|
ИМ НЕ ПРОРОЧИЛИ ПОБЕД... О своих учениках, олимпийских чемпионах Атланты, рассказывают тренеры Борис ПИЛКИН и Евгений НИКОЛКО. "Тренер": Для начала - в двух словах о себе, о своем пути в спорте и в гимнастике, о том, где и как вы работаете... Борис Пилкин: Я был одним из первых выпускников Смоленского института физкультуры. Специализировался по гимнастике, но был перворазрядником по девяти видам спорта. По окончании вуза был распределен в Белгород, где и работаю вот уже полвека в детской спортшколе. Школа - старенькая, латаная-перелатаная, денег у профсоюзов на нее почти нет. Может быть, теперь, "под золотую медаль" Хоркиной, что-то изменится? Вроде бы, обещали помочь... Евгении Николко: Гимнастику любил с детства, но заниматься ею начал поздно, в шестнадцать лет. В армейском клубе ТуркВО стал мастером, потом закончил Волгоградский инфизкульт. После некоторых скитаний обосновался в Тольятти, где и работаю в комплексной спортшколе, входящей в детский Центр физкультуры и спорта ВАЗа. На базу жаловаться грех: завод содержит Дворец спорта, где у гимнастики есть "свое" законное место. С деньгами тоже пока перебоев нет... "Т": Были ли у вас заметные тренерские успехи до триумфа в Атланте? Б.П.: На высоком, так сказать, мировом уровне не было. А на российских и профсоюзных чемпионатах мои ученики выступали неплохо... Е.Н.: Один мальчик был включен в состав сборной России. Но дальше у нас с ним дело не пошло... "Т": При каких обстоятельствах в вашей школе и группе появился будущий чемпион? Когда вы почувствовали "запах" грядущих побед? Б.П.: Свету Хоркину привела в школу знакомая жены. Я сразу, на глаз, определил, что она слишком высока для своего возраста, а потому бесперспективна, и "сплавил" ее в группу к супруге (она работает вместе со мной). Но потом заметил, как быстро девочка все схватывает, и взял к себе. Подкупила она меня своим отношением к спорту: училась во вторую смену и упросила меня заниматься с ней по утрам, пришлось мне специально в школу приезжать. Выступать начала рано, выиграла "Олимпийские надежды" по младшему возрасту, потом еще какой-то турнир, а ее "в упор не видят": высокая, говорят, бесперспективная. Наконец, почти случайно попала на профсоюзный сбор, выиграла молодежные соревнования, и ее "подключили" к олимпийской сборной. С тех пор я всегда с ней, на всех сборах... Е.Н.: Алексея Немова привела в школу мать, но он был в четыре года таким крохой, что на него даже смотреть не стали. Только через пару лет взяли в хореографическую группу, ее вела очень хорошая преподавательница Ирина Шестакова, но он и там по росту и развитию долго ото всех отставал. Но ловок был чрезвычайно. Как сейчас помню написанную одиннадцать лет назад характеристику: "Характер контактный, но задирист. Физические качества - средние, выносливость - слабая. Высокие координационные способности. Гимнаст перспективный". До третьего класса Леша тренировался у моего коллеги Павла Денисова, потом перешел ко мне. Учился он в трехсменной школе, с двенадцати до четырех. Первый раз тренировался утром, потом - в пять. Затем шел делать уроки (так он во всяком случае, говорил, но со школой были проблемы) и снова возвращался в зал, на батутную подготовку. Схватывал все быстро и на одном из соревнований приглянулся профсоюзным тренерам, его взяли на сбор. С тех пор я стал работать только на него. Алексей довольно быстро окреп физически, рост вошел в норму. Выступал по второму разряду, а уже вовсю "крутил" сверхсложные элементы. Одним словом, заметили его "в верхах", подключили к сборной... "Т": Какие индивидуальные особенности учеников вам приходится учитывать в работе? Б.П.: Света "категорически" не выносит проигрышей. Если чувствует, что в программе что-то не ладится и это может сказаться на выступлении, ее из зала не выгонишь. А перегрузки ей, опять-таки из-за высокого роста, вредны, надо очень точно дозировать нагрузки, а то спина болеть начинает. На сборах на "Круглом" у меня по этому поводу были одно время "мини-конфликты", но я сумел доказать свою правоту, и нам с Хоркиной разрешили работать по индивидуальным программам... Е.Н.: Алексей по-прежнему "задирист" и всего хочет добиться сам. Просто сказать ему, что он неправ, - это значит не сказать ничего. Нужно терпеливо ждать, пока он сам во всем не разберется. Ссоримся мы нередко, но он парень отходчивый... "Т": Есть у ваших учеников любимые и нелюбимые снаряды? Как в соответствии с этим вы строите тренировки? Б.П.: У Светы любимый снаряд - брусья. Но это - "с моей по-дачи", поскольку я считаю, что брусья (а это, по сути дела, две перекладины!) - основа базовой подготовки. А когда она есть, можно "стрельнуть" и в многоборье. Трудно ей даются вольные: Света хоть и стройна, и фигура у нее хорошая, а с акробатикой - проблемы. Откровенно не любит она прыжки: спинка побаливает, и опять же акробатика сложная. На тренировках мы, как правило, проходим три снаряда (четыре ей выдержать трудно), но отрабатываем все до мелочей... Е.Н.: Любимый снаряд Не-мова - перекладина, но он, по большому счету, ни разу ее не выигрывал. В Атланте его попросту "обокрали", он там наголову сильнее всех был. Не очень любит кольца, да у него еще и плечо побаливает. На тренировках проходим по нескольку связок на пяти снарядах. Если дает о себе знать больное плечо, исключаем кольца, если побаливает спина - прыжок. "Т": Существует ли, на ваш взгляд, разница между режимами соревнований и контрольных тренировок? Можно ли быть уверенным в успехе, не "выложившись" до конца на "генеральной репетиции"? Б.П.: Безусловно, можно. На последних прикидках, когда все детали отработаны, нужно устанавливать щадящий режим. Работать над техникой, над психологической устойчивостью. При нервных перегрузках появляется "зажа-тость". Я рядом со Светой много лет и угадываю это состояние по внезапному румянцу на щеках, по "потухшему" взгляду. А вообще у нее лучшие дни в недельном цикле - понедельник и пятница. А, скажем, в четверг - с нагрузками не лезь... Е.Н.: Леша - максималист и "контрольные" отрабатывает так, словно перед судейской бригадой выступает. Перед началом обязательно руку поднимет, и - работа с полной отдачей, по всей программе. Редко-редко может из осторожности сложный элемент пропустить (по уговору со мной, конечно), но "мысленно", я знаю, он его выполнил. И вообще я состояние его формы определяю по тому, как соединены все элементы и связки. Если срывов нет-значит, все, можно на помост... "Т": Что способно выбить ваших учеников "из седла"? Могут ли повлиять на их боевой настрой косые взгляды соперников, неурядицы в команде, бытовые мелочи, наконец? Б.П.: Света - человек без комплексов. Если она по-настоящему готова к старту, помешать ей может разве что землетрясение в зале... Е.Н.: На соперников Алексей не реагирует вообще. Бытовых проблем для него не существует. Правда, любит, чтобы на тренировках ничто не мешало работе, но это же нормально... "Т": Какова, по-вашему, психологическая ипостась тренера: деспот, старший товарищ, отец? Б.П.: Главное, чтобы между тренером и учеником сложились уважительные отношения. Ни в коем случае нельзя опускаться до конфликтов. Ну, а мелкие детали -они учету не поддаются. Иногда и отцом "побыть" приходится... Е.Н.: Тренер - это все: и деспот, и старший товарищ, и отец. Главное - не лезть во внутренний мир ученика, не навязывать ему своих взглядов, своего мировоззрения. Если я вижу, что Леша "ушел в себя", я немедленно отхожу в сторону. Иначе может начаться бунт. "Т": Что вам как тренерам дала работа с учениками, будущими олимпийскими чемпионами? Б.П.: Если бы не Света, я не постиг бы методики разучивания многих сложных элементов. Она оказалась (надеюсь, не обидится!) просто благодатным "материалом" для этого... Е.Н. Мы достигли олимпийской вершины в содружестве с Немовым. Насколько я при этом вырос, со стороны виднее. Но на сборах ко мне все чаще обращаются за советом... "Т": Изменилось ли что-то в характере ваших учеников после победы на Олимпийских играх? Б.П.: Зазнайства особого нет. Просто Света взрослеет, возникают проблемы с тем, что мы называем "режимом". Я ей сказал: если хочешь оставаться в гимнастике, возьми себя в руки... Е.Н.: Алексей относится к своим победам со здоровой иронией. Это было и прежде. Помню, выиграл он в Чимкенте соревнования по второму разряду и говорит: "Евгений Григорьевич, я боюсь, как бы мне не зазнаться!" Нет, он достаточно самокритичен... "Т": Насколько долог, по вашему мнению, "гимнастический век" ваших учеников? Б.П.: Если ничего не случится, то до Сиднея продержимся на уровне. Есть база, техника, опыт выступлений, наконец, имя. Закрутим новые программы. За три года многое можно сделать... Е.Н.: У нас с Алексеем обратная "точка отсчета" - Сидней. Хватило бы ему здоровья... На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |