ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ



НАЧАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

И.К. Латыпов
Российская государственная академия физической культуры

Одним из универсальных средств, обеспечивающих разностороннее физическое развитие и физическую подготовленность юных спортсменов, является легкая атлетика. В настоящее время в детско-юношеских спортивных школах на этапе начальной подготовки к систематическим занятиям легкой атлетикой привлечено

108 тыс. детей и подростков. Однако, говоря об эффективности работы ДЮСШ на этапах многолетней подготовки, нужно отметить, что из 96 учащихся, занимающихся на этапе начальной подготовки, лишь один доходит до этапа высшего спортивного мастерства.

Кроме того, в детско-юношеской спортивной школе в связи с ориентацией на раннюю специализацию происходит большой отсев учащихся к концу обучения на начальном этапе.

В то же время, по мнению ряда авторов, одна из эффективных форм начальной спортивной подготовки школьников - организация групповых занятий в общеобразовательных школах. Такая форма занятий обеспечивает оптимальное сочетание обучения в школе с возможностью занятий спортом, способствует повышению работоспособности и улучшению здоровья учащихся.

Все это обусловливает необходимость более тщательного изучения и проведения научного исследования, которое предусматривало бы особенности методики и организации работы с учащимися на этапе начальной подготовки и обоснование эффективности ее реализации в условиях общеобразовательной школы.

В связи с этим объектом нашего исследования являлся процесс начальной спортивной подготовки школьников к занятиям легкой атлетикой.

Предметом исследования были методика и организация начальной спортивной подготовки учащихся в условиях общеобразовательной школы.

Цель нашего исследования состояла в поиске и обосновании новых форм организации физического воспитания учащихся ДЮСШ на начальном этапе обучения.

Исследования, проведенны е нами в течение трех лет, показали, что на этапе начальной подготовки необходимо закладывать базу разносторонней физической подготовки. Характеризуя особенности методики подготовки, отметим, что отличительная особенность физической подготовки - это преимущественное использование общеподготовительных упражнений, обеспечивающих разностороннюю физическую подготовленность. При этом основное внимание мы уделяли воспитанию таких качеств, как гибкость, быстрота, общая выносливость, координационные возможности, которые без отрицательного влияния на организм совершенствуются в младшем школьном возрасте, и исключали целенаправленную работу по развитию силовых качеств и анаэробных возможностей, так как она быстро приводит к переутомлению.

Экспериментальная методика предусматривала применение в учебно-тренировочных занятиях средств разносторонней общей физической подготовки и изучение основ техники легкоатлетических упражнений.

Для этой цели использовались также упражнения из других видов спорта, спортивные и подвижные игры.

В общей структуре содержательного состава физической подготовки юных легкоатлетов средства, направленные на преимущественное решение задач общей физической подготовки, составляли на 1-м и 2-м годах обучения примерно 75-80% от общего времени тренировочных занятий. Для 3-го года обучения этот объем составил 65%, а 20% времени отводили специальной физической подготовке, участию в соревнованиях, тестированию и контрольным упражнениям, выполнению основных легкоатлетических упражнений с соревновательной целью.

В свою очередь, в структуре средств ОФП соотношение времени занятий, отведенного на воспитание двигательных качеств учащихся, было следующим: на воспитание быстроты - 20%, скоростно-силовых качеств - 20, силы - 10, общей выносливости - 20, гибкости - 15 и ловкости - 15%.

Опираясь на вышесказанное и принимая во внимание результаты, полученные в ходе эксперимента, можно заключить, что выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о возможности и эффективности организации начальной спортивной подготовки учащихся в условиях общеобразовательной школы, учитывающая возрастные особенности детей и задачи этапа подготовки, нашла свое подтверждение.

Поступила в редакцию 23.01.97


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!