НАУЧНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ МОСКОВСКОЙ ГАФК


Abstract

STATE AND WAYS OF GYMNASTICS'ES IMPROVEMENT IN SYSTEM OF BASIC EDUCATION IN PHYSICAL CULTURE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Yu.V. Menkhin, professor

E.E. Bindusov, Ph.D., lecturer

N.V. Konkov, post graduate

Moscow state academy of physical culture

Key words: basic education, social demand of society in healthy persons, gymnastics as unified mean of health improvement, kinds of gymnastics, multiskilled specialist.


СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГИМНАСТИКИ В СИСТЕМЕ БАЗОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ

Доктор педагогических наук, профессор Ю.В. Менхин,
кандидат педагогических наук, доцент Е.Е. Биндусов; Н.В. Коньков

Московская государственная академия физической культуры

Ключевые слова: базовое образование, социальная потребность общества в здоровых людях, гимнастика как унифицированное средство оздоровления, виды гимнастики, специалист широкого профиля.

Как известно, гимнастика - одно из древнейших средств физического воспитания. Нелишне напомнить, что еще 120-130 лет назад под гимнастикой подразумевали любую форму занятий физическими упражнениями с целью телесного совершенствования: фехтование, плавание, метание, единоборства и т.д.

В последние 20-30 лет смысловое содержание гимнастики все более сужалось и сводилось в основном к упражнениям снарядовой спортивной гимнастики.

Спорт в наибольшей мере стимулирует физическое совершенствование; в процессе исторического развития спортивной гимнастики происходит постоянный отбор наиболее эффективных средств. Поэтому все большее превалирование снарядовой гимнастики можно было бы признать естественным и в целом положительным явлением.

Однако параллельно с этим различные организующие и направляющие документы стимулируют и поощряют лишь высокое спортивное мастерство. В то же время подавляющему большинству низовых коллективов (а это почти все организации, кроме СДЮШОР и сборных команд) культивировать гимнастику, ориентированную на высшие достижения, попросту не под силу. В связи с этим работа по гимнастике в них сворачивается. Даже введение в 1984 году

особой квалификационной программы категории "Б" существенно не изменило положения.

За последние 10 лет количество занимающихся в гимнастичес ких секциях в общеобразовательных школах сократилось на 245 тыс., вузовские секции потеряли 75 тыс. гимнастов, в средних специальных учебных заведениях гимнастика практически перестала существовать.

Это нельзя признать допустимым в принципе, поскольку вся история физической культуры свидетельствует о том, что гимнастика является одним из самых доступных и эффективных средств психофизического совершенствования и укрепления здоровья.

Согласно прогнозу, сделанному учеными и отраженному в Федеральной программе развития физической культуры, к 2000 году потребность в специалистах в области физкультуры и спорта достигнет 625 тыс. при имеющемся сейчас потенциале в 165 тыс. Причем ежегодно все физкультурные вузы готовят сейчас лишь 4,5 тыс. специалистов. Зто значит, что при существующих системе и темпах подготовка физкультурных кадров продлится 102 года (625-165=460; 460/4,5=102). И при этом половина кадров будет ориентирована на тренерскую работу.

В то же время с каждым годом все острее, особенно в условиях неблагоприятной экологии, становится проблема оздоровления населения, а не его спортивного совершенствования. Поэтому значитель но возрастает необходимость подготовки специалистов широкого профиля, в большей мере оздоровительной направленности.

В решении данной задачи, по нашему мнению, одну из ведущих ролей могла бы сыграть именно гимнастика, имеющая богатейший опыт в аспектах развития и сохранения физических кондиций человека.

Однако при этом необходима трансформация наших представлений о гимнастике, в известной мере возврат (с поправками на современность) к воззрению на нее как на многофункциональную систему физических упражнений, применяемых с целью всестороннего физического развития и совершенствования.

Следует заметить, что такая трансформация взглядов сейчас уже происходит, хотя в известной мере и стихийно. Неслучаен поэтому наблюдаемый повсеместно интерес к неспортивным видам и формам гимнастики, к различным восточным и западным системам оздоровительной гимнастики.

В то же время в физкультурных вузах для подготовки специалистов используются ориентиры и средства гимнастики спортивной, снарядовой и крайне мало количество изучаемых систем оздоровительной направленности.

Таким образом, в рассматриваемом аспекте возникают весьма существенные противоречия между насущными потребностями практики и системой специального физкультурного образования (о деталях - ниже).

При этом призывы и попытки ряда специалистов размежевать спортивную и оздоровительную гимнастику не только не решают проблему, но и усугубляют ее, ибо лишают возможности использовать весь арсенал эффективнейших средств двигательно го совершенствования.

Следует, вероятно, помнить, что лучшие умы спортивной науки и практики (А.Д. Новиков, В.В. Кузнецов, В.И. Алексеев, М.Л. Укран и др.) неоднократно отмечали, что при решении задач оздоровления использование именно спорта - с его стремлени ем к высшим достижениям - дает наилучшие результаты, хотя при этом требуются особые формы организации занятий, особые программы, особые виды и величины нагрузок и динамика управления ими, особая мотивация.

Поэтому по смысловому содержанию решение проблемы нам видится не в размежевании спортивного и оздоровительного направления гимнастики, а в их взаимном проникновении, взаимном дополнении - и в практике физического воспитания, и в процессе подготовки соответствующих кадров. Хотя в аспекте профессионализма действительно целесообразно выделение двух самостоятельных направлений: тренерского и массово-оздоровительного.

Что касается первого направления, то здесь, казалось бы, все ясно, ибо система подготовки тренеров, ориентированных на высшее мастерство (хотя и не все становятся воспитателями мастеров и чемпионов), отработана достаточно хорошо: многие выпускники институтов физкультуры (в том числе и МГАФКа) пришли на смену известным тренерам-ветеранам и отличаются в подготовке гимнастов высочайшего класса - чемпионов мира и олимпийских игр.

Вместе с тем и потери тренерских кадров достаточно велики: очень многие тренеры даже при хорошем материально-техническом оснащении учебно-тренировочного процесса не дают "должной продукции", до 1/3 из "тренерского" набора студентов в процессе учебы изъявляют желание перейти на специализацию "оздоровительная гимнастика" (там, где она культивируется). Причин этого несколько.

Во-первых, выпускники спортивных школ, казалось бы, будучи хорошо профессионально ориентироваными при поступлении в физкультурный вуз, во время обучения вдруг открывают для себя, что гимнастика отнюдь не замыкается на снарядовых трюках, а включает в себя много новых для них, интересных видов упражнений, которые к тому же не требуют тех огромных напряжений, от которых и физически, и психологически спортсмены уже устали за 8-10 лет тренировок.

Во-вторых, многие начинают понимать, что в будущем вряд ли смогут связать себя с таким образом жизни тренера, который требует полнейшей самоотдачи, отличается аскетизмом, отказом от многих "естественных" благ и т.д.

В-третьих, как свидетельствует печальный опыт, подавляющее большинство выпускников тренерского факультета, т.е. обучавшиеся по особым тренерским программам, попадают работать в школы, вузы и детские сады. Таким образом, с одной стороны, их тренерские знания и умения (ориентированные на мастерство) оказываются невостребо ванными, но, с другой - у них недостает тех знаний и умений, которые требуются для эффективной работы по физическому воспитанию широкого профиля.

В то же время, перейдя на второе направление специализации - оздоровительное, они в достаточно большой мере гарантируют себе профессиональную занятость после окончания вуза и большую вероятность видимых и социально значимых результатов своей работы.

Поэтому для совершенствования специализации гимнастики как учебной дисциплины требуется, во-первых, ужесточение критериев профессионального отбора и итоговой государственной аттестации, а также усовершенствование программ подготовки тренеров и, во-вторых, значительное увеличение набора на оздоровительное направление специализации при существенном изменении учебного плана и программы подготовки.

Второе направление специализации "гимнастика" оказывается тесно связанным с так называемым общим курсом гимнастики, через который в вузе проходят все специализации.

Насколько неблагополучно обстоит дело с использованием гимнастики на общем курсе, говорят факты, которые не укладываются в рамки даже житейской (что уж там говорить о научной!) логики. Согласно учебному плану гимнастику изучают на первом курсе и почти два учебных года забывают как ненужную, поскольку еще раз столкнутся с ней только на третьем курсе - когда (опять-таки согласно учебному плану) студенты приходят на школьную практику.

За те 100-140 ч, которые учебный план отводит на изучение гимнастики, студенты в лучшем случае успевают изучить гимнастическую терминоло гию, строевые упражнения и зачетные комбинации на снарядах; иногда им удается освоить 2-3 способа проведения так называемых общеразвивающих упражнений, которые на деле ничего не развивают; все навыки страховки сводятся к "касанию вытянутой рукой", помощи никакой, методики обучения даже в знаниях (уж не в умениях!) не числится.

И с таким методическим багажом студенты приходят на практику, а потом и на работу опять-таки в подавляющем большинстве - в школы, вузы, детские сады, где гимнастика является основным программным средством физического воспитания.

Не имея не то что умений - четких представлений о гимнастике как многофункциональном, полисистемном средстве физического воспитания, такие специалисты осуществляют процесс физическо го совершенствования не по принципу "развивай", а лишь по принципу "не навреди" (читай - ничего не делай).

Между тем, как показано на схеме, современная оздоровительная гимнастика насчитывает как минимум 24 оздоровительные системы. Такие системы, как свидетельствуют практика и некоторые научные исследования, могут весьма успешно использоваться не только в низшем и среднем звеньях физической культуры, но и в сборных командах (на схеме их репрезентативность показана соответствующими номерами).

Гимнастика как базовая дисциплина в физкультурном вузе

p30_pic.jpg (60703 bytes)

Примечание. В правых столбцах, обозначающих организационные структуры физической культуры, цифрами показаны используемые в них виды гимнастики, представленные в среднем столбце.

Значит, все эти виды гимнастики нужно использовать для физического воспитания самых широких слоев населения, но для этого требуются соответствующие специалисты; вместе с тем существующие нормативные документы не дают возможности их готовить, а в них - социальная необходимость.

Следовательно, надо менять систему подготовки: учебный план, программу и план-график учебного процесса, полностью подчиняя их насущным вопросам практики и социальному заказу.

Нужно, чтобы для всех специализаций физкультурных вузов гимнастика стала и по задачам и по содержанию действительно базовой дисциплиной. Тогда учебный план и в целом выполнит свое назначение.

Естественно, что для требующейся перестройки необходимы какие-то дополнительные часы. Оказывается, найти их не очень трудно.

Во-первых, их легко позаимствовать из тех 220 ч, которые учебный план отводит как дополнительные на избранную специализацию (позиция ДПОО - 510 ч).

Во-вторых, из тех часов, которые отводятся тем же учебным планом на "дисциплины по выбору" (позиция СД07-220).

В-третьих, из факультативных часов (ФОО-2-2).

В-четвертых, из тех часов, которые планируются каждым Советом вуза на базовые дисциплины.

Вариантов много, и они могут быть использованы без ущерба для других профессионально необходимых дисциплин.

При этом важно подчеркнуть, что и в начале и на протяжении обучения по задачам и по содержанию гимнастика оказывается доступной практически всем студентам, независимо от их специализации, но при выпуске знания и умения именно в этой базовой дисциплине обеспечат их подготовленность адекватно социальным потребностям общества.

Поступила в редакцию 06.06.96


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!