|
"ИМИДЖИ СПОРТА В МИРЕ": ИТОГИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССА Кандидат педагогических наук О.С.
Метлушко Ключевые слова: глобализация, имидж спорта, инструментализация, культурная идентичность, международный конгресс, спортивная наука, технологизация спорта. 1-5 ноября 1995 г. в стенах Немецкой высшей школы спорта Кельна (Германия) проводился международный конгресс "Имиджи спорта в мире", посвященный сразу трем крупным датам в истории существования этого высшего учебного заведения: - 75-летию со дня основания Немецкой высшей школы физических упражнений в Берлине1 - предшественницы Кельнского вуза; - 50-летию с момента принятия решения о воссоздании высшей школы в Кельне2; - 25-летию со дня присуждения Немецкой высшей школе спорта статуса самостоятельного учебного заведения. Приветству многочисленных участников и гостей форума, ректор Немецкой высшей школы спорта Кельна проф. Й. Местер отметил, что тематика конгресса предопределена глобальными драматическими изменениями, происходящими в современном мире и затрагивающими все его сферы: экономическую, культурную, научную. Данная эволюция оказывает существенное влияние и на предмет настоящей диссертации - феномен спорта, видоизмен не только его внешние формы и организационную структуру, но и содержание, включая целевые установки и мотивы занимающихся спортом людей. Иными словами, спорт приобретает сегодня новый имидж, проанализировать который и призван международный конгресс. Во вступительном докладе "Имиджи спорта и наука - прошлое, настоящее, будущее" проф. Й. Местер [6] подчеркнул, что современный спорт характеризуется процессом инструментализации, который обусловлен столкновением различных политических и коммерческих интересов. Однако спорт основан на своих собственных законах, имеет свои ценности и цели, что подтверждается всей историей его существования - со времен античности и до наших дней. И в этом аспекте спорт родствен науке, сотрудничество с которой еще в начале XIX века проявлялось прежде всего в поиске ценностных ориентаций. Но то обстоятельство, что спортивные федерации предлагали ученым для решения только проблемы текущего момента и, соответственно, ожидали от научных рекомендаций лишь ближайшие прогнозы и сиюминутные рецепты, привело к пробелам в плане перспективного развития спорта и спортивной практики. По мнению ученого, серьезная опасность для спортивной науки заключается в двойственности ее положения, а именно в необходимости выполнять две функции: - обслуживать спорт высших достижений; - способствовать развитию спорта во всей целостности. Выполняя первую функцию, спортивная наука является лишь инструментарием для завоевания золотых медалей; выполняя вторую - предлагает пока весьма неясные и неоднозначные концепции. Выход из создавшейся ситуации проф. Й. Местер видит в снижении количества краткосрочных заданий для спортивной науки и соответствующем увеличении перспективных задач развития спорта, включая все виды физической активности самого различного контингента занимающихся спортом людей. Решение данных задач следует осуществлять через призму сегодняшнего дня, принимая во внимание, что возникновение и разрешение проблем - процесс бесконечный и что будущее начинается в настоящем с каждой новой секундой. В данном методологическом подходе немецкий ученый видит шансы для дальнейшего развития спортивной науки. Тематика основных докладов конгресса освещала проблемы современного состояния спорта в Северной и Южной Америке, Западной и Восточной Европе, Азии (Японии и Китае), Австралии. В силу ограниченности рамок настоящей статьи остановимся лишь на некоторых наиболее интересующих нас регионах. Первым выступал проф. А. Гуттманн (США, штат Массачусетс) с докладом "Имидж спорта в Северной Америке" [2], заявив, что не будет большим преувеличением признать в качестве основной характеристики американского спорта его современность, исходя из того, что Соединенные Штаты воспринимаются мировой общественностью как символ всего самого современного. Более того, по мнению докладчика, политическая и экономическая мощь США, оказывающая соответствующее влияние на культурное развитие страны, позволяет считать американский спорт своеобразной моделью для других стран, не только развивающихся, но и высокоразвитых. Проф. А. Гуттманн констатировал, что спорт в Америке характеризуется сегодня также процессом глобализации, активное содействие которому оказывают в настоящее время Национальная лига американского футбола и средства массовой информации. Далее докладчик остановился на целом ряде черт, существенно отличающих спорт в Америке (и, в определенной мере, в Канаде) от спорта в других странах. В организационном плане это проявляется прежде всего в отсутствии в США курирующего спорт министерства или правительственного подразделения. Олимпийский комитет США, который в соответствии со своими полномочиями мог бы выполнять координирующую функцию, в действительности гораздо менее значим, чем аналогичные европейские структуры. Кроме того, американский спорт, равно как и канадский, вследствие отсутствия в обеих странах регламентированной сети частных спортивных клубов может быть признан самым коммерциализованным в мире. Наиболее ярко феноменальность американского спорта проявляется в действующей системе вузовских соревнований по баскетболу и американскому футболу, по итогам которых распределяются места в нижней профессиональной лиге. Этот спонсируемый вузами университетский соревновательный спорт, по сути дела, является профессиональным спортом, а игроки в подавляющем большинстве случаев числятся студентами только "на бумаге". Данная система вузовских соревнований, по глубокому убеждению проф. А. Гуттманна, в значительной степени коррумпирована, основана на эксплуатации и приносит немалый вред молодым спортсменам, особенно чернокожим. Существует тенденция, что, как только американцы покидают стены высших учебных заведений, их спортивная активность все менее тяготеет к командным видам спорта, предпочтение отдается индивидуальным: теннису, гольфу, марафону. Однако имеющиеся статистические данные, необходимые для качественного сравнительного анализа, недостоверны и недостаточны, так как проводимые в США научные исследования преимущественно базируются на студенческом спорте, а изучение физической активности других слоев населения ведется не столь интенсивно, как, например, в Европе. В заключение докладчик высказал предположение, что вследствие отсутствия регламентированной сети спортивных клубов и большой значимости профессионального спорта, взрослые и пожилые американцы менее активно занимаются спортом, чем их европейские ровесники. Однако данная гипотеза требует специального изучения. По поводу последнего предположения проф. А. Гуттманна следует заметить, что, если правильность данной гипотезы подтвердится, американскому спорту будет сложно претендовать на роль мировой модели. Впрочем, вопрос о том, действительно ли занимающиеся спортом американцы усматривают в своей деятельности образец для всего мира или это лишь игра воображения американского ученого, также требуюет соответствующего исследования и анализа. Четко структурированным и логичным в содержательном отношении был доклад профессора Гамбургского университета (Германия) К. Хайнеманна "Имидж спорта в Западной Европе" [3], что в некоторой степени облегчило стоящую перед ученым непростую задачу - представить обобщенный образ такого неоднородного явления, каковым является сегодня западноевропейский спорт. Докладчик акцентировал внимание присутствующих на следующих четырех аспектах анализируемого предмета: - истории возникновения спорта в Западной Европе; - основных чертах современного западноевропейского спорта; - современных формах организации спорта в Западной Европе; - актуальных проблемах западноевропейского спорта. В историческом экскурсе вопроса проф. К. Хайнеманн, аргументируя его конкретными примерами, отметил тот факт, что в подавляющем большинстве западноевропейских стран спорт берет свое начало из трех основных источников: английского спорта, немецкой и шведской гимнастики. Несмотр на фундаментальные отличия этих трех спортивных концепций, считает ученый, все они содержат общую идею инструментализации тела, разума и аскетизма или общую этику протестантизма. При этом каждая западноевропейская страна, опираясь на свое собственное культурное наследие, развивала спорт специфическим образом, в различных комбинациях данных трех составляющих. Современный западноевропейский спорт - труднодоступный для анализа предмет в силу своей многогранности и разноплановости. Однако при тщательном исследовании обнаруживается определенная гомогенизация концепций и направлений развития спорта в данном регионе. В частности, современный западноевропейский спорт характеризуют процессы глобализации, локализации и дифференциации, с различной степенью интенсивности протекающие во всех странах Западной Европы. Организационно западноевропейский спорт базируется на четырех "китах": спортклубах, коммерческих спортивных предпринимательствах, организациях "неорганизованного" спорта и соответствующих государственных ведомствах. При этом характер организационной деятельности указанных структур во всех западноевропейских странах практически идентичен, однако от страны к стране разнятся степень их значимости, автономности и независимости, тип взаимоотношений спортивных клубов со спортивными федерациями и спортивными союзами, а также степень их подчиненности государственным ведомствам. В последнем разделе своего доклада проф. К. Хайнеманн остановился на самой злободневной проблеме, волнующей сегодня всю Европу и непосредственно связанной с темой научной дискуссии, - проблеме европейской интеграции. Было отмечено, что при анализе состояния данного вопроса необходимо учитывать наблюдающееся в современном мире противодействие диаметрально противоположных процессов: централизации и децентрализации; культурной идентичности и глобализации, гармонизации и индивидуализации, рождающей конкуренцию и соперничество. Иными словами, сложность и неоднозначность процесса европейской интеграции обусловлены постоянным противодействием центробежных и центростремительных сил. При этом экономические, финансовые, политические аспекты европейской жизнедеятельности оказывают преимущественно антиинтегративное влияние, в то время как необходимость решения глобальных экологических проблем современной Европы консолидирует усилия ученых всех европейских стран. Характеризуя современный западноевропейский спорт, докладчик выразил серьезные опасения по поводу стремительно возрастающей технологизации спорта, его превращения в "индустрию свободного времени", наиболее ярким примером которой является сегодня горнолыжный туризм, все более напоминающий собой "рынок свободного времени". Под влиянием бурного развития мировых технологий спорт приобретает сегодня новую философию. Предопределять характер данного влияния и его всевозможные последствия, прогнозировать направления развития новой философии и ее содержание - задачи спортивной науки. В заключение немецкий ученый позволил себе усомниться в правомерности утверждения проф. А. Гуттманна о мировой значимости спорта США. Вопрос о том, может ли американский спорт служить моделью для развития западноевропейского спорта, прозвучал в устах докладчика скорее риторически. С докладом "Имидж спорта в Восточной Европе" выступил директор Академии физического воспитания в Варшаве (Польша) проф. З. Кравчук [5], подчеркнув, что под данным регионом подразумевается не только географическое понятие, но прежде всего преобладающие в восточноевропейских странах культурные и политические концепции. Далее докладчик констатировал, что за многие десятилетия существования "реального социализма" в Восточной Европе возникла тоталитарная система, являющая собой образец беспримерного в истории общественного эксперимента. Социалистическое государство, установив новый общественный порядок, создавало новое общество и новую культуру, в том числе и новый спорт. Ставилась страшная в своей сущностной основе цель - сформировать нового человека. На руинах распавшейся к концу 80-х гг. тоталитарной системы в Восточной Европе постепенно возникает новая, принципиально отличная от предыдущей, однако это сложный и длительный процесс эволюционного характера, требующий времени и осмысления. Данная эволюция непосредственно затрагивает и спорт, который, следуя основным принципам рыночной экономики, постепенно превращается из централизованной и командной системы в децентрализованную и демократическую, теряет свою былую ярко выраженную политическую окрашенность, все более тяготея к внеполитической активности, в организационном плане переходит от отчужденных от личности институтов к формам, соответствующим индивидуальным потребностям человека. Указанные изменения касаются всех видов и уровней физической активности населения Восточной Европы: детского и взрослого спорта, "спорта для всех", соревновательного и реабилитационного спорта и т.п. Однако, несмотря на вышеперечисленные позитивные перемены, восточные европейцы занимаются спортом недостаточно. Так, например, если у детей школьного возраста уровень спортивной активности можно считать относительно высоким, то в среде взрослого населения и пенсионеров процент занимающихся спортом людей весьма невелик (в среднем 5-12%). В этой связи польский ученый возлагает большие надежды на соревновательный, и прежде всего олимпийский спорт, содержащий в себе огромный педагогический потенциал. На наш взгляд, последний доклад отличала некоторая поверхностность в анализе проблемы, являющаяся, вероятно, следствием сложности и неоднозначности экономической и политической жизни современной Восточной Европы. Кроме того, анализировать восточноевропейский спорт, не используя при этом материалы о состоянии вопроса в странах СНГ, по меньшей мере, затруднительно. Однако специального доклада, посвященного имиджу спорта в данном регионе, на конгрессе представлено не было. И причина этого, очевидно, заключается не в просчетах организаторов конгресса, а в реальном состоянии отечественного спортивно-научного знания, зеркально отражающего все болезни нашего современного общества. Тематика секционных и стендовых докладов [4], дающая представление о широте научных интересов участников конгресса, охватывала следующие проблемы спортивной науки: развитие спорта и олимпийское движение; спортивные достижения; женщины в спорте; профессиональное образование в спорте; финансирование спорта; организационные формы спорта; социализация и воспитание; этические аспекты; экология и окружающая среда; здоровье и здоровый образ жизни; рекреация и реабилитация; культурная идентичность и глобализация; средства массовой информации и коммуникация. Программой конгресса было предусмотрено проведение коллоквиума "На пути к спортивной науке: вклад Карла Дима", организованного в честь основателя и первого ректора Немецкой высшей школы спорта Кельна, сумевшего воплотить свои глубокие гуманистические теоретические воззрения [см., например, 1] в практику подготовки спортивно-педагогических кадров Германии. Участники коллоквиума были вынуждены признать, что взгляды К. Дима как истинного ученого и талантливого практика имеют вневременную значимость и могут служить методологическим ориентиром при решении проблем современного спорта. В рамках конгресса проводился также международный симпозиум "Допинг в спорте - от биохимического анализа к социальному контексту", организованный усилиями проф. Манфреда Донике и посвященный его памяти. Открывая симпозиум, президент Немецкого союза спортивных врачей проф. В. Хольманн, долгие годы плодотворно сотрудничавший с М. Донике, очертил весь жизненный путь своего коллеги - от студенческой скамьи до руководителя кафедры биохимии Немецкой высшей школы спорта Кельна, главы крупнейшей в мире лаборатории по проблемам допингового контроля в спорте, ученого с мировым именем и признанием. Присутствующие почтили память проф. М. Донике минутой молчания. Уход из жизни человека, оставившего заметный вклад в науке, создавшего целое научное направление, - всегда большая утрата. И утешительно только сознание того, что дело, которому ученый посвятил себя, продолжается. Проведение настоящего конгресса, собравшего многочисленных учеников и последователей М. Донике, - наглядное тому подтверждение. Безусловно, не представляется возможным отразить все содержательные аспекты форума. При необходимости можно обратиться к опубликованным материалам конгресса [4]. Нам же хотелось бы поделиться с читательской аудиторией некоторыми своими впечатлениями, полученными в процессе участия в работе конгресса. Прежде всего следует сказать об удивительном духе единения, царящем на форуме на протяжении всех дней его проведения. Несмотря на разность представленных концепций, всех присутствующих объединяло сознание своей причастности к действительно феноменальной области человеческой деятельности, разрушающей рамки привычных научных определений и философских понятий, - области спорта, до сих пор не познанного и не оцененного. Следуя призывам участников конгресса, хотелось верить, что настала пора отделять "зерна от плевел", очищать спорт от всего наносного - того, что не позволяет ему в полной мере выполнять высокую педагогическую миссию, воплощая в жизнь светлые идеалы, прекрасно сформулированные Пьером де Кубертеном, Жаном Боротра, Карлом Димом и др. И таким "чистилищем" призвана быть спортивная наука. Тогда, возможно, и школьный предмет будет позволительно называть "спортом" (как это принято в современной Германии, а не "физическим воспитанием" (как он называется в большинстве европейских школ), поскольку отпадет необходимость нарочито подчеркивать эту "непринадлежность" ко всему негативному, что связывается сегодня с понятием большого спорта. Впрочем, терминологические тонкости - чрезвычайно сложная проблема, имеющая в каждой стране свою предысторию. Нам же в этой связи хотелось бы только обратить внимание отечественного читателя на все более проявляющуюся в мировой практике тенденцию - использовать термин "спорт" расширительно, трактуя его не только как спорт высших достижений, но и более широко, включая в данное понятие все формы и виды физической активности самых различных слоев населения, нередко связанные с соревновательной деятельностью лишь косвенным образом. Представленные на конгрессе доклады служат тому подтверждением. Важнейшим итогом международного конгресса следует признать происходящий на подобных форумах обмен мнениями, открывающий ученым широкие возможности для проведения сравнительных исследований, позволяющий анализировать привычные проблемы с совершенно новых позиций, благодаря чему находить дополнительные резервы для их решения. Это прекрасный стимул для выработки новаторских идей и концепций, неожиданных открытий, без которых немыслимо научное творчество. Присутствуя на международных конференциях, остро осознаешь, что наш многообразный мир совсем небольшой и очень хрупкий. Поэтому чрезвычайно важно, сохраняя все его многообразие, стремиться к консенсусу и взаимопониманию, путь к которым может и должна прокладывать спортивная наука. Литература 1. Diem K. Korper und Geist-Leib und Seele. - Essen: Bredency, 1962. 2. Guttmann A. The Image of Sport in North America. - Images of Sport in the World. International Congress. Final Program. German Sport University Cologne, 1995, p. 18. 3. Heinemann K. The Image of Sport in Western Europe. - Images of Sport in the World. International Congress. Final Program. German Sport University Cologne, 1995, p. 31. 4. Images of Sport in the World. International Congress. Abstract Volume. German Sport University Cologne, 1995, p. 100. 5. Krawczyk Z. The Image of Sport in Wastern Europe. - Images of Sport in the World. International Congress. Final Program. German Sport University Cologne, 1995, p. 30. 6. Mester J. Images of Sport and Science - Past, Present, Future. - Images of Sport in the World. International Congress. Final Program. German Sport University Cologne, 1995, p. 17. Поступила в редакцию 16.01.96 1Существовала в Берлине с
1920 по 1935 г. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |