Abstract "...AND DOES GO SHIP" Yu.K. Gaverdovsky, Honoured worker of physical culture of Russia, Academician of international academy of education, professor. Russian state academy of physical culture, Moscow Key words: evolution of gymnastic technique, biomechanical effects, kinds of all-round competition, complication of exercises, tendencies of development. The purpose of this study was to trace the most noteworthy landmarks of the gymnastic technique development. The author analyses and classifies the various periods of the gymnastic technique's development in all events of the gymnastic competition at the period from the middle of this century up to the present. He concludes that the gymnastics must change itself in the direction of exercises' complication in elements and their combinations. This problem can be solved with a help of disigning the more "elastic" and "active" apparatus. It is necessary to realize the total system of safety (the soft and controled apparatus, the change of the accurate landing conception), to develope the disigning in the field of combinations, to emphasize the artistic aspect of gymnastics, to limit the role of the all-round competition. |
"... И КОРАБЛЬ ПЛЫВЕТ" Доктор педагогических наук,
профессор, ... и паруса надулись, ветра полны; Громада двинулась и рассекает волны. Плывет. Куда ж нам плыть?.. А.С. Пушкин Ключевые слова: эволюция гимнастической техники, биомеханические эффекты, виды многоборья, усложнение упражнений, тенденции развития. Вековой юбилей Международной федерации гимнастики (FIG) располагает к историческим сопоставлениям. Невольно задумываешься: какой же она, гимнастика, была сотню лет назад? Автор, увы, не силен в истории спорта и никак не взялся бы живописать или тем более анализировать гимнастику конца XIX столетия, когда она была впервые осознана как сформировавшееся общественное явление и обзавелась командой идеологов, дерзнувших встать за штурвал этого корабля... Да и более позднее время с трудом поддается детальному осмыслению: держа курс на развитие мировой гимнастики, FIG не могла все же управлять естественными событиями. История не планируется. Главное же в том, что от гимнастики прошлых лет мало что осталось. Однако гимнастика развивалась, и развивалась мощно, стремительно, красиво. Пожалуй, в особенности это характерно для послевоенного времени, о котором автор как раз и может судить более определенно. Попробуем ниже проследить - хотя бы очень бегло, вскользь - наиболее примечательные вехи в развитии техники этого вида спорта и, соответственно, процесс роста сложности упражнений, этого, пожалуй, основного признака эволюционного развития спортивной гимнастики. ПЕРЕКЛАДИНА. "Турник" всегда был модельным гимнастическим снарядом, и поэтому почти все признаки прогресса (а иногда и упадка) в трактовке движений в первую очередь отзывались именно на перекладине. Вот наиболее характерные, на наш взгляд, вехи развития этого снаряда вплоть до настоящего времени. "Романтический период", стиль "ласточки" . Движения малодинамичны, наивно-"стильны": спады делаются в нарочито прогнутом положении, бросковые движения в махах слабо выражены. Потолок трудности - "гладкое" сальто прогнувшись (прогнувшись!). Начало "бросковой эпохи". В 50-х годах в практику входит бросковая, "швунговая" техника, заимствованная у цирковых турнистов, и распространяется на все маховые виды, хотя наиболее выраженной была и остается в движениях на перекладине. Правильная организация "броска" позволила резко активизировать все "большие махи", сделать их мощными, точными, хорошо управляемыми. Результат - освоение многих новых, более сложных упражнений. Но прежде чем это произошло, "бросок" должен был пережить целый ряд перипетий. "Пародийный швунг" - одна из временных фаз развития "броска": не разобравшись в сути движения, гимнасты ударились в крайность, по принципу "чем больше, тем лучше". В итоге движения получались рыхлыми, недостаточно энергичными. Но этот этап работы научил гимнастов чувствовать ритм движений, находить нужную меру действий. Мода на прямое тело стала реакцией на "пародийный швунг" и также была нежелательной крайностью. Отказавшись от выстроенного "броска", гимнасты "выплеснули с водой младенца": движение лишилось эффективного механизма подготовки маха ногами, стало хуже управляемым, неэкономичным, требовало много силы. Но и здесь нет худа без добра: стало понятнее, насколько важна для гимнаста активная "оттяжка", работа на высоком тонусе. Японский оборот был впервые показан в 70-х годах японскими мастерами (С. Касамацу). В нем была предпринята попытка легализации оборота назад без броска, но с рационально подготовленной силовой тягой в плечах. Оборот был оригинален, но в практике держался недолго, так как был лишен очевидных преимуществ броскового движения. Бросковые соскоки - одно из главных завоеваний "швунга". Именно благодаря им гимнастика стала все больше приобретать признаки "полетного" вида спорта. С 60-х годов гимнасты стали в массе делать двойное сальто, решительно изменилась техника соскоков махом назад, появилась категория эффектных соскоков "лётом" (доныне реализованная не в полной мере). "Лунное" и его "дети". В 1972 году японский виртуоз Мицуо Цукахара показывает "лунное" сальто - двойное сальто назад с общим поворотом на 3600. Сальто Цукахары, совершенно примитивное по технике, было быстро усовершенствовано (в первую очередь советскими мастерами) и начало блестящую эпоху "комбинированных сальто", и не только на перекладине. Двойной "бланш" и золотая эпоха соскоков. Как атлетический вид спорта гимнастика всегда развивалась в направлении наращивания энергопотен циала движений. Кардинально важный признак этого - последовательное приближение к овладению двойными сальто выпрямившись. Пройдя период овладения "грязными" комбинированными сальто (несобранное положение полугруппировки, разбросанные ноги и пр.), гимнасты достигли уровня двойных "бланшей", которые открывают, в принципе, необозримые новые возможности - свободное освоение тройного сальто, сальто с многократными техничными поворотами и др. "Ткачевский" и его семейство. Перелет, получивший имя Александра Ткачева, был разработан автором этих строк еще в 60-х годах и впервые опробован в тренировке в 1968 г. (исполнитель - М. Питомцев). Последующий успех движения объясняется тем, что оно открыло целый "профиль" элементов. Вслед за Г. Якуниным (1974 г.), показавшим вариант движения - "обратный лёт", А. Ткачев показывает перелет ноги врозь в вис (1977 г.), спустя десятилетие развитие движения доходит до перелета выпрямившись (В. Люкин, 1987 г.) и даже перелета с поворотом. Появляются и другие варианты движения типа "маринич". "Делчев", "гингер" и другие. Первые попытки освоения сальто в вис делались еще в конце 50-х гг., но гимнастам не хватало технической культуры. Сальто С. Делчева появляется лишь в 1977 г., а годом позже - вариант Э. Гингера. Этими элементами открывается важная эпоха сальто с подлетами и перелетами на перекладине. Сальто-перелеты предлагались ведущим мастерам еще в начале 60-х гг. Перелет, позднее получивший имя П. Ковача, в 1979 г. предлагался в виде подробной разработки в сборную команду СССР еще в 1968 г., но остался невостребованным как "нереальный". Однако направление было и остается чрезвычайно перспективным. Исполняются соскоки типа "хоффман", перелеты "гэйлорд", развиваются "симметричные" им аналоги типа "штрауманн" и др. "Китайский" оборот - модная и ныне техника подготовки перехода от больших оборотов назад к соскокам, показанная Тон Фэем. Являясь модернизацией "пародийного швунга", эта техника обладает как некоторыми достоинствами активного "броска", так и пороками утрированного "волнообразно го" спада. БРУСЬЯ. Эволюция упражнений на брусьях за последние полвека была не столь разительна внешне, но в действительности тоже очень значительна. Спады простые, "ранние" и "поздние" . Как и везде в гимнастике, развитие движений на брусьях шло прежде всего в направлении повышения их энергетики. На рубеже 60-х гг. происходит прорыв в исполнении движений под жердями, гимнасты находят технику форсированного "раннего" спада, позволившего резко продвинуть вперед движения махом вперед в висе согнувшись: появляются более сложные формы оборотов под жердями, а такой "солидный" элемент, как подъем дугой в упор, лишается ценности. "Оберучная" эпопея. С начала 50-х гг. мастера увлекаются маховыми поворотами в упоре. От примитивного раннего и низкого поворота махом вперед они приходят к поворотам современного типа, с разновременным отпусканием рук. "Диомидовский" поворот, показанный Сергеем Диомидовым в 1964 г., знаменовал окончательную победу техники одноопорного движения. В том же году П. Хейли показывает "вертушку", обратную "диомидовской", - махом назад через стойку, но в широкую практику это движение входит гораздо позже. "Всё в стойку". Идея "оберучного" в стойку на руках, "диомидовского", а также сальто назад над жердями стала в 70-е гг. настолько самодовлеющей, что ведущие мастера считали своим долгом делать все, что только возможно, "в стойку". В результате комбинации тех лет приобретали порой довольно однообразный характер... Сальто над жердями делались на брусьях с давних пор, но класс их исполнения постоянно менялся. Гимнасты времен легендарного Виктора Чукарина умели делать только простое "прогонное" сальто в упор. Решительного сдвига здесь добилась плеяда времен Сергея Диомидова, Михаила Воронина, Виктора Клименко, которая довела это движение до высокой степени виртуозности. Выработалась тонкая техника "подконтривания" вращения, позволившая, не теряя высоты подлета (а даже увеличивая ее!), управлять вращением. Позднее появляются и опыты исполнения сальто с подчеркнуто прямым телом, но опять-таки не дают убедительного результата. Происходит ряд изменений и в работе руками в полете; последний вариант - быстрый пронос прямых рук в передне-задней плоскости, увеличивающий визуальный подлет и контрвращение тела. Одновременно прогрессируют и сальто вперед, которые (после ранних неудач) начинают делаться в упор, в том числе из упора на руках (Ф. Хонма, 1972 г.). Обороты с прямыми руками. Достижения в области спадов открывают для гимнастов заманчивые возможности в части исполнения мощных оборотов под жердями, которые начинают делаться легко, с подлетом и исключительно через прямые руки. Двойные сальто на брусьях стали делать в 70-х гг. и довольно скоро соответствующий соскок назад стал массовым явлением, приведя даже к известному однообразию. Несколько позднее, чем сальто назад, осваивается и соскок двойным сальто вперед. Наконец, в середине 80-х гг. делаются попытки исполнения двойных сальто с возвращением на снаряд (С. Морисуе, 1984 г., и др.). Этот процесс развивается и ныне, так как ресурсы повышения энергетики при спадах на такие сальто далеко не исчерпаны. Спады и обороты вперед - аномальная форма движения на брусьях. Лишь в 70-е гг. предпринимаются первые попытки таких движений (В. Марченко), а в 1987 г. американец Б. Гинсберг показывает и большой оборот вперед. Движения в висе формально открываются с большого оборота назад, показанного в 1978 г. Эйдзо Кенмоцу. Далее следует лавина производных от этого движения, вплоть до аналогов переворотов назад (Ю. Королев, 1981 г., К. Гусикен, 1983 г.) и "ткачевского" (С. Типпельт, 1987 г.). УПРАЖНЕНИЯ НА КОЛЬЦАХ за последние полвека совершили в своем развитии как бы подъем по спирали. Будучи вначале преимущественно снарядом для выполнения силовых упражнений, кольца затем приобрели славу яркого махового вида, после чего - не теряя своего махового репертуара - стали вновь вбирать в себя силовые компоненты. "Доворонинская" эпоха - это времена незрелой маховой техники, при которой умеренно-дина мическая работа сочетается с откровенными "дожимами". Корифей мирового гимнастики В.И. Чукарин "как из пушки" вылетает в стойку на руках, но... сгибает руки в локтях. В большой цене - сложные элементы, в исполнении которых непревзойденным оставался Альберт Азарян. "Воронинский стиль" начинает совершенно новую эпоху в развитии колец. "Воронинский стиль" - это динамичная маховая работа в висе с подъемами исключительно через прямые руки и с филигранной фиксацией -после маховых движений - конечных положений. С середины 60-х гг. это направление становится всеобщим. От "выкрутов" к большим оборотам. Ключевую роль в совершенствовании махов в висе на кольцах сыграли опять-таки энергонасыщающие движения типа "высоких выкрутов" назад и вперед. Современный "высокий выкрут" - это фактически оборотовое движение, выполняемое без фиксации конечного положения и могущее выполняться циклически, с нарастанием амплитуды маха. Освоение техники этих движений сопровождается начиная с 60-х гг. нахождением целого ряда важных технических приемов: спадов со сведенными руками и более выпрямленным телом, быстрого и активного (а не расслабленного!) прогибания перед махом вперед в висе, прохождения виса с использованием рессорных свойств плечевого пояса, полувкручивания на махе назад и др. Эволюция сальто также тесно связана с совершенствованием махов в висе. Новая маховая техника открывает перед гимнастами возможности освоения современных высоких сальто с поворотами, двойных и тройных сальто. В частности, на смену примитивным "пируэтам" (с ранним отпусканием только одной руки) приходят эффектные движения с полноценными безопорными поворотами. Возвращение "силы". С начала 80-х гг. ресурсы развития маховых движений на кольцах начинают несколько скудеть, и гимнасты вспоминают об исконно кольцевом репертуаре. Выясняется, что ведущие современные мастера не хуже классиков умеют делать сложнейшие силовые элементы, умело сочетая их с современными махами. КОНЬ. Этот снаряд всегда занимал особое место в гимнастике, так как для махов на коне нужны не столько сила, гибкость или скоростные качества, сколько совершенно специфические качества и свойства. Хороший коневик (такой, например, как замечательный советский мастер Владимир Лаврущенко) даже в 40-е гг. мог бы - на основе техники того времени! - освоить многие современные упражнения, что совершенно исключено в других видах многоборья. Но все же и конь естественным образом прогрессировал. Техника универсального круга. Одна из важнейших тенденций в развитии упражнений на коне заключалась в постепенном переходе к технике круговых движений, позволявшей одинаково (и одинаково успешно) работать на всех частях снаряда, а если надо - то и не на коне, вплоть до кругов на полу. Это позволило с совершенно новой точки зрения посмотреть на подготовку гимнастов (заслуга в формировании этого подхода принадлежит известному специалисту Б.В. Маслову). Феномен Мадьяра. Индивидуальные успехи в выполнении упражнений на коне в сильнейшей степени зависят от конституции гимнаста. Счастливым сочетанием нужных качеств (в том числе творческих) обладал знаменитый венгерский коневик Золтан Мадьяр. Он персонально на протяжении целого ряда лет двигал вперед упражнения на коне как вид многоборья. Впервые показанные Мадьяром проходы кругами поперек, "шпиндель" (круг двумя с поворотами в разноименную сторону) совершили революцию в махах на коне: стало ясно, что ресурсы этого вида многоборья гораздо шире, чем казалось. С первой половины 70-х гг. появляются самые разные модификации движений на коне, вплоть до наиболее сложных (структурный венец этого направления развития - полный проход "винтами" через все опорные зоны коня). Противоходы - аналог "прямых" переходов из одной опорной зоны коня в другую, выполняемые не в упоре двумя на ручке, а в упоре сзади, - стали выполняться в конце 70-х гг. (Э. Кенмоцу). Будучи не самыми сложными движениями, они показали, что решительно все, что можно придумать для опорных упражнений на коне, реально выполнимо. Круги "деласал-томас ", появившись в 1976 г. в качестве "декоративного" варианта обычных кругов, поначалу и существовали лишь как круги, получившие новое внешнее оформление. Однако биомеханика этого движения заметно отличается от биомеханики обычных кругов. Главное отличие за-ключается в том, что благодаря разведению ног гимнаст имеет возможность существенно поднять траекторию центра масс тела относительно опоры. Это обеспечило совершенно невиданную ранее возможность выхода с кругов в стойку на руках и обратно. Это сделало махи на коне необыкновенно пространственными, придало им новое "измерение". К тому же быстро выяснилось, что "деласалом" можно делать практически любые другие (а не только простые) круговые движения. Скрещения новые и старые. Плоские махи на коне относятся к самым старым формам движения, известным не одно столетие. Но если махи типа "одноножных" перемахов, кругов, скрещений в давние годы были обязательным компонентом комбинаций, и не только у новичков, то в эпохи бурного развития круговых движений о плоских махах забыли, так как казалось, что серьезному развитию они не поддаются (хотя еще во времена В. Лаврущенко делались довольно сложные скрещения с поворотами, перескоками и др.). Но с развитием техники "деласал-томас", заставившей мастеров искать способы ухода из стойки на руках, вновь вышли на сцену плоские махи. Стали появляться новые формы этих упражнений, типа скрещения в стойку на руках (Ли Нин, 1982 г.). Однако возможности этих движений далеко не исчерпаны. ОПОРНЫЕ ПРЫЖКИ всегда отличались относительной скромностью возможностей в развитии движений, а главное - их общим потенциальным числом, хотя на самом деле возможности этого вида гораздо обширнее, чем может показаться. Вспомним основные вехи в развитии этого вида многоборья у мужчин и женщин. Эра "прямых прыжков" охватывает довоенное и раннее послевоенное время. И гимнасты, и гимнастки владели в это время преимущественно прыжками типа простых "разножек" и переворотов вперед. Первые выполнялись с высоким "замахом" и не имели активной полетной фазы после отталкивания руками. Вторые выглядели как относительно вялое движение через стойку на руках с длительной, пассивной опорой на кистях. Активизированные "лёты" и перевороты стали осваиваться в 50-х гг. Появился прогрессивный "лёт" с умеренным замахом и активной "кипой" при отталкивании руками. На этой основе стали возможными прыжки с мощным вылетом: умеренным прогибани ем, а позднее и с поворотами. Параллельно стали меняться и перевороты вперед: и мужчины, и женщины стали мощнее разбегаться, отталкивание руками приобрело большую мощность, быстродей ствие, но главное - отталкивание стало наконец трактоваться как генерализованная работа всем телом. Появилась техника подготовительного "подрессоривания" с предварительным прогибанием тела на опоре. Использовалась и "альтернативная" техника переворотов типа "ямасита" (1962 г.) с наскоком в закрытом положении. Отметим, что эта техника не исчерпала своих возможностей доныне, хотя, по сути дела, совершенно забыта. "Цукахара" подлинный и ложный. Именной прыжок Мицуо Цукахары, вынесенный на широкую арену в 1970 г., на самом деле впервые появился в СССР до Цукахары и был показан советским мастером А. Углевым. Подлинный "цукахара" - это прыжок на коне с поворотом кругом в стойку на руках (а не боком, как часто считается) и последующим полуторным сальто назад. Дальнейшее развитие этого движения было сложным. В наиболее структурно чистом виде его показывают гимнастки, которых заставляет это делать конь, поставленный продольно. Что касается мужчин, то они быстро нашли другую структуру: наскок с поворотом боком и с дальнейшим вращением по сальто вперед. Этот вариант еще в 1974 г. получил наименование "касамацу", но в дальнейшем влился в общий поток прыжков "цукахара", и, кажется, многие тренеры и судьи до сихпор не отличают его от настоящего "цукахары"... Так или иначе, но прыжки этого типа активно развивались и дали много сложных вариантов. Переворот и сальто. Переход от одинарного переворота вперед к прыжкам класса "переворот - сальто" дался гимнастам и гимнасткам нелегко: фактически пришлось сформировать гимнаста-прыгуна нового поколения. Но как только на рубеже 60-70-х гг. это произошло, в опорных прыжках совершилась революция, вид стал намного атлетичнее, интереснее. Появилось много усложненных вариантов движения - с ранними и поздними поворотами и с двойными вращениями (Феликс Роче: 1979 г.), а также сальтовые прыжки боком. У гимнасток аналогичные прыжки по понятным причинам появились несколько позже. "Рондатовые" прыжки начали делать гимнасты-мужчины, но известность они приобрели, скорее, благодаря гимнасткам. Первый прыжок этого типа сделала в 1982 г. Наталья Юрченко. Он представлял собой наскок рондатом на мостик с последующим "фляком" через коня. Дальнейшее развитие этого профиля опорных прыжков протекало по "сценарию" прыжков "цукахара", в которых вторая полетная фаза дополнялась усложняющими вращениями. В практике мужской гимнастики "рондатовые" прыжки используются мало, хотя их возможности достаточно велики. Имеют перспективу даже прыжки с наскоком, как ни парадоксально, переворотом вперед без поворота, так как последующий уход с мостика в этом случае дает новые возможности для вращения вперед в первой полетной фазе. АКРОБАТИКА внедрялась в спортивную гимнастику не сразу. До известного времени существовало мнение, что эти "два разных" вида спорта не следует "смешивать". Но еще в 30-е гг. знаменитый мастер, один из наиболее артистичных гимнастов страны того времени, Николай Серый, совершил дерзкий шаг и ввел в вольные упражнения акробатическое сальто (с места). В дальнейшем акробатика стала занимать на ковре (и в переносном, и в прямом смысле) все большее место. При этом гимнасты-"спортивники" имели возможность заимствовать опыт у акробатов-прыгунов, которые, по понятным причинам, всегда шли впереди. Отметим ряд примечательных событий в прыжковой акробатике гимнастов. Этап "гладких" сальто. Плеяда лучших мастеров первого послевоенного времени, блиставшая в 50-х - начале 60-х гг. (В. Чукарин, Б. Шахлин, Ю. Титов), практически не знала сложных прыжков с поворотами и тем более двойных сальто. Этап внедрения "пируэтов" , который пришелся на 60-е гг., прежде всего знаменовался освоением более совершенных сальто прогнувшись (выпрямившись), что было необходимо для освоения поворотов. "Воронинская" когорта советских мастеров уже ввела в свои комбинации сальто назад с поворотом на 3600, хотя более сложные вращения так и остались для них малодоступными. Двойные и тройные "пируэты" стали достоянием лишь последующих поколений мастеров, выступавших в 70-х гг. и позднее. Показательно, что мастера-гимнастки всегда следовали за мужчинами, отставая от них в освоении новых прыжков лишь на 2-3 года и даже меньше. Особых успехов (что можно объяснить чисто биомеханическими, морфологическими причинами) женщины достигли в освоении пируэтных вращений. Так, в 80-е гг. число женщин, способных выполнять высококачественный тройной "пируэт", часто превышало число мужчин, пытавшихся делать то же движение. Двойные сальто акробаты-спортивники начали делать уже в 50-х гг., тогда как гимнасты добрались до первого двойного сальто назад в группировке на полтора десятка лет позже, хотя дальнейшее развитие этого важнейшего, эффективнейшего профиля движения шло очень активно. Комбинированные сальто особенно активно входили в практику мировой спортивной гимнастики во второй половине 70-х гг. При этом помимо "лунного" сальто ведущие мастера использовали различные, подчас прихотливые модификации сложных вращений: "полтора сальто с полутора пируэтами" (К. Томас, 1978 г.), из задней стойки, с поворотом полтора сальто боком ноги врозь в кувырок вперед (Ли Юйджу, 1979 г.) и др. Двойные сальто прогнувшись ведущие мастера, включая женщин, стали осваивать в 80-х гг., и они сыграли в развитии "гимнастической акробатики" столь же важную роль, что и аналогичные упражнения на перекладине, кольцах. Первые опыты исполнения "двойного бланша" имели утилитарный характер ("главное - выкрутить"), но в дальнейшем совершенствование движения шло и идет ныне по пути все большего энергонасыщения (увеличение вылета, максимальное выпрямление тела). Тройное сальто гимнасты стали показывать в конце 80-х гг. (В. Люкин, 1987 г.). Это пока рубеж, который женщинам труднее достичь, чем мужчинам. "Директивные" сальто вперед стали насаждаться в гимнастике в последние годы по причине принятых FIG нововведений, поощряющих именно эти движения. И действительно, гимнасты стали лучше делать все вращения вперед, начиная с собственно сальто и кончая серийными переворотами вперед. В целом же этот шаг FIG следует признать спорным, если не абсурдным: долголетний прогресс мировой гимнастики в освоении наиболее важных (по чисто естественным причинам) вращений назад поставлен под удар. Усилия целых поколений специалистов сейчас теряют свою ценность... УПРАЖНЕНИЯ НА БРЕВНЕ претерпели за последние полвека самые разительные перемены: из чисто "балансового" снаряда, изобилующего равновесными позами и перемещениями на ногах, бревно со временем стало снарядом, на котором выполняются трюковые виды многоборья, на нем, как и в вольных упражнениях, на первое место выходит прыжковая акробатика. Бревно на этапе простых акробатических переворотов. Гимнастки времен прославленных олимпийских чемпионок Г. Гороховской и даже Л. Латыниной еще не владели темповыми элементами на бревне. В 50-60-х гг. акробатика на бревне представлена - помимо стоек - медленными переворотами вперед и назад ("перекидками") и реже - более быстрым переворотом боком, выполнявшимся адаптированной техникой, со сгибанием в тазобедренных суставах. Фактически это этап "статического" бревна. Темповые перевороты стали внедряться в практику упражнений на бревне молодыми преемницами блистательной Ларисы Латыниной - Ларисой Петрик, Зинаидой Ворониной, Ольгой Карасевой, Натальей Кучинской и их зарубежными соперница ми. На рубеже 70-х гг. произвольные комбинации на бревне начинают все более решительно оснащаться быстрыми переворотами вперед и особенно назад, что было принципиально важно, так как открывало пути для исполнения на бревне настоящих прыжковых соединений. Особенно показательна история совершенствования "фляка": первичная форма темпового переворота назад временно сменилась модой на "румынский" фляк, исполняемый с нарочитым разведением ног в передне-задней плоскости; такой "фляк" был более надежен, но... был лишен качеств динамического, "разгонного" прыжка. Сальто Корбут, разученное знаменитой гимнасткой в середине 70-х гг., стало дерзким нарушением всех старых традиций. На Ольгу обрушился шквал, соединивший в себе шум славы и обвинений в провокациях против гуманности спорта. Но остановить начавшийся процесс было уже невозможно: упражнения на бревне стали стремительно оснащаться рискованными прыжками, техника которых все больше приближалась к технике традиционной акробатики. От элементов к прыжковым комбинациям. В 80-е гг. происходит быстрое насыщение произвольных комбинаций ведущих гимнасток мира все более сложными акробатическими прыжками и их соединениями, вплоть до хрестоматийных связок типа "рондат - фляк - сальто". При этом концовки таких комбинаций, по понятным причинам, вначале делаются в соскок (сальто прогнувшись, сальто прогнувшись с поворотами, двойное сальто, комбинированные сальто), а несколько позже появляются и исполнители с поворотом на бревно. В частности, в 1983 г. Альбина Шишова делает на бревне полноценный "пируэт" прогнувшись. Одним из направлений совершенствования таких трюков на бревне становятся в эти годы сложные акробатические наскоки на бревно, включая рондатовые прыжки с мостика (Келли Гаррисон, 1985 г.). "Акробатическое развитие" упражнений на бревне продолжается и ныне. Его основная стратегия - усвоение мощной прыжковой техники с наращиванием скорости продвижения по опоре. УПРАЖНЕНИЯ НА БРУСЬЯХ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ претерпели в течение полувека самые, быть может, поразительные изменения, так как за это время снаряд из модификации "параллельных" брусьев превратился в сдвоенный турник. Этап "суженных" брусьев характеризуется возможностью исполнения на этом снаряде самых разнообразных упражнений в смешанных опорах. В 50-х гг. еще не редкость рабочие положения типа разновысокого упора на верхней-нижней жердях, статических равновесий на ноге (стоя на н/ж) и др. Маховые движения в основном представлены движениями типа "малых оборотов" или отмахов из висов лежа. Сложные сальтовые соскоки гимнасткам этого времени (50-60-е гг.) еще не известны; любимый соскок Ларисы Латыниной, с которым она блеснула на Олимпиаде в Мельбурне (1960 г.), - "разножка" с верхней жерди. Последующие поколения гимнасток выучились делать на узких разновысоких брусьях немало интересных элементов. Вот некоторые из них, взятые как признак эпохи: Биржит Радохла (1964 г.) - отмахом назад с н/ж перелет в вис согнувшись сзади на в/ж; Вера Чаславска (1966 г.) - отмахом назад из упора на в/ж поворот на 3600 с перелетом на н/ж; Эрика Цухольд (1966 г.) - из виса согнувшись сзади на в/ж перелет дугой назад в стойку на н/ж; Ольга Корбут (1972 г.) - оборотом согнувшись на н/ж подлет назад в упор сзади на в/ж; Карин Янц (1972 г.) - из виса лежа махом назад сальто вперед в вис на в/ж. Одним из наиболее популярных соскоков в это время становится "срыв" с н/ж, развивавшийся затем долгое время, вплоть до трюков типа "срыв-сальто назад с поворотом на 3600". Ударные отмахи из виса лежа составляли в 70-х гг. предмет пристального внимания специалис тов. Появился целый ряд сложных элементов, выполняемых мощным спадом и последующим отмахом назад из виса лежа. Кроме сальто вперед это были имитации мужских перелетов на перекладине типа "предножки" (Макси Гнаук, 1979 г.), "разножки" и т.п. Соскоки дугой развивались в те же годы как реакция на дефицит достойных для гимнасток высшего класса соскоков большой трудности. Контровая структура таких движений, предъявляющая повышенные требования к подготовке исполнителя, была заметным препятствием для гимнасток начала 70-х гг. Но впоследствии соскоки этого типа широко распространились. Макси Гнаук владела на рубеже 80-х гг. такой "дугой - сальто вперед", что могла бы при желании делать и двойное сальто. Но... тенденция на освоение движений дугой была вытеснена другой непреодолимой тенденцией - на внедрение "больших махов" по типу перекладины, чему неизбежно способствовало постепенное увеличение разрешенной ширины брусьев. При этом все менее доступными становились движения отмахом из висов лежа, и брусья неуклонно превращались в сдвоенную перекладину. Большие обороты стали широко входить в практику в 80-х гг. В советской гимнастике задача освоения первого большого оборота назад выпала плеяде Натальи Шапошниковой, Стеллы Захаровой, Марии Филатовой. На первых порах это движение давалось (и не без труда) в основном малорослым, физически хорошо подготовленным гимнасткам. Но позднее (на фоне все более расширяемых брусьев и совершенствования техники движения) оборот стал доступен практических всем. При этом адаптированная "женская" техника сменялась вполне "мужской" манерой работы. Расширенные жерди открыли новые возможности варьирования спада на оборот назад, что было крайне важно для подготовки отхода на соскоки большим махом. Заметно позднее гимнастки начали осваивать и большие обороты вперед (лицом наружу), применяя для этого смешанную технику, сочетающую в себе бросковое движение и "накат". "Перелеты" на "новых" брусьях также стали делаться по образу и подобию перелетов на перекладине. Интересную эволюцию претерпел "перелет Ткачева". Его первая форма имела характер имитации (переворот в стойку и спад из нее с перемахом ноги врозь в вис согнувшись ноги врозь). Затем появились исполнительницы подлинного перелета (с контрдвижением на подъеме). И наконец - своеобразные вариации этого движения, в том числе элемент Елены Шушуновой (1987 г.): махом вперед подъем с поворотом кругом в стойку на руках и с поворотом кругом перемах ноги врозь назад в вис на в/ж. Сальтовые движения махом вперед из виса начали бурно прогрессировать вместе с большим оборотом назад, совершая тот же путь, что и аналогичные упражнения на перекладине, но с задержкой примерно в 20 лет. Вначале стали исполняться сальто прогнувшись, уже вскоре - "пируэты", практически вместе с ними - двойное сальто и чуть позже - комбинированные сальто. В настоящее время гимнастки уверенно вышли на уровень двойного сальто прогнувшись, хотя техника и параметры этого движения на брусьях отличаются от своего аналога на перекладине. Итак, начав в заглавии статьи с цитаты из Федерико Феллини, вернемся в заключение к эпиграфу из Александра Сергеевича Пушкина: куда плыть гимнастическому кораблю в XXI веке? Заниматься предсказаниями -дело неблагодарное, ибо из всех принципиально возможных путей реальностью часто становится самый, быть может, неожиданный; в гимнастике события очень часто развивались по прихоти случая или моды. Но можно наметить наиболее вероятные, а также разумные пути продвижения нашего замечательного вида спорта в будущее. Что это за пути? - Гимнастика неизбежно должна продвигаться в направлении усложнения элементов и соединений, но решать эту задачу за счет требований к силовой, скоростно-силовой подготовке будет все труднее. Поэтому нужно изыскивать способы помощи гимнасту, вводя все более упругие, а быть может, и активные снаряды. - Необходимо введение в постоянный обиход (включая соревнования) тотальной системы безопасности (мягкие или "выключающиеся" по команде извне снаряды, места приземления типа ямы с поролоном на всех видах многоборья и пр.); изменение концепции "доскока" (следует требовать не "жесткой" остановки, а лишь технически точного прихода на ноги, подобно тому как оценивается вход в воду у прыгунов с трамплина или вышки). - Прыжково-толчковые снаряды должны иметь систему индивидуальной подстройки с изменением модуля упругости. - Было бы неразумным развивать гимнастику преимущественно за счет количественных признаков движения (двойное сальто вместо одинарного, тройного пируэт вместо двойного и т.д.); из всех реально существующих структур движений современные гимнасты практически используют всего лишь около 10%... И совершенно необозримые возможности развития таятся в работе над соединениями. - До сих пор комбинации на снарядах строятся, как правило, композиционно примитивно; гимнастику следует активно развивать в сторону большей художественности, ибо это - художественный вид спорта (и правила судейства должны этому способствовать, а не мешать, как сейчас). - Многоборные соревнования не должны больше играть самодовлеющией роли, нужно открыть для спортсменов возможности специализироваться исключительно в избранных видах, так как по чисто природным причинам (конституция, двигательные качества, психика) каждый гимнаст больше предрасположен к работе на определенных снарядах, тогда как идеальных качеств "многоборца", строго говоря, не существует в принципе. Введение квалификации по отдельным видам (не исключая при этом и многоборья) сделало бы гимнастику гораздо демо-кратичнее, интереснее для зрителя и существенно повысило бы уровень достижений в каждом отдельном виде. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |