Abstract ABOUT SOME ASPECTS OF FORMING MODERN VIEWS ON SPORTS SYSTEM V.I. Ivlev, doctor of medicine, lecturer Buketov Karaganda State University Key words: sport, study, progress (development). The author made an attempt of unification the previous and his own experience in forming оpinions on the sports system, its future study and development.
|
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ НА СИСТЕМУ СПОРТА Кандидат медицинских наук,
доцент В.И. Ивлев Ключевые слова: спорт, изучение, развитие. В литературе последних лет все чаще стали появляться научные публикации, свидетельствующие о формировании определенного противостояния во взглядах на систему спорта, его место и роль в жизни человека и путях развития спортивной науки. Одним из адекватных проявлений соответствующих разногласий могут служить лишь две статьи настоящего издания. Автор первой из них [5] со всей определенностью, как нам кажется, рассматривает спорт как вредное образование для взаимодействующего с ним человека. Поэтому вполне логично задается вынесенным в название работы вопросом "Как обезвредить спорт" и предоставляет свое видение путей достижения этой цели. Автор же второй статьи [4] по существу придерживается противоположного воззрения и поэтому считает, что формирующееся мнение о несоответствии понятий "спорт" и "здоровье" не только научно необоснованно, но и опасно, ибо создает представление об определенной фатальности. В процессе осмысления описанных точек зрения вполне уместно, нам думается, вспомнить одну уже давно известную в медицине аксиому, согласно которой даже высококачественное лекарство может проявлять себя в организме человека ядовитыми свойствами, а практически любой яд может служить эффективным лекарством. Многое здесь будет зависеть от наличествующих функциональных состояний отдельных жизне-обеспечивающих систем и организма человека в целом, содержания и характеристик его системы деятельности, природно-социальных условий проживания и ситуаций развития, принятой дозы, времени экспозиции и других внутренних и внешних факторов. Отсюда неизбежно следует, что, высказывая приведенные выше суждения, оба автора правы по-своему, но правы только с позиций применяемых ими элементов моноатрибутивного метода познания. Последний же не может обеспечить равноценного анализа всей совокупности жизненных явлений и поэтому зачастую служит непосредственным источником возникновения ошибок мышления и формирования противоречивых взглядов [3]. Одним из наиболее эффективных путей разрешения соответствующих противоречий может явиться использование методологии системного подхода. Творческая трансформация его основных положений по отношению к различным специфическим системным образованиям (в т.ч. и спорту) позволяет, на наш взгляд, обеспечить их иерархически комплексное восприятие и изучение, полноценное и качественное выявление свойственных им закономерностей и особенностей функционирования и поведения, а также последующее обоснование и рациональное управление конечными полезными результатами. Кстати, при этом не следует забывать [2], что последние (конечные полезные результаты) имеют системообразующий характер, и поэтому их поиск и формулировка являются ключевой проблемой системной организации научного поиска и практики. И, с этой точки зрения, нам остается только отметить, что ведущим системообразующим фактором спорта, несомненно, являются спортивные результаты. Поэтому абсолютно все элементы системы "человек - деятельность - среда", которые будут содействовать их приросту, следует воспринимать как положительные, а тормозящие и тем более исключающие успешное протекание этих процессов оценивать как отрицательные, вредные. С учетом этого и должны решаться все вопросы о целесообразности существования различных системных образований (в т.ч. и спорта), необходимости разработки тех или иных профилактических и коррекционных мероприятий. Однако и здесь следует иметь в виду, что обнаруживаемые в рамках одной системы полезность и вредность различных факторов могут изменяться даже на диаметрально противоположные оценки в рамках другой системы, в частности в которую предыдущая входит в виде элемента или подсистемы. Но в любом случае лишение системных образований (в т.ч. и спорта) их системообразующих факторов (каким бы образом это ни делалось) будет равносильно не обезвреживающему, а разрушающему воздействию. В связи с этим все направления спортивной науки (педагогика и медицина, гигиена и психология, социология и другие) должны в первую очередь выявлять законы структурообразования рассматриваемых целостностей и их отдельных частей, способствовать гармонизации их взаимосодействия в системе "человек - деятельность - среда" и последующему проявлению конечных полезных результатов. Прежде чем начинать эту работу, следует, как нам кажется, все же определиться с ответом на вопрос "Что собой представляет спорт?" Иначе все дальнейшие рассуждения и деяния так и останутся беспредметными или будут относиться к различным подобным системным образованиям, которые автоматически обозначаются одними и теми же понятиями. И, с этой точки зрения, не загружая сознания известными специалистам определениями, считаем целесообразным очертить ("отграничить") спорт как систему наиболее, по сравнению с физической культурой, совершенных (деятельность в нем осуществляется на границах человеческих возможностей) теоретико-методических и практических построений дальнейшей подготовки наиболее одаренных физкультурников, ведущим видом деятельности которых на рассматриваемом этапе онтогенеза становятся видовые тренировочные занятия и соревнования, направленные в основном на достижение занимающимися соответствующих высоких результатов и удовлетворение известных запросов общества. Из содержания приведенной дефиниции достаточно ясно, надеемся, видно наличие в спорте системы спортивного отбора. Согласно ее положениям спорт в основном предназначен для "избранных" - наиболее одаренных лиц. Поэтому он не может и не должен, как это себе представляют ряд авторов, быть "массовым", "для всех" и "всенародным". Иначе следует предположить, что предвосхищающей его системообразующий фактор будет иметь целью достижение "всеобщего рекордсменства человечества". А это уже нонсенс.
Продолжая начатое обсуждение, еще раз обращаем внимание на то, что другая существенная особенность спорта - его ярко выраженная достиженческая направленность. В силу этого соответствующие тренировочные занятия и соревнования приобретают де факто статус не вспомогательных и даже не основных, а ведущего вида деятельности спортсменов. Последнее и является, по нашему мнению, главной причиной большинства обнаруживаемых учеными негативных сторон в процессах взаимодействия спорта с иерархическими образованиями организмов, индивидов и личностей занимающихся. Согласно полученным нами данным (см. таблицу), особенно отчетливо эти негативные последствия проявляются на возрастных этапах детско-юношеского онтогенеза, когда существо ведущего вида деятельности детей и подростков должно составлять учение [1]. Как видно из таблицы, достаточно широко допускаемый и наблюдаемый "переход" ведущего вида деятельности школьников от учения к занятиям спортом обычно сопровождаются тем, что у 33-91% таких "учащихся" (занимающихся спортом) обнаруживаются ниже среднего и низкие уровни шкальных оценок здоровья. Даже у учащихся, не занимающихся во внеучебное время какими-либо организованными видами деятельности, дела со здоровьем отдельных иерархических образований (подсистем) организмов, индивидов и личностей обстоят в среднем заметно лучше. Вполне вероятно, что именно соответствующие данные и служат основанием для формирования отрицательных взглядов на систему спорта. Однако обращаем внимание на то, что среди школьников, занимающихся во внеучебное время организованными видовыми занятиями физической культурой (они составляют в это время в основном существо основных видов их системы деятельности), уровни здоровья отдельных иерархических образований (подсистем) организмов, индивидов и личностей в 95-100% случаев оцениваются как "средние", "выше средних" и "высокие". Анализ и сопоставление приведенных результатов теоретико-экспериментального исследования позволяют, на наш взгляд, сделать ряд следующих и определенно обоснованных умозаключений. Сопровождающая занятия спортом деформация системы деятельности школьников, проявляющаяся в смене имманентного для них ведущего вида деятельности учения на занятия спортом, вызывает негативные изменения процессов формирования здоровья абсолютного большинства юных спортсменов. Это служит методическим основанием для привлечения внимания различных специалистов к изучению и рассмотрению вопроса о целесообразности ограничения (в т.ч. и законодательного) дальнейшего развития массового детско-юношеского спорта. Среди детей и подростков (в т.ч. и среди учащейся молодежи) следует всемерно развивать массовые видовые занятия физической культурой, которые содействуют наиболее благоприятному протеканию у занимающихся процессов формирования здоровья и гармоничности развития личностей. При этом физическую культуру следует воспринимать как совокупность специальных теоретических представлений и практических приемов, осознанно применяемых в свободное и регламентированное время для активного формирования, восстановления и укрепления состояния здоровья отдельных иерархических образований (подсистем) организмов, индивидов и личностей занимающихся, что и определяет в дальнейшем соответствующие уровни их физического, духовного и социального благополучия. То, что соответствующие занятия должны составлять только существо основных и вспомогательных видов человеческой деятельности, мы уже отмечали выше. Наличие среди юных спортсменов в среднем 6-10% детей и подростков, которые практически "безболезненно справляются" с двумя ведущими видами деятельности (сопряженными учебными и спортивными занятиями), свидетельствует, в свою очередь, о настоятельной необходимости ориентации ученых на разработку и внедрение в теорию и практику спорта различных способов и методик, позволяющих идентифицировать среди юных физкультурников не только особо одаренных в спортивном отношении, но и способных (одаренных) к успешному овладению и другими видами человеческой деятельности и их выполнению. Вполне вероятно (соответствующих публикаций нам не встречалось), что именно из таких детей будут вырастать новые Воробьевы, Власовы и другие, которые смогут гармонично сочетать в себе личности выдающихся спортсменов, ученых, писателей, организаторов образования и государственных деятелей. Не этой ли цели и должна служить вся система воспитания подрастающего поколения, в т.ч. и система воспитания средствами физической культуры и спорта? Путей достижения этой цели может быть множество, но мы, ограниченные рамками настоящей статьи, не столько вели речь о них, сколько попытались запустить соответствующие механизмы методологического мышления и показать методические пути творческой трансформации предшествующего и собственного опыта. Литература 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: изд-во ЛГУ, 1968. 2. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избр. тр. - М.: Наука, 1978. 3. Веселовский В.Н. О сущности живой материи. - М.: Мысль, 1971. 4. Граевская Н.Д. Спорт и здоровье //Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 4, с. 49-54. 5. Черкесов Ю.Т. Как обезвредить спорт //Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 3, с. 44-45. Поступила в редакцию 26.02.97 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |