ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ


Abstract

MARKETING ASPECTS OF TOURISM'S DEVELOPMENT

LA. Kalinkin, professor
N.A. Shidyayev, professor
V.I. Zhodak, professor

V.M. Kriylova,
V.S.
Gladchenko,
S.V. Kotyashev,
M.A. Krasnov,
S.V. Мazonov,
E.Yu. Nikitin,
A.V. Pinayev,
E.V.
Sereda

All-russian scientific research Institute of physical culture Moscow state academy of physical culture, Malakhovka

Key words: marketing, tourism, recreation, economics, material and technical base, specialists.

The aim of this study was to elaborate the marketing conditions of the tourism's kinds and types of the recreational Institutions Intended tor the corresponding social-cultural and vital demands of different population groups. The obtained data of the pilot marketing Investigations had revealed the topicality of the specialized training tor the personnel working training tor the personnel working In the tourism's area.


МАРКЕТИНГОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

Профессора Л.Д. Калинкин, Н.Д. Шкляев, В.И. Жолдак;
В.М. Крылова, B.C. Гладченко, С.В. Котяшев, М.А. Краснов,
С.В. Мазонов, В.Ю. Никитин, Д.В. Пинаев, Е.В. Середа

Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры
Московская государственная академия физической культуры

Ключевые слова: маркетинг, туризм, отдых, рекреация, экономика, материально-техническая база, кадры.

В соответствии с Договором о сотрудничестве ВНИИФКа и МГАФКа от 10 октября 1991 г. в 1995 г. группа студентов, специализирующихся по спортивному менеджменту, была привлечена к комплексным маркетинговым исследованиям, результаты которых были оформлены в вида коллективного учебного проекта, а также в форме индивидуальных курсовых работ. Материалы исследований, проведенных при консультациях специалистов сектора научных проблем туризма ВНИИФКа, были доложены студентами на расширенном заседании в торжественной обстановке в зале заседаний Ученого совета ВНИИФКа, а затем обобщены. Работа студентов над учебным менеджмент-проектом способствовала повышению интереса к специальности, приобретению навыков самостоятельных полевых исследований и умений письменно и устно излагать специальные сведения, пользоваться графическими формами передачи информации.

Интерес к развитию туризма в стране неслучаен, поскольку учебный проект МГАФКа-ВНИИФКа осуществлялся в период подготовки Федеральной программы развития туризма в Российской Федерации в соответствии с решением Правительства РФ от 13 мая 1993 г. При разработке учебного проекта учитывались положения "Основ законодательства Российской Федерации о развитии физической культуры и спорта", официальные и нормативные документы, определяющие развитие туризма в стране, а также материалы Хартии туризма и Кодекса туриста, принятые в 1985 г. Всемирной туристской организацией.

Известно, что современная индустрия туризма представляет собой одну из наиболее доходных отраслей мирового хозяйства. На ее долю приходится около 10% мирового валового продукта, инвестиций, рабочих мест и мировых потребительских расходов. В 1994 г. зарегистрированы 528 млн туристских поездок и 321 млрд долларов поступлений. Среднегодовые темпы роста мировых поступлений от международного туризма за последние десять лег составляют 13%. По прогнозам ВТО к 2010 г. количество международных туристских поездок составит более 930 млн, а поступления от туризма достигнут 1,1 трлн долларов.

Отмечается, что Россия, несмотря на огромные возможности развития туризма, выглядит на мировом рынке туристских услуг более чем скромно: на ее долю по количеству прибытии туристов приходится менее 1,5% мирового туристского потока, что объясняется неразвитостью отечественного туристского рынка, отсталостью материально-технической базы, нехваткой квалифицированных кадров. За последние 6-7 лет международный туризм стал популярным в нашей стране, количество выезжающих за рубеж туристов выросло почти в пять раз. Однако выездной туризм не приносит (за малым числом турагентств) новых рабочих мест и миллиардных доходов. Развитие и подъем индустрии туристских услуг, туристского продукта в стране видятся в первую очередь в сфере внутреннего и въездного туризма, массового развития социального, спортивно-оздоровительного, рекреационного туризма.

Туристский продукт представляет собой совокупность сложных компонентов, в числе которых - имеющиеся в наличии природные ресурсы, культурные, архитектурные и исторические достопримечательности, технологические возможности, которые могут привлечь туриста и побудить его совершить путешествия; оборудование, средства размещения туристов, рестораны и закусочные, разнообразное оборудование для отдыха и занятий спортом; возможности передвижения, которые в определенной мере зависят от моды на различные виды транспорта, и др. В большинстве своем туристический продукт - это результат усилий многих предприятий или туристических ассоциаций.

Цели маркетинга туристического предприятия подразделяются на три класса: экономические, престижные и социальные. Экономические сводятся к максимизации прибыли в длительной перспективе, к привлечению новых сегментов клиентуры, улучшению сбыта, укреплению рыночной позиции по отношению к конкурентам. Престижные заключаются в повышении привлекательности и улучшении имиджа фирмы, региона или определенной местности, что обеспечит больший приток клиентуры. Социальные цели рассматриваются с точки зрения наличия продуктов-товаров и услуг, которые удовлетворяют население с невысоким доходом, стимулируют расширение местного ремесленного производства и малого бизнеса.

В соответствии с генеральной стратегией маркетинга цели туристских структур и программ включают следующее:

повышение надежности и рентабельности материально-технической базы туристских комплексов, транспортных парков, баз; улучшение оборудования и оснащения туристских баз и обеспечения рентабельности и их функционирования в "мертвые" сезоны; проведение гибкой политики цен в различные сезоны и в зависимости от реального спроса; повышение числа занятых мест в туристских комплексах; обеспечение оптимального соотношения между ценами и результатами туристских услуг и др.

Рис.1. Типологическая классификация учреждений отдыха и туризма

Рис. 2. Типы учреждений туризма

При маркетинговой практике непременно учитываются и оцениваются основные факторы, влияющие на экономику туристско-рекреационных комплексов (ТРК) и определяющие формирование и емкость, а также эффективность ТРК. Маркетинговые и конкретные социологические исследования, направленные на выявление тенденций перспективного развития туризма и рекреации жителей Москвы и Подмосковья, показали существенную зависимость ожидаемого предстоящего развития социального туризма и рекреации от многих основных и частных факторов. Для корректного осуществления маркетинговой деятельности необходимо четкое понимание и применение основных понятий, отражающих внепроизводственную сферу жизни людей. К ним относятся "отдых" - необходимый компонент совокупной жизнедеятельности социального организма, предназначенный для воспроизводства ресурсов, обеспечивающих существование, развитие и активное функционирование такого организма; "рекреация" - от латинского "восстановление" - система мероприятий и процесс возобновления жизненных сил и энергии человека, расходуемых в производственно-трудовой деятельности; "досуг" - часть социального свободного времени, расходуемого на удовлетворение культурных потребностей людей; "туризм" -добровольно совершаемые территориальные, экваториальные или воздушные перемещения продолжительностью более суток с познавательной, оздоровительной, спортивной или иной неутилитарной целью и при условии, что пребывание и деятельность во время туристского путешествия не оплачивается из местных финансовых источников в форме заработной платы; "туристская услуга" -деятельность предприятий, организаций, учреждений или граждан-предпринимателей по удовлетворению потребности людей в путешествиях, отдыхе и рекреации. Все эти виды свободного времяпрепровождения людей имеют общее важное условие - наличие соответствующей материально-технической базы, в первую очередь сооружений, помещений, учреждений, обеспечивающих отдых и восстановление сил туристов и иных рекреантов. Типологическая классификация учреждений отдыха и туризма (рис. 1) позволяет предопределить направленность, характер и содержание маркетинговых мероприятий, необходимых и оптимальных для привлечения клиентуры и реализации услуг в конкретных учреждениях отдыха, в частности на туристских базах, которые также имеют свои классификационные признаки (рис. 2). Разработка маркетинговых основ социально-экономического развития туристско-рекреационной системы столичной области на базе материалов специальных исследований позволила составить схему классификации видов отдыха (туризма) и типов рекреационных учреждений, предназначенных для удовлетворения соответствующих социокультур-ных и витальных потребностей различных групп населения (рис. 3).

Рис. 3. Туризм в системе социокультурной жизни общества

Основными задачами развития туристско-рекреационной отрасли в Московской области являются максимальное удовлетворение потребностей людей в услугах отрасли, сохранение и укрепление здоровья жителей столицы и Подмосковья, воспроизводство их трудоспособности, повышение культурно-познавательного уровня при одновременном обеспечении финансовых доходов и увеличении количества рабочих мест региона за счет функционирования туристских и рекреационных объектов и учреждений, увеличение объемов поступлений и прибыли на основе расширения номенклатуры услуг и регулирования цен.

Оптимальное социокультурное и социально-экономическое развитие туристско-рекреационной системы предполагает активное участие в развертывании и осуществлении деятельности этой системы высококвалифицированных профессионально подготовленных кадров туристских менеджеров, инструкторов, экскурсоводов. Создание, обновление и развитие материально-технической базы туристско-рекреационного назначения могут осуществляться более стремительными темпами при условии общей стабилизации экономики и общественной жизни страны.Туристско-рекреационная отрасль как высокорентабельная будет привлекать многочисленных инвесторов, крупные капиталы, но отсутствие кадров специалистов может существенно снизить эффективность отрасли. Проведенные пилотажные маркетинговые исследования с участием студентов специализации "спортивный менеджмент" выявили актуальность организации специализированной подготовки кадров для работы в сфере туризма.

Поступила в редакцию 15.03.96


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: