Abstract INFLUENCE OF TRAINING IN HYDROAEROBICS ON SWIMMING MOVEMENTS' MASTERING BY YOUNG WOMEN BBNG UNABLE TO SWIM V.A. Aikin, professor Siberian state academy of physical culture, Omsk Key words: hydroaerobics swimming movements, instructing, masterting, young women. The purpose of this study was to search the ways of the health improving training's in water optimization. 28 young women aged from 18 to 28 being unable to swim acted as subjects of the investigation. To form the skill of swimming we had selected 60 exercises of hydroaerobics. The complex of exercises in one session included 10 exercises, helping the instruction in swimming. When using the musical material, we took into consideration the tempo of a composition. The obtained results allow to conclude: 1. The elaborated and systematized means of hydroaerobics help to form the support reactions, needed for swimming movements' mastering. 2. The effective instructing of young women being unable to swim can be successful when hydroaerobics sessions performing.
|
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ГИДРОАЭРОБИКОЙ НА ОСВОЕНИЕ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ МОЛОДЫМИ ЖЕНЩИНАМИ, НЕ УМЕЮЩИМИ ПЛАВАТЬ Профессор В.А. Аикин, О.Б.
Галеева Ключевые слова: гидроаэробика, плавательные движения, инструктаж, молодые женщины. В последнее время существенно возрос интерес к различным оздоровительным видам физической культуры. Неуклонно растет популярность физической активности в воде. Скорее всего, это связано с увеличением времени досуга населения и с усилением внимания к здоровому образу жизни человека. Плавание - наиболее традиционная форма оздоровления. Общеизвестно его обширное влияние на функциональные системы организма. Плавание рекомендуется всем практически здоровым людям любого возраста без ограничения, а в ряде случаев оно может служить и лечебным средством. Однако регулярное проплывание одних и тех же "оздоровительных" дистанций - занятие не для всех интересное. Поэтому сейчас становятся популярными различные занятия физическими упражнениями в воде. К ним относятся ходьба и джоггинг в воде, силовая тренировка в воде, гидроаэробика, аквафит, аква-билдинг и др. Под гидроаэробикой мы понимаем выполнение различных упражнений в воде под музыку с элементами плавания, гимнастики, атлетизма, йоги, хореографии и акробатики. Основной задачей гидроаэробики является достижение оздоровительного эффекта у занимающихся, улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышение уровня развития физических качеств: выносливости, гибкости, силы и координации. Гидроаэробикой часто приходят заниматься люди, не умеющие плавать по самым разным причинам. Это и водобоязнь, и заниженная самооценка, и нежелание показаться смешным в сравнительно немолодом возрасте (В. В. Пыжов, П.И. Трофимишин, 1990). Эти факторы затрудняют процесс обучения плаванию по стандартной методике. Мы предположили, что разработанные в процессе исследований упражнения гидроаэробики будут способствовать эффективному обучению плаванию. Целью нашего исследования был поиск путей оптимизации оздоровительных занятий в воде, способствующих обучению плаванию. В задачу исследований входило изучение эффективности обучения плаванию в процессе занятий гидроаэробикой. Для решения поставленной задачи были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение литературы, анкетирование, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие 28 женщин в возрасте от 18 до 28 лет, не умеющих плавать. Занятия проводились 3 раза в неделю по 45 мин в период с марта по май 1995 года. Среди неумеющих нами было проведено анкетирование, анализ которого показал, что все они уже когда-то ходили в бассейн или обучались где-то плавать, но не научились. Кроме того, у 7% из них наблюдались явные признаки водобоязни. Они были уверены, что уже не смогут освоить спортивные способы и поэтому не хотели обучаться. Все испытуемые были разбиты на две группы, по 14 человек в каждой, и занимались в течение 25 занятий следующим образом: контрольная группа обучалась плавать по стандартной методике (Н.Ж. Булгакова, 1989), экспериментальная занималась гидроаэробикой по разработанной нами программе. В этой группе мы умышленно умолчали о задаче обучения плаванию. Чтобы сформировать у занимающихся навык плавания, нами из числа упражнений гидроаэробики было выделено 60 (по 15 упражнений для каждого способа плавания) (рис. 1-4). Каждое упражнение имеет образное название, что позволяет не тратить времени на повторное объяснение. В обычный комплекс гидроаэробики, который длится 45 мин и состоит из 45-50 упражнений, мы включили по 10 упражнений, способствующих обучению плаванию. Они повторяются под музыку от 12 до 36 раз в зависимости от сложности. При выборе музыкального материала мы учитывали темп произведения. Для упражнений на расслабление и растягивание использовалась музыка, звучащая в темпе 40-60 ударов в минуту (медленный темп). Для упражнений на мышцы спины, пле чевого пояса и ног - 60-80 ударов в минуту (средний темп). Для беговых, прыжковых и тан цевальных упражнений - 80-100 уда ров в минуту (быс трый темп). На первых пяти занятиях (1-5-е) в комплекс гидроаэро бики мы включили упражнения с опо рой о стенки или дно бассейна. Зани мающиеся их легко выполняли, так как для этого не требо валось опускать лицо в воду. На следующих пяти занятиях (6-10- е) выполнялись уп ражнения у бортика, прыжки с различной работой рук и ног. При разучивании упражнения выпо лнялись с произ вольным дыханием, а затем в согласовании с дыханием. Начиная с 11-го занятия нами пред лагались упражнения с плавательной до ской, упражнения в парах. На 11-м занятии все испытуемые начали проплывать 15 м способом, когда ноги работают кролем, а руки брассом. На последующих пяти занятиях (16-20-е) выполнялись такие упражнения, как "плавание в облегченных условиях" с постановкой руки на дно, с поддержкой партнера. С 20-го занятия предлагалось проплывать 15 м спортивными способами в облегченных и обычных условиях. Анализ результатов нашего эксперимента показал следующее: после периода обучения исходный уровень плавательной подготовленности изменился и в контрольной и в экспериментальной группах, в то время как до эксперимента он был одинаков. По окончании программы обучения женщины контрольной группы проплывали 10 м двумя спортивными способами плавания. Однако испытуемые с признаками водобоязни не освоили программы и плавали с поддерживающими средствами, держась одной рукой за бортик бассейна. Женщины экспериментальной группы по сравнению с контрольной все проплыли 15 м двумя способами по выбору (брасс, кроль на груди или на спине). На наш взгляд, такой эффект обучения плаванию стал возможен по следующим причинам: 1. Упражнения гидроаэробики выполнялись на высоком эмоциональном уровне (занятия проводились под музыку), что позволило снять психогенную напряженность - одну из главных причин водобоязни. 2. В сравнении с общепринятой методикой нами использовался нетрадиционный комплекс упражнений, направленный прежде всего на формирование опорных реакций, необходимых для обучения плаванию. Эти упражнения характеризовались большим разнообразием траекторий. движений, выполняемых в различных плоскостях и с различными углами атаки. Остановимся подробнее на каждом из предложенных упражнений (табл. 1-4). Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1. Разработанные и систематизированные нами средства гидроаэробики способствуют формированию опорных реакций, необходимых для обучения плаванию. 2. В процессе занятий гидроаэробикой возможно эффективное обучение неумеющих плгаать. Рис 1. Упражнения гидроаэробики для обучения технике плавания способом "дельфин" (глубина бассейна 0,7 - 1,0 м) Таблица 1. Упражнения гидроаэробики для обучения технике способа "дельфин"
На рис. 1 и в табл. 1 даны упражнения гидроаэробики, способствующие обучению плаванию способом "дельфин- (глубина бассейна 0,7-1,0 м). Рис. 2. Упражнения гидроаэробики для обучения технике плавания способом кроль на спине (глубина бассейна 0,7 - 1,0 м) Таблица 2. Упражнения гидроаэробики для обучения технике способа кроль на спине
На рис. 2 и в табл. 2 приведены упражнения гидроаэробики, способствующие обучению плаванию способом на спине (глубина бассейна 0,7-1,0 м). Рис. 3 Упражнения гидроаэробики для обучения технике плавания способом брасс (глубина бассейна 0,7 - 1,0 м) Таблица 3. Упражнения гидроаэробики для обучения технике способа брасс
На рис. 3 и в табл. 3 даны упражнения гидроаэробики, способствующие обучению плаванию способом брасс (глубина бассейна 0,7-1,0 м). Рис. 4. Упражнения гидроаэробики для обучения технике плавания способом кроль на груди (глубина бассейна 0,7 - 1,0 м) Таблица 4. Упражнения гидроаэробики для обучения технике кроля на груди
На рис. 4 и в табл. 4 даны упражнения гидроаэробики, способствующие обучению плаванию способом кроль на груди (глубина бассейна 0,7-1,0 м). Поступила в редакцию 21.02.97 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |