ТЕХНИКА: ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТ-
ВОВАНИЯ


Abstract

PERSPECTIVE OF FLIGHT EXERCISES' ON HORIZONTAL BAR DEVELOPMENT

S.A. Alekperov, professor, Ph.D.

V.P. Aksyonov, lecturer, Ph.D.

St.-Petersburg state P.F. Lesgaft academy of physical culture, St.-Petersburg

Key words: flight exercises, horizontal bar, technique, perspectives of development, scientific substantiation.

The aim of this paper was to make an attempt to explane some reasons of a sertain stagnation in a tempo of the flight exercises' new modifications' appearance.

The main reason of this situation, according to the authors opinion, is that gymnasts are not able to reach the essential increase of the main start's parameters and the speed of departure, first of all. The speed of departure in flights-over and flights-up does not overcome 5 m/s, and flight time 1s till this moment.

The improvement of the large swing'technique can play the important role in the further progress of the flight exercises.

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ПОЛЕТНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ПЕРЕКЛАДИНЕ

Кандидат педагогических наук, профессор С.А. Алекперов
Санкт-Петербургская государственная академия им. П.Ф. Лесгафта,

Кандидат педагогических наук, доцент В.П. Аксенов

Ключевые слова: полетные упражнения, перекладина, техника, перспектива, научное обоснование, развитие.

Полетные упражнения появились в конце 70-х гг., хотя теоретические основы их, что называется на кончике пера ученых, были созданы раньше. Сальто вперед в вис большим махом, перелет Ткачева и ряд других подобных элементов были рассчитаны и опубликованы еще в 1969 г. (журнал "Мастерство гимнастов", статья "Это реально"). Безусловно, их возникновению способствовали фундаментальные теоретические разработки по технике различных структурных групп на перекладине Ю.К. Гавердовского, В.Т. Назарова, Ю.А. Ипполитова, Н.Г. Сучилина и др. Непосредственный предвестник полетных упражнений - исследования Н.Г. Сучилина по технике соскоков прогрессирующей сложности. Полетные элементы целиком основаны на данной теории. Этими факторами во многом можно объяснить такое бурное развитие новой сложной структуры группы, о появлении которой всего несколько лет назад многие тренеры отзывались отрицательно, считая их трюками опасными и не пригодными для спортивной гимнастики.

На Олимпийских играх и Чемпионате мира (Москва, 1980, 1981 гг.) произвольные комбинации бесполетных элементов уже считались неполноценными. А президент FIG (ФИЖ) Ю.Е. Титов публично заявил, что в нашем виде спорта начинается эра полетной гимнастики. Разумеется, отдельные полетные движения, такие, так наскоки и соскоки с них (сальто на брусьях, акробатические прыжки в вольных упражнениях и т.д.), были представлены во многих видах спортивной гимнастики. Но принципиальная особенность техники полетных элементов на перекладине состоит в том, что они включаются с приземлением на снаряд с логическим продолжением комбинации включающим другие двигательные структуры, или же при выполнении серии полетных элементов подряд. При этом длительность безопорного периода каждого из них составляет 0,8-1,0 с, а общее пребывание в невесомости, включая и соскок, доходит до 5 с. В отличие от соскоков вариативность момента старта значительно меньше, тут цена ошибки слишком велика и высок риск срыва исполнения.

Полетные упражнения, как и соскоки, выполняются большим махом вперед и назад, с перелетом через перекладину и без перелета. Так же как и в соскоках, основными параметрами являются скорость вылета о.ц.м. и величина кинетического момента тела. Благодаря хлестовым движениям гимнасты научились корректировать величину этих указанных параметров. Использование хлестовых движений практически освоено многими гимнастами и успешно используется ими. Однако осознанию истинной роли их механизма помогла работа В.Б. Коренберга по теории касательных взаимодействий.

В статье не обсуждаются интересные и важные детали этой теории и некоторых других работ, однако ряд положений, на наш взгляд, требует уточнений. В частности, мера воздействия касательных усилий в предстартовых действиях представляется преувеличенной.

В настоящий момент появился некоторый застой в темпе возникновения новых модификаций полетных упражнений. Ожидания

специалистами скорого появления двойных и тройных сальто и пируэтов с многократным вращением в полете так и не оправдались до сих пор. Главная причина этого, на наш взгляд, то, что гимнасты не владеют способами существенного увеличения основных параметров старта. До сих пор скорость вылета в перелетах и подлетах не превышает 5 м/с, а длительность полета - 1 с.

Экстраполяция на полетные упражнения максимальных значений скорости вращения по сальто и пируэту в таких видах спорта, как батут, прыжки в воду и акробатика, показывает, что для выполнения еще одного полного вращения по сальто и пируэту необходимо увеличение длительности полета на 0,4-0,5 с, а стартовая скорость о.ц.м. должна возрасти примерно на 20%. Овладение такими параметрами потребует, по всей вероятности, немало усилий и времени.

Указанные параметры, по-видимому, будут достигнуты постепенно. Увеличение длительности полета, еще не достаточной для полного вращения по сальто и пируэту, может быть использовано для видоизменения уже освоенных модификаций полетных упражнений,т.е. при изменении ритмо-темповой структуры, варьировании разнообразных поз и характера движения в полете.

Существенную роль в прогрессе полетных упражнений может сыграть дальнейшее совершенствование техники больших махов с целью преодоления дефицита энергии движения. В связи с этим следует подчеркнуть особую важность совершенствования средств и методов СФП гимнастов начиная с самого юного возраста.

Все вышесказанное может дать импульс для нового витка в развитии полетных упражнений на перекладине.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!