Abstract ON LONG TERM TRAINING'S BUILDING IN ELITE ATHLETES V.E. Luschenko, doctor of pedagogy Russian state academy of physical culture, Moscow Key words: culminating stage, elite sports length of participance, maximal realization of sports abilities. The aim of this paper was to interpret the new facts about the content of various stages in the long term sports training. These facts had been obtained with a help of the analysis and generalization of empirical information containing in the documents and the data about the training and competitive activities in elite and famous athletes-members of the USSR national team from 1978 to 1992. It had been stated that there is a correlation between the age of an elite athlete and the revealing tendency to stabilization and decrease of sports results' level. Taking into consideration these circumstances the author offers to distinguish not only the preculminating and culminating stage in elite athletes training and competitive activity, but the stabilizing stage and the stage of leaving the elite sports career, which are to be merged into the completing period of long time sports activities.
|
К ПОСТРОЕНИЮ МНОГОЛЕТНЕЙ ТРЕНИРОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ Кандидат педагогических наук,
доцент В.Е. Лищенко Ключевые слова: кульминационный этап, элитный спортивный стаж, построение тренировки, максимальная реализация спортивных возможностей. Современные взгляды на спортивную тренировку как на многолетний процесс достаточно хорошо известны [1, 4, 5, 7, 8, 10 и др.]. В общих чертах весь многолетний путь в спорте представляется как процесс, подразделяющийся на три крупные стадии: 1) базовая спортивная подготовка, проводимая в ординарном (массовом) спорте в большинстве случаев с формированием потенциальных резервов для дальнейшего продвижения к высшим достижениям; 2) деятельность в спорте высших достижений; 3) спортивная деятельность после ухода из спорта высших достижений. Эти представления нашли свое отражение и в общей теории спорта, где весь процесс многолетних спортивных занятий рассматривается в трех стадиях: базовой, максимальной реализации спортивных возможностей и стадии спортивного долголетия [4]. В пределах каждой стадии можно выделить ряд этапов. Различные авторы делают это по-своему [4, 6, 9, 10 и др.]. В настоящей публикации сделана попытка концептуально интерпретировать новые фактические материалы, представляющие интерес в аспекте затрагиваемой проблемы. Материалы получены на основе обработки, анализа и обобщения эмпирической информации, содержащейся в документальных источниках, данных об опыте подготовки и соревновательной деятельности ряда видных спортсменов, входивших в сборные команды страны с 1978 по 1992 г. по таким видам спорта, как спортивная и художественная гимнатика, фехтование (сабля), легкоатлетические прыжки в высоту, спортивные прыжки в воду с трамплина, спортивное фигурное катание на коньках (одиночное). Таблица 1. Продолжительность стажа пребывания в сборных командах страны ("элитного" спортивного стажа) по различным видам спорта.
В литературе ориентировочно указывается, что продолжительность стадии максимальной реализации спортивных возможностей исчисляется в 2-3 олимпийских цикла [4]. Можно предположить, что вариации сроков здесь во многом зависят от индивидуальных особенностей спортсмена, в том числе степени его спортивной одаренности, специфики вида спорта, характера построения многолетней спортивной тренировки, объема и напряженности соревновательной практики и ряда других факторов и конкретных обстоятельств. Логично предположить, что в пределах рассматриваемой стадии есть как минимум три этапа, связанные а) с непосредственным выходом на индивидуальный уровень высших достижений (предкульминационный этап); б) с относительной стабилизацией этого уровня (собственно кульминационный этап) и в) с постепенным его снижением - этап выхода из спорта высших достижений. Уточнение данных о возможной продолжительности самого важного и ответственного этапа - кульминационного - одна из важнейших предпосылок уяснения особенностей многолетней спортивной деятельности. О продолжительности кульминационного этапа можно судить, в частности, по объективным показателям индивидуальной динамики спортивных результатов, взятой в многолетнем аспекте с обработкой статистически корректными методами. Однако возможности применения такого подхода ограничиваются различиями практически сложившихся критериев спортивных результатов в различных видах спорта: существованием четко объективизированных критериев в одних видах и отсутствием таковых в других. С учетом этого предпринята попытка использовать и такие критерии, как продолжительность стажа пребывания спортсмена в сборных спортивных командах (национальных и т.п.). Назовем это "элитным" спортивным стажем. Понятно, что и он имеет свои недостатки: заведомо ясно, что продолжительность времени, на протяжении которого спортсмен находится в расцвете своих спортивных возможностей, отнюдь не равнозначна стажу его пребывания в сборной команде (его попадание в команду зависит от числа примерно равноценных конкурентов, от объективности и субъективности отбора и ряда других обстоятельств, в том числе и конъюнктурных). И все же использование этого критерия не лишено смысла. По полученным данным, продолжительность кульминационного этапа по стажу пребывания в сборных командах страны составляет примерно 5-8 лет с некоторыми вариациями, зависящими, кроме прочего, от индивидуальных свойств спортсмена и специфики видов спорта. Таблица 2. Длительность периодов в оноцикловом макроцикле типа годичного у гимнастов высокой квалификации в зависимости от стажа пребывания в составе национальной сборной
Уже указывалось, что с увеличением "элитного" спортивного стажа в рассматриваемых видах спорта до некоторого предела число официальных состязаний в индивидуальной спортивной практике, сопряженных с максимальной мобилизацией возможностей спортсмена, зачастую (вопреки распространенному мнению) не возрастает, а стабилизируется, а затем убывает. Речь здесь не идет о выступлениях типа "показательных", "коммерческих" и т.п., в которых спортсмен фактически не предельно мобилизует свои возможности [3]. Вместе с уменьшением суммарного числа высоконапряженных состязаний на определенном этапе многолетнего спортивного пути появляется возможность для нового увеличения протяженности подготовительного периода тренировки, а следовательно, и для нового усиления развивающе-тренирующих воздействий. Из полученных материалов видно, что после 4-6 лет пребывания в сборной команде время, которое может быть использовано для построения тренировки по типу подготовительного периода, в ряде случаев возрастает примерно на 20 и более процентов, составляя более половины продолжительности годичного (в данном случае) макроцикла. Не исключено, что динамика тренировочных нагрузок может здесь иметь различные варианты. Ясно, однако, что с возрастом неизбежно начинает проявляться тенденция к стабилизации, а затем и к снижению уровня спортивных результатов. Очевидно, с учетом этого в стадии максимальной реализации спортивных возможностей спортсмена кроме предкульминационного и кульминационного этапов есть смысл выделить еще и стабилизирующий, а также этап выхода из спорта высших достижений, сливающийся с завершающей стадией многолетней спортивной деятельности. Литература 1. Железняк Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта: Докт. дисс. М., 1980. 2. Крылова Л.М. Совершенствование структуры многолетней тренировки спортсменов (на примере волейбола): Автореф. дисс. Малаховка, 1981. 3. Лищенко В.Е. Некоторые черты построения многолетней тренировки высококвалифицированных спортсменов в технически сложных видах спорта. В кн.: Теория и методика спорта. Избранные проблемы теории спорта и построения спортивной тренировки.- М.: ГЦОЛИФК, 1992, с. 61-77. 4. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки.- М.: ФиС, 1977. 5. Медведев А.С. Система многолетней тренировки в тяжелой атлетике: учебн. пос. для тренеров.- М.: ФиС, 1986. 6. Платонов В.Н., Вайцеховский С.М. Тренировка пловцов высокого класса.- М.: ФиС, 1985. 7. Современная система спортивной подготовки. /Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина.- М.: СААМ, 1995. 8. Теория спорта. /Под ред. В.Н. Платонова.- Киев: Вища школа, 1987. 9. Тимакова Т.С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация.- М.: ФиС, 1985. 10. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебн. пос. для ин-тов и техн. физ. культ.- М.: ФиС, 1987. Поступила в редакцию 21.05.96 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|