ПРОБЛЕМЫ СОРЕВНОВА-
ТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Abstract

QUALIMETRIC ASPECTS OF RENDERING MASTERY IN TECHNICAL-AESTHETIC KINDS OF SPORT

Yu.I. Smirnov, professor

Moscow state academy of physical culture, Malakhovka

Key words: technical-aesthetic kinds of sport, rendering mastery, qualimetric aspects, aesthetic indices, semantic method, factional method.

The aim of this study was to foundate the technological procedures for evaluation the quality of the rendering mastery in technical-aesthetic kinds of sport with a help of quantative methods. Severar methodological prerequisits had been revealed basing on the obtaind data: 1. The athlete's mastery is not the stable one but the permanently changing concept. 2. The complex evaluation of an athlete's mastery must be realized differentially. The deeper differentiation the more accurate complex evaluation. 3. The more "model" analogs for comparison  the better quality of the concrete athlete's mastery can be done.


КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА В ТЕХНИКО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВИДАХ СПОРТА

Доктор педагогических наук, профессор Ю.И. Смирнов

Московская государственная академия физической культуры

Ключевые слова: технико-эстетические виды спорта, исполнительское мастерство, квалиметрические аспекты, эстетические показатели, семантический метод, факторный метод.

Проблема оценки качества исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта недостаточно решена и освещена в научных исследованиях. В то же время в последние годы интенсивно развивается новое направление исследований, связанное с количественным описанием качества предметов и процессов, которое получило название "квалиметрия". Термин "квалиметрия" (от лат. "квали" - качество и греч. "метро" - измерять) обозначает сравнительно новую научную дисциплину, изучающую методологию и проблематику разработки комплексных количественных оценок качества любых объектов (предметов, явлений, процессов). Использование квалиметрических положений в оценке эстетичности исполнительского мастерства спортсменов позволит по-новому осветить некоторые старые проблемы, выявить возникшие на стыках этих наук новые аспекты исследований.

В основу работы (табл. 1) положены принципиально важные соображения:
1) общее эстетическое качество композиции соревновательных упражнений определяется совокупностью отдельных свойств и для создания нужного зрительного впечатления необходима определенная закономерность в сочетании этих свойств;
2) каждое эстетическое свойство может быть количественно измерено и оценено, а следовательно, может быть оценена и степень мастерства исполнения композиции в целом.

Таблица 1. Эстетические показатели спортивно-технического мастерства

Подгруппы показателей

Единичные показатели

Состав элементов соединений (каскадов) Сложность - отражает степень объективных и субъективных (трудность) требований к психомоторным возможностям спортсмена
Оригинальность - характеризует демонстрацию спортсменом новых форм движений
Ценность - представляет собой произведение показателей трудности и оригинальности
Соподчиненнооть элементов и целостности Внутренняя логичность структуры фрагментов, частей и композиции в целом
Равномерность распределения трудности элементов по всей композиции
Рассредоточение в композиции главных, кульминационных ("ударных') элементов
Формы соединений элементов (отсутствие трафаретных и тривиальных связок, стандартных соединений и композиционных стереотипов)
Динамичность исполнения композиции Уплотнение соединений (каскадов), сведение к минимуму числа "разгоночных" движений
Формирование композиции соединений из нескольких элементов и каскадов
Стремительное соотношение смены темпов выполнения элементов (каскадов)
Организация ритмической структуры композиции (с учетом длительности отдельных фрагментов, нарастания или замедления темпа в соединениях)
Использование подскоков в качестве композиционных элементов
Художественное оформление композиции Экспрессия движений - умение сочетать движения с музыкой и достигать эмоционального воздействия на зрителей и судей
Соответствие композиции современной мода и стилю исполнения
Артистизм - выполнение движений с "подтекстом" (внесение в них смысловых оттенков мимикой, жестами, элементами пантомимы)
Применение художественных приемов (повторы, "игра мотивов", контраст и нюанс, элементы неожиданности)

Две предпосылки могут служить исходными при анализе эстетических показателей спортивно-технического мастерства:
1. Предполагается, что исполняемые упражнения (композиция), достаточно полно и всесторонне отвечающие комплексу предъявляемых к ним требований, регламентированных правилами соревнований, т.е. такие упражнения, все характеристики которых (кроме собственно эстетических) уже получили высокую оценку, имеют объективные предпосылки быть полноценными и в эстетическом плане. Наоборот, технически несовершенные, с недостаточной безукоризненностью выпол-ненные упражнения оказываются в конечном счете и эстетически неполноценными.
2. Эстетическая ценность исполняемых упражнений должна рассматриваться с двух сторон: с формально-эстетической и с содержательно-эстетической. Это означает, во-первых, что внешним носителем эстетических свойств является гармонизированная форма, которая уже сама по себе может заключать известное эстетическое содержание: организацию ритмической структуры, артистизм, экспрессию и пластику движений и т.д. Во-вторых, необходимо учитывать, что подобное выражение упражнений может оказаться "показным блеском" (вычурностью), а само исполнение упражнений (композиции), следовательно, эстетически ложным в своей основе. Лишь при соответствии гармонизированной структуры групповых и единичных показателей (см. табл. 1), соответствующих целевому назначению композиции, специфической для каждой дисциплины группы сложнокоординационных видов спорта, можно говорить о подлинной красоте, спортивно-техническом совершенстве.

Для выявления совокупности качественных характеристик исполнительского мастерства был проведен контент-анализ научно-методической литературы по акробатике, спортивно-художественной гимнастике, фигурному катанию и синхронному плаванию. В результате был получен перечень характеристик, включающий 34 наименования (табл. 2).

Таблица 2. Частота использования отдельных понятий для характеристики исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта (на 300 источников)

1. Техничность 57

2. Выразительность 54

3. Легкость 39

4. Точность 26

5. Красота 25

6. Артистичность 23

7. Пластичность 21

8. Виртуозность 20

9. Мягкость 20

10. Элегантность 19

11. Четкость 17

12. Зрелищность 16

13.Темп 16

14. Грациозность 14

15. Изящество 14

16. Чистота 12

17. Музыкальность 11

18. Динамичность 11

19. Хореографичность 11

20. Ритмичность 11

21. Амплитудность 11

22. Культура движений 10

23. Эффективность 10

24. Школа 10

25. Гармоничность б

26. Плавность 6

27. Законченность 5

28. Слитность 5

29. Целостность 5

30. Свобода 4

31. Согласованность 4

32. Художественность 3

33. Рациональность 3

34. Яркость 2

Приведенный словарь характеристик позволяет конструировать различные варианты комплексов шкал, определяющих выразительные возможности спортсменов. Для определения соответствия числовых значений выявленных показателей уровню спортивно-технического мастерства гимнастов по видам многоборья использовался метод групповых экспертных оценок (ГЭО).

Рассчитывалась комплексная оценка исполнительского мастерства гимнастов - участников финальных соревнований в вольных упражнениях на XXI чемпионате мира в Москве (табл. 3).

Таблица 3. Комплексная оценка спортивно-технического мастерства некоторых гимнастов - участников соревнований в вольных упражнениях на XXI чемпионате мира в Москве (по данным опроса экспертов)

Показатели Оцениваемые гимнасты
Ю. Королев
(СССР)
1-е место
К. Гусикен
(Япония)
3-е место
М. Николаи
(ГДР)
6-е место
А. Бронст
(ГДР)
8-е место
Техничность 0,98 0,96 0,91 0,89
Виртуозность 0,97 0,99 0,89 0,85
Надежность 0,96 0,90 0,89 0,90
Объем упражнений 0,92 0,92 0,92 0,92
Разносторонность 0,94 0,95 0,94 0,94
Трудность 0,98 0,99 0,84 0,82
Форма соединения элементов 0,94 0,93 0,91 0,89
Ритмическая структура 0,92 0,92 0,90 0,94
Соответствие моде и стилю 0,95 0,94 0,89 0,90
Качество исполнения 0,965 0,928 0,892 0,885
Состав элементов 0,959 0,967 0.880 0,868
Целостность композиции 0,929 0,898 0,901 0,907
Комплексная оценка мастерства 0,947 0,926 0,889 0,881

Значение комплексной оценки рассчитывалось с учетом весомости единичных и групповых показателей.

Следующая часть работы была направлена на разработку способов математического моделирования соединений между отдельными гимнастическими элементами при построении произвольных композиций в упражнениях на бревне и на выявление круга вопросов, к которым может быть эффективно применена теория графов с одновременным получением некоторых практических результатов. Все элементы были разбиты на 9 подгрупп (табл. 4). Всего в составленный перечень вошло 250 элементов.

Таблица 4. Динамика объема технической подготовленности в упражнениях на бревне

Структурные группы Число элементов
без разряда II разряд I разряд КМС МС
Наскоки 18 29 30 38 38
Соскоки 26 37 38 47 50
Акробатические элементы и перекаты 32 44 48 66 68
Повороты 8 10 11 15 15
Прыжки 17 21 24 24 24
Шаги 12 13 15 15 15
Равновесия 12 13 15 16 16
Подскоки 7 7 7 7 7
Выразительные и связующие движения 8 8 8 8 8
Всего 140 182 194 236 241

Была получена полная картина прыжковых соединений из трех прыжков, которые удовлетворяли правилам соревнований (принципам дискриминации) и не имели повторяющихся прыжков в одной связке. Общее количество всех возможных прыжковых связок, выполняемых на бревне, для мастеров спорта составило 12 307.

Полученное уравнение множественной линейной регрессии выглядело следующим образом: y = 53,177 + 2,545 х3 + 5,235 х5 - 6,712 х7, где 53,177 - свободный член уравнения, х3 - количество выполняемых гимнасткой акробатических элементов и перекатов, х5 - количество выполняемых гимнасткой прыжков, х7 - количество выполняемых гимнасткой равновесий.

Данное уравнение дает возможность быстро определить уровень технической подготовленности гимнасток на различных этапах спортивного совершенствования.

Полученные в экспериментах с применением семантического метода результаты свидетельствовали о том, что:
- количественная и качественная оценки выразительности движений в художественной гимнастике возможны с помощью метода семантического дифференциала, позволяющего получать достоверные данные об изучаемом показателе исполнительского мастерства;
- позы со сходной пространственной структурой могут иметь совершенно различный эмоциональный характер;
- уровень выразительности исполнения поз в целом определяется интенсивностью проявления отдельных эмоционально-смысловых признаков движений;
- качественное своеобразие движений с точки зрения выразительности, различия движений в эмоциональных нюансах определяется комплексом наиболее ярко выраженных эмоционально-смысловых признаков.

На основе данных факторного анализа установлены две группы сильно закоррелированных параметров исполнительского мастерства - показателей, характеризующих технику движений и признаков артистичности исполнения.

Наиболее существенный вклад (55,2%) дал первый фактор - техническое совершенство. Он связан высокими значениями коэффициентов веса с такими признаками движений, как чистота, четкость и точность.

Второй фактор (12,9%) связан наибольшими коэффициентами с признаками "пластичность", "лиричность", "мягкость", "изящество", "элегантность" и был назван фактором культуры движений и хореографичности.

Третий фактор - экспрессивность стиля - определялся тесно взаимосвязанными показателями темпераментности и темпа, которые оказывают на данный фактор влияние, противоположное признакам "лиричность" и "мягкость".

В процессе биомеханического исследования выразительности исполнения элемента "боковая волна" регистрировались вертикальная и горизонтальная составляющие перемещения, скорости и траектории движения 13 основных звеньев тела гимнасток в четырех различных по эмоциональному содержанию музыки фрагментах (энергично, бодро, спокойно, лирично).

Биомеханический анализ позволил отметить следующее.

Наибольшие различия в биомеханических параметрах при выразительном и невыразительном исполнении обусловлены умением гимнасток варьировать величины перемещения основных звеньев тела по горизонтали. Мастера отражают музыкальный характер прежде всего за счет названного параметра, в то время как у гимнасток низкой квалификации данный параметр остается относительно стабильным во всех "музыкальных вариантах" исполнения.

Невыразительное исполнение элементов связано с неадекватным двигательной задаче увеличением скорости движения по горизонтали. Видимо, в этом направлении гимнастками допускается "перепроизводство" усилий. Неадекватное увеличение скорости мешает созданию нужного эмоционального впечатления.

Скорость движения по вертикали недостаточно дифференцируется невыразительными гимнастками в перемещении рук и головы и чрезмерно интенсивно меняется (с изменением характера музыкального произведения) в тазобедренных и коленных суставах.

Таким образом, сочетание качественных показателей (семантических и факторных) с данными биомеханических измерений при оценке исполнительского мастерства гимнасток обеспечивает всестороннее и точное представление о его уровне и совершенстве.

Подводя итоги, остановимся на нескольких методических предпосылках комплексной оценки мастерства спортсменов в группе технико-эстетических дисциплин.

1. Мастерство спортсмена - понятие не застывшее, а непрерывно меняющееся.

2. Прежде чем дать комплексную оценку мастерству спортсмена, необходимо оценить его уровень дифференцированно: по отдельным группам, характеристикам, показателям. Чем глубже дифференциация, тем точнее результат комплексной оценки. При этом сравниваться могут только однопорядковые показатели, но не имеющие различий.

3. Чем больше "модельных" аналогов для сравнения, тем точнее может быть дана оценка мастерству конкретного спортсмена.

Поступила в редакцию 23.09.96


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: