Abstract DESCRIPTIVE Yu.V. Menkhin, professor Moscow state academy of physical culture, Malakhovka Key words: system approach, descriptive-constructive approach, interconnections of factors, pedagogical influences, specifical means, result determining factors. The purpose of this lecture was to analyse the content and the technology of descriptive-constructive approach using for ensuring the effectiveness of physical exercises in training processes of various types. Basing on the system approach, the author classifies the factors which can influence on the effectiveness of physical exercises in different events of sports activities. The next perspectives of the descriptive-constructive approach are substantiated: - in the scientific aspect it leads to the accumulation of knowledges, to the establishment of regularities, to the theoretical substantiations of the methodologies to use in physical education; - in the methodical aspect it leads to the scientifically substantiated organization on the effective methods and means for an athlete's training; - in the learning-educational aspect it ensures the formation of the basic knowledges and skills in the system of the interdisciplinary plan of specialists' on physical culture training.
|
ДЕСКРИПТИВНО-КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ Доктор педагогических наук,
профессор Ю.В. Менхин Ключевые слова: системный подход, дескриптивно-конструктивный подход, взаимосвязи факторов, педагогические воздействия, специфические средства, факторы результативности. Предлагаемая читателю работа строится на основе системного подхода, разработчиками и крупнейшими представителями которого в нашей области являются Н.А. Бернштейн, Д.Д. Донской, В.М. Дьячков, И.П. Ратов, Л.В. Чхаидзе, С.В. Дмитриев и др. Вместе с тем практически лишь Д.Д. Донской, И.П. Ратов и, к сожалению, не в полной мере реализовавшие свои возможности Ю.К. Гавердовский, Р.А. Пилоян и Н.Г. Сучилин использовали конструирование . Другие последователи названных корифеев отечественной (и мировой!) науки в физической культуре довольствовались дескриптивным, т.е. описательным методом. Чем они принципиально отличаются и к чему приводят? Для иллюстрации воспользуемся обобщающим примером, возможно, известным читателю 1. Все давно усвоили, что параллельные линии не пересекаются, а значит, практически не влияют друг на друга. Это в простом, дескриптивном, варианте. В конструктивном же варианте, если они имеют общий конструктивный элемент (например, в виде перпендикуляра), параллельные линии пересекаются и все вместе образуют конструкцию, каждый элемент которой влияет на другой и на всю систему в целом. В физическом воспитании примером дескриптивного и конструктивного подходов в анализе и построении систем педагогических воздействий может служить вопрос о гибкости . Согласно концепции Н.А. Бернштейна "гибкость (или меру взаимной подвижности двух звеньев кинематической цепи) определяет число степенной свободы подвижности и деформируемости... Степени свободы подвижности характеризуют собой не размах или количественную меру (выделено мною. - Ю.М.) подвижности (например, сгибаемости на большее или меньшее число градусов в сочленении), а качественную меру многообразия направлений и форм этой подвижности "2. Данное, в принципе справедливое, положение тем не менее оказывается типично дескриптивным , поскольку учитывает лишь внешнюю картину, оставляя без внимания факторы, которые предопреде ляют возможный результат движения. Между тем при конструктивном подходе степень свободы движения в любом направлении сопряжена с протяженностью этого движения, которая, в свою очередь, предопределена взаимодействием силы мышц, осуществляющих движение, и силы, растянутости, упругости и эластичности мышц, препятствующих движению в суставе. Таким образом в конструктивном варианте понятие "степень свободы" (определяющее, по Н.А. Бернштейну, качество "гибкость") описывается не одним, а минимум тремя параметрами: направлением, протяженностью и соотношением свободности и затрудненности движения. Плюс ко всему подвижность в суставе живого человека во многом зависит от умения управлять движением за счет точного напряжения одних мышц и расслабления других, согласования движений в разных суставах одной конечности (Ю.К. Гавердовский, Камун Абдельвахаб, 1982) при достижении предельных значений подвижности и наибольшей эффективности движения, что часто требует высокой точности движения, подавления боязни риска, преодоления болевых ощущений и т.п. Значит, построение системы развития гибкости должно учитывать все факторы и их взаимосвязи. Другой пример. В подготовке спортсменов практически всех специализаций широко применяются силовые упражнения. Используют их и бегуны. В результате увеличения силы ног удлиняются беговые шаги, и в "гладком беге" это может привести к улучшению результата. Здесь, подчеркнем, лишь возможность, но отнюдь не обязательность этого улучшения. Известно много случаев ухудшения результата в беге после объемных силовых тренировок. Последнее неудивительно, поскольку, как правило, увеличение силы сопряжено с ростом мышечной массы, а значит, и ее инерциальности. В свою очередь, это приводит к необходимости повышения уровня активности силы, потребной на разгон, торможение и новый разгон возросшей мышечной массы, в целостной структуре бегового шага. Круг замыкается. Но, допустим, в гладком беге все обошлось благополучно и увеличение силы ног привело к повышению скорости бега. А что происходит у барьериста в беге на 110 м? Межбарьерные отрезки дистанции ограничены 9,15 м, высота барьеров - 106 см; преодолевать отрезки бегун должен в три шага, длины которых соотносятся между собой довольно жестко: атаковать барьер с 1,5 м неудобно, с 2-м - далеко, надо с 1,8 м; траектория полета над барьером предопределена высотой барьера, расстоянием и углом его атаки - не выше, не ниже. Не может бегун увеличить длину шагов и в стартовом разбеге, ибо он тоже ограничен 13,72 м. Если здесь увеличить длину шагов, придется атаковать первый барьер не с удобного расстояния или "не со своей - удобной - ноги". Значит, здесь длину шагов менять нельзя, значит, здесь увеличение силы ног бегуна бессмыслен но. А улучшение результата в беге барьериста должно осуществляться за счет увеличения быстроты шаговых действий и темпа движений. Однако они связаны с другими биомеханическими факторами, осуществляются другими физиологическими механизмами и требуют совершенно иных педагогических средств и методов их применения, а в целом - иной системы подготовки. О том, что в подготовке спортсмена необходим именно конструктивный подход, свидетельствуют работы Ю. Дравниенка - в велоспорте, А. Карпушкина - в лыжном спорте. Т.А. Абсалямова - в плавании. Достаточно убедительна в этом отношении и диссертационная работа О.А. Майковой, которая показала, что подбор и методика использования средств подготовки и управление тренировочными нагрузками в гимнастике теснейшим образом связаны с типологическими особенностями нервной системы спортсменов. Такого же рода доказательства представляет и выполненная совместно с Е.А. Крапивиной работа, показывающая, что при формировании сложных навыков опорных и безопорных вращений в художественной гимнастике несравненно лучший результат достигается в случае, если подготовка, обучение и совершенствование строятся как единая прогнозируемая и планируемая система, использующая совокупность очевидных и резервных взаимосвязанных факторов. Таким образом, подытоживая введение в проблему, правомерно модель физического упражнения представить как полиморфную систему, результативность функционирования которой предопределена совокупным взаимовлиянием цели деятельности, структуры деятельности и комплекса педагогических взаимодействий в обобщенном поле мотивации. При этом очень важно, что согласно "теории функциональных систем" П.К. Анохина и "модели потребного будущего" Н.А. Бернштейна поведенческий акт определяется конкретным результатом , на достижение которого этот акт направлен. Но результатом, выраженным не золотой медалью или поднятой тонной груза, а совершенно определенными количественными характеристиками тех действий, которые в целом составляют специфическую деятельность спортсмена, потребную для достижения запланированного результата. Именно поэтому в последние 10-15 лет при моделировании особое внимание уделяется расчету потребных количественных характеристик предстоящей деятельности спортсмена. Однако, что касается научно-методического обеспечения самой потребной деятельности, то оно остается на недостаточно высоком уровне, так как строится без учета влияния всего многообразия факторов, которые предопределяют результат. Например, выдающаяся бегунья Нелли Куман выиграла практически все зимние чемпионаты, но ни разу не выиграла сколько-нибудь крупных соревнований летом. И происходило это, вероятнее всего, в первую очередь потому, что в подготовке она применяла в основном бег на отрезках 20-40 м, где действительно относительно легко можно развить и удержать наивысшую скорость бега (здесь логика спортсменки понятна). Этого хватало, чтобы быстро пробежать 60 м, но оказывалось явно недостаточно для быстрого бега на 100 м. Оказывалось, что формируемый с помощью определенной системы упражнений двигательный и функциональный потенциалы не согласовывались с целью деятельности. Отсюда и фиаско. Гимнасты бесконечное количество раз повторяют отдельные элементы и связки, крайне мало работая над комбинациями. В результате у них сформировывается надежный навык выполнения отдельного упражнения, но это имеет лишь отдаленное отношение к навыку выполнения длинной, выполняемой без перерыва комбинации. Более того, надежность навыка выполнения отдельного элемента вовсе не гарантирует надежности его выполнения в составе комбинации, особенно в конце ее, когда загублены способности к тонким дифференцировкам и накаплива ется физическая усталость. Лыжники широко применяют в подготовке силовые упражнения с резиновыми тягами. Нагрузка на сердечно-сосудистую систему в упражнении достигается большая. Но мышцы при этом работают в последовательности совершенно противоположной той, что должна быть при беге на лыжах с палками: с резиной - в первой половине движения лыжник притягивает к себе опору, а во второй - отдаляет ее от себя; при работе с палками - сначала сам подтягива ется к опоре, а затем тоже сам отодвигается от нее. Таким образом, и координация и распределение силовой нагрузки на суставной амплитуде оказываются совершенно разными и с точки зрения специализи рованного воздействия эти упражнения оказываются бесполезными. Именно поэтому и возникает необходимость определения, систематизации и использования в физическом совершенствовании как можно большего количества факторов. На схеме 1, отражающей группы факторов и их взаимосвязи, предопределяющие достижение запланированного результата, в качестве центрального выступает готовность спортсмена, которую мы рассматриваем как интегральную совокупность состояний различных систем, адекватных предстоящей деятельности. Естественно, что запланированный результат может быть достигнут, только если деятельность соответствует ему по составу и системе его проявления, количественному уровню и требующемуся качеству. Таким образом, результат деятельности (1), готовность спортсмена (2), структура и уровни функционирования (3 и 4) составляют центральную группу целевых факторов. Однако, в свою очередь, они зависят от трех других групп факторов: 1 - группа определяющих факторов. Она включает специфический двигательный потенциал (5), соответствующие технические умения и навыки (6) и должное психофункциональное состояние (7). Эти факторы напрямую определяют саму возможность осуществления специфической двигательной деятельности. Но результат ее обеспечивается частными видами тренированности спортсмена (8 - функциональной, специальной физической, технической, тактической и психологической), его интегральной подготовленностью (9) и мобилизированностью (10 - как частью мотивации). Согласно источникам специальной литературы, результат деятельности в немалой степени зависит от таких сопутствующих факторов, как условия среды, в которых протекает деятельность спортсмена (11 - атмосферного давления и температуры, влажности воздуха, геомагнитных, радиационных и других процессов), а также индивидуальных биоритмов (12) и их соотношения с условиями внешней среды. К группе сопутствующих факторов можно отнести и организацию подготовки (13), поскольку она непосредственно не влияет ни на систему обучения, ни на тренированность, ни на подготовленность спортсмена. Решающей же группой факторов следует, на наш взгляд, признать педагогические воздействия , в целом направленные на воспитание, совершенствование, обучение и образование и осуществляемые за счет специфических средств, которые правомерно разделить по задачам применения, направленности и характеру воздействия, способам организации и степени значимости. В то же время можно полагать, что и само достижение запланированного результата и его надежность будут обеспечены только при условии благоприятного содружественного влияния всех групп факторов. Если систематизировать различные факторы, определяющие результат двигательной деятельности, то возникает следующее построение. Первую систему составляют объективные законы биомеханики , на основании которых можно сформировать совершенную спортивную технику и создать оптимальные условия для двигательной деятельности. Для физических упражнений наиболее значимы, на наш взгляд, законы сохранения равновесия тела, законы поступательного движения, законы вращательного движения, законы локомоторных движений, законы перемещающих движений, законы спортивной техники (они раскрыты в соответствующей литературе по биомеханике и частных публикациях по вопросам спортивной техники). Вторая система - закономерности биологических систем (схема 2). Ее составляют две группы: морфофизиологические закономерности (от строения мышечных волокон до химизма мышечной работы, адаптации и специфики восстановительных процессов) и управления двигательной деятельностью (от специфического акцептора действия до фазовой структуры динамической стереотипии и индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности). Важнейшей особенностью рассматриваемых закономерностей является их непосредственная связь с двигательной деятельностью через физические качества , а также через умения и навыки, формируемые в соответствии с возрастными особенностями функционального развития человека. Точнее говоря, на этих закономерностях строятся и реализуются все закономерности любого вида физического совершенствования, в том числе и в спортивной деятельности. Третья система - система подготовки (схема 3), представляющая собой совокупность психолого-пе дагогических воздействий на спортсмена с целью приведения его состояния в соответствие с требованиями предстоящей двигательной деятельности и запланированным результатом. Эта система, как правило, складывается из следующих компонентов: 1) развития физических качеств и двигательного потенциала, специфического для данного вида деятельности; 2) формирования навыков, составляющих спортивную технику; 3) формирования способностей комплексной, системной реализации спортивной техники в заданных формах, режимах, условиях или тактических вариантах деятельности; 4) обеспечения надежности соревновательной деятельности с запланированным (а не любым) результатом3. Необходимо заметить, что предлагаемые конструкции - отнюдь не только плод фантазии (без чего не обойтись); они: по крайней мере частично, нашли воплощение в практике подготовки спортсменов высокого класса. Так, Ю.К. Гавердовский в свое время построил функциональную классификацию гимнастических упражнений, разработав ряд совершенно новых гимнастических элементов с четкими физическими характеристиками, а в дальнейшем вместе со своими учениками развивал идею функциональной взаимозависимости двигательных действий. А.Ф. Радионенко и Н.Г. Сучилин, применяя конструирование технической подготовки по принципу прогрессирующего усложнения упражнений, облегчали гимнастам сборных команд овладение сверхсложны ми элементами и соединениями, на определенных этапах недоступными спортсменам других стран. В физической подготовленности сборных команд России по гимнастике мы добились практически 100%-ного уровня надежности, но до этого определили, что по отношению к потребному уровню деятельности функциональный запас сердечно-сосуди стой системы должен составлять 13-15%, силовой потенциал - 20-22%, гибкость на 94-98% должна приближаться к анатомическому пределу подвижности в суставах, а дозированное утомление, на фоне которого обеспечивается совершенствование навыков, должно составлять 60-66% от максимальной нагрузки. Кстати, и в работе И.Н. Ксопинцевой (1982) было показано, что надежность технических действий борцов обеспечивается 25%-ным запасом функционального потенциала. Таким образом, конструктивное моделирование имеет прецеденты достаточно четкой количественной ориентации и вовсе не выражается в придумывании каких-то "блочков" и красивом соединении их стрелками на схеме. В связи с этим конструктивная зависимость результата спортивного совершенствования может быть представлена в следующем обобщенном виде (схема 4). Принципиальная возможность двигательной деятельности и ее цели определяются объективными законами биомеханики и биологических систем, а фактическое достижение цели лимитируется подготовленностью спортсмена, которая базируется на психолого-педагогических воздействиях, осуществляемых в соответствии с этими законами. Соотношение дескриптивного и конструктивного подходов весьма важно в многолетнем совершенствовании. На разных этапах подготовки ценность подсистем конструкции неодинакова и зависит от их взаимодействий как в целом, так и в отдельных составляющих. В идеальном варианте у спортсмена, претендующего на олимпийскую медаль, все подсистемы должны быть сформированы и призваны в единой конструкции обеспечить запланированный результат. В этом случае в плане подготовки нужно было бы заниматься мобилизацией спортсмена, обеспечением его психологической надежности. Однако по каким-либо причинам спортсмен может оказаться не в лучшем, например, физическом состоянии, и тогда, если не предпринять экстренных мер, вся его интегральная подготовленность как конструктивная система запланированного результата не дает4. Показанные закономерности дескриптивно -конструктивного подхода присущи не только спортивному совершенствованию, но и оздоровительно -развивающему направлению физической культуры. И здесь результативность занятий определяется целостной системой, имеющей конкретные количественные и качественные выражения связей составляющих ее подсистем (схема 5). Например, как показано нами в совместной работе с Л.В. Подадьиной, успешность оздоровительных занятий с представителями умственного труда зависит от взаимосвзяи таких факторов, как состояние здоровья, особенности трудовой деятельности, уровень развития функциональных систем, типы нервной системы и ... влияние на организм лунных фаз. Причем коэффициент корреляции педагогических воздействий с другими подсистемами достигает величин 0,92-0,94, что, вероятно, само собой исключает необходимость комментариев. Патриарх биомеханики - Д.Д. Донской - выделяет более 20 способов постановки ноги на опору во время бега. Что это значит? Это - возможность варьировать степень локальной нагрузки на мышцы и изменять их межмышечные "функциональные обязанности" в единой группе; это - возможность изменять скорость бега и обеспечивающие ее уровни функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной систем; это - через осознание комфортности или неудобств (например, боли в мышцах) возможность продлевать или уменьшать продолжительность упражнений; это не только осознанное обеспечение результативности упражнения в данный момент, но и оценка рациональности, целесообразности и значимости целой системы многодневных и многолетних занятий физическими упражнениями. Это - единая конструктивная зависимость биомеханики, физиологии, педагогики, психологии и социологии деятельности человека. Дескриптика и конструирование - две характерные особенности построения управления физическим воспитанием. К сожалению, пока не установлены подавляющее большинство внутрисистемных связей и их количественное выражение вообще двигательной деятельности как философской категории и ее частных проявлений. А это значит, что дескриптивно-конструктивный подход имеет перспективу: в научном аспекте, так как приводит к накоплению знаний, установлению закономерностей, теоретическому обоснованию используемых в физическом воспитании методологий; в методическом аспекте - дает научно обоснованное упорядочение рациональных методов и средств подготовки физкультурника и спортсмена; в учебно-образовательном аспекте обеспечивает формирование базовых знаний и умений в системе междисциплинарных связей учебного плана подготовки специалистов в области физической культуры. Пока мы не можем отказаться от чисто дескриптивного метода. Более того: на наш взгляд, он предваряет конструктивное построение, давая ему необходимую исходную информацию. Поэтому их и следует рассматривать в системе содружественных взаимоотношений, обеспечивающих достижение единой цели с меньшими затратами и большей надежностью. 1 И.Яглом: Что такое "что такое". Об основах наук //Наука и жизнь, 1981, № 1, с. 111. 2 Н.А. Бернштейн. Очерки по физиологии движений и физиологии активности //Медицина, 1966, с. 79-80. 3 Обобщенную схему обеспечения подготовленности спортсменов см. в журн. "Теор. и практ. физ. культ." № 4 за 1996 г. 4 Схема управления подготовкой спортсмена высокого класса показана нами в журн. "Теор. и практ. физ. культ.", № 3 за 1995 г. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |