Abstract TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL ACTIVITY'S MASTERING BY COACH-TEACHER ON GYMNASTICS IN ASPECT OF MULTILEVEL STRUCTURE OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA E.A. Zemskov, Ph.D., lecturer Russian state academy of physical culture, Moscow Key words: specialist on gymnastics, multilevel structure of education, professional acivity. The purpose of this paper was to consider the problems of future specialists' on gymnastics training. The general structure of the pedagogical orientation in the professional activity of the specialists on gymnastics is represented. The qualification characteristics of specialists on gymnastic had been offered, but it needs the further study. The elaborated structure of the subject programmes over the stages of the professional pedagogical training allowes to master the main topics through the concrete forms of the teaching-practical activity according to the profile of specialization. |
ТЕХНОЛОГИЯ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ГИМНАСТИКЕ В АСПЕКТЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ СТРУКТУРЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Кандидат педагогических наук,
доцент Е.А. Земсков Ключевые слова: специалист по гимнастике, многоуровневая структура образования, структура профессиональной деятельности, подготовка. Реформа высшего образования в России, тенденции развития мировой гимнастики привлекли особое внимание науки и практики к проблеме подготовки специалистов по спортивной гимнастике. В настоящее время в высших физкультурных учебных заведениях отмечается сокращение числа выпускников-мужчин. Увеличение числа специалистов-женщин связано с условиями рыночной экономики, которые высветили приоритет физкультурной деятельности с оздоровительной направленностью. Поэтому кафедры гимнастики переориентировались на подготовку тренеров - преподавателей оздоровительно-ритмических видов гимнастики. Однако по данному направлению еще не сложились система и содержание профессиональной подготовки специалистов. Явно не хватает теоретических разработок, научно-методических материалов, еще недостаточен практический опыт. Поэтому в настоящее время стоит проблема не оптимизации, а в большей степени сохранения методики подготовки тренеров по олимпийским видам гимнастики. На данную категорию специалистов должен быть определен государственный заказ. Одновременно следует искать рациональные и оптимальные пути подготовки специалистов по оздоровительным и массовым спортивным видам, например спортивной аэробике, акробатическому рок-н-роллу, общей гимнастике. Реализовать поставленные задачи можно при разумном использовании интеллектуального потенциала кафедр гимнастики, ДЮСШОР, Федерации гимнастики, учебных и специальных научных организаций. Функцию организации взаимодействия кафедр гимнастики институтов физической культуры, Федерации гимнастики России и ДЮСШОР целесообразно возложить на созданную при ФГР комиссию. Совместная деятельность специалистов позволяет оперативно вносить в учебные программы изменения, связанные с новыми достижениями в области теории и методики гимнастики, совершенствовать технологию обучения студентов, а также учитывать передовой опыт спортивной и физкультурной практики и запросы общества. В этом случае деятельность кафедр гимнастики будет ориентирована не на валовые, а на качественные показатели профессионально-пе дагогической и практической подготовки будущих специалистов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
За последние 5 лет в России осуществился переход на многоуровневую структуру высшего образования. Главные цели настоящей реформы: повышение культурно-образовательной, научной и профессионально-практической подготовки специалистов по физической культуре с учетом меняющихся запросов практики, приведение содержания образования в соответствие с международным стандартом. В связи с этим возникли новые проблемы, такие, как установление уровней профессионального образования и ступеней освоения профессионально-педагогической деятельности будущими специалистами гимнастики, разработка государственных образовательных стандартов и профессионально-образовательных учебных программ. Анализ исследований, посвященных проблемам высшего физкультурного образования, показывает, что процесс подготовки высококвалифици рованных специалистов по физической культуре представляет собой сложную многоаспектную и многоуровневую систему профессиональной деятельности, поэтому подготовку специалистов по гимнастике предлагается осуществлять следующим образом (см. схему). Высшее профессиональное образование базируется на фундаментальных и современных достижениях науки, практики и культуры. Культуре отводится особая роль как в общем воспитании, так и в повышении общекуль турного уровня будущего специалиста. Необходимо вооружить его достаточным объемом знаний и сформировать способности к творческому решению новых задач, выдвигаемых спортивной и физкультурной практикой, воспитать чувство ответственности перед обществом за результат профессиональной деятельности, связанной с воспитанием системы мировоззренческих и поведенческих качеств у занимающихся. В связи со сказанным деятельность специалиста по гимнастике является не только педагогической, но и интеллектуальной. Через учебную деятельность дисциплины специализации выполняют функцию интеграции знаний, навыков и умений, приобретенных в результате освоения учебного материала гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин учебных планов. Межпредметные связи усиливаются на более высоких ступенях образования. Структура новой организации учебно-воспитательного процесса обеспечивает многопрофильную непрерывную подготовку будущих специалистов по гимнастике: от неполного высшего профессионально ориентированного образования, через общее высшее физкультурно-педагоическое образование к специальному высшему профессионально-педагогическому образованиию, ориентированному на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность. Каждая ступень образования обеспечивает определенный уровень профессионально-практической деятельности специалиста: от инструктора основной гимнастики детского сада и школы, тренера школьной секции гимнастики или тренера групп начальной подготовки ДЮСШ к тренеру-исследователю, преподавателю новых технологий видов и систем гимнастики. Концептуальные положения теории деятельности, системного и объектно-дея тельностного подходов являются методологической основой описания предмета, цели и задач, определения преимущественных средств в специфическом виде деятельности специалиста по гимнастике (табл. 1). Таблица 1. Структура педагогической направленности профессиональной деятельности специалистов по гимнастике в сфере физической культуры
Системообразующим фактором, определяющим специфику профессиональной деятельности специалиста, является объект, на который направлена эта деятельность. Объектом, очевидно, является не спортивный результат, техника двигательного действия или уровень развития определенного физического качества, а люди различного возраста, состояния здоровья, занятые определенным видом труда, с различной степенью мотивации к занятиям спортом или физической культурой. В табл. 2 приводится общая структура педагогической направленности профессиональной деятельности специалистов различной квалификации по гимнастике. Конкретизация содержания элементов структуры представлена в квалификационных характеристиках специалиста по гимнастике. Следует подчеркнуть, что разработанная общая структура не претендует на достаточную степень научного обоснования. В этом направлении необходимо вести углубленные исследования. Однако она позволяет разработать структуру содержания тематических программ по ступеням профессионально-педагогической подготовки (см. табл. 2). Каждый раздел программы предполагает освоение главных тем через конкретные формы учебно-практической деятельности студентов и в совокупности реализует цель их достаточной подготовленности к практической работе по профилю специализации. И так на каждом уровне профессиональной подготовленности. В основу структурирования содержания профессиональ но-педагогической деятельности и связанного с ней содержания учебного материала тематических программ были заложены следующие принципы: поэтапного и постепенного вовлечения в трудовую деятельность тренера и преподавателя, непрерывности повышения уровня профессионального образования, логической последовательности и преемственности учебного материала внутри отдельных разделов. Таблица 2. Структура содержания тематических программ по ступеням профессионально-педагогической подготовки специалистов по гимнастике
В заключение необходимо отметить, что в статье затронуты лишь те проблемы, от решения которых будет зависеть качество подготовки специалистов по гимнастике, дальнейшее развитие гимнастики как олимпийского и массового вида спорта и эффективного средства физического воспитания населения России. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |