|
ВНИМАНИЕ "КОБРА!" Мастер спорта В.И. Пахомов, г. Петрозаводск1 Предлагается новый класс опорных прыжков. Идея о возможности их выполнения возникла при наблюдении за некоторыми прыжками во фристайле и прыжками в воду, когда спортсмен после отталкивания вращается назад, продвигаясь в полете вперед. Название "кобра" взято по аналогии с одной из фигур высшего пилотажа, когда самолет летит хвостовой частью вперед. Эту "фигуру" способна выполнять птица колибри. Принципиальная новизна прыжков типа "кобра" состоит в том, что гимнаст после обычного разбега, несколько модернизированного наскока и отталкивания ногами от мостика в первой полетной фазе вращается спиной назад. Во второй полетной фазе после толчка руками можно выполнить прыжки ноги врозь, сгибаясь и разгибаясь, "лётом" или 1,5 сальто назад (см. рис.). Добавляя поворот на 180° в момент разгибания, можно изменить направление вращения тела на противоположное2 и после толчка руками выполнить 1,5 сальто вперед. Три прыжка: "кобра-лет", "кобра-1,5 сальто назад в группировке" и "кобра-1,5 сальто вперед в группировке" после поворота кругом в первой полетной фазе прыжка являются базовыми3. После успешного освоения базовых прыжков можно усложнить вторую полетную фазу поворотами вокруг продольной оси тела и освоить вышеуказанные прыжки в положениях согнувшись и прогнувшись4. Техника выполнения прыжков типа "кобра". После обычного разбега (25 м) скорость к моменту наскока на мостик должна достигать 8 м/с. Толчок ногами о мостик выполняется за 0,1-0,12 с. Действия гимнаста в начале толчка не отличаются от обычных прыжков. Однако угол наклона продольной оси тела вперед значительно меньше. В конце толчка ногами активным движением плеч и туловища назад вместе с бросковым махом руками вверх-за голову создается необходимый импульс для вращения всего тела назад в первой полетной фазе прыжка. Толчок ногами заканчивается, когда ноги расположены вертикально, а туловище отклонено назад на 15-30°. В первой полетной фазе общий центр тяжести тела гимнаста перемещается по восходящей ветви параболической траектории вверх с одновременным вращением назад вокруг поперечной оси. Для ускорения поворота тела вокруг поперечной оси в полете выполняется быстрое сгибание и разгибание тела, заканчивающееся в момент постановки рук на тело коня. Толчок руками о тело коня выполняется за 0,16-0,2 с. Важно, чтобы он произошел в момент, когда общий центр тяжести гимнаста все еще перемещается по восходящей ветви параболической траектории. При постановке рук на коня тело гимнаста прогнуто. Сам толчок представляет собой типичное "курбето-вое" движение, которое увеличивает вращательный импульс, созданный гимнастом в результате отталкивания ногами от мостика. В начале второй полетной фазы после толчка руками тело гимнаста продолжает подниматься вверх, вращаясь в заданном от опоры направлении. При выполнении лотовых прыжков гимнаст активно прогибается. Плечи его поднимаются вверх. При выполнении прыжков типа 1,5 сальто назад гимнаст в конце "курбета", выполняемого на теле коня, начинает группироваться и как можно быстрее фиксирует положение плотной группировки в полете. Техника опорного прыжка "кобра-1,5 сальто вперед " отличается от вышеописанной тем, что одновременно с разгибанием тела в первой полетной фазе гимнаст поворачивается кругом (на 180°) и ставит руки на коня, будучи уже ориентированным спиной к разбегу. В конце толчка руками гимнаст начинает груп- пироваться и так же, как и в предыдущем случае, как можно быстрее фиксирует положение плотной группировки в полете5 Приземление ничем не отличается от обычных прыжков. Методика обучения6. Прыжки типа "кобра" рекомендуются для изучения высококвалифицированными, хорошо физически подготовленными гимнастами с тонкой координацией. Эти прыжки изучаются в такой последовательности: 1. С небольшого разбега (2-3 шага) наскок на мостик и вертикальный прыжок вперед-вверх с приземлением в положение стоя на горку поролоновых матов (высота горки постепенно увеличивается). 2. То же со сгибанием и разгибанием тела в по-лете с приземлением в положение лежа на спине. 3. То же с приземлением на наклонную горку матов с постепенно увеличивающимся углом наклона. 4. Со среднего разбега (5-6 шагов) прыжок вперед-вверх с вращением тела назад и "сгиб-разгибом" с приходом спиной назад в стойку на руках на невысокую горку матов (сначала со страховкой, а затем самостоятельно с увеличивающейся скоростью разбега). 5. То же с постепенным увеличением горки матов до высоты прыжкового коня. 6. Используя комбинированный вспомогательный снаряд " батут - горка матов - поролоновая яма - скользящая подвесная лонжа" и выполняя толчок руками о горку матов, освоить уверенное слитное выполнение прыжка "кобра-лет", а затем "коб-ра-1,5 сальто назад в группировке". 7. По мере освоения моделей и преодоления чувства страха перейти к выполнению (указанных прыжков без лонжи (сначала со страховкой, а затем самостоятельно). 8. На акробатической дорожке, заканчивающейся ямой, заполненной поролоном, установить мостик и горку матов (для женщин - в ширину, для мужчин - в длину), очертив на верхнем мате контур коня. Используя подвесную скользящую лонжу, освоить выбранный базовый прыжок "кобра-лет" со стандартного разбега с приземлением в поролоновую яму. 9. То же без использования лонжи (сначала со страховкой, а затем самостоятельно). 10. То же, но с заменой горки матов прыжковым конем7 (сначала с использованием скользящей лонжи, затем без нее со страховкой и наконец самостоятельно). 11. Установить за конем, вровень с ним, горку матов и выполнить со стандартного разбега прыжок "кобра-лет" с группированием в полете и приземлением на спину в положении группировки с дальнейшим перекатом, а затем и кувырком назад. 12. То же на горку матов выше коня. 13. То же с выпрямлением тела в полете и приземлением на спину со все более выпрямляющимся телом. 13. Убрать горку матов и освоить прыжок "кобра-1,5 сальто назад в группировке" на лонже с приземлением в поролоновую яму. 14. То же без лонжи (сначала со страховкой, а затем самостоятельно). 15. То же с приземлением сначала на поролоновый мат, а затем в стандартных соревновательных условиях. Прыжок "кобра с поворотом кругом и 1,5 сальто вперед в группировке" рекомендуется осваивать после успешного освоения на соревновательном стандарте двух указанных прыжков. Последовательность обучения аналогична вышеописанной, только после упражнения № 4 "сгиб-разгиб" выполняется с поворотом кругом с приземлением в стойку спиной к мостику, а в упражнении № 11 выполняются перекат и кувырок вперед8 1 Материал публикуется в сокращенном виде в порядке обсуждения. Экспертная редакция и комментарии в сносках сделаны заслуженным тренером РФ, профессором, специалистом в области биомеханики и гимнастики Н.Г. Сучилиным. 2 Направление вращения, заданное от мостика, в дальнейшем объективно не меняется. Поворот кругом во время разгибания тела в первой полетной фазе переводит вращение назад во вращение вперед с точки зрения самого гимнаста. 3 Базовым прыжком является "кобра-лет". 4 Это пока весьма отдаленная перспектива, так как развить достаточную для усложнения второй полетной фазы I высоту и вращательный импульс (кинетический момент) в прыжках типа "кобра" очень сложно. Об этом свидетельствует, например, тупик, в который зашли прыжки типа "лет". 5 В этом случае во второй полетной фазе для начала проще выполнить форму движения типа "ткачев" с поворотом на 180° и далее на 540°. При этом в процессе толчка руками о тело коня гимнаст должен резко прогнуться ("антикурбет"). В начале полета руки быстро опускаются вниз и прижимаются к бедрам с одновременным поворотом кругом. Следует подчеркнуть, что в отличие от "ткачева" на перекладине изменения направления вращения тела гимнаста на противоположное в данном случае не происходит. 6 Методика обучения, предложенная автором, несколько модифицирована экспертом. 7 В начале освоения данного упражнения коня целесообразно покрыть поролоновым матом. . 8 Развить достаточную для высокой оценки (по действующим правилам соревнований) длину второго полета при выполнении прыжков типа "кобра" будет достаточно сложно. Однако автор полагает, что погоня за дальностью полета и легкоатлетические критерии применительно к опорным прыжкам в гимнастике нецелесообразны. Он считает, что длину разбега не следует ограничивать, а в качестве основных критериев оценки опорных прыжков предлагает "высоту подъема тела гимнаста после толчка руками, виртуозное владение выполняемыми элементами и точное приземление вне зависимости от дальности полета". Предложения автора дискуссионны, и их целесообразно обсудить. В случае признания правоты автора в этом вопросе в дальнейшем можно будет выйти с соответствующим предложением в техкомы Международной федерации гимнастики, в компетенцию которых входит решение подобных вопросов. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |