МЕТОДОЛОГИЯ ПОИСКА ИННОВАЦИЙ В ПОДГОТОВКЕ ГИМНАСТОВ


Abstract

METHODOLOGICAL FUNDAMENTALS OF GYMNASTS' PHYSICAL TRAINING

Yu.V. Menkhin, professor, Sport-Master

Moscow state academy of physical culture, Malakhovka

Key words: methodology of physical training, basic concepts, principles, system, methods, forms.

The fundamentals of physical training methodology in gymnastics are represented by the author of this paper in a brief form.

The specificity of gymnasts' sports activity is underlined as a factor determining the peculiarities of the gymnasts' physical training.

The interdependence of the methodology's components-such as the conceptual principles, methods and the organizational form's efficiency are shown in the article.

It is also marked in the paper, that the gymnasts demonstrate the individual demand in using various means and methods. It reflects in the trend of the content, means and methods of training, volume and dynamics of the training loadings and determines the necessity of the individual approach depending on the athlete's preparadeness and the problems settling in micro- and mesocycles.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОВ

Доктор педагогических наук, профессор, мастер спорта СССР Ю.В. Менхин
Московская государственная академия физической культуры

Ключевые слова: методология физической подготовки, основополагающие концепции, принципы, система, методы, формы.

Физическая подготовка (ФП) - неотъемлемая составная часть процесса формирования и совершенствования спортсменов практически всех специализаций.

В гимнастике ФП на сегодняшний день располагает достаточно четкой научно обоснованной методологией, включающей систему целенаправленных воздействий с целью обеспечения надежной подготовленности спортсмена к соревновательной деятельности.

Чтобы появилась такая система, воспринимаемая сегодня как естественная, гимнастам в ФП нужно было пройти непростой долгий путь проб и ошибок, преодолеть схоластику и противоречия субъективистского подхода в обосновании принципиальных положений этого основополагающего раздела всего тренинга. Должна была возникнуть обобщающая теория этой области тренировки. Должен был быть проанализирован и обобщен положительный и отрицательный опыт ФП гимнастов и спортсменов других специализаций, должны были выкристаллизоваться основополагающие концепции и принципы постановки и решения многих специфических задач, определиться адекватные методы и средства, учитывающие возрастные и квалификаци онные особенности гимнастов, этапные тенденции гимнастики и многое другое.

По счастью, это произошло, и сегодня гимнастика располагает надежными возможностями физического совершенствования, владеет отчетливым приоритетом среди других спортивных специализаций.

На чем же строится сегодня ФП в гимнастике?

Прежде всего это - совокупность основополагающих концепций, которые составляют теоретическую базу процесса ФП. Они заключаются в следующем.

Признано, что ФП гимнастов - не самоцель (как у физкультур ников), но при всей своей значимости она лишь обеспечивает надежную базу для технического мастерства.

В связи с этим задачей ФП является формирование двигательных способностей для осуществления специфической деятельности в каждом виде многоборья в целом, в режиме различных видов тренировки и соревнований на протяжении условно выделяемых циклов, периодов и этапов многолетней спортивной карьеры.

Поэтому первое концептуальное положение утверждает, что ориентировочной основой программы ФП является предстоящая деятельность, имеющая свой определенный состав и закономерные взаимосвя зи структурных элементов деятельности между собой и с факторами внешней среды. В целом их взаимодействие образует своеобразную систему, совершенно отличную от систем, казалось бы, ближайших "родственных специализаций". Если эту близость рассматривать по-научному, то одинаковость проявляется только в названиях каких-либо элементов (например, "прыжок", "упражнение", "статическое усилие" и т.п.). Вот почему в гимнастике свои теория и практика ФП.

В этом отношении достаточно иллюстративен пример с понятиями "физический потенциал" и "двигательный потенциал".

Под физическим потенциалом понимается совокупность физиометрических признаков: вес, рост, длины рычагов, пропорции тела, соотношение быстрых и медленных волокон, наличие определенных энергообразующих веществ, предрасположенность к определенному типу мышечной работы, объем легких, абсолютные показатели силы мышц, гибкости, общей выносливости и т.д.

Двигательный потенциал следует рассматривать как сумму специальных двигательных умений, отражающих способности реализовать физический потенциал в специфической деятельности.

Должно быть ясно, что вообще большой физический потенциал совершенно не гарантирует высокого уровня потенциала двигательного (между тем при отборе больше полагаются почему-то как раз на физический потенциал, а не на двигательный, хотя бы на его задатки...).

Поэтому вся ФП определяется спецификой деятельности спортсмена, к которой он готовится и которую правомерно назвать целью.

В данном случае цель гимнастов - многоборная физическая работа на специальных аппаратах, которую необходимо выполнить в соответствии с требованиями установленных правил соревнований 1 к составу (разнохарактерные элементы, соединения, комбинации), его системно-структурному построению, качеству и надежности.

Посредником в выполнении этих требований служит двигательный потенциал, который у гимнастов включает три вида силы: скоростную, жимовую и статическую; активную гибкость, целый набор видов быстроты (минимум 11) и комплексную выносливость (основанную на разных видах силовой, вращательной и стато-кинетической выносливости).

Каждое из перечисленных качеств имеет морфофункциональные особенности и психолого-физи ологическую специфику реализации.

Поэтому второе концептуальное положение утверждает, что закономерные особенности двигательных качеств являются объективной основой выбора средств и методов их ординарного и комплексного развития.

Важнейшая отличительная особенность всех качеств двигательного потенциала гимнастов - их реализация в технике различных упражнений. Иными словами, можно было бы сказать, что техника выполнения спортивного упражнения заключается в упорядоченном проявлении двигательных качеств.

Однако при этом взаимоотношения технических навыков и двигательных качеств имеют свои закономерности.

В спортивном упражнении реализуется только то качество, которое соответствует его специфике: сколько ни развивай скоростную или жимовую силу - крест не сделаешь; сколько ни приседай с грузами - лучше не прыгнешь.

Двигательные качества не реализуются спонтанно, и сам по себе высокий уровень их развития не связан с результатом спортивного упражнения - нужны обучение, формирование умений вкладывать силу там, где надо, столько, сколько надо...

В спортивном упражнении при реализации качества требуется совершенно определенный порядок включения мышц и последовательность их работы. Поэтому сколько ни поднимай руками грузы - силовой "бланж" не сделаешь; сколько ни "кланяйся" с тяжестями - хлестообразные махи делать лучше не станешь...

Как ни покажется странным, но стабильность технического навыка, к которой так стремятся гимнасты и без которой в общем-то нет мастерства, приводит к снижению уровня развития двигательного потенциала в целом и составляющих его качеств. Это значит, что для совершенствования уровня его развития одних повторений соревновательных упражнений недостаточно, нужно применять другие эффективные средства.

Физическая готовность к выполнению одного элемента не гарантирует его надежного выполнения в составе длинной комбинации. Поэтому многочисленные дискретные повторения не обеспечивают комбинационной комплексной подготовленности, и, естественно, следует искать и применять другие средства, адекватные этой специфической задаче.

Эти и другие особенности предопределяют третье концептуальное положение: главным условием обеспечения высокой результативности деятельности гимнаста является использование закономер ностей взаимосвязи двигательных качеств и навыков.

Четвертое концептуальное положение вытекает из общеизвестного факта: спортивная деятельность гимнаста не должна осуществляться на пределе физических возможностей.

Поэтому естественно, что запас адекватного двигательного потенциала - гарантия физической надежности двигательной деятельности и запланиро ванного результата. Но запас не беспредельный, не формируемый по принципу "чем больше - тем лучше", а лимитированный: по силовым качествам - на 20%, на 13-15% - по показателям ЧСС, отражающим специальную выносливость, по показателям гибкости - на 94-99% приближающимся к анатомически возможному пределу.

Представленные выше основные концептуальные положения предопределяют обоснованность соответствующих принципов ФП гимнастов.

Такими принципами являются:

1) педагогические воздействия, адекватные специфике развиваемых качеств и предстоящей деятельности;

2) ориентация на максимальный результат за счет выведения систем организма на "сверхпредель ный" уровень функционирования при развитии любого двигательного качества;

3) физическое затруднение спортивно-трени ровочной деятельности с целью обеспечения ее надежности;

4) устойчивая адаптация только на субмаксимальном уровне нагрузки с периодическим стимулированием сверхмаксимальных проявлений качеств и способностей;

5) управляемая динамика тренировочных нагрузок.

На основе названных принципов разработа на и с успехом апробирована на разных квалифика ционных контингентах (от новичков до олимпийских чемпионов) система физической подготовки гимнастов.

Она включает три группы воздействий специальной направленности.

Первая группа - методы, обеспечивающие высокий уровень развития качеств. Наиболее эффективны среди них:

- метод адекватных параметров нагрузки , предполагающий применение упражнений в соответствии со спецификой развиваемых качеств по характеру и особой для каждого качества регламентации нагрузки по соотношению временных и силовых параметров, амплитуд движений и суставных углов, а также определенной дозировке их в одномоментном действии, в неразделенных перерывами повторениях в подходе, в дискретных сериях, а также во всей тренировке;

- метод провокационного стимулирования, заключающийся в предварительном проявлении истинного на данный момент уровня развития качества за счет вызова к действию функциональных резервов и только последующем выборе нагрузки с целью повышения уровня развития или адаптации.

Вторая группа - методы, формирующие способности реализовать двигательный потенциал в сложных структурах деятельности и органически вплетающие ФП в процесс обучения и технического совершенствования:

- метод упражнений в главных компонентах деятельности , включающий воздействия на рабочие группы мышц по требуемым силовым качествам и выносливости, в заданных формах, режимах, амплитудах действий с определенными условиями опоры и ориентированности в пространстве:

- метод упражнений в решающих двигательных действиях и их типичных соединениях - вычлененных из состава изучаемого спортивного упражнения и выполняемых в модельных условиях, т.е. с облегченной координационной сложностью, но с повышенной силовой нагрузкой.

Третья группа - методы, обеспечивающие надежность физической подготовленности к многокомпонентной спортивной деятельности:

- метод комбинированных силовых упражнений, предполагающий сочетание в одном упражнении разнохарактерных и разноамплитудных действий;

- метод интенсивной (ударной) нагрузки, осуществляемой в форме круговой тренировки с упражнениями, выполняемыми продолжительное время без перерыва для отдыха и направленными на совершенствование "рабочих" групп мышц гимнастов в типичных действиях;

- метод совершенствования на фоне дозированного утомления, специально вызываемого круговой нагрузкой в 60-66% от максимальной непосредственно перед работой на видах многоборья.

В гимнастике особенностью ФП является необходимость формировать двигательный потенциал при одновременном становлении технического мастерства и, как правило, поддерживать его уровень после достижения высших результатов.

Отмечена также индивидуальная потребность гимнастов в использовании тех или иных средств и методов. Это находит отражение в направленности и содержании, средствах и методах подготовки, величинах и динамике тренировочных нагрузок и требует индивидуального подхода и гибкого варьирования их в зависимости от подготовленности спортсмена и задач, решаемых в микро- и мезоциклах.

Наконец, последнее. Подчеркивая значимость и гибкость системы ФП гимнастов и в соответствии с изложенным, отметим, что все перечисленные выше концепции, принципы и методы теперь реализуются в 12 формах занятий по ФП: утренней СФП, общей тренировочной разминке, силовой тренировочной разминке, СФП в процессе работы на видах многоборья, технико-силовой подготовке, комбинированных силовых упражнениях, комплексах силовых упражнений, комплексах СФП, круговой тренировке перманентного типа, круговой тренировке ударного типа, фоновой круговой тренировке и в специальном занятии по ФП.

Таким образом, теория ФП воплощается в практических формах ее реализации.


1 В принципе возможность ее выполнения предопреде ляется совокупностью биомеханических и анатомо-физи ологических закономерностей.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: