|
ПРОФЕССОРСКАЯ МАНТИЯ В рамках II Фестиваля учащихся, студентов, аспирантов, преподавателей и ведущих профессоров академий, институтов, колледжей и техникумов физической культуры России состоялся и конкурс "Профессорская мантия". В ходе его с лекциями на избранную каждым участником тему выступили ведущие профессора различных вузов. В этом году в нем приняли участие представители 9 академий и институтов физической культуры России. Проблематика лекций была очень широка, примерно в равных долях отражая теоретические, педагогические, психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. Оценивая прошедший конкурс, прежде всего следует отметить актуальность тематики, высокий теоретический уровень, существенное образовательное и практическое значение большинства заслушанных лекций. Многие из них содержали новые данные и основывались не только на известной литературе, но и на собственном опыте и экспериментальных исследованиях. Это свидетельствует о том, что в наших учебных заведениях, несмотря на значительные экономические трудности, успешно ведутся серьезные исследования, что во многом обусловливает и высокий уровень учебного процесса. Честно говоря, жюри (а мне выпала честь быть его председателем) было нелегко определить победителей конкурса, поскольку на победу могли с полным правом претендовать многие из выступавших с лекциями специалистов. Поэтому в основу был положен комплекс критериев, характеризующих уровень лекций и мастерство лектора. Это: актуальность тематики, ее значимость для профессиональной подготовки специалистов и повышения их квалификации, теоретический уровень и новизна излагаемых данных, достоверность и использование результатов собственных (или коллектива) исследований, лекторское мастерство и умение владеть аудиторией, иллюстративный материал. С учетом сказанного и в соответствии с коллегиальным решением жюри (состоявшего из высококва лифицированных опытных профессоров разного профиля) лауреатом конкурса стал доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой МГАФКа Ю.В. Менхин, прочитавший лекцию "Дескриптивно-конструктивный подход в обеспечении результативности занятий физическими упражнения ми". Автором выдвинуто новое представление о двух типах схематизации явлений и процессов, в комплексе обусловливающих эффективность занятий физическими упражнениями, и о сравнительной значимости каждого из них. Значение предложенных конкретных схем убедительно показано на примерах практики обучения и тренировки в спортивной гимнастике. Лекция прекрасно иллюстрирована с помощью самой современной аппаратуры. Дипломантами конкурса стали: доктора педагогических наук, профессора В.Б. Коренберг (МГАФК) и С.В. Голомазов (РГАФК), доктор психологических наук, профессор С.-Петербургской ГАФК Н.Б. Стамбулова и доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой Волгоградской ГАФК С.И. Кучкин. Были также отмечены лекции доктора медицинских наук, зав. кафедрой Воронежского ГИФК Т.С. Соболевой, доктора педагогических наук, профессора РГАФК В.Я. Игнатьевой, доцента Чайковского ГИФК А. Ф. Лисовского и докторов психологических наук, профессоров А.И. Лукина (филиал Волгоградской ГАФК) и О.А. Сиротина (Уральская ГАФК). Лекция С.В. Голомазова была посвящена весьма интересной проблеме - тренировке точности двигательных действий. Основана она на материалах многолетних исследований автора, в результате которых получен ряд новых данных: установлена зависимость меткости от соответствия продолжительности действия конкретным временным промежуткам, генетическая обусловленность меткости, факторы, обусловливающие эффективность тренировки точности двигательных действий, соотношение точности со скоростью, силой, ловкостью и др. В.Б. Коренберг прочитал лекцию "Надежность решения спортивных двигательных задач". В основе изложенной концепции лежит представление о "деятельностном дуализме", согласно которому деятельность осуществляется в материальной реальности, но управление ею основано на мысленной модели этой реальности, т.е. на некотором целевом представлении о ней. Рассмотрено понятие о надежности как об интегративной вероятностной характеристике, о двигательных ошибках, о критических двигательных ситуациях, о факторах, влияющих на надежность в решении двигательных задач и путях ее повышения. Н.Б. Стамбулова в лекции "Кризисы спортивной карьеры" выделила несколько кризисных периодов, возникающих в процессе спортивной карьеры - от начала направленной тренировки до ее окончания. Каждый из этих периодов предъявляет к личности спортсмена новые специфические требования, а переход от ставшего уже привычным этапа подготовки к следующему связан с формированием новых ощущений, возникновением новых противоречий и трудностей, что требует определенных психолого-педа гогических и психогигиенических воздействий для предупреждения возможных в этих условиях конфликтов, срывов, перетренированности и других неблагоприятных изменений в здоровье, психике и спортивной работоспособности. Лекция основана как на теоретических, литературных данных, так и на анализе анкетного опроса квалифицированных спортсменов. Следует отметить высокое лекторское мастерство автора и ее умение владеть аудиторией. С.Н. Кучкин посвятил свою лекцию интересной и во многом новой проблеме биоуправления на основе биологических связей, что обеспечивает срочную информацию, самоконтроль и возможность саморегуляции функций при физических нагрузках, позволяет выявить степень соответствия сдвигов поставленным задачам. Представленные автором интересные результаты собственных экспериментальных исследований показали возможность биоуправления сердечным ритмом, легочной вентиляцией и другими функциональными параметрами, сравнения фактических величин с заданными и произвольного управления сдвигами в нужном направлении, что весьма важно для правильного подбора нагрузок и предупреждения переутомления. На примере пловцов сборной команды России было показано значение таких исследований для текущего регулирования тренировочных нагрузок. Намечены также пути технической реализации метода. Большое внимание аудитории привлекло сообщение Т.С. Соболевой , посвященное одной из наиболее актуальных проблем современного спорта - его влиянию на здоровье и репродуктивную функцию женского организма. Обширный литературный материал, наблюдения из практики и собственные данные, основанные на материалах недавно защищенной докторской диссертации, наряду с подтверждением известного положения о значении регулярной физической тренировки для развития и формирования женского организма показали определенную опасность нерациональной тренировки и занятий некоторыми видами спорта для здоровья девушек и женщин, в частности для их специфической, детородной, функции. И хотя в докладах имеются и дискуссионные вопросы, привлечение внимания действующих и будущих тренеров к проблеме весьма важно и своевременно, еще раз показывая недопустимость механического переноса методов спортивной тренировки мужчин на женский спорт и введения новых для женщин видов спорта без достаточного предварительного научного обоснования, необходимость строго индивидуального подхода с учетом возраста и морфофункциональных особенностей, совершенствования системы и методов врачебно-педагогического контроля за женщинами-спорт сменками. Единодушно было отмечено высокое лекторское мастерство автора и отличное владение материалом. Лекции В.Я. Игнатьевой "Многолетняя подготовка гандболистов" и А.Ф. Лисовского "Контроль технической и тактической подготовленности в горнолыжном спорте: проблема и решение", основанные на фундаментальных динамических исследованиях непосредственно в условиях тренировок и соревнований, проведенные с помощью современных и достаточно информативных методов, вносят существенный вклад не только в теорию и методику спорта, но, что очень важно, и в научное обоснование и подготовку специалистов по конкретным видам спорта, в совершенствование учебного процесса. Лекции хорошо изложены и иллюстрированы. Лекция А.И. Лукина "Дифференциальная психофизиология спортивной деятельности" - это, по словам автора, фрагмент его занятий со студентами по рассматриваемой проблеме. В лекции была сделана попытка раскрыть основы так называемой акмеологии, которая понимается как учение о высших достижениях в любом виде деятельности, в данном случае в спорте. Тема особенно актуальна в связи с тем, что предмет этот уже введен в учебный план институтов физкультуры, хотя его содержание, теоретические и методические основы, взаимосвязь с другими предметами учебного плана еще нуждаются, на мой взгляд, в уточнении и серьезном обсуждении. Ведь вопросы, связанные с высшими спортивными достижениями, занимают немалое место почти во всех предметах, преподаваемых на тренерском факультете. Аналогичные трудности связаны с введением этого предмета и в вузах другого профиля (в частности, в медицинских), в чем я убедилась, участвуя в соответствующих обсуждениях. Видимо, прежде чем вводить новые предметы или специализации, полезно было бы обсудить это со специалис тами разного профиля, снять спорные и неясные вопросы. Впрочем, это относится и к формированию учебных планов в целом. С.А. Сиротин остановился на теоретических основах весьма важной для обучения, воспитания и тренировки проблемы индивидуализации. Подняты вопросы стабильности изменчивости индивидуальных особенностей спортсмена, обязательности учета их тренерами и педагогами для сохранения и развития личности спортсмена и достижения им высокого результата. В заключение хочется еще раз подчеркнуть несомненную целесообразность проведения подобных чтений, что способствует обмену опытом, взаимному ознакомлению с формами и методами преподавания и результатами научных исследований, а тем самым - дальнейшему совершенствованию учебного процесса. Активные поиски новых подходов к решению актуальных проблем физической культуры и спорта и форм их преподавания будут способствовать совершенствованию учебных планов в целом и отдельных дисциплин. Жюри считает целесообразным опубликовать заслушанные на конкурсе доклады, а по некоторым из них, возможно, и организовать дискуссию на страницах журнала "Теория и практика физической культуры". Первый вице-президент Федерации спортивной медицины, доктор медицинских наук, профессор Н.Д. Граевская На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |