Abstract OPTIMIZATION OF TRAINING EFFICIENCY'S EVALUATION IN COURSES OF QUALIFICATION'S IMPROVEMENT FOR SPECIALISTS ON PHYSICAL CULTURE AND SPORT B.E. Losin, doctor of pedagogy, lecturer, St.-Petersburg state P.F. Lesgaft academy of physical culture Key words: qualification's improvement, courses, effectiveness of training, optimization of evaluation. The purpose of this study was to elaborate the method of the training's effectiveness evaluation optimization. The method of questionnairing was used. The students of qualification's improvement faculty (n=200) acted as the respondents. As a result of this research it had become possible to conclude: - the high degree of students contentment by the knowledges assimilated in the process of training was revealed; - the offered coefficient of contentment is very convenient for the summarized evaluation of the specialists' qualification improvement courses; - the calculation of practical value's significance, the interest in studies, the activity when learning and the material's understanding makes it possible to evaluate the different parts of the training process over all the disciplines.
|
ОПТИМИЗАЦИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Кандидат педагогических наук,
декан ФПК Б.Е. Лосин Ключевые слова: повышение квалификации, курсы, эффективность обучения, оптимизация оценки. Система повышения квалификации (ПК) специалистов с высшим образованием в области физической культуры и спорта в нашей стране возникла менее 30 лет назад. Первые слушатели на факультете повышения квалификации (ФПК) СПб. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта появились в 1968 г. За прошедшие годы в стенах академии повысили свою квалификацию более 13 000 специалистов. В настоящий момент перед системой последипломного образования стоит много проблем организационного и методического характера [1, 3]. В силу различных обстоятельств за последние годы значительно сокращены сроки обучения и объем учебных часов на курсах повышения квалификации (КПК). Это предъявляет повышенные требования к программам и интенсификации обучения, внедрению современных технологий обучения [2, 4, 7, 9, 10]. Несомненно, остро стоит и проблема оценки эффективности обучения. Подходы, используемые при оценке эффективности учебного процесса в высшей школе, не всегда дают желаемые результаты. На ФПК академии традиционно большое внимание уделялось проблемам оптимизации процесса обучения слушателей, своевременно вносились коррекции в учебные программы с учетом запросов практики и новационных педагогических методик, постоянно отслеживалась слушательская реакция на процесс обучения. С целью оптимизации методики
оценки эффективности обучения и изучения мнений
слушателей о целесообразности и полезности
учебных дисциплин на факультете в течение 3 лет
проводились специальные исследования. Нами
использовался метод экспертного оценивания в
виде анкетирования. В качестве
респондентов-экспертов выступили слушатели
факультета: Все участвовавшие в исследовании слушатели (200 человек) имели высшее специальное образование и опыт практической работы от 5 до 35 лет. Анкета содержала 21 вопрос в основном открытого или полуоткрытого характера [6]. В одном из вопросов анкеты слушателям предлагалось оценить по определенной шкале "полезность" прослушанных ими на курсах дисциплин. Нами апробировались различные подходы к оценке "по лезности" дисциплин. На КПК преподавателей физического воспитания вузов по многолетней традиции, существовавшей на факультете, использовалась 7-балльная, на КПК руководителей ДЮСШ - 10-балльная шкала оценок, а на КПК тренеров был принципиально иной подход к оценке - новый в области ПК кадров в физической культуре и спорте. Мы рассчитывали четыре индекса по каждой дисциплине, характеризующиe практическую значимость, интерес к занятиям, активность на занятиях, и понятность материала [8]. Кроме этого, для каждой категории слушателей рассчитывался коэффициент удовлетворенности слушателей по методике Ю.И. Иванова [5]. Полученные результаты показали, что наиболее "полезными" на КПК преподавателей физического воспитания высших учебных заведений, по мнению слушателей, оказались следующие дисциплины: специализация (избранный вид спорта), массаж, основы работы на компьютере, теория и методика физического воспитания, психология спортивной деятельности (табл. 1). По этим же дисциплинам оценки оказались наиболее единодушными, о чем свидетельствует величина среднего квадратического отклонения. Наибольший разброс в оценках зафиксирован по следующим дисциплинам: педагогика, организация и управление физическим воспитанием и методы научных исследований. Таблица 1. Слушательская оценка "полезности" учебных дисциплин на КПК преподавателей физического воспитания вузов
Примечание. - среднее арифметическое значение; S - среднее квадратическое отклонение m - стандартная ошибка средней арифметической. Самые низкие оценки "полезности" получены по дисциплинам гигиена, спортивная метрология, методы и содержание современной научной информации в спорте и биомеханике. В причинах относительно низких оценок по этим дисциплинам предстоит еще разобраться. Коэффициент удовлетворенности слушателей на КПК преподавателей физического воспитания вузов составил 75,9%. Это довольно высокий коэффициент, который свидетельствует о том, что каждые 3 слушателя из 4, проходивших обучение на факультете, удовлетворены полученными знаниями. На КПК руководителей ДЮСШ наиболее "полезными" дисциплинами, по мнению слушателей, оказались психология, спортивная медицина и педагогика. Средняя оценка по этим дисциплинам по 10-балльной шкале составила соответственно 9,07; 8,79; 8,79 (табл. 2). По первым двум дисциплинам оценки слушателей были наиболее единодушными (среднее квадратическое отклонение составляет 1,27 и 1,25, соответственно). Таблица 2. Слушательская оценка "полезности" учебных дисциплин на КПК руководителей ДЮСШ
Примечание. - среднее арифметическое значение; S - среднее квадратическое отклонение m - стандартная ошибка средней арифметической. Наиболее низкая оценка "полезности" (значительно более низкая по сравнению с другими дисциплинами) зафиксирована по экономике России. Коэффициент удовлетворенности слушателей КПК руководителей ДЮСШ составил 82,1%. Это очень высокий показатель, даже несколько выше, чем у преподавателей вузов. На КПК тренеров по каждой дисциплине рассчитывались 4 индекса. Наиболее значимый в практическом отношении учебный материал, по мнению слушателей, был по педагогике, спортивной медицине и специализации (табл. 3). В целом слушатели очень высоко оценили практическую значимость материала, который им был предложен по всем дисциплинам (индекс колебался в пределах 60 - 90%). Таблица 3. Слушательская оценка дисциплин обучения тренерами ДЮСШ по легкой атлетике
*Индексы рассчитывались по методике В.А. Пьгаина, В.Н. Маркова (1993). Наибольший интерес слушатели-тренеры проявили к занятиям по спортивной медицине, специализации, физиологии спорта, биохимии спорта и психологии. Практически на всех занятиях (за исключением педагогики) проявлена высокая активность слушателей. Самые высокие показатели зарегистрированы по всем без исключения дисциплинам при расчете индекса понятливости материала. Этот факт свидетельствует о том, что для проведения занятий на ФПК действительно привлекаются наиболее высококвалифицированные преподаватели и очень доходчиво и методически грамотно преподносят учебный материал (см. табл. 3). Коэффициент
удовлетворенности слушателей на КПК тренеров
составил 81,8%. Проведенные исследования позволяют
сделать следующие выводы: Литература 1. Безленкин В.В., Власов В.В., Мисеюк Р.Е. Дополнительное профессиональное образование: вчера, сегодня, завтра.- Высшее образование в России, 1994, № 1, с. 134-142. 2. Вопросы педагогики в системе повышения квалификации руководящих работников и специалистов.- Метод. реком. для препод. Люберцы, 1989. 3. Громкова М.Г. Педагогические основы образования взрослых.- М.:МСХА, 1993. 4. Жуков Р.Ф. Технология обучения в системе повышения квалификации.- Л.: ЛИЭИ, 1989. 5. Иванов Ю.И. Проблемы оценки эффективности подготовки и повышения квалификации управленческих кадров.- Подготовка кадров управления: модель обучения. Вып. 3.- М.: РАУ, 1994, 6. Методы системного педагогического исследования /Под ред. Н.В. Кузьминой.- Л.: ЛГУ, 1980. 7. Околев О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития.- Высшее образование в России, № 2, с. 45-50. 8. Пызин В.А., Марков В.Н. Социологические исследования учебного процесса в режиме мониторинга.- Подготовка кадров управления: модель обучения. Вып. 2.- М.: РАУ, 1993, с. 124-141. 9. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.- Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г., № 610. 10. Чепик В.Д., Жолдак В.И. Переподготовка кадров на факультете повышения квалификации.- М.: МОГИФК, 1980. Поступила в редакцию 01.02.96 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |