Abstract FORMATION OF UNITED PHYSICAL-CULTURE EDUCATION AREA IN SIBERIA V.I. Mikhalyov, professor I.I. Suleymanov, professor V.H. Shnaider, Ph.D., lecturer Siberian state academy of physical culture, Omsk Key words: educational area, physical culture, education, kinds of professional training, post-graduate course, doctoral course. The aim of this paper was to show the state of the siberian physical culture educational area at the present time. The authors analyse the problems of the physical culture education development in Siberia. One of the main directions in its improvement according the authors opinion is the system of specialists' training. The offer the classification of physical culture education's forms and substantiate the main problems to be solved in the interests of the progressive development in various components of physical culture educational system in Siberia.
|
ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ФИЗКУЛЬТУРНО -ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СИБИРИ Профессора
В.И. Михалев, И.И. Сулейманов, Сибирская государственная академия физической культуры Ключевые слова: образовательное пространство, физкультурное образование, виды профессиональной подготовки, аспирантура, докторантура. В настоящее время достаточно прочно утвердилось понятие "образовательное пространство". Чаще всего под ним понимается система образования, "привязанная" к определенной территории. С этих позиций вполне правомерно говорить об образовательном пространстве Сибири, в том числе и о такой его разновидности, как физкультурное образовательное пространство. Прежде чем говорить о состоянии и перспективах развития данного пространства, следует уточнить само понятие физкультурного образования. Прежде чем говорить о состоянии и перспективах развития данного пространства, следует уточнить само понятие физкультурного образования. Физкультурное образование - это целенаправленное формирование у человека знаний, умений и навыков физического самосовершенствования. Физкультурное образование можно подразделить в наиболее общем виде на две разновидности: - общее, непосредственно направленное на формирование знаний, умений и навыков физического самосовершенствования у конкретного человека; - специальное, или профессиональное. Данный вид образования направлен на подготовку специалистов и через них - на формирование вышеуказанных знаний и умений. Каково же состояние физкультурного образовательного пространства в нынешнее время? Если говорить об общем физкультурном образовании сибиряков, то, на наш взгляд, существенных, коренных изменений к лучшему не наблюдается. Меньше времени стало уделяться на телевидении оздоровительным программам. В то же время намного разностороннее стала тематика выпускаемых книг и журналов по проблеме физической культуры и в целом оздоровления человека. Однако цены на эти издания недоступны многим покупателям. Фактически разрушилась система физкультур но-оздоровительных занятий на производстве в силу тяжелого положения последнего. Физкультура по месту жительства? Она и раньше, будем откровенны, не блистала большими достижениями. Пока еще держится на более или менее приличном уровне преподавание физической культуры в различных звеньях системы образования: от начального до высшего. О кризисном состоянии общего физкультурного образования и в целом оздоровления населения, в том числе и сибиряков, говорит очень красноречивый факт: Совет безопасности Российской Федерации недавно провел специальное заседание под многоговоря щим названием "Здоровье детей и подростков как фактор национальной безопасности". Некоторые из приведенных на нем фактов: в настоящее время лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, т.е. каждый десятый! За последние 10 лет число здоровых выпускниц школ уменьшилось с 28,3 до 6,3%. Число девочек, имеющих хронические заболевания, увеличилось с 40 до 75%. Доля здоровых новорожденных за последние семь лет снизилась с 48,3 до 36,5%. Как считают специалисты, через 20 лет доля здоровых новорожденных может снизиться до 15-20%. Действительно, состояние здоровья подрастающего поколения представляет собой фактор национальной безопасности, больше того - угрозу существованию населения нашей страны. Вряд ли современная медицина и даже ее дальнейший прогресс смогут существенно изменить ситуацию к лучшему. Увы, кардинальная установка современной медицины - лечить, а не предупреждать, заставляет "следовать" за болезнью, а не предупреждать ее. Более отрадная картина наблюдается в настоящее время в сфере профессионального физкультурного образования. Как бы мы ни относились к перестройке нашего общества, следует отметить: она позволила распрямить крылья системе образования страны в плане предоставления творческих свобод. Мы имеем в виду многообразие типов учебных заведений, учебных планов и программ, полную свободу педагогов в выборе методик и технологий и т.д. Все это можно в полной мере отнести и к системе подготовки физкультурных кадров. В наиболее полном виде она наглядно представлена на схеме. Предпрофессиональная подготовка. Основное назначение предпрофессиональной подготовки - это выявление профессиональной ориентации учащихся школьного возраста на специальность "Физическая культура и спорт" и их начальная профессиональ ная подготовка. Вариантов предпрофессиональной подготовки школьников может быть несколько. - 1-я ступень обучения учащихся в училищах олимпийского резерва. На этой ступени они получают полное среднее образование и одновременно через серьезную спортивную подготовку получают представление и первичные знания о профессии тренера; - лицейский класс в общеобразовательной школе-лицее. Более приемлемый вариант специализации предпрофессиональной подготовки в данном случае - это ориентация на профессию преподавателя физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности, валеологии и т.п. Например, в средней общеобразовательной школе # 57 Тюмени по инициативе зам. директора по физкультурной работе В.Г. Хромина был открыт лицейский класс по предпрофессиональной подготовке преподавателей физической культуры. Сотрудники Сибирской государственной академии физической культуры разработали для данного класса учебный план, рабочие программы и учебные пособия по каждому из предметов. План составлен таким образом, что в принципе позволит выпускнику данного класса подготовиться к поступлению не только в физкультурный, но и в педагогический, юридический вузы; - спортивный класс в общеобразовательной школе. Правда, обучение в данном классе дает лишь преимущественно двигательную, собственно спортивную подготовку. К сожалению, в этих классах отсутствует углубленная общеобразовательная подготовка, без которой сложно поступить в вуз, а главное, сложно учиться в нем. В принципе, то же самое можно сказать и о подготовке спортсменов в различного рода спортивных школах. Целью предпрофессиональной подготовки школьников по специальности "Физическая культура и спорт" является формирование их готовности к овладению профессиями и специальностями физкультурно-спортивного профиля. Достижение данной цели реализуется через решение следующих задач предпрофессиональной подготовки: - воспитание потребностно-мотивационного компонента готовности к овладению физкультурно -спортивными профессиями и специальностями; - профессиональная ориентация школьников в области физической культуры и спорта; - усвоение пропедевтических знаний на уровне неполного высшего образования; - формирование начальных психолого-педагогических умений в профессиях физкультурно -спортивного профиля; -совершенствование двигательной подготовленности школьников; -получение школьниками званий общественного инструктора, тренера и судьи по определенно му виду спорта. Усвоение программы предпрофессиональной подготовки по физкультурным и спортивным специальностям предполагает выполнение учащимися старших классов следующих требований к их подготовленности: - выпускник обязан знать основы гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных, медико-биологических, психолого-педагогических и специальных дисциплин; - выпускник должен овладеть: начальными педагогическими умениями проведения частей урока физической культуры или тренировочного занятия по определенному виду спорта; начальными умениями организации физкультурно-спортивных мероприятий и судейства соревнований по определен ному виду спорта; - выпускник должен иметь высокий и разносторонний уровень физической подготовленности, а также двигательной подготовленности в определенном виде спортивной или физкультурной деятельности . Планирование предпрофессиональной физкультурной подготовки школьников включает в себя определение ее содержания и объема учебного времени на освоение программы данной подготовки (см. таблицу). УЧЕБНЫЙ ПЛАН предпрофессиональной подготовки учащихся 10-11-х классов по специальности "Физическая культура и спорт" (средняя общеобразовательная школа № 57 г. Тюмени)
Среднее профессиональное физкультурное образование. Подготовка специалистов среднего звена проводится в техникумах и колледжах физической культуры, в педагогических училищах и колледжах с отделениями физического воспитания и в училищах олимпийского резерва (2-я ступень). В вышеуказанных образовательных учреждениях готовят преимущественно специалистов среднего звена по специальности "Физическая культура и спорт". В связи с введением в настоящее время государственных стандартов в различных звеньях системы образования в несколько "ущемленном" положении оказались средние специальные учебные заведения. Дело в том, что стандарт среднего профессионального образования не совпадает со стандартом обучения на первой ступени высшего образования, а именно, на ступени неполного высшего образования. Из-за этого выпускники ссузов не могут сразу же поступать на 2-ю ступень высшего образования, т.е. базового высшего образования. Каков же выход из данного положения? Поступать на 1-й курс вуза? Можно, но несправедливо. Проучиться, скажем, в техникуме и поступать наравне с выпускником общеобразовательной школы в вуз - конечно же, несправедливо и, в конце концов, это не в интересах государства, поскольку нерациональ но затрачиваются средства. Видятся следующие варианты выхода из этой проблемной ситуации: - вуз идет навстречу выпускникам ссузов и принимает их, скажем, на 2-й курс обучения. В данном случае необходима корректировка учебного плана вуза. Например, в Сибирской государственной академии физической культуры по такому варианту учатся на специализации "Физическая реабилитация" выпускники медицинских училищ и колледжей. Кстати, нареканий на обучение студентов этой специализации со стороны администрации академии нет; - вуз изменяет учебный план, с тем чтобы выделить какой-то период обучения (например, семестр) на "выравнивание" уровня подготовленности выпускников ссузов до необходимого уровня, после чего они "догоняют" студентов вуза; - ссуз переходит на стандарт обучения по программе неполного высшего образования, заключая при этом договор о сотрудничестве с тем или иным вузом о преемственности обучения своих выпускников в данном вузе. Плюсы данного варианта очевидны: преемственность в обучении, научно-методическая помощь со стороны вуза ит.д. Но есть и определенные проблемы. Например, наличие преподавате лей с достаточно высокой квалификацией. Выход из этого положения: приглашение специалистов со стороны и(или) повышение квалификации своих преподавателей. Следующая проблема носит нравственно -правовой характер: студенты ссуза учатся фактически по программе вузовского обучения, а получают диплом специалиста среднего звена; - наконец, следующий вариант: ссуз полностью интегрируется с вузом, становясь его структурным подразделением с предоставлением ему полных или частичных прав юридического лица или без них. В этом отношении достаточно интересна история взаимоотношений Сибирской государственной академии физической культуры и Омского педагогического колледжа # 2. В первоначальном договоре о сотрудничестве между ними было решено открыть отделение физического воспитания, готовившее учителей физической культуры. Впоследствии программа подготовки учителей была усложнена, т.е. приравнена к 1-й ступени обучения в академии. Далее была начата подготовка учителей по основам безопасности жизнедеятельности, а также педагогов по дошкольному и начальному образованию, совмещенному с физкультурным образовани ем. Причем подготовка студентов по этим специализациям проводится по программе неполного высшего педагогического и физкультурного образования при соблюдении необходимых требований государственного стандарта высшего образования. Все эти мероприятия логически подвели к обоюдному решению администраций академии, колледжа и Комитета по образованию Омской области (как учредителя колледжа) о включении педагогическо го колледжа в состав академии физической культуры на правах ее самостоятельного структурного звена. Аналогично было включено в состав академии Омское республиканское училище олимпийского резерва: 2-я (профессиональная) ступень обучения в данном училище (продолжительностью в 3 года) приравнивается к 1-й ступени высшего физкультур ного образования. Впоследствии выпускники училища поступают учиться в академию на 2-ю ступень высшего образования. Неполное и базовое высшее физкультурное образование. Первый уровень, или неполное высшее образование, включает в основном общую гуманитарную и естественнонаучную подготовку студентов. Нормативный срок обучения на этой ступени высшего образования - 2,5 года. По завершении обучения на данной ступени студент может продолжить обучение на следующей ступени или, в случае прекращения обучения, получить диплом о неполном высшем образовании. На второй ступени (базовой) высшего образования ведется подготовка бакалавров физической культуры (общая гуманитарная, фундаментальная естественнонаучная и профессионально ориентиро ванная подготовка) или специалистов с высшим образованием (общая гуманитарная и естественнона учная и профессиональная подготовка): тренеры, учителя и т.д. Нормативный срок обучения на 2-й ступени - 4-5 лет. В настоящее время наблюдается прогрессив ная тенденция в подготовке физкультурных кадров - прорыв в более широкую сферу направлений подготовки. Ранее в абсолютном большинстве случае упор делался на подготовке тренеров и в какой-то степени преподавателей физической культуры. Сейчас же спектр подготовки специалистов разного профиля стал намного шире: помимо упомянутых выше тренеров и преподавателей физической культуры в Сибирской государственной академии физической культуры готовят, например, специалистов по физкультурно-оздоровительной работе, по физической реабилитации, по менеджменту в сфере физической культуры и спорта, преподавателей по основам безопасности жизнедеятельности, специалистов с совмещенными специализациями: воспитатель дошкольного учреждения - методист по физическому воспитанию, учитель начальных классов - преподаватель дополнительного образования (физическое воспитание), преподаватель валеологии. В ближайшие годы планируется подготовка специалистов по физической культуре и спорту инвалидов, восточным системам единоборств и оздоровления, спасателей-инструкторов и т.п. Тяжелая социально-экономическая обстановка в стране вынуждает вести подготовку специалис тов по физической культуре и спорту непосредственно на местах, в регионах Сибири. Так, год назад был открыт педагогический факультет СибГАФКа в г. Надыме Тюменской области, учредителем которого кроме академии явилась мэрия Надыма, которая взяла на себя материально-финансовые проблемы по функционированию данного факультета. Кроме этого год назад были открыты учебно-консультационные пункты в Ишиме (Тюменская область) и Красноярске на базе местного училища олимпийского резерва, в которых ведется заочная подготовка специалистов. Полное высшее физкультурное образование (по направлению 521900 "Физическая культура"), или 3-й уровень высшего образования. На этом уровне готовят магистров физической культуры, ориентированных на научно-исследовательскую и(или) научно-педагогическую деятельность. Нормативный срок обучения - не менее 6 лет. Следующая ступень подготовки специалистов - это аспирантура. В настоящее время аспирантов по специальности 13.00.04 "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры" более 10 лет готовят в Академии физической культуры (Омск). Аспирантуры по данной специальности также недавно открыты в Тюмени, Красноярске. Помимо этого открыта аспирантура по специальности "Социальная философия" и "Физиология человека и животных" в академии физической культуры. Наконец, завершает пирамиду профессиональ ного физкультурного образования докторантура. В 1994 г. она была открыта при Сибирской государственной академии физической культуры по специальности 13.00.04. В ней, т.е. в докторантуре, завершают работу над докторскими диссертациями специалисты наиболее высокой квалификации из Сибирского региона. Следует также отметить следующее: в 1997 г. при Сибирской государственной академии физической культуры открыт научно-исследовательский институт деятельности в экстремальных условиях и институт повышения квалификации специалистов в области физической культуры, спорта, педагогики, безопасности жизнедеятельности. Таким образом, можно уже говорить о построении в ближайшие годы достаточно стройной системы профессионального физкультурного образования в Сибири. Помимо Сибирской государственнаой академии физической культуры в формирование физкультурно-образовательного пространства Сибири вносит посильный вклад Сибирская ассоциация физкультурного образования (САФКО). Сибирская ассоциация физкультурного образования - открытое добровольное общественное объединение учебных заведений и организаций, осуществляющих подготовку физкультурных кадров, содействующее физкультурному образованию во всех звеньях физкультурно-спортивного движения Урала - Сибири - Дальнего Востока. Она действует около четырех лет и насчитывает около тридцати коллективных членов. В настоящее время ее основными задачами являются: - формирование требований к учебным планам и программам на основе государственных стандартов и единого подхода к качественной подготовке специалистов; - объединение специалистов региона для методического обеспечения процесса всех образовательных учреждений физкультурно-спортивного профиля; - объединение усилий и научного потенциала в решении актуальных проблем совершенствования физкультурного образования и повышения качества подготовки специалистов; - внедрение современных технологий и передового опыта в учебный процесс многоуровневого образования; - совершенствование системы переподготовки, повышения квалификации научно-педагогических кадров и специалистов отрасли. Исходя из этих задач определены и развиваются основные формы сотрудничества между коллективными членами Ассоциации: - разработка научно-методической документации и структура подготовки кадров в системе предпрофессионального среднего и многоуровневого высшего физкультурного профессионального образования; - организация и проведение различных мероприятий с участием руководящих и педагогических работников образовательных учреждений и руководителей органов управления, а также студентов (тематические совещания, семинары, конференции, конкурсы и др.); - создание методических комиссий для разработки типовых учебных планов, профессиональных образовательных программ; - содействие системе повышения квалификации и переподготовки кадров по всем циклам дисциплин физкультурных учебных заведений; - создание авторских коллективов для разработки учебников, учебных пособий, методических разработок по базовым (основным) и элективным курсам; - издание научно-методического журнала "Физкультурное образование Сибири" (с 1995 г.). Поступила в редакцию 30.09.97 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |