ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ НАУКИ


Abstract

TOWARDS SUBSTANTIATION OF PRIORITIES FOR SOCIAL SUPPORT OF SCIENTIFIC RESEARCHES' DIRECTIONS AND NEW FORMS OF SCIENTIFIC KNOWLEDGES' AIM ORIENTATION

I.P. Ratov, Honoured Worker of Russian Physical Culture, professor

All-russian scientific research institute of physical culture, Moscow

G.I. Popou, professor

Russian state academy of physical culture, Moscow

V.P. Mochenov, doctor of pedagogy

V.D. Chepik, professor

State Committee of Russian Federation on Physical Culture, Sport and Tourism, Moscow

Key words: scientific researches, scientific knowledges, orientation, social support, priorities.

The purpose of this paper was to analyse the new directions of scientific researches and specialists' training which pretend to be supported by social and governmental structures at the contemporary period.

The priorities of the departmental scientific planning must be concentrated on the organization of the finantial and moral support for those scientific elaborations, which are capable to create the training machines' complexes allowing to solve the scientific and practical problems of the wide action area.

The priorities of learning programmes for the higher physical culture learning institutions are to be orientated on the concreet scientific-practical aims and to the technological algorhythms of these objects achievements.


К ОБОСНОВАНИЮ ПРИОРИТЕТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАПРАВЛЕНИЙ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И НОВЫХ ФОРМ ЦЕЛЕВОЙ ОРИЕНТИРОВАННОСТИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

Заслуженный работник физической культуры России, доктор педагогических наук, профессор И.П. Ратов
Профессор Г.И. Попов
Кандидат педагогических наук В.П. Моченов
Профессор В.Д. Чепик

Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры
Российская государственная академия физической культуры
Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму

Ключевые слова: научные разработки, научные знания, направления, социальная поддержка, приоритеты.

Необходимость обоснования приоритетов социальной поддержки направлений научных исследований и новых форм целевой ориентированности научных знаний определяется как следствие осознания противоречия, заключающегося в том, что вызываемое резким ростом научно-технического прогресса стремительное приращение объемов научных знаний по все более расходящимся друг от друга ветвям научных дисциплин, изучающих человека, его возможности и условия совершенствования, объективно затрудняет использование этих знаний при разработке методов и средств физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры.

В дополнение к отмеченному противоречию мы хотим подчеркнуть, что как процессы дифференцированного получения новых фактов специалистами различного научного профиля, так и сама традиционная методика преподавания отделенных друг от друга научных дисциплин ориентированы прежде всего на систематизацию фактов и на. нахождение структурных связей между этими фактами в рамках все более обособляющихся научных направлений.

В то же время основные требования общества, и в частности специалистов по проблемам физической культуры и спорта, обусловлены не столько наличием разобщенных знаний и умениями передавать их слушателям, сколько способностями наиболее эффективного использования этих знаний для достижения совершенно определенных целей.

Сказанным не отрицается и не умаляется значимость получения новых знаний, углубления в тайны механизмов жизнедеятельности и уточнения формулировок. Просто мы хотим подчеркнуть наличие обострившегося осознания потребности в синтезе такой новой научной дисциплины, предметом которой должны являться обоснование, расчет и реализация новых технологий формирования и осуществления двигательных действий.

Целевая направленность технологий должна обеспечивать наиболее рациональные эффекты в виде рекордных результатов в спорте высших достижений и в виде приобретения более качественных показателей двигательных умений и здоровья в массовой и оздоровительной физической культуре.

Попытки приведения доказательств в пользу необходимости синтеза подобной дисциплины уже предпринимались группой авторов (И.П. Ратов, В.К. Бальсевич, В.Д. Чепик, П.Р. Парушев [5]), не только предложивших для нее название - "био-мехатроника", но и обосновавших в виде основных форм реализации ее содержания конструирование и построение совокупностей специально создаваемых искусственных условий для раскрытия, развития и совершенствования естественных возможностей и способностей человека.

При этом было обращено внимание на то, что разработана методология формирования двигательных действий с заданными показателями результативности, апробированная при решении очень широкого диапазона научно-практических задач, причем весь диапазон задач перекрывается использованием единого методического подхода, в основе которого лежит применение внешних искусственных "энергосиловых добавок", компенсирующих недостаток естественных силовых возможностей во время выполнения естественных упражнений. Применение приемов искусственного привнесения внешних "энергосиловых добавок" во время выполнения естественных движений создало не только необходимые предпосылки для ускоренного освоения занимающимися тех упражнений, для выполнения которых они не обладают должными уровнями потенциала двигательных возможностей, но и условия для применения принципиально новых приемов "проникновения в возможное двигательное будущее". Этим обеспечиваются перспективы как для выявления скрытых функциональных резервов при спортивном тестировании, так и для прямого выведения спортсменов на рекордные результаты в целом ряде видов спорта.

Наряду с этим показано, что посредством искусственной компенсации утраченных или ослабленных естественных возможностей можно добиваться существенного повышения эффективности процесса восстановления двигательной функции.

Методология подобных подходов обоснована теоретическим аппаратом положений концепции "искусственная управляющая среда", развитым в работах И.П. Ратова [6-8], Г.И. Попова [4], Ю.Т. Черкесова [9], С.П. Евсеева [3] и С.С. Добровольского [2].

Положительные результаты апробации указанной методологии по целому ряду направлений спорта высших достижений являются для нас основанием для выработки рекомендаций по организации ведомственной поддержки как вопросов для дальнейшего расширения планирования научных разработок в области методологии, методических средств "искусственнойуправляющей среды" и технологий их применения, ориентированных на конкретные научно-практические цели в соответствии с ведомственными целевыми контрактами, заключаемыми между физкультур-но-спортивными организациями и коллективами исполнителей.

При этом отметим, что в число задач ведомственного планирования должны входить задачи организации финансовой поддержки тех научно-технических разработок, в результате которых могут быть созданы такие тренажерно-исследова-тельские комплексы, которые могут быть использованы при решении научно-практических задач широкого диапазона применимости.

Так, мы считаем целесообразным поддержать в качестве наиболее приоритетной задачу организации выпуска универсальных тредбанов. Причина приоритетности подобной задачи определяется тем, что при наличии тредбанов можно организовать разработку и реализацию технологий в диапазоне от восстановления и поддержания двигательной функции в должных и оптимальных объемах до выведения показателей двигательных проявлений на уровень желательных, а в том числе и до рекордной результативности.

Широкое распространение унифицированных тренажерно-исследовательских стендов, и в частности стендов многопрофильного назначения на базе тредбанов, может стать, на наш взгляд, решающим фактором, позволяющим не только компенсировать последствия от разрушения системы централизованных тренировочных сборов, но и приобрести определенные преимущества посредством использования в больших объемах индивидуализированныхприемовэкспресс-коррек-ции техники и режимов движений.

Многоцелевое назначение этих стендов - гарантия объединения вокруг них сразу нескольких коллективов как исполнителей чисто экспериментальных проектов, так и персонала групп, занимающихся реализацией программ оздоровления населения, основанных на привлечении определенных финансовых взносов как от самих занимающихся, так и от спонсоров.

Экспериментальный опыт лаборатории биомеханики ВНИИФКа и ее филиальных коллективов дал достаточные, на наш взгляд, доказательства того, что целевая ориентация на планируемые результаты определяет обязательность подбора нетрадиционных средств, с использованием которых обеспечивается высокая вероятность восполнения на искусственной основе недостаточных величин потенциала естественных возможностей спортсменов. Поскольку подобная искусственная компенсация, как это было показано, вполне осуществима, планирование применения нетрадиционных подходов, обоснованных методологией концепции "искусственная управляющая среда", может привести к резкому повышению эффективности региональных научно-практических центров подготовки резервов для сборных команд Российской Федерации по целому ряду видов спорта.

Причем в этих региональных центрах следует предпринимать попытки осуществлять подготовку спортсменов прежде всего по тем специализациям, в которых перспективы успешного выступления сборной страны на данный отрезок времени весьма незначительны, а следовательно, величина помех со стороны тренеров, не осознающих перспектив новых технологий, будет минимальной. Так, на наш взгляд, следует обратить внимание на уже апробированные ранее возможности использования методических приемов "силового лидирования" академических лодок и байдарок одновременно с использованием электростимуляционной активизации мышц в ответственные моменты гребковых циклов, что следует предпринять как можно скорее в целях возвращения спортсменов нашей страны в этих дисциплинах на достойные позиции.

В этой связи мы считаем нужным отметить, что обычные возражения против использования наукоемких технологий с привлечением комплексов инструментальных средств, основным аргументом которых объявляется дороговизна аппаратуры, должны быть опровергнуты.

Дело в том, что сейчас основные финансовые затраты и временная загрузка научных коллективов расходуются на выполнение бесперспективной тематики. До сих пор основные временные затраты научного и вспомогательного персонала более чем на 75% расходуются на такую устаревшую тематику, как оперирование данными тренировочных нагрузок, хотя простой логический анализ показывает, что если выбор тренировочных средств и режимов их применения определяется в процессе самого выполнения тренировочных упражнений при постоянном экспресс-контроле показателей двигательной деятельности, то и коррекция режимов выполнения может определяться в экспресс-режимах, вплоть до компьютерной корректировки условий внешнего искусственного окружения, что делает совершенно ненужным накопление излишних объемов такой отчетной документации, которая понятна начальству, уже давно потерявшему способность осознавать возросшие возможности науки.

Поскольку нами уже подчеркнута своевременность существенной переориентации изложения научных знаний с направлением процесса их упорядочения на конкретные научно-практические цели [10, II], с этих позиций желательны весьма существенные преобразования системно-структурных видоизменений учебных программ, приоритет в которых, по нашему мнению, должен отдаваться алгоритмам достижения очень четко конкретизированных целей. Поэтому если цели должны выполнять системообразующую функцию в организации последовательности, во взаиморасположении и доказательности приводимых фактов и при их объяснении, то выдвигаемые цели должны также выполнять функцию взаимоподкрепления фактов, полученных исследовательскими методами различных научных дисциплин, чем должна обеспечиваться бесспорная доказательность последовательных шагов алгоритмов, составляющих новые технологии достижения планируемых результатов.

По нашему мнению, выпускники высшей школы физкультурно-спортивной направленности должны обладать умениями использовать научно обоснованные алгоритмы достижения определенных целеориентированных действий и на основе этих умений реализовывать столь же целеориенти-рованные технологии достижения результатов в организации таких эффективных занятий с различными контингентами населения, при которых каждому из участников этих занятий может быть подобрана наиболее рациональная совокупность средств, соответствующих данной конкретной ситуации.

А из этого следует, что выпускники высшей школы по нашему профилю на данном уровне развития спортивной науки вполне могут претендовать на то, что высшая школа не только обеспечит их широкими объемами знаний, ориентированных на квалифицированное использование в широком диапазоне ситуаций, но и даст им соответствующие права их практического использования.

В развитие сказанного обратим внимание на уже реализуемую целесообразность совершенствования самих организационных форм физкультурного образования, когда следствием упорядочения его содержания становится выпуск из учебных заведений специалистов по целому ряду новых для физкультурных вузов специальностей. Последнее с достаточной убедительностью было обосновано в докторской диссертации ректора Кубанской государственной академии физической культуры

V fRVrVr.ff.

AT. Барабанова и практикой его работы [I].

Литература

1. Барабанов А.Г. Высшее физкультурное образование (Проблемы и решения): Автореф. моногр. на соискание уч. степ. докт. пед. наук. М., 1996.

2. Добровольский С.С. Теория и методические перспективы программирования двигательных действий спринтерского бега в управляемой искусственной среде: Автореф. докт. дисс. М., 1995.

3. Евсеев С.П. Теория и методика формирования двигательных действий с заданным результатом: Докт. дисс. в виде научн. докл. М., 1995.

4. Попов Г.И. Биомеханические основы создания предметной среды для формирования и совершенствования спортивных движений: Автореф. докт. дисс. М., 1992.

5. Ратов И.П., Бальсевич В.К., Чепик В.Д., Парушев П.Р. Предмет, содержание и перспективы биомеханотроники - синтезируемой научной дисциплины, разрабатывающей технологии конструирования и построения действий с заданной результативностью //Теор. и практ. физ. культ., 1993. № 8.

6. Ратов И.П. Двигательные возможности человека (нетрадиционные методы их развития и восстановления). Минск, 1994.

7. Ратов И.П. Концепция "искусственная управляющая среда", ее основные положения и перспективы использования. Научн. тр. ВНИИФКа за 1995 г. М., 1996, с. 129-148.

8. Ратов И.П. Методология концепции "искусственная управляющая среда" и перспективы ее практической реализации в процессе подготовки спортсменов. - Методологические проблемы совершенствования системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов: Сб. тр. ВНИИФКа М., 1984, с. 127-145.

9. Черкесов Ю.Т. Проблема и методические возможности детерминации режимов взаимодействия спортсменов с объектами управляющей предметной среды: Докт. дисс. в виде научн. докл. М., 1993.

10. Чепик В.Д. Теоретические основы социальной поддержки населения средствами физической культуры: Докт. дисс. в вице научн. докл. М., 1996.

11. Чепик В.Д. Физическая культура в социальных процессах. М., ТЕИС, 1995.

Поступила в редакцию 06.02.97


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!