Abstract WAYS OF OPTIMIZATION IN LONG STANDING TRAINING OF SPORTS RESERVE IN FOOTBALL A.P. Zolotaryev, doctor of pedagogy, lecturer Kuban state academy of physical culture Key words: long standing training, age dynamics, sensitive periods, coordinational capacities, competitive activities, young football players, training programmes of sport schools. The purpose of this paper was to discuss the opportunities of the young football-players' training improvement with a help of new approaches to optimization of their training process content. The next aspects of the long standing training of sports reserves in football are to be considered according the author's conception: 1) the young football-players competitive activities; 2) the quantitive parameters of the training loadings' specialization, orientation, coordinative complication and volume; 3) technical performance's improvement; 4) sensitive periods of development for coordinational capacities.
|
ВОЗМОЖНОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ФУТБОЛЕ Кандидат педагогических наук,
доцент А.П. Золотарев Ключевые слова: многолетн подготовка, возрастная динамика, сенситивные периоды, координационные способности, соревновательная деятельность, юные футболисты, учебные программы ДЮСШ. Фундамент высоких и стабильных спортивных достижений, как известно, закладывается в детском и юношеском возрасте. Согласно современным требованиям к научным исследованиям в области детско-юношеского спорта первостепенное внимание должно быть сконцентрировано на совершенствовании содержания основных разделов программно-методических документов. При этом в качестве одного из приоритетных направлений указывается дальнейшее изучение динамики различных показателей подготовленности юных спортсменов на всех этапах подготовки [1, 3, 8, 10]. Анализ содержания действующих учебных программ для ДЮСШ и СДЮШОР по футболу показывает, что, будучи основными документами, регламентирующими содержание процесса многолетней подготовки юных спортсменов от этапа начального обучения до спортивного совершенствования, они не учитывают целого ряда особенностей, которые выдвигает современная практика, что в конечном итоге образует достаточно обширный комплекс нерешенных вопросов и затрудняет дифференцировку содержательной стороны процесса подготовки в целом. Так, в связи с современными темпами роста спортивных результатов, изменением социально-экономических и экологических условий развития общества нуждаются в уточнении положения науки о морфофункциональных особенностях юных футболистов, возрастной динамике и сенситивных периодах двигательных качеств. До настоящего времени практика футбола опирается на общетеоретические положения возраст-ной педагогики и физиологии и фрагментарные исследования, выполненные на примере футбола, в которых сенситивные периоды, как правило, не проходили экспериментальной проверки, что не соответствует современным научным требованиям [5]. В настоящее время практически не изученной продолжает оставаться соревновательная деятельность юных футболистов, не выявлена ее структура в возрастном аспекте, не разработаны модельные характеристики, не изучены физиологические механизмы различных уровней соревновательной деятельности для конкретных возрастных групп юных спортсменов. В теории вопроса нет единого мнения специалистов по проблеме взаимосвязи соревновательной деятельности с содержанием учебно-тренировочного процесса [4, 11 и др.], что подтверждается результатами осуществленного автором анкетного опроса более 300 специалистов футбола. В многолетней подготовке юных футболистов не разработаны количественные параметры таких современных характеристик тренировочных нагрузок, как специализированность, направленность, координационная сложность и величина [2], что затрудняет их контроль и дифференцировку тренировочного процесса в целом. Непрослеженной остается и охватывающая весь цикл подготовки многолетн динамика основных показателей роста спортивного мастерства юных футболистов на одном и том же контингенте спортсменов. В качестве одного из факторов, лимитирующих уровень подготовленности футболистов в целом, специалистами отмечается техническая подготовленность [7, 9 и др.]. При этом отставание в технике игры от лучших зарубежных спортсменов намечается, по-видимому, уже на начальных этапах подготовки. С учетом сказанного требует разработки в возрастном аспекте проблема взаимосвязи содержания учебно-тренировочного процесса со спецификой деятельности юных футболистов, которая в широком возрастном диапазоне не исследовалась, а также учета возрастной динамики координационных способностей (КС) в качестве доминантных характеристик, обеспечивающих адекватный современным требованиям уровень технической подготовленности. Кроме того, необходимо исследовать возрастную динамику так называемых ведущих и лимитирующих факторов в общем комплексе подготовленности на каждом отдельном этапе многолетней подготовки, а также поднятую, но не решенную до конца предыдущими исследователями проблему регламентации физиологических уровней соревновательной и тренировочной деятельности юных футболистов и возрастных аспектов современных характеристик тренировочных нагрузок. Нуждается в углубленной разработке и целый ряд других вопросов. Одним из наиболее важных аспектов исследований в области детско-юношеского футбола является экспериментальное обоснование сенситивных периодов в возрастной динамике двигательных качеств [6]. Методику такого обоснования можно показать на результатах многолетних исследований, осуществленных на кафедре футбола и гандбола Кубанской государственной академии физической культуры по возрастной динамике координационных способностей (КС) юных футболистов 9-17 лет. Так, в ходе наблюдений за соревновательной деятельностью были установлены возрастные закономерности проявления специфических КС в игровых условиях (см. таблицу). Характеристики результативности сложнокоординационных действий (по обыгрышу посредством обманных действий футболистов 9-17 лет в условиях соревновательной деятельности (X±s)
Было установлено, что футболисты младшего возраста чаще, чем старшего, применяют в игре тактико-технические действия, связанные с обыгрышем соперника посредством обманных движений, обводки, однако выполняют их менее эффективно. Корреляционный анализ комплекса исследуемых показателей, полученных по ранее апробированной методике (А.П. Золотарев, 1991), позволил установить специфичность юных футболистов в зависимости от разновидности выполняемого двигательного действия. В младшем возрасте ловкость носит так называемый общий характер. С возрастом специфичность ее отдельных проявлений становится более выраженной. Массовое тестирование юных футболистов, в ходе которого определялась естественная возрастная динамика КС, показало неравномерность темпов прироста рассматриваемых качеств. Параллельно проведенный в девяти возрастных группах годичный педагогический эксперимент, направленный на проверку обоснованности сенситивных периодов КС, на возрастном отрезке от 9 до 17 лет выявил, что естественный прирост показателей специальной ловкости в зависимости от разновидности двигательного действия составляет 7,8-23,7%, техники владения мячом в условиях скоростных передвижений - 41,8-53,4%. Общей тенденцией динамики уровня развития этих качеств независимо от разновидности выполняемого движения является постоянное улучшение в период с 9 до 12 лет, ухудшение к 13 годам, максимальная оптимизация в 14 лет, некоторое снижение уровня в 15-16 лет и незначительное повышение у юных футболистов в 17 лет. Наиболее благоприятным сенситивным периодом повышения специфичных для футбола КС является возраст с 13 до 14 лет. При целенаправленном развитии на фоне высоких естественных темпов роста показателей ловкости и техники удается добиться прироста, превышающего 30%. Снижение показателей КС в период 12-13 лет практически не поддается устранению, что требует дальнейшего изучения. В старших возрастных группах повышение уровня ловкости в тренировке значительно отстает от прироста показателей техники владения мячом в условиях скоростных передвижений при целенаправленном развитии, особенно в период от 16 до 17 лет. Анализ соответствующих разделов учебной программы для ДЮСШ и современных данных научных исследований не исключает возможности пересмотра сложившегося в практике учебно-тренировочного процесса юных футболистов подхода к методике развития КС. В этом плане эффективно увеличение количества времени (до 30% общего объема часов практических занятий, исключая тренировочные игры и соревнования), отводимого на совершенствование компонентов ловкости, связанных с проявлением КС при передвижении на скорости. При продолжительном воздействии на техническую подготовленность не ухудшаются другие стороны развития футболистов. Полученные данные еще раз подтверждают необходимость экспериментальной проверки сенситивных периодов в возрастной динамике двигательных качеств юных спортсменов. Таким образом, рассмотрение затронутых проблем в обозначенных выше аспектах должно способствовать дальнейшей оптимизации программы многолетней подготовки юных футболистов, во-первых, основывающейся на новых данных о специфике и структуре их соревновательной деятельности, во-вторых, опирающейся на современные данные комплексного подхода к изучению возрастных особенностей, в частности экспериментальное обоснование сенситивных периодов возрастной динамики двигательных качеств юных спортсменов, что позволит повысить эффективность всего процесса многолетней подготовки, от этапа начального обучения до спортивного совершенствования. Литература 1. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) //Теория и практика физической культуры. 1990, № 1, с. 22-26. 2. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок М.: ФиС, 1980. 3. Железняк Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта: Автореф. докт. дис. М., 1981. 4. Золотарев А.П. Методика совершенствования и контроля координационных способностей юных футболистов в условиях скоростных передвижений. Учебн.-метод. пос. Краснодар, 1991. 5. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания (факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности). М.: Просвещение, 1984. 6. Макаренко В.Г. Управление физической подготовленностью юных футболистов на основе модельных характеристик. Автореф. дис. М., 1982. 7. Монаков Г.В. Техническая подготовка футболистов. М., 1994. 8. Набатникова М.Я. Некоторые перспективы совершенствования системы тренировочных нагрузок в подготовке юных спортсменов // Структура тренировочных нагрузок в подготовке юных спортсменов циклических видов спорта. М., 1984. 9. Нуримов Р.И. Эффективность методики совершенствования ловкости высококвалифицированных футболистов в связи с результатами ее контроля. Автореф. дисс. М., 1980. 10. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. Учебн. пос. для ин-тов и техн. физ. культ. М.: ФиС 1987. 11. Шамардин В.Н. Исследование физических нагрузок юных футболистов (15-17 лет) в годичном цикле тренировки. Автореф. дисс. Л., 1981. Поступила в редакцию 11.01.96 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |