Abstract TOWARDS PROBLEM OF HUMAN COMPETITIVE ACTIVITIES' EVOLUTION AV. Pochinldn, lecturer Moscow state academy of physical culture, Malakhovka Key words: contest, competition, sport. The purpose of this study was to analyse the genesis and evolutionary development of competitiveness in the area of human motor activities. It was concluded that the contemporary sport's rules of competitions are the strongest factorsof any kind of sport's vital activity and the effective method of its development's conducting. The rules of competition as an element of competitional system influence on all the subsystems: competitors, spectators, competitive activities etc. The author considers that the offered method of historical and system analysis can be used for study not only the subsystems of sports competitions but the human competitive activities also. It allows to reveal the general regularities of the physical culture's and sport's genesis and forming.
|
К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ СОСТЯЗАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Кандидат
педагогических наук А.В. Починкин Ключевые слова: состязание, соревнование, спорт. последнее время физическая культуры, спорт стали объектом пристального изучения и приложения многих отраслей науки как в нашей стране, так и за рубежом. Однако общим для большинства исследований является фрагментарность, отсутствие системного представления. Такое положение мы расцениваем как научную проблему, с одной стороны, требующую решения, а с другой - являющуюся сдерживающим фактором объективного поступательного движения науки, современное состояние которой нуждается в разработке общих концептуальных исследований о сущности физической культуры, спорта, позволяющих раскрыть закономерности возникновения, развития и современного функционировани спорта. Отсутствие такой научной концепции, в свою очередь, порождает и многие другие проблемы. Например, проблему взаимосвязи и взаимозависимости основных понятий физической культуры, поскольку подходы к изучаемым явлениям различны, носят преимущественно произвольный характер. При этом усилия авторов в большей степени направлены на поиск отличий одного понятия от другого, тогда как, по нашему мнению, принципиальным моментом представляется поиск единства. На наш взгляд, ядром базовых понятий, относящихся к двигательной активности человека, является состязание. Именно состязательность как неотъемлемый элемент деятельности человека, т.е. сопоставление результатов своего труда по шкале "лучше - хуже", помогла ему не только выжить как биологическому виду миллионы лет назад, но и занять настоящее место в природе. Исторические корни состязания (речь идет о более широком, чем спортивное состязание, понимании этого явления) уходят в глубокую древность - в состязание человека с дикой природой. Развитие состязания и его более высокой формы - соревнования необходимо рассматривать не столько как развитие отдельных соревновательных проявлений в различных сферах человеческой деятельности (политике, экономике, идеологии, науке и др.), сколько как развитие типа деятельности человека в целом. В связи с вышеизложенным представляется, что важнейшей научной проблемой современного состояния науки о физической культуре и спорте можно считать исследование коренных закономерностей возникновения и развития этих явлений. Основным инструментом этого исследования должен стать глубокий исторический анализ, прослеживающий возникновение и развитие состязательной деятельности человека за весь период существования человеческой цивилизации. Принципиальные подходы к исследованию: 1. Состязательная деятельность изначально присуща любому виду живой материи. Спортивное состязание - одно из разновидностей состязательной деятельности человека. 2. В основе происхождения и развития состязательной деятельности человека лежит мотивация. На этапе зарождения ведущую роль играет удовлетворение первичных потребностей, в дальнейшем все большее значение приобретает удовлетворение вторичных потребностей. 3. Развитие состязательной деятельности объективно носит эволюционный характер, имеет исторические этапы, стадии. 4. Корни состязания уходят в социальную и биологическую природу человека (заметим, что второе направление в отечественной науке только подвергалось критике и никогда серьезно не рассматривалось). 5. Сущностью физического воспитания, физической культуры, различных направлений спорта является состязание. С этой точки зрения физическое воспитание можно рассматривать как процесс подготовки к состязанию, а физическую культуру - как совокупность опыта и знаний об этом явлении. 6. Состязание как вид двигательной активности человека исторически трансформируется в спортивное соревнование с появлением института судейства, устанавливающего правила спортивной борьбы. 7. Изучение основных стадий состязательной деятельности требует применения системного подхода. С этих позиций спортивное соревнование должно рассматривать как систему, включающую следующие подсистемы (элементы): соперники (конкуренты), судейство, соревновательная деятельность, продукт соревнования, зрители, вознаграждение. 8. Каждый элемент спортивного соревнования формировался исторически, проходя определенные этапы и "созревание" до нынешнего состояния. 9. Любительский, профессиональный, коммерческий спорт следует рассматривать как этапы развития соревновательной деятельности, связанные между собой единой сущностью и эволюционным развитием. 10. Состязательная деятельность человека развивается по диалектическим законам и носит спиралевидный характер. 11. Инструментами познания закономерностей развития состязательной деятельности человека являются исторический анализ и системный подход. Изложенные выше положения позволяют, на наш взгляд, рассмотреть состязательную деятельность человека в сфере двигательной активности через призму накопленных знаний о физической культуре и спорте, а также создать научно аргументированную теорию генезиса и функционирования этих явлений в настоящем и будущем. Объем статьи не дает возможности раскрыть содержание изложенных выше подходов, поэтому в качестве иллюстрации отдельных положений (пп. 6, 7, 8, 11) кратко рассмотрим эволюционное развитие одного из элементов системы "спортивное соревнование" - судейства. В историческом аспекте судейство развивалось от "пассивных" действий (т. е. первые судьи фиксировали и оценивали результаты состязательной деятельности без прямого вмешательства в сам процесс состязания, "выставляя" оценки после завершения состязания). На стадии формирования судейства судьями являлись сами соперники, а в дальнейшем функцию судей стали исполнять зрители (члены родового племени, зрители боев гладиаторов, участники и зрители кулачных поединков у славян). В целом пассивный характер судейства сохранялся и в Древней Греции, Древнем Риме, в эпоху средневековья (во время ристалищ средневековых рыцарей). С развитием спорта (т. е. с эволюцией спортивного соревнования) не только возникает новый тип судейства, но и появляется весьма сложный институт судейства спортивных соревнований. Сегодня понятие "судейство соревнования" весьма широко: сюда, очевидно, входят судьи конкретных соревнований; система их подготовки; люди, занимающиеся разработкой правил и этических норм соревнований; организаторы соревнований; различного рода комитеты и комиссии, решающие конфликтные ситуации за рамками спортивного поля; судейские коллегии (региональные и территориальные); профессиональные союзы судей; специалисты, разрабатывающие общие принципы определения победителей. В современном спорте сохранился пассивный тип судейства (например, в таких видах спорта, как тяжелая атлетика, фигурное катание, прыжки в воду и т.п.), отчасти по объективным причинам (другой вид судейства невозможен из-за специфики видов спорта). Но в целом в наше время характерен активный тип судейства, когда судьи вмешиваются в процесс соревнования, вплоть до его остановки (бокс, дзюдо и т.п.) и даже получают право управлять всем ходом соревнования (например, спортивные игры). Во многих видах спорта современные судьи получили право вмешиваться в соревнование еще до его непосредственного начала (взвешивание в боксе, борьбе, проверка бутсов футболистов до появления на поле) и даже по завершении соревнования (например, анализ на допинг). Ясно, что полномочия судей значительно расширены. По мере исторического развития института судейства формировались его функции. Для современного спорта основная функция судейства - определение победителя и ранжирование по местам участников (соперников) соревнований. Для этого в отдельных случаях приходится оценивать не сам по себе результат, а процесс соревновательной деятельности (эта особенность судейства появилась исторически относительно недавно и показывает поступательный характер развития состязания и его подсистем). Речь идет о таких видах современного спорта, как гимнастика, фигурное катание и др. Институт судейства подвержен воздействию всех элементов (подсистем) состязания, так же, как и сам по себе может оказывать сильное воздействие на другие подсистемы. Однако определяющее значение для судейства имеют такие элементы, как соперники и зрители. Обострение конкурентности, применение различных уловок, тактических и технических новшеств, медицинских препаратов и т.п. требует немедленного реагирования со стороны института судейства. Вместе с тем важным аспектом была и остается зрелищность состязания, что также заставляет пересматривать правила в сторону усиления зрелищности и результативности, постоянно совершенствовать судейство, вплоть до введения новых состязательных действий на старой предметной основе (например, коньковый ход в лыжном спорте). Современный институт судейства исторически развился до такого состояния, что сегодня неудивительно определение абсолютного чемпиона или ранжирование соперников вообще заочно (что казалось абсолютно невозможным, скажем, не только во времена Древних олимпийских игр, но и всего каких-то сто лет назад). В наши дни существует практика судейства, т.е. ранжирование спортсменов, которые не только не встречались друг с другом в очном поединке, но даже теоретически не могут этого сделать (выступали в разное историческое время, занимаются видами спорта, где нет индивидуального соперничества). Речь идет о рейтингах спортсменов по таким видам спорта, как шахматы, теннис, футбол (определение лучшего футболиста страны, сезона, месяца), или об использовании компьютера при определении лучшего боксера Америки за XX столетие. Так обстоит дело сегодня, но миллионы лет назад (на этапе зарождения физического воспитания) судейство состязаний реализовывалось в виде определенных норм в сознании отдельных людей или групп (например, члены племени, наблюдая за поединком соперников, определяли победителя - вождя племени), а много позднее появились особые специалисты, выступающие в роли судей. Причем часто эту роль играли сами вожди или люди, стоящие близко к ним по своему социальному статусу. Может, именно поэтому и по сей день должность судьи является почетной и престижной. Начало формирования института судейства, думается, связано с зарождением и развитием Древних олимпиад. Прямое отношение к вопросу о судействе спортивных соревнований имеет вопрос о правилах соревнований. Возникновение правил проведения спортивных поединков исторически тесно связано с формированием института судейства. В основе первых правил проведения спортивных соревнований лежат народные обычаи (т.е. привычные нормы поведения в сознании людей), призванные сохранять привилегии аристократических классов, религиозные нормы поведения. Другими словами, в основе происхождения правил лежат социальные нормы, соответствующие потребностям своего времени. Для современного спорта правила соревнований являются мощным фактором организации жизнедеятельности любого вида спорта, эффективным рычагом управления его развитием. Правила соревнования (как элемент системы соревнования) оказывают влияние на все подсистемы: соперников, зрителей, соревновательную деятельность и т.п. Подобного рода историческому и системному анализу должны быть подвергнуты не только другие подсистемы спортивного соревнования, но и сама состязательная деятельность человека, что может позволить в значительной мере выяснить общие закономерности генезиса и формирования физической культуры и спорта. Литература 1. Брянкин С.В. Структура и функции современного спорта. М., 1983, с. 72. 2. Воробьев А.Н., Жданов Л.Н., Брянки С.В. и др. Перспективы развития теории спорта. В кн.: Проблемы теории спорта. Хабаровск, 1982. 3. Матвеев Л.П. Материалы к определению отправных понятий теории физического воспитания. М., 1975, с. 24. 4. Матвеев Л.П. Некоторые итоги и перспективы разработки обобщающей теории физической культуры в СССР. В кн.: Очерки по теории физической кульуры. - М.: ФиС, 1984, с. 9-27. 5. Наталов Г.Г. Система понятий теории спорта и способ ее изложения //Теория и практика физической культуры, 1974, № 2, с. 57-60. 6. Пилоян Р.А. В.А. Демин - ученый и человек. Малаховка, 1995. 7. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. - М.: ФиС, 1970. 8. Пономарев Н.А. философские основы физической культуры. Л., 1982. 9. Чернов К.Л. Актуальные аспекты теории спортивных соревнований. М., 1984. Поступила в редакцию 31.05.96 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |