ИННОВАЦИ-
ОННЫЕ ПРОЕКТЫ



СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ СТРУКТУРАМИ

Кандидат педагогических наук, доцент В.Б. Карпенко
Московская государственная академия физической культуры

Ключевые слова: система управления, организационные структуры, социально-педагогические исследования.

Науку нередко рассматривают как систему знаний, как сферу общественной деятельности, включающую в себя различные компоненты: кадры с их знаниями, квалификацией, опытом; научные и учебные учреждения с их организационной структурой; определенные методы и методики научно-исследовательской работы (НИР); понятийный аппарат; систему научной информации и пр.

В течение последних лет стали развиваться направления, ставящие своей целью специальное изучение науки как целостной системы. И это не случайно, так как объем научных знаний в современном мире за каждые 10 лет удваивается и на сегодняшний день науке приходится решать целый ряд проблем, никогда ранее не поднимавшихся, в том числе объективные и количественные исследования двигательной активности человека в различных аспектах его деятельности. Разобраться в этом потоке информации, решить эти задачи и квалифицированно проектировать новые исследования можно только на основе определенных общих подходов и принципов, среди которых системный подходов играет важную роль.

Современный этап развития общества определяет необходимость существенного изменения технологии управления, поиска новых рациональных форм и методов организации научных исследований в области физической культуры и спорта. Модернизация управленческих технологий включает в себя гармоническое сочетание таких, на наш взгляд, основных компонентов системы управления в физкультурно-слортивной сфере региона, как: развитие инфраструктуры отрасли, ориентация на конечный результат (улучшение здоровья и физического развития, повышение работоспособности и т.п.), рационализация системы показателей здорового образа жизни, создание службы сбора информации с использованием автоматических систем управления (АСУ), снабженных большими базами данных, умелое использование экономических стимулов, модификация тестирования уровня подготовленности будущих специалистов отрасли, реализация модели подготовки научного потенциала в физкультурно-спортивной сфере, совершенствование работы службы научно-спортивной информации (НСИ), систематизация методов оценок эффективности научно-исследовательской деятельности (НИД), создание базы данных приоритетных направлений в спортивной науке.

- Социально-педагогические исследования проведенные на модели Республики Грузия, позволили построить блок-схему организационной структуры функционирования программно-управляемой системы (рис. 1, 2).



Рис. 1. "Дерево целей" социально-педагогических исследований в области физической культуры и спорта

Эффективность системы в значительной степени зависит от ее структуры, то есть от блоков, решающих функциональные задачи. В нашем примере их четыре, и реализуются они в виде совокупности программных модулей "дерева целей' (см. рис. 1 с примечанием), которое служит моделью социально-педагогических исследований в течение всего периода управления НИР в области физической культуры и спорта.

Практическая реализация указанных выше компонентов, доведенных до уровня информационно-поисковых систем на базе ЭВМ, поможет более эффективно решать сложные вопросы прогнозирования и планирования, выработать целую концепцию развития физической культуры и спорта в регионе.


Рис.2. Блок-схема организационной структуры программно-управляемой схемы

1. Совершенствование системы управления научными исследованиями в области физической культуры и спорта.

1.1. Изучение социально-педагогических аспектов развития физической культуры и спорта в республике.

1.1.1. Выявление уровня физкультурно-спортивной активности населения Республики Грузия.

1.1.1.1. Выявление интересов, потребностей, мотивов, связанных с физкультурно-спортивной деятельностью.

1.1.1.2. Оценочные суждения о деятельности физкультурно-спортивных кадров и спортивных учреждений.

1.1.1.3. Определение специфики и структуры физкультурно-спортивных предпочтений.

1.1.1.4. Обеспечение источниками информации, агитации и пропаганды фк и с.

1.1.1.5. Изучение степени информированности и отношения к физкультурно- оздоровительным кооперативам. 

1.1.2. Определение сферы физкультурно-спортивной деятельности учащихся школ и ПТУ г. Тбилиси.

1.1.2.1. Определение общей системы ценностных ориентаций, влияющих на здоровый образ жизни.

1.1.2.2. Изучение основных видов деятельности в структуре свободного времени.

1.1.2.3. Выявление форм занятий фк и с и формирование спортивных интересов.

1.1.2.4. Воздействие фк и с на выбор будущей профессии.

1.1.3. Изучение условий труда и быта спортивных работников.

1.1.3.1. Определение ценностных ориентации и реальных перспектив профессионального роста.

1.1.3.2. Изучение вопросов экономического стимулирования отдельных сторон трудовой деятельности.

1.1.3.3. Выявление факторов, лимитирующих трудовую деятельность.

1.2. Повышение эффективности подготовки специалистов по фк и с.

1.2.1. Систематизация структур подготовки физкультурно-спортивных кадров.

1.2.1.1. Классификация структур подготовки специалистов.

1.2.1.2. Определение основных функций подструктур.

1.2.2. Разработка и внедрение в практику Программы учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов.

1.2.3. Создание компьютерных технологий тестирования подготовленности будущих специалистов.

1.2.3.1. Определение теоретической программы тестирования по разделам учебной дисциплины.

1.2.3.2. Разработка многоуровневой модели тестирования.

1.3. Создание автоматической системы регулирования кадрового состава отрасли.

1.3.1. Модификация "АСУ кадры" Республиканского центра научно-медицинской информации для создания банка данных спортивных кадров региона (Республики Грузия).

1.3.2. Создание и поддержание в актуальном состоянии информационных фондов по научно-педагогическим кадрам.

1.4. Дальнейшее развитие спортивной науки и использование ее достижений в физкультурной практике.

1.4.1. Выявление степени информационного обеспечения специалистов отрасли.

1.4.1.1. Изучение видов научно-спортивной информации (НСИ) и каналов ее поступления.

1.4.1.2. Выявление потребностей в НСИ и мотивов, лимитирующих ее использование.

1.4.1.3. Определение интересов в приоритетных проблемах и направлениях НИР по фк и с.

1.4.1.4. Оценка работы службы НСИ.

1.4.2. Определение эффективности НИД в области фк и с.

1.4.2.1. Анализ публикационной активности сотрудников ГГИФК. 1.4.2.2. Разработка модели оценки показателя НИД.

1.4.3. Выявление основных направлений НИР согласно оперативному планированию.

1.4.3.1. Изучение материалов планирования НИР в системе Спорткомитета Грузии.

1.4.3.2. Анализ диссертаций, авторефератов грузинских ученых и публикаций ведомственного уровня.

1.4.3.3. Разработка приоритетных для региона проблем, направлений и тем НИР по фк и с.

Поступила в редакцию 28.02.95


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!