Abstract HOW TO TAKE INTO CONSIDERATION THE TYPOLOGICAL PECULIARITIES OF TEENAGERS WHEN COACHING POLE-JUMPERS G.I. Kovalchuk, doctor of pedagogy, lecturer I.A. Vasnev, post graduated student Siberian state academy of physical culture, Omsk Key words: typology, individualization, training, pole-jumpers, selection, correction of training process. To reveal the opportunities of complex-typological approach's realization in the process of young pole-jumpers coaching was the purpose of this study. 25 pole-jumpers aged 13-14 acted as subjects. The somatotypical, dermatoglific, physical fitness, biomechanical and psycho-diagnosis indicators of the teenagers pole-jumpers had been analysed. The young athletes of the muscular-toracal somatotype, labil nervous system, respectively slow rates of maturation, demonstrating the above everage values of physical preparadeness and motorics indicies are more successful in sports activity. The evaluation of the biological age allowes to correct the volume and intensivity of the training loadings.
|
КАК УЧИТЫВАТЬ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЫГУНОВ С ШЕСТОМ Кандидат педагогических наук,
доцент, мастер спорта Г.И. Ковальчук, И.А. Васнев Ключевые слова: типология, индивидуализация, подготовка, прыгуны с шестом, отбор, коррекция тренировочного процесса. Эффективность отбора и подготовки прыгунов с шестом во многом связана с оценкой у спортсменов морфологических признаков, функциональных возможностей, психологических качеств различных сторон подготовленности [4, 5, 10, 11, 16 и др.]. Однако использования усредненных критериев отбора и параметров структуры многолетней тренировки сегодня уже недостаточно. Основываясь на методологии эволюционной биомеханики ( Н.А. Бернштейн, 1947-1991; В.К. Бальсевич, 1975-1991), можно предположить, что существуют типы возрастного развития моторики человека и его адаптации к скоростно-силовым нагрузкам. Н.А. Бернштейн [2] отмечал, что телосложение каждого, его мускулатура, а тем более строение и степень развития его мозговых уровней так разнообразны и неповторимы, что уже тогда, когда навык в общих чертах освоен, каждый учащийся в двигательном составе навыка очень многое приписывает своим личным особенностям. Здесь открывается широкий простор и для настоящего изобретательства и рационализации. Поэтому редко кто из элитных спортсменов соответствует усредненному идеалу. Наиболее выдающихся результатов добиваются спортсмены с ярко выраженной индивидуальностью, что позволяет рекомендовать при подготовке юных спортсменов, проявляющих какие-то яркие, пусть даже локальные способности, исходить из необходимости их культивирования, а затем уже ставить задачу общей разносторонней подготовленности, строго следя, чтобы такая разносторонность не вошла в противоречие с природным дарованием, что не раз случалось на практике [14]. Все вышеперечисленное приводит к необходимости изучения типологических особенностей занимающихся. Видимо, только комплексно-типологический подход позволяет научно обоснованно определять адекватные педагогические воздействия на индивидуальность и личность занимающихся в процессе учебно-тренировочных занятий. Однако возможность применения этого подхода в процессе подготовки подростков-прыгунов с шестом пока недостаточно исследована. Изучению данного вопроса и посвящено предлагаемое исследование. Организация и методы исследования. В исследовании приняли участие 25 прыгунов с шестом в возрасте 13-14 лет, имеющие спортивный результат от 250 до 380 см. Подростки были подобраны так, что 13-летние относились к группе медиантов, а 14-летние - к группе ретардантов (половая формула А0-1, Р1-2). Программа обследований предусматривала оценку соматотипа по схеме Штефко-Островского, тотальных, парциальных, обхватных и дерматоглифических показателей, скоростных, скоростно-силовых и силовых способностей, дифференцировки усилий, воспроизведения длины прыжка с шестом по методике [15]. Использовались также следующие методы психодиагностики: оценка потребности в достижениях, основной жизненной ориентации (Фидлер), взаимоотношения тренер - спортсмен, опросник Айзенка, КЧСМ, двигательная методика Е.П. Ильина [7]. Результаты исследования. Теоретический анализ научной литературы по проблеме типологии двигательной активности человека, а также корреляционный и дисперсионный анализы взаимосвязи изученных показателей позволили нам выделить критерии отбора подростков для занятий прыжками с шестом и разработать методику коррекции учебно-тренировочного процесса с учетом соматотипа, свойств нервной системы, биологического возраста в зависимости от уровня скоростных способностей и степени реализации их в разбеге в прыжках с шестом. Таблица 1. Влияние психологических и педагогических показателей на спортивный результат юных прыгунов с шестом
Нами установлено, что соматотип прыгунов с шестом позволяет предугадать в каждом спортсмене высокий уровень узловых параметров специальных физических способностей [4, 9]. В частности, у подростков, имеющих мышечно-торакальный тип конституции, отмечается более высокий уровень темповой активности на последних шагах разбега (r=0,64) и более высокая точность дифференцировки усилий (25% от максимальной силы кисти, r= -0,60). Исследование же взаимосвязи физических способностей и нейродинамических особенностей показало, что последние могут выступать как общие механизмы проявления двигательных возможностей [6, 13]. У подростков - прыгунов с шестом из всего комплекса эндо- и экзогенных факторов, влияющих на спортивный результат, на долю степени подвижности нервной системы по возбуждению приходится 31% (табл. 1). Из таблицы также видно, что целесообразно выделять типологические группы юных прыгунов не только с учетом психолого-педагогических показателей, но и на основании оценки скоростных способностей и умения их использовать в заключительной части разбега в прыжках с шестом. Видимо, не следует считать неперспективными подросттков, демонстрирующих в этом возрасте относительно невысокие скоростные способности, потому что часть спортсменов адаптируются к нагрузкам медленнее [12]. Однако в конечном итоге они достигают наиболее высоких и стабильных результатов. Подобные обследования легкоатлетов-прыгунов (табл. 2) в сочетании с оценкой типа биологического созревания являются основой для разработки эффективной методики подготовки спортивного резерва. В табл. 3 приводятся информативные показатели и их средние значения для оценки психолого-педагогических показателей и характеристик морфофункционального комплекса моторики у подростков разных типов полового созревания. Таблица 2. Показатели антропомоторики, психологической подготовленности и их корреляционные связи со спортивным результатом у прыгунов с шестом 13-14 лет, различающихся по уровню специальной подготовленности
Таблица 3. Показатели антропомоторики, психологической подготовленности и их корреляционные связи со спортивным результатом у 13-летних и 14-летних ретардантов.
В целом в выделенных по определенным признакам типологических группах существенно изменяется структура корреляционных связей между спортивным результатом и показателями антропомоторики и тестами психологической диагностики по сравнению с типологическими группами, выделенными по другим критериям (табл. 2-5). Таблица 4. Показатели антропомоторики, психологической подготовленности и их корреляционные связи со спортивным результатом у 13-14-летних прыгунов с шестом, различающихся по степени подвижности возбуждения.
Таблица 5. Показатели антропомоторики, психологической подготовленности и их корреляционные связи со спортивным результатом у 13-14-летних прыгунов с шестом, различающихся по типу конституции
Следовательно, оценка подготовленности подростков по широкому кругу выделенных типологических групп дает больше информативных данных для индивидуализации педагогических воздействий и позволяет более надежно определять спортивную одаренность юных прыгунов с шестом. Такая оценка обеспечивает формирование неповторимого результативного стиля спортивной деятельности. Решая те или иные педагогические задачи, тренер помогает спортсменам найти компромисс между своими психофизиологическими и анатомическими возможностями и требованиями двигательной эффективности. Рост достижений в прыжках с шестом многие специалисты связывают с развитием первой части прыжка. Поэтому чрезвычайно важно учитывать типологические особенности и уровень специальной подготовленности подростков в процессе формирования ритма разбега в прыжках с шестом, поскольку зачастую юные спортсмены принимают за основу ритм разбега высококвалифицированных прыгунов. В связи с этим у каждого прыгуна нужно оценивать ритм разбега в прыжках с шестом по тем ритмическим характеристикам, по которым наблюдается корреляционная связь со спортивным результатом в тех типологических группах, которым спортсмен соответствует. В двигательных установках перед прыжком в условиях соревнований прыгунам рекомендуется уделять внимание не только опорно-полетной и опорно-толчковой частям прыжка, но и структуре, и ритму разбега. Предлагаемый комплексно-типологический подход позволяет более дифференцированно подходить как к оценке показателей технической, физической подготовленности, так и к воспитанию личности думающего, увлеченного подростка-спортсмена. Одним из критериев, позволяющим оценить базально-динамические характеристики поведения подростков, могут быть показатели дерматоглифики. У юных прыгунов с шестом отмечается статистически значимая связь с экстравертированностью процентного преобладания в пальцевых узорах дуг (r=0,52), а тип узора на безымянных пальцах левой и правой кистей имеет существенную корреляционную связь с качеством интроверсии (r=0,58 - 0,72). Как видно из табл. 2, 3, для подростков, показывающих более высокие результаты в прыжках с шестом, так же, как и для мастеров международного класса [8], характерны комбинации пальцевых узоров чаще с преобладанием петель при завитковых узорах или преобладание завитков при наличии петель. Заключение. Проведенные исследования прыгунов с шестом позволяют нам дать некоторые рекомендации для работы тренеров. Спортсмены, имеющие мышечно-торакальный соматотип, подвижную нервную систему по возбуждению, относительно замедленные темпы полового созревания и у которых оценка различных сторон подготовленности, определяемых по информативным показателям, установленным с учетом принадлежности к определенным типологическим группам, выше средних значений, добиваются спортивных успехов. Различные сочетания типологических особенностей спортсменов заставляют по-разному организовывать их учебно-тренировочный процесс. Наши практические рекомендации не являются поводом для полного отказа от учета среднегрупповых данных. По-видимому, они необходимы не только как некоторая общая канва для составления перспективного плана подготовки прыгунов с шестом. Достижение задач этой подготовки в более щадящем режиме тренировочных нагрузок возможно, если средства и методы тренировки распределяются на основе индивидуальной модели спортсмена, которая учитывает особенности соматотипа, свойства нервной системы, степень полового созревания и уровень специальной подготовленности. Оценка биологического возраста вносит изменения в величину объема и интенсивности тренировочной работы. Например, ретардантам рекомендуются повышенная интенсивность и малый объем нагрузки. Корреляцию учебно-тренировочного процесса юных прыгунов с шестом можно представить как взаимосвязанную последовательность ряда организационно-методических приемов: - измерение и оценка индивидуальной структуры физического развития, физической, технической и психологической подготовленности спортсменов с учетом тех информативных показателей, которые обусловливают спортивный результат в определенных для каждого подростка типологических группах; - оценка соответствия уровня этих показателей значениям в определенных типологических группах; - подбор и использование педагогических средств, воздействующих по преимуществу на эти показатели: первоначально на подтягивание "слабых" элементов подготовленности; когда их прогресс замедляется, необходимо использовать средства, воздействующие на другие, "сильные", стороны подготовленности. Данный опыт имел место при подготовке подростков-прыгунов Омска и практически подтвердил выводы и рекомендации наших исследований. Литература. 1. Бальсевич В.К. "Теор. и практ. физ. культ.". 1975, № 11, с. 71. 2. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: ФиС, 1991. 3. Бернштейн Н.А. О построении движений. - М.: Медицина, 1947. 4. Ганзлен Г. Прыжок с шестом // Сокр. пер. с англ. - М.: ФиС, 1977. 5. Ганнис Г. Подготовка прыгунов с шестом // Легк. атл., 1982, № 7. 6. Ильин Е.П. Структура психомоторных способностей // Сб. научн. тр. Психомоторика. Л., 1976. 7. Ильин Е.П. "Экспресс"-методы для диагностики основных свойств нервной системы // Психофизиологические основы физического воспитания и спорта: Сб. научн. раб. Л., 1972. 8. Ковальчук Г.И. Генетические маркеры для отбора и индивидуализации подготовки юных спринтеров и прыгунов с шестом // Матер. научн. конф. "Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования": Омск, 1996. 9. Ковальчук Г.И., Пархута А.М. "Теор. и практ. физ. культ.". 1991, № 7, с. 32. 10. Никонов И. Прыжки: взаимосвязь физических качеств и техники // Легк. атл., 1982, № 8. 11. Отбор юных прынунов с шестом. - М.: ФиС, 1978. 12. Платонов В.Н., Сахновский К.П. Подготовка юного спортсмена. К.: Радянська шк., 1988. 13. Сальников В.А. "Теор. и практ. физ. культ.". 1981, № 8, с. 15. 14. Сахновский К.П. Подготовка спортивного резерва. - К.: Здоров'я, 1990. 15. Стрижак А.П., Ермолаева М.В., Душенков В.Д. "Теор. и практ. физ. культ.". 1987, № 10, с. 37. 16. Ягодин В.М. Прыжок с шестом. - М.: ФиС, 1978. Поступила в редакцию 09.09.96 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|