АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


ПОСЛЕ "ДРАКИ" ВЕСЛАМИ НЕ МАШУТ

Кто знает, каким бы был для нас итог олимпийской регаты в Атланте, если бы каждая национальная федерация, как в прошлые годы, имела право выставлять на Олимпиаду полную - во всех классах "академических" лодок -команду. Повези мы в Атланту 14 экипажей, глядишь, какой-нибудь и "зацепился" бы за вторую медаль...

Увы, времена "стрельбы наудачу" в академической гребле, как, впрочем, и во многих других видах спорта, кончились. На олимпийский спорт в каждом классе лодок требуется лицензия, а таковых российским гребцам удалось в отборочных состязаниях добыть всего лишь шесть.

Полным составом выступали на Олимпиаде-96 только гребцы Германии и подтвердили свою силу, завоевав четыре медали (2-1-1). Правда, они оказались лишь вторыми, "отстав" на две медали от австралийцев (2-1-3), представленных тринадцатью экипажами. Не знаю, какой квотой располагали швейцарцы и румыны, но и у тех, и у других - по две высших награды, и соответственно, третье-четвертое места. Близки к победе в командном зачете были канадцы - 10 лодок и шесть медалей (1-4-1), замкнула же шестерку сборная Голландии - 9 лодок и три награды (1-1-1).

Среди шестнадцати сборных, поделивших между собой награды олимпийской регаты, российская команда "благополучно" заняла шестнадцатое место с одной бронзовой медалью. Весьма относительным утешением может служить то обстоятельство, что завоевана она была в самом престижном классе лодок - в состязаниях мужских восьмерок. Как говорится, спасибо и на этом...

О причинах отставания российской академической гребли и ее неудачи в Атланте можно говорить много и долго. Ими всерьез должно заняться вновь избранное руководство российской федерации. Здесь же, на мой взгляд, было бы уместно коснуться локальных, но зачастую судьбоносных проблем методики.

Прошлой зимой мне довелось познакомиться с планом подготовки экипажа восьмерки, утвержденным тренерским советом федерации. К моему немалому удивлению, я обнаружил, что на последнем, предстартовом, этапе тренировок команде планировались длительные тяжелые нагрузки - по 30-40 км ежедневно. Было ясно, что такой расклад должен "задавить" скоростные качества гребцов, лишить их свежести, необходимой в ответственной гонке.

Так и случилось в финале олимпийской регаты. Первую "пятисотку" наша восьмерка прошла четвертой, проигрывая лидерам корпус лодки (около 1,5 с). Вторую - на той же позиции, но уже с проигрышем более 3 с. А финишную четверть дистанции россияне преодолели быстрее всех - за 1.25,84 (победители - голландцы - за 1.26,08, вторые призеры - немцы -за 1.26,92). Но наверстать проигранное на старте уже не сумели.

Такой расклад говорит о том, что скоростная выносливость у команды была, а настоящих спринтерских качеств - не хватило. И виной тому - неправильно спланированная подготовка, ее заключительный этап.

В сегодняшней гребле решающим является стартовый отрезок дистанции. Проиграл "драку" на первой "пятисотке", - потом маши не маши веслами, ничем делу не поможешь. Приведу в подтверждение своей мысли такой пример. На прошлогоднем чемпионате мира очень сильный швейцарский оди-ночник Ксено Мюллер в финале шел последним до начала последней четверти дистанции. Он явно надеялся на финишный рывок и действительно предпринял его, превзойдя свой собственный результат на первом отрезке аж на восемь секунд! Но даже такая фантастическая скорсть "не сработала": Мюллер так и финишировал последним. Через год на Олимпиаде-96 Мюллер вел гонку совершенно иначе. В финале он "включил" высшую скорость с первых метров и не оставил никаких надежд конкурентам. Второго призера, канадца Портера, он опередил в итоге на 3 секунды(!) - и все только за счет бурного старта.

На заре развития гребли великий английский тренер Стив Ферберн сказал: "Мили делают чемпионов". Увы, боюсь, что этот девиз до сих пор довлеет над нашими тренерами. А сегодня чемпионов "делают" не накрученные в тренировках мили и километры (их у каждого гребца в активе предостаточно!), а способность со старта ошеломить соперников скоростью, заставить их догонять тебя, одновременно борясь друг с другом. Именно так вели гонки все экипажи, добившиеся успеха в Атланте, только такая тактика может принести успех на будущих регатах.

Еще об одном "откровении" Атланты хотелось бы сказать. В последнее время с чьей-то "легкой руки" у нас распространилось мнение, будто сильнейшие команды мира гребут в невероятно высоком (до 45 гребков в минуту!) темпе, не используя маховую корпусную работу. В те редкие минуты, когда телевидение "удостаивало" нас показом олимпийских соревнований гребцов, всякий имеющий глаза мог убедиться, что ничего подобного не происходит. Темп у всех команд-победительниц был абсолютно нормальным - 35-38 гребков, так называемая опережающая маховая корпусная работа выполнялась, как и прежде, обеспечивая мощную проводку весла. Никакой "революции" не случилось, а стало быть, надо творчески работать, используя накопленный богатый опыт прошлых лет и не чураясь рекомендаций специалистов, под руководством которых наши гребцы в свое время завоевали двенадцать золотых олимпийских медалей.

Георгий ЛОСАВИО, заслуженный тренер СССР, кандидат технических наук

(Технические результаты соревнований по академической гребле в Атланте смотрите на 8-й странице выпуска).


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!