Abstract PHYSICAL CULTURE AND ITS KINDS IN REAL DEMANDS OF STUDENTS YOUTH A.V. Lotonenkо, doctor of pedagogy,
lecturer Voronezh state Institute of physical culture, Voronezh Key words: physical culture, non-special physical culture education, sport, physical recreation, physical rehabilitation. The aim of this study was to substantiate theoretically the kinds, forms, means and methods of youth's physical culture activities according young people's motivations and demands to non-special physical culture education, physical recreation and rehabilitation. As a result of the research it had become possible to offer the physical culture modulus, containing the purpose of personality's physical culture, the demands to the specialist's education In the area of physical culture formation in a personality.
|
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ВИДЫ В РЕАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЯХ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Кандидат
педагогических наук, доцент Д.В. Лотоненко, Ключевые слова: физическая культура, неспециальное физкультурное образование, спорт, физическая рекреация, физическая реабилитация. Физическая культура представлена в вузах как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент формирования общей культуры молодежи. Она способствует гармонизации телесно-духовного единства, обеспечивает формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство студенческой молодежи. Понимание физической культуры личности студента как ценности может стать действенным фактором формирования резервов различных видов физической культуры, формирования прогрессивных тенденций в развитии общественного мнения и потребностей в освоении ценностей физической культуры, как вида культуры будущего специалиста. В последние годы значительно вырос объем, улучшились содержание и качество научных работ, посвященных исследованию эффективности внедрения нетрадиционных форм, средств и методов физкультурной деятельности студенческой молодежи. При этом значительный интерес представляют работы, в которых положено начало новым подходам к изучению физической культуры в аспектах теории культуры, оригинальным решениям в разработке новой концепции теории физической культуры и ее реализации в условиях гуманитаризации вузовского образования [2-6, 10, 11 и др.]. Оценивая положительный вклад специалистов в разработку проблемы физкультурной деятельности студентов, необходимо отметить, что теоретические аспекты различных видов физической культуры, обоснование целенаправленного использования ее нетрадиционных форм, средств и методов еще не нашли практического внедрения. Остаются нерешенными и другие важные аспекты нравственного, духовного и физического оздоровления студенческой молодежи. Настало время теоретически обосновать виды, формы, средства и методы физкультурной деятельности молодежи, определить их специфику, объяснить сущность их различий и взаимосвязей, обосновать пути внедрения. Актуальна проблема формирования мотивов и потребностей студентов в неспециальном физкультурном образовании, спортивной Деятельности, физической рекреации и реабилитации. Главными критериями при разработке различных видов физической культуры в вузах следует считать как объективную (требования общества), так и субъективную (личное желание) потребности в различных видах физкультурной деятельности. Для каждого из видов физической культуры необходимо разработать свою теорию, организацию, задачи, формы, средства и методы, связи с другими ее видами. Такой подход направлен непосредственно на удовлетворение потребности, мотивов и личностных ориентации в физкультурной деятельности каждого молодого человека и в значительной степени повысит престиж физической культуры в системе гуманитаризации вузовского образования. Рассматривая структуру физической культуры в свете теории социальных (общественных) потребностей, В.М. Выдрин [6] указывает, что в процессе всестороннего развития человека в физической культуре "по мере развития общественного опыта и науки формируются ее виды, или формы". В теории физической культуры разработаны основные формы функционирования физической культуры: неспециальное физкультурное образование, спорт, физическая рекреация и физическая реабилитация. Основой такого единства выступает главное средство - физические упражнения. Они являются началом, основной структурной единицей практики, отношением взаимодействия организма и его движений [12, 13]. Основная форма функционирования физической культуры в вузах - неспециальное физкультурное образование. Как и образование в целом, оно является общей и вечной категорией социальной жизни личности и общества в целом. На необходимость усиления образовательной направленности физкультурной деятельности и обеспечения грамотности студенческой молодежи вузов нефизкультурного профиля указывается в ряде научных работ [1, 2, 6, 8, 10, 11 и др.]. Повышение образовательной направленности физкультурной деятельности молодежи означает процесс не только их телесного развития, но и, главное, духовного обогащения их знаниями, которые способствуют осознанному, творческому отношению к задачам, средствам, методам и формам физкультурной деятельности, формированию отношения к физической культуре как ценности [11]. Основными целями неспециального физкультурного образования студенческой молодежи следует считать: 1. Достижение целостности знания о человеке, его культуре как системе норм, ценностей, ориентированных на развитие личностных качеств каждого молодого человека. 2. Создание гуманитарных основ (нравственно-этических, культурно-эстетических) формирования интеллигентности студента в единстве с его физкультурной деятельностью. 3. Воспитание у студентов потребности и способности руководствоваться в своей жизнедеятельности гуманистическими мотивами и целями физкультурной деятельности, умения протезировать и самокритично оценивать результаты телесного и духовного развития. 4. Ориентация студентов на самообразование, саморазвитие, саморегуляцию и самоконтроль в области физкультурной деятельности, непрерывное духовное и физическое развитие как важный фактор во всех сферах их жизнедеятельности. Гуманизация здесь выступает как объективная необходимость и закономерная тенденция в развитии неспециального физкультурного образования. Она обусловлена как потребностью в гуманизации физкультурного статуса общества, его демократизацией и возрастанием в этой связи требований к духовной, нравственной и физической культуре личности будущего специалиста, так и внутренним развитием самой системы физкультурного образования, его переходом от экстенсивного к интенсивному, качественно новому принципу развития личностного начала в обучении и воспитании в сфере физической культуры. В неспециальном физкультурном образовании можно выделить три группы функций: 1. Функции обучения: сообщение специальных знаний в области всестороннего физического развития личности студента, теории и методики занятий физическими упражнениями в различных видах физической культуры. Формирование двигательных умений и навыков, рациональной техники выполнения физических упражнений, двигательных приемов и действий. 2. Функции воспитания: формирование осознанного отношения студентов к своему физическому развитию, воспитание решительности, силы воли к преодолению значительных физических нагрузок в условиях повышенной психоэмоциональной напряженности, связанной с интенсификацией гуманитаризации высшей школы, формирование потребностей и мотивов в регулярной физкультурной активности. 3. Функции управления" педагогическим воздействием: развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, координации движений. Совершенствование форм, средств и методов телесного и духовного развития молодежи в условиях физкультурной деятельности. Привлекательной и важной формой функционирования физической культуры является спортивная деятельность. При занятиях спортом раскрываются психофизические способности индивида, выявляются возможные уровни работоспособности его организма. Это и один из способов самоутверждения, победы над временем, соперником, а главное - над самим собой. Спортивная деятельность является логическим завершением неспециального физкультурного образования, так как оно создает только начальную базу для всестороннего развития физических качеств и двигательных навыков, формирует предпосылки для их многообразного развития. Необходимость в занятиях спортом определяется потребностями общества иметь специфические средства воспитания высоких психофизических способностей молодого специалиста. Деятельность в сфере спорта позволяет расширить круг общения молодежи, дает возможность сопереживания, эстетического и эмоционального восприятия, решения научных, педагогических, социальных и других задач в нестандартных ситуациях. Это особенно важно в условиях перехода на многоуровневую систему образования, когда студенты вовлечены в стремительный ритм современной жизни, что иногда неблагоприятно сказывается на их психофизических качествах. В процессе спортивной деятельности создаются реальные условия для саморазвития, самосовершенствования и саморегулирования, обеспечиваются условия для адекватного самопознания личностью студента значимых и социально приемлемых способов самореализации и самоутверждения средствами избранных видов спорта. Это дает молодому человеку возможность испытать радость и наслаждение от роста спортивных достижений, осуществления намеченных в самосовершенствовании целей. Все большее внимание уделяется идее конверсии технологий спортивной подготовки в интересах совершенствования методик физического воспитания студенческой молодежи [2 и др.]. Наиболее популярная форма функционирования физической культуры в нефизкультурных вузах - физическая рекреация. Она удовлетворяет потребности студентов в нерегламентированной двигательной деятельности, адекватной их субъективным потребностям и возможностям, содействуя при этом оптимальному функционированию их организма. Специфическая особенность физической рекреации заключена в легкодоступное™ физических упражнений и их комплексов, массовых видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха молодежи, получении долгосрочного эффекта от этого вида деятельности [6, 9, 14 и др.]. Основу содержания физической рекреации составляет деятельность по использованию физических упражнений для удовлетворения специфических биологических, эстетических и социальных потребностей студенческой молодежи с учетом их потребностей, мотивов и целей. Этот вид физической культуры отличается от других ее видов свободным выбором форм, содержания и продолжительности занятий, включением игр и развлечений с учетом возраста, пола, уровня подготовленности и работоспособности занимающихся. Одно из условий при занятиях рекреативными формами физической культуры - регулярный контроль и самоконтроль за самочувствием, планирование оптимального объема и интенсивности физической нагрузки, места и продолжительности, комфортности практических занятий. Специфическим видом физической культуры является физическая реабилитация. Понятие 'физическая реабилитация* было введено Ю.М. Николаевым и В.М. Выдриным в 1974 г. В последние годы утвердился термин "двигательная реабилитация", так как он более четко определяет специфику данного явления. Содержание двигательной реабилитации заключается в восстановлении или компенсации временно утраченных или сниженных физических способностей с применением адекватных физических упражнений. Все четыре вида физической культуры (см. схему) полностью охватывают весь контингент студенческой молодежи разнообразной физкультурной деятельностью, в которой проявляются их личностные особенности и ориентации. Физическая культура и ее виды проявляются как социальная сфера свободной самодеятельности, что является ведущим фактором формирования физической культуры молодого человека. Данная структура физической культуры нефизкультурных вузов характеризуется не только строением, но и взаимосвязями, которые имеют как координационный (взаимодействие на одном уровне), так и субординационный (подчиненный) характер. Причем каждый' из видов физической культуры направлен на решение конкретных задач посредством общих и специфических методов и форм организации физкультурной деятельности студенческой молодежи. Особенность ценностей технологий формирования видов физической культуры состоит в личностной мотивации и осознанности избранной физкультурной деятельности, где можно наиболее полно использовать принцип демократизации и гуманизации при совместной деятельности педагога и студента. Для повышения эффективности работы составляются программы, комплексы методических руководств и практических рекомендаций по методике неспециального физкультурного образования, спортивной рекреационной и реабилитационной деятельности студентов. Ценность этого подхода заключается в конкретной направленности технологий физкультурной деятельности на личность студента для удовлетворения его потребностей и мотивов в этом виде культуры. С учетом углубления задач гуманитаризации высшего образования и решения вопроса содержания и структуры общекультурной подготовки молодого специалиста в складывающейся многоуровневой системе высшего образования в общекультурный блок, состоящий из коммуникативного, культурологического, исторического, философского, экономического, социально-политического, психологического модулей, в достаточной мере значимым следует признать модуль физической культуры. Модуль физической культуры. Цель - формирование и развитие навыков физической культуры для гуманистически полноценного стиля и образа жизни молодежи. Специалист-интеллигент должен уметь средствами, методами и формами различных видов физической культуры поддерживать и укреплять здоровый психосоматический тонус своей жизнедеятельности. Средства обеспечения. На стратификационном уровне бакалавра физическая культура формируется и развивается через обязательные (включенные в расписание) занятия одним из видов физической культуры, а также через добровольное, самодеятельное участие в группах спортивного совершенствования, различных спортивных клубах и командах. Претендующие на степень магистра, владея основами и навыками физической культуры, занимаются в спортивных клубах, объединениях, командах и т.п. на самостоятельных началах. Следует заметить, что ценности рассматриваемых видов физической культуры и ее модуля выгодно отличаются от традиционного подхода в использовании физических упражнений для телесного развития студентов. Внедрение их в практику влечет за собой разработку оригинальных форм физкультурной активности с приоритетом культурообразующих и гуманизирующих функций физической культуры. Компонентный состав ценностей, приобретая конкретную форму и способ деятельности, постоянно обновляется, дополняется и совершенствуется. По мере накопления знаний повышается и уровень общей культуры студенческой молодежи, приобретая новое значение и смысл в условиях демократизации общества. Литература 1. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека. //Теор. и практ. физ. культ., 1991, № 7, с. 37-39. 2. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания для всех //Теор. и практ. физ. культ., 1993, №4, с. 21. 3. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 4, с. 2-8. 4. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза //Физ. культ.: воспит., образов, тренир., 1996, № 1, с. 27-32. 5. Выдрин В.М. Методологические проблемы теории физической культуры //Теор. и практ. физ. культ., 1984, Me б, с. 5, 6. Выдрин В.М. Теория физической культуры (культурологический аспект): Учебн. пос. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1988, 45 с. 7. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов: Учебн. пос. - Воронеж: ВГУ, 1991, 160с. 8. Выдрин В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование /Теор. и практ. физ. культ., 1995, N 5-6, с. 15-17. 9. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. - Л.: ВДКИФК, 1985, 132 с. 10. Лубышеаа Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов //Теор. и практ. физ. культ., 1993, N З.с. 19-21. 11. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации //Физ. культ.: воспит., образов., тренир., 1996, № 1, с. 11-17. 12. Николаев Ю.М. Физическая культура как составная часть социалистической культуры: Автореф. дисс. Л., 1976. 13. Пономарев Н.И. Еще раз о теории физической культуры //Теор. и практ. физ. культ., 1985, NB 6, с. 46-49. 14. Шитиков Г.Ф. Теоретико-методические особенности физической рекреации школьников /Актуальн. пробл. физ. культ, как учебн. дисципл. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1986, с. 59. Поступила в редакцию 14.05.96 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |