Abstract SOME PSYCHOPHYSIOLOGICAL PECULIARITIES OF BASKET-BALL AND RUGBY PLAYERS M.V. Skvortsov, post graduate Moscow state academy of physical culture Key words: rationality, building of training process, individual peculiarities, specific methods, sports resultiveness. The purpose of this study was to reveal the peculiarities of mental working capacity, differentiated inhibition, nervous processes lability and capacity of the optic analyzer. The comparative analysis of mental working capacity in basketball and rugby players had shown the advantage of the first ounes. The lability of nervous processes and the capacity of the optic analyzer are almost equal in both sports specializations.
|
В ПОМОЩЬ ТРЕНЕРУ НЕКОТОРЫЕ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
БАСКЕТБОЛИСТОВ И РЕГБИСТОВ М.В. Скворцов, аспирант Ключевые слова: рациональность, построение тренировочного процесса, индивидуальные особенности, специфические методы, наивысший спортивный результат. Объект исследования. В настоящее время в теории и практике спорта особое значение придается вопросам рационального построения тренировочного процесса, оптимизация которого невозможна без учета и знания индивидуальных особенностей спортсмена. Мало исследованы психофизиологические особенности спортсмена. В частности, до настоящего времени практически отсутствуют работы по исследованию и определению таких важных характеристик, как уровень умственной работоспособности, состояние дифференцированного торможения, подвижность нервных процессов и пропускная способность зрительного анализатора. В настоящей работе сделана попытка исследовать качественные показатели перечисленных выше характеристик у спортсменов - баскетболистов и регбистов. Исследование и получение сравнительных психофизиологических характеристик баскетболистов и регбистов должны позволить не только более эффективно строить тренировочный процесс внутри каждого их этих видов спорта, но и перенести целый ряд специфических методов и средств из одного вида в другой для достижения высоких спортивных результатов. Предмет исследования. Система спортивной подготовки - чрезвычайно динамичный, сложный многоуровневый процесс, оптимальное управление которым возможно только при условии получения тренером как можно более полной и всесторонней информации о спортсменах. С учетом этого в последние годы интенсивно проводятся исследования так называемых модельных характеристик спортсменов высшей квалификации. В спортивных играх, в частности в баскетболе и регби, особые требования предъявляются к сенсорной, умственной и эмоциональной работоспособности спортсмена, что обусловлено острым соревновательным характером игры, необходимостью быстро решать сложные технико-тактические задачи. В работе мы использовали метод корректурных таблиц для оценки некоторых психофизиологических показателей и степени воздействия на них тренировочных нагрузок у баскетболистов и регбистов. Этот метод широко используется для нормирования учебных умственных и физических нагрузок в общеобразовательной школе (М.В. Антропова, Т.Н. Сердюковская, С.Н. Громбах). Проблемы исследования. Задачами работы были следующие: 1) определение особенностей уровня умственной работоспособности, состояния дифференцировочного торможения, подвижности нервных процессов и пропускной способности зрительного анализатора по количественным и качественным показателям спортсменов - баскетболистов и регбистов; 2) получение сравнительных характеристик исследуемых психофизиологических особенностей спортсменов - баскетболистов и регбистов на основании результатов исследования; 3) определение динамики исследованных психофизиологических нагрузок, различных по воздействию и интенсивности. Таблица 1/2. Количество просмотренных знаков 1-й и 2-й частей задания
Таблица 3/4. Количество ошибок в 1-й и во 2-й частях задания
Таблица 5/6. Подвижность нервных процессов
Таблица 7/8. Пропускная способность зрительного анализатора (бит/с)
Для определения уровня умственной работоспособности спортсмену предлагалось выполнить строго дозированное задание, состоящее из двух частей. Перед его выполнением испытуемым давалось указание: "Просматривай строчки таблицы справа налево, вычеркивай каждую встречающуюся букву "А". Одновременно с сигналом "Начинай вычеркивать" включается секундомер. Через 2 мин работа прерывалась. После этого следовало указание: "Вычеркивай букву "В", что являлось дифференцировочным компонентом исследования. Затем вновь подавалась команда "Продолжай работу" и включался секундомер. Через 2 мин испытуемый заканчивал работу и сдавал корректурную таблицу исследователю. Оценка дифференцировочного торможения осуществлялась по количеству ошибок, сделанных испытуемым во второй части работы, то есть после введения дифференцировочного компонента. Чем больше была величина ошибки (учитывалась ошибка, отнормированная к 100 знакам текста таблицы), тем ниже определялась дифференцировочность торможения испытуемого. Подвижность нервных процессов испытуемого определялась в условных единицах по формуле К = В/А; пропускная способность зрительного анализатора спортсмена может быть рассчитана по формуле ПС = . В серии исследования динамики психофизиологических показателей спортсменов определялись требуемые исходные данные для расчетов до и после воздействия на испытуемых нагрузки. Нагрузки задавались с помощью восхождения испытуемого на ступеньку высотой 35 см в течение 5 мин в различных темпах. Объем работы рассчитывался по формуле: А = Р х Н х n x T; среднее арифметическое значение M = ; вариационный размах: max - min; среднее квадратическое отклонение () ; критерий достоверности разности средних двух выборочных совокупностей t = . Исследования проводились на студентах-баскетболистах МГАФКа, спортсменах школы регби г. Зеленограда и школы регби "Слава" г. Москвы. Решение проблемы. Как показали наши исследования, качественные показатели умственной работоспособности под влиянием тренировочной нагрузки существенно не изменились. Тренировочные нагрузки оказали значительное влияние на подвижность нервных процессов (уменьшение для всей группы в среднем на 25%). В то же время качественные показатели умственной работоспособности во 2-й части задания существенно ухудшились. Следует также отметить, что нагрузки большой интенсивности вызвали существенное увеличение разброса индивидуальных значений подвижности нервных процессов и качественных показателей умственной работоспособности. Вариационный размах и среднее квадратическое отклонение после нагрузки также увеличились. Выводы 1. Число знаков, просмотренных в 1-й и во 2-й частях задания, у баскетболистов составило 1370. Среднее количество ошибок в пересчете на 100 знаков при введении тормозно го агента - 0,296. Подвижность нервных процессов у баскетболистов находится на высоком уровне. Пропускная способность зрительного анализатора составляет 3,04 бит/с. 2. Число знаков, просмотренных в 1-й и во 2-й частях задания, у регбистов составило 1365. Среднее количество ошибок в пересчете на 100 знаков при введении тормозного агента - 0,11. Подвижность нервных процессов также находится на высоком уровне и составляет 1,078, пропускная способность зрительного анализатора - 3,1 бит/с. 3. Сравнительный анализ общей умственной работоспособности баскетболистов и регбистов показал ее преимущество у регбистов. После введения тормозного агента баскетболисты допустили больше ошибок. В среднем этот показатель составил у баскетболистов 0,286, у регбистов - 0,11. Однако указанные данные находятся на границе достоверности. Подвижность нервных процессов у представителей обоих видов приблизительно равна: у баскетболистов - 1,018, у регбистов - 1,078. Пропускная способность зрительного анализатора также приблизительно равна: разница составляет всего 0,6 бит/с. 4. Динамика исследованных психофизиологических нагрузок различной интенсивности свидетельствует о том, что метод корректурной пробы является информативным индикатором развития у спортсменов процесса утомления. 5. Метод корректурной пробы может использоваться для оптимизации спортивной подготовки в процессе текущего врачебно-педагогического контроля. Литература 1. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. - М.: ФиС, 1984. 2. Гомельский А.Я. Научно-методические основы системы спортивной тренировки баскетбольных команд высших разрядов. - М.: ФиС, 1972. 3. Ермолаев Ю.А. Применение буквенных корректурных таблиц. М., 1985. 4. Ермолаев Ю.А. Особенности умственной работоспособности у мальчиков и девочек /Пер. с нем. Ж. педвуза, Гюстав, 1972. 5. Малиновский С.В. Моделирование тактического мышления спортсменов. - М.: ФиС, 1981. 6. Радионов Л.В. Влияние психофизиологических факторов на спортивный результат. - М.: ФиС, 1983. 7. Радионов Л.В. Психодиагностика спортивных способностей. - М.: ФиС, 1975. Поступила в редакцию 23.05.96 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |