ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ


Abstract

PSYCHOPHYSIOLOGICAL POTENTIAL OF STUDENT AND PROGNOSIS OF HIS COACHING ACTIVITIES

S. Bazhanova, post graduate student

O. Kharlamova, the third course student

Scientific guide: A.P. Isayev, professor

Ural state academy of physical culture

To discuss the problem of student's psychophysiological potential as a factor of his future coaching activities' success was the aim of this paper. The student's including into the process of scientific and methodical ensurance of academie's teams in various kinds of sport. The created system allowes students to take part in monitorings performing in the limits of the problem "Man and Gravitation" (adaptation aspects), to study the special literature, methods of research work and the mathematical and statistical analysis of the obtained data.


ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЕГО В ТРЕНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С.Бажанова, аспирантка, О.Харламова, 3-й курс

Научный руководитель - доктор биологических наук, профессор А.П. Исаев

Уральская государственная академия физической культуры

Одной из новых парадигм, включающих интеграцию общечеловеческих психофизиологических резервных возможностей, ценностных ориентаций, духовно- нравственного потенциала, уровня здоровья человека, проживающего в конкретных экономических, эколого-средовых и климатогеографических условиях, является концепция В.И. Медведева с соавт. (1995).

Ретроспективный анализ научных работ, посвященных оценке психофизиологического потенциала (ПФП) и оценочному прогнозированию деятельности спортивного педагога, показал их незначительное количество (Н.А. Батурин, 1996). Прогнозирование будущей тренерской деятельности предполагает разработку на ЭВМ программы, в которую войдут профессиональные и личностные психофизиологические характеристики, социальная и биологическая адаптоспособность, умение применить специальные знания в конкретной практической работе. Отдельные аспекты рассматриваемого вопроса представлены в исследовании М.В. Прохоровой, О.В. Гаевской (1995). Авторы представили диагностическую карту определения уровня сформированности конструктивно-организаторских умений у студентов.

Широко изучается человеческий организм, его ПФП, уровень здоровья в сфере физкультурного образования (лабораторные и естественные тестирования, экспертные оценки деятельности, моделирование, прогнозирование, системный анализ). Используются математические методы анализа и моделирования психофизиологических систем, изучаются двигательная активность, физическое состояние, осуществляются реальное знакомство с будущей трудовой деятельностью (практики), стажировки, работа в КНГ и др.

Важным звеном в подготовке тренера является не только высокий спортивно-квалификационный потенциал (ксм, мс), но и глубокое знание человеческого организма в условиях специфической деятельности (конкретного вида спорта). Эта задача разрешается путем включения студентов в научно-методическое обеспечение сборных команд академии по ряду видов спорта. Оно включает следующее: 1) анализ специальной литературы по виду спорта; 2) морфометрические обследования по программе "Прогноз"; 3) комплексные (психофизиологические, метаболические и иммунологические) исследования с помощью диагностических систем "Кентавр", "Коррекция биоуправления организмом спортсменов"; 4) программирование учебно-тренировочных нагрузок и их коррекция; 5) интерпретация данных с учетом новой парадигмы психофизиологического потенциала, оценки соревновательной деятельности и критериев их оптимальности; 6) прогнозирование результативности деятельности. Созданная система позволяет студентам принимать участие в обследованиях по проблеме академии "Человек и гравитация" (адаптационные аспекты), изучить сопутствующую литературу, методы исследования и математико-статистической обработки материала. В конечном итоге большая часть выпускников распределяется в практическую сферу физической культуры и спорта, часть же остается в аспирантуре. В настоящее время в ней обучается 44 выпускника, в том числе заслуженный мастер спорта С. Бажанова. Она имеет восемь публикаций, из них две - в центральной печати, завершает монографию по проблемам подготовки конькобежек высшей квалификации.

Поступила в редакцию 01.11.96


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!