Abstract BIOMECHANICAL AND PSYCHOLOGIC- PEDAGOGICAL BASES OF SCHOOLCHILDREN INSTRUCTION IN SWIMMING A.I. Pogrebnoy, doctor of pedagogy, lecturer Kuban state academy of physical culture, Krasnodar Key words: schoolchildren, anthropometric and biomechanic indicies, capacities, rates of development, supporting stroke, instruction in swimming. The purpose of this study was to substantiate the scientific-pedagogical system of improving the means' and methods' efficiency when children and teenagers instructing in swimming. Using methods of anthropometry, underwater photocyclography, electromiography, psychodiagnosis, pedagogical observations and experiments where 3554 choolchildren aged from 7 to 17 acted as subjects, the author had studied the biomechanical and psychologic-pedagogical prerequisits of instructing in swimming. The general regularities of movements systems'development had been revealed. The pedagogical strategy of sensitive periods of children's motor development had been substantiated. The practical realization of the offered approach to children instruction in swimming ensures the incontradictory and nature-co:-responding organization of the pedagogical process in the accordance w:th the main biomechanical, psychological and didactic principles in theory of learning in that specific kind of motor activities.
|
БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПЛАВАНИЮ Доктор
педагогических наук Д.И. Погребной Ключевые слова: антропометрические и биомеханические показатели, темпы прироста, способности, школьники, опорный гребок, обучение плаванию. Цель исследования - обосновать научно-педагогическую систему повышения эффективности средств и методов обучения плаванию детей и подросткова школьного возраста. Используя методы антропометрии, подводной фотоциклографии, электромиографии, психодиагностики, педагогического наблюдения и эксперимента на 3554 школьниках в возрасте от 7 до 17 лет, изучали биомеханические и психолого-педагогические предпосылки обучения плаванию. Установлено, что общие закономерности развития систем движений в плавании в возрастном интервале от 7 до 17 лет проявляются в неравномерности созревания отдельных их элементов и структур, половом диморфизме, детерминирующем различия в ритмах развития систем движений и обеспечивающих их морфологических и функциональных элементов и структур у школьников и школьниц. Наличие периодов ускоренного и замедленного развития наряду с периодами его относительной стабилизации обусловливает сенситивность или критичность возрастного интервала развития систем движений и обеспечивающих его других систем морфофункциональной и психологической организации школьника для целенаправленных педагогических воздействий. Наиболее высокие темпы прироста площади тела и его поперечного сечения отмечены у мальчиков 8-9 и 13-15 лет (7,6-17,4%) и у девочек 8-14 лет (6,7-16,9%). По абсолютным показателем площади поверхности тела и его поперечного сечения, влияющих на величину гидродинамического сопротивления, девочки среднего и мальчики старшего школьного возраста имеют преимущество в отношении гидродинамических условий плавания по сравнению с детьми и подростками других возрастно-половых групп. Возрастная динамика показателей техники плавания характеризуется периодами ускоренного развития скорости и "шага" плавания, независимо от плавания с помощью рук или в полной координации для школьников в 8, 10, 12, 14 и 16 лет, а для школьниц- в 8-11, 13-14 и 16 лет. Динамика взаимосвязей показателей скорости, темпа и "шага" плавания у школьников от 7 до 17 лет имеет однонаправленный характер возрастных изменений для скорости и "шага" и разнонаправленный - для "шага" и темпа при плавании как по элементам, так и в полной координации. Основной движитель при плавании кролем на груди у новичков - руки, определяющие проявление силовых показателей техники плавания. В большей степени это наблюдается у школьников 8-9, 12-13 и 15-16 лет, у школьниц- 9, 11 и 13 лет. Половые различия в величинах силы тяги более выражены при плавании в полной координации, несколько меньше они при плавании с помощью рук и еще меньше - при плавании с помощью ног. При плавании с медленной и максимальной скоростью у детей обоего пола наблюдаются общие закономерности: наибольшая протяженность траектории кисти в третьей фазе гребка у юношей старше 10 лет и у девушек, постепенное увеличение скорости движения кисти от первой к третьей фазе гребка. При плавании с невысокой скоростью у школьников обоего пола наиболее продолжительной является первая фаза гребка, а наименее-завершающая, процентное же соотношение фаз гребка в исследуемых возрастных группах не отличается. Переход от плавания с медленной к плаванию с максимальной скоростью по временным параметрам характеризуется в основном изменением темпа движений, фазовая же структура гребка отличается при этом относительным консерватизмом и с возрастом почти не меняется, что свидетельствует о ее жестком стереотипе. Пространственно-временные характеристики гребка различаются в зависимости от скорости плавания во всех исследованных возрастно-половых группах. Пространственные характеристики движений ног при плавании с максимальной скоростью отличаются в основном меньшей глубиной погружения стопы. Временные и пространственные характеристики движений ног при различных скоростях плавания достоверно не различаются. Познавательные и психомоторные способности школьников также претерпевают сенситивные и критические периоды развития. Сенситивными периодами для развития мнемических способностей являются для мальчиков и юношей - 8 и 15 лет, для девочек и девушек - 9, 14 и 16 лет. Интенсивность и объем внимания в наибольшей степени возрастают также в младшем школьном возрасте и в 12 и 15-16 лет у мальчиков и 11, 16-у девочек. Сенситивными периодами для развития невербального интеллекта считаются для мальчиков и юношей - 9, 13 и 17 лет, для девочек и девушек - 10, 12 и 16-17 лет, а для психической работоспособности соответственно 9,13,15 лет и 8, 9 лет. Половые различия в уровне развития познавательных способностей в целом несущественны. Сенситивными периодами для развития точности дифференцировки временных параметров служат для мальчиков и юношей - 8, 12, 13 и 16, для девочек и девушек - 9, 12 и 13 лет, для развития пространственной точности движений: для лиц мужского пола - 13 и 16, а для женского - 14 лет; для совершенствования управления силовыми параметрами - соответственно 10 и 12, 16 лет. Дети младшего и среднего школьного возраста относительно легко справляются с заданиями на управление скоростью плавания, несколько хуже - на изменение темпа и с трудом - на увеличение длины "шага". 11-12-летние мальчики превосходят девочек по результативности выполнения всех вышеупомянутых целевых заданий. В 13-14-летнем возрасте превосходство мальчиков наблюдается только при реализации заданий на изменение скорости плавания, с другими же заданиями лучше справляются девочки. Существует достоверно значимая корреляция успешности обучения плаванию с качеством управления основными параметрами движений. У девочек эта корреляция для показателей управления пространственными параметрами зафиксирована на уровне 0,72-0,86; временными - 0,54-0,83; силовыми - 0,56-0,71. У мальчиков - соответственно 0,67-0,70; 0,65; 0,56-0,73. В процессе обучения плаванию улучшается управление временными и пространственными параметрами движений, достигающее относительно стабильных значений к четвертой неделе занятий. Мальчики, успешно обучающиеся плаванию, отличаются от неуспевающих качеством запоминания специализированных двигательных представлений, объемом двигательной памяти, временем психического врабатывания и способностью управлять временными параметрами движений. Успешно обучающиеся девочки отличаются качеством специализированных двигательных представлений, объемом двигательной памяти и способностью управлять временными параметрами движений. Для удержания на поверхности воды или передвижения в ней человеку необходим совершенно особый, характерный только для плавания навык создания упора, используя при этом внешнюю гидродинамическую силу. Для ее создания необходимо, чтобы кисть двигалась под определенным углом атаки во фронтальной плоскости. Исходя из биомеханического анализа, процесс начального обучения плаванию условно разделен на два этапа: I - обучение навыку удержания на поверхности воды, II - обучение передвижению в воде. Первоначальное освоение опорного гребка детьми экспериментальной группы обеспечивало возможность более длительного, чем в контрольной группе, удержания на воде. Дети младшего школьного возраста быстрее и качественнее осваивают опорный гребок в положении на спине, нежели в группировке, причем у девочек это происходит быстрее, чем у мальчиков. Дети среднего школьного возраста более быстрыми темпами осваивают опорный гребок в группировке. С возрастом обучение опорному гребку происходит быстрее, и девочки при этом опережают мальчиков. Умением проплыть дистанцию 25 м за счет опорного гребка и кролевидных движений ног овладевают мальчики и девочки в возрасте 12-13 лет за 3,9, а в возрасте 14-15 лет - за 3,1 занятия. Умение проплывать ту же дистанцию кролем на спине приобретается мальчиками и девочками в возрасте 12-13 лет в среднем соответственно за 6,4 и 5,1 занятия, а девочками 14-15 лет - за 4,8 занятия. Юноши и девушки старшего возраста способны за 3-4 занятия освоить оба варианта опорного гребка и достаточно длительное время удерживаться на поверхности воды. Специально организованные педагогические воздействия в виде психотехнических игр и методических приемов в процессе обучения плаванию приводят к достоверному улучшению психомоторных, мнемических и аттенционных способностей у детей 7-10 лет. При активном педагогическом воздействии на процессы самоконтроля и самооценки обучающихся последняя становится более адекватной, приближаясь к оценке преподавателя. Результаты формирующего эксперимента на основе принципов первоочередности изучения опорного гребка, единства психического и биомеханического, достаточности, дозирования трудностей подтверждают обоснованность разработанных педагогических воздействий, обеспечивающих улучшение качества и сокращение сроков обучения плаванию. Практическое использование предложенного подхода к обучению детей и подростков плаванию обеспечивает непротиворечивую и природосообразную организацию педагогического процесса в согласии с основными биомеханическими, психологическими и дидактическими положениями теории обучения этому специфическому виду двигательной деятельности. Поступила в редакцию 01.03.97 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |