками и девочками по PWC170 недостоверно. Результаты первичного тестирования динамометрии показали, что в КГ в отличие от ЭГ показатели силы кисти достоверно выше (p<0,05). Анализ данных миотонометрии выявил повышение тонуса мышц - сгибателей кисти и снижение тонуса мышц - разгибателей кисти (р<0,05) в ЭГ по сравнению с КГ. Это мы связываем с проявлением метаболических нарушений. Результаты гониометрии достоверных различий не обнаружили (р<0,05). Повторное тестирование было проведено через 2 месяца занятий по разработанной нами программе. Сравнение данных динамометрии первичного и повторного тестирования в ЭГ выявило увеличение силы мышц кисти (р<0,05), показатели динамометрии выросли на 50-60% по сравнению с исходным. Анализ результатов миотонометрии первичного и повторного тестирования в ЭГ показал снижение тонуса мышц - сгибателей кисти (р<0,05) и повышение тонуса мышц - разгибателей кисти (р<0,05). Сравнение данных динамометрии и миотонометрии первичного и повторного тестирования в КГ не выявило различий между ними (р<0,05). Месячный прирост показателей силы кисти в контрольной группе составил 15-20%. Анализ результатов динамометрии и миотонометрии повторного тестирования в ЭГ и КГ не выявил достоверных различий между этими группами (р<0,05), т.е. налицо положительное влияние предложенной нами методики. Выводы 1. Выявлено достоверное снижение физической работоспособности у детей, страдающих сахарным диабетом, по сравнению со здоровыми детьми. 2. Необходимо дальнейшее изучение возможностей физической реабилитации и ее использование в процессе оздоровления данной группы больных. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|